Привет, Хабр! Меня зовут Ксения Ершова. Я работаю младшим UX-проектировщиком в Selectel. Помимо проектирования интерфейсов и исследования пользовательского опыта, я регулярно посещаю митапы, слушаю доклады, читаю статьи — и иногда ловлю себя на мысли: «Зачем я трачу на это время?». Обычно лейтмотив интересующих меня тем это менеджмент, UX, soft skills или созидание чего-либо. Уверена, вы тоже не раз сталкивались с такими материалами — и замечали, как часто они повторяют друг друга, не неся за собой ничего нового и полезного.

Моя статья — попытка разобраться, почему некоторые доклады не оставляют следа в памяти слушателей, а также поиск ответа, что можно с этим сделать. Она будет полезна, как для людей, выступающих на конференциях, так и для создателей любого другого контента.

Дисклеймер

Это мнение основано на моем опыте и на разговорах с коллегами по цеху. У вас может быть другой взгляд — и это здорово. Если не согласны, давайте обсудим в комментариях!

Те самые доклады на каждом митапе

Взаимодействие в команде

Типичный сюжет: «У нас были проблемы, кто-то кого-то не слушал, мы поговорили — стало лучше». 

Плюсы

Минусы

1. Живой разбор конфликтной ситуации.

1. Очень контекстно. Причины конфликтов в командах бывают разными, универсальных решений нет — опыт сложно переиспользовать в своей ситуации.

2. Непонятно, какую проблему решили. Обычно на митапах рассказывают что-то вроде: «Мы провели несколько встреч». Но обсуждаемые вопросы, роли, которые были задействованы, ход процесса остается за кадром.

Чтобы сделать доклад полезнее, можно рассказать про уже существующие и зарекомендовавшие себя модели командных ролей. Например, модель Белбина, где роли участников команды делятся на три группы:

Модель Белбина.
Модель Белбина.

Существуют и другие подходы к типированию людей в команде. Например, концепция DISC, которая позволяет лучше раскрыть поведенческий стиль собеседника после ряда вопросов. Подробнее об этой концепции вы можете прочитать в Академии Selectel.

Если вы понимаете, какие роли преобладают у коллеги или клиента, сможете выстроить более точную коммуникацию — и увеличить шансы прийти к комфортному и продуктивному результату для обеих сторон.

Такой подход превращает абстрактное «Мы поговорили — стало лучше» в инструмент, который можно протестировать и применить в своей команде.

Стагнация в карьере

Доклад звучит от лица эксперта, но не факт, что спикер сам прошел через описываемое. Обычно набор тезисов выглядит так: «Вы устали? Вас не повышают? Делаете задачи, но не растете?»

А дальше — дежурный список: поговорите с руководителем, покажите достижения или переходите в другую компанию.

Плюсы

Минусы

1. Почти каждый сталкивается с такой ситуацией. Это откликается.

1. План действий очевиден и описан много раз.

2. Нет нового взгляда или опыта.

Такие доклады часто напоминают ситуацию, когда тебе плохо, а тебе просто кидают ссылку на статью «5 способов стать счастливым». Ты читаешь, вроде все логично, даже с чем-то соглашаешься…А потом закрываешь текст — и остаешься там же.

Потому что в такие моменты не нужен список шагов. Нужен человек, который не обесценит, не станет поучать, а просто задаст честные вопросы:

  • А чего ты на самом деле хочешь?

  • Что ты сейчас чувствуешь?

  • Есть ли какие-то варианты развития событий?

Чтобы доклад о стагнации действительно был полезным, важно делиться не инструкцией, а опытом. Расскажите, как вы поняли, что застряли. Поделитесь лайфхаками, что помогло отличить временный спад от настоящего выгорания. Дайте реальные кейсы, как говорить с руководителем не с позиции «просящего», а партнерства. Вспомните, что именно на встрече с лидом вы обсудили.

Такие доклады не дают волшебную таблетку, но помогают слушателю переосмыслить свою ситуацию. И это уже не проходной контент — это поддержка.

Сравнение

В докладах-сравнениях применяется прием аналогии. Например: «Пользователи как компоненты дизайн-системы» или «Продуктовые менеджеры — как метрики продукта» и дальше идет описание каждого «типа».

Плюсы

Минусы

1. Забавно. Запоминается.

2. Может помочь целевой аудитории понять принцип обобщения. 

1. Такое сравнение редко применимо на практике и работает как развлекательная часть.

Вместо метафорических сегментов, которые мало где применимы, лучше рассказать про структурированные методики сегментирования целевой аудитории. Например, про методику 5W Шеррингтона. Она помогает структурно разбить аудиторию на сегменты с помощью пяти простых вопросов.

Методика 5W.
Методика 5W.

Этот подход можно использовать и для подбора темы доклада. Так вы сможете предположить, какая у вас будет целевая аудитория и о чем бы им хотелось узнать из вашего выступления.

Да, такие доклады окажутся более серьезными, но зато информация из них применима и в B2C-, и в B2B-сегментах, и не требует «перевода» с юмористического языка на рабочий.

Эксперимент / исследование

Обычно это пересказ процесса UX-исследования: «У нас была гипотеза. Мы провели исследование. Получили выводы. Все». И ты вроде слушал, но применить в своей работе нечего.

Плюсы

Минусы

1. Может быть полезно тем, кто никогда не проводил исследования: они узнают, как построен процесс, какие методики используются, как применить результат.

2. Иногда дает моральную поддержку и чувство, что ты не один. Допустим, когда оказывается, что у конкурента число респондентов не сильно отличается от вашего.

1. Нет переиспользуемых выводов. Слишком узкий контекст, чтобы применить чужой опыт «из коробки»: эксперименты построены на гипотезах, которые, в свою очередь, выдвинуты относительного конкретного продукта с конкретной ЦА.

2. Часто звучит как формальный отчет: «Вот что мы сделали и вот какой результат». Такой формат подойдет больше для внутреннего выступления в компании, чтобы держать коллег в курсе.

Предлагаю вам рассказать о том, что вас удивило. Например:

  • Какие неожиданные паттерны поведения заметили.

  • Что заставило по-новому взглянуть на продукт или пользователя.

  • Почему результат оказался не тем, что вы ждали — и что это изменило.

На конференции WUD:ITMO проектировщик интерфейсов Selectel Наташа Бажан рассказывала об исследовании и проектировании настройки nginx-dpdk. Задача технически сложная, и требовала выйти за рамки привычных методов.

Один из походов — мемес-ресерч: анализ шуток в техническом сообществе. Если тема вызывает иронию — значит, есть боль. Через мемы удалось обнаружить реальные фрустрации админов.

Чтобы понять, какие инструменты используют в проде крупные компании, Наташа предложила искать статьи по триггерным фразам вроде «уронил прод», «нет бэкапа — жди факапа», «теперь у нас есть файрвол». В таких статьях чаще всего косвенно упоминается и используемый софт.

В результате проведенного исследования выявился дополнительный сценарий использования ПО: «не нужно админа спрашивать — сделай сам, но дай возможность откорректировать». Пример ситуации: админ запустил процесс и пошел пить чай, а когда вернулся, увидел, что процесс не запущен: оказывается, в консоли повисло неотвеченное подтверждение.

Такие истории — не о правильности, а о наблюдательности, гибкости и критическом подходе к каждому решению. Именно это делает исследование по-настоящему полезным не только внутри команды, но и за ее пределами.

Какой запрос на UX-доклады

Предложу несколько идей того, о чем интересно слушать.

Новое

Готовое к применению

Уникальное

Вспомните, что вы недавно внедрили в работу и показало эффективность. Новый взгляд, новая методика, новое объяснение. Не обязательно говорить про технологии будущего — стоит рассказать о том, что расширит кругозор слушателя.

Слушателям понравится, если вы расскажете о решении, которое можно использовать сразу после прослушивания доклада.

Поделитесь авторским подходом к кейсу или неожиданным результатом. Когда все делали по гайду, а вы сделали наоборот, и метрики взлетели. Такие кейсы вдохновляют.

30+ бесплатных курсов на IT-темы в Академии Selectel

Для начинающих и опытных специалистов.

Изучить →

Руководство по подготовке хорошего доклада

Тема

Это самое важное. Именно тема определяет, будут ли вас слушать или в это время кто-то будет смотреть мемчики. Выбор зависит от ваших целей, аудитории и кейса.

Чтобы понять, с какими проблемами сталкивается ваша целевая аудитория, придется включить внутреннего шпиона. Загляните в профессиональные чаты и форумы или спросите у коллег, где они черпают профильный контент. На помощь придут видео, статьи, форумы или даже разговоры за обедом. Цель, как всегда, — найти боль пользователя и попробовать ее решить.

После того, как собралось несколько тем, подумайте, как бы вы могли каждую раскрыть. Что вам самому в ней интересно? Где у вас есть личный опыт? Что может удивить, зацепить?

Теперь необходимо происследовать, к чему потянется слушатель. Придумайте броские названия — и проверьте их на коллегах. Какой заголовок заставит их сказать: «О, я бы послушал»? Именно такую тему и стоит брать в работу.

Содержание

Определились с темой — теперь собираем материал. Правила простые:

  • минималистичная презентация. Никакой стены текста. Только опорные тезисы, схемы и визуал;

  • чистый разговорный текст. Без лишнего официоза; 

  • не стоит гнаться за временем. Для лучшего усваивания информации публикой нужно делать паузы в повествовании. После очередного блока можно задать вопрос залу, на который ответом будет кивок. А если вы боитесь не успеть все рассказать, то может стоит вынести какую-то часть на слайд или вовсе убрать из доклада;

  • юмор — по вкусу. Шутки оживляют рассказ и делают вас ближе к аудитории. Только следите, чтобы не скатиться в стендап.

Важно помнить: хороший доклад — это как интерфейс. Нужно сделать его простым, логичным и привлекательным для слушателя, не забывая про UI и UX.

Прогон

Репетиция — необязательный, но очень важный шаг. Она поможет:

  • уложиться в тайминг;

  • отшлифовать подачу;

  • найти слабые места — где скучно, где непонятно и где хочется добавить примеров.

Можно репетировать перед зеркалом, с друзьями или даже записать себя на видео — и пересмотреть. Если вы рассказываете про что-то прикладное, для прогона можете пригласить членов семьи. Так вы сможете выявить слабые места в вашем докладе, которые важно раскрыть подробнее. 

Заключение

Проходной доклад — это когда ты не помнишь, о чем он был, хотя смотрел его 30 минут назад. Хороший доклад — это когда хочется сохранить в закладки, обсудить услышанное с командой и попробовать применить в работе.

Чтобы не подготовить проходной доклад, спросите себя: «Что нового я говорю? Как это можно применить? Почему об этом важно рассказать?»

Спасибо за ваше время! Буду рада, если поделитесь своим опытом посещения митапов и докладов, которые вам больше всего запомнились.

Комментарии (0)