Источник: NASA
Строительство американской сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System, или SLS, на три года выбилось из графика и на 33% превышает запланированный ранее бюджет. Это следует из отчёта генерального инспектора NASA. Программа SLS оказалась настолько дорогой, что агентству придётся сообщить Конгрессу США о бюджетных перерасходах, заявляет инспектор.
SLS необходима для программы NASA «Артемида», в ходе которой астронавты должны отправиться на Луну. Ракета, по планам, будет мощнейшей в мире. Она сможет доставить на околоземную орбиту более 90 тонн полезной нагрузки. Из-за важности проекта генеральный инспектор NASA провёл аудит контрактов программы SLS, которые подписаны с Boeing, Aerojet Rocketdyne и Northrop Grumman. Boeing разрабатывает основную ступень ракеты, Aerojet Rocketdyne строит двигатели, а Northrop занимается ускорителями. Как выяснилось в ходе проверки, все подрядчики столкнулись с проблемами при выполнении своей части контракта. Это привело к росту расходов и отставанию от графика.
Как пишет журнал Space.com, фактические затраты на разработку программы SLS выросли по меньшей мере на 33%. В отчёте указано, что к декабрю 2019 года общая стоимость программы SLS составила $14,8 млрд. При этом, как указывает генеральный инспектор, эта цифра может вырасти до 43%, поскольку отставание от графика продолжается.
NASA должно было впервые испытать ракету в 2017 году. Однако компания Boeing, которая занималась сборкой основной части ракеты, закончила эту работу только в начале 2020 года. Также NASA планировало пробный запуск SLS без экипажа в ноябре 2020 года, но вынуждено было отложить полёт до 2021 года. Из-за срывов сроков к концу 2020 финансового года NASA рискует потратить на SLS более $17 млрд, из них $6 млрд «нигде не отслеживаются и не регистрируются», говорится в отчете. Если первый запуск ракеты состоится в 2021 году, то стоимость программы к тому времени может, по мнению инспектора, вырасти до $18,3 млрд. Программа SLS целиком вместе с капсулой экипажа «Орион», которая необходима для транспортировки людей, и наземными навигационными системами, к 2024 году обойдется в $50 млрд. При этом в 2014 году NASA обещало Конгрессу уложиться в $10,8 млрд.
По словам генерального инспектора, основная проблема программы в том, что выполнение контрактов на строительство SLS проходит с трудностями. Как указано в отчёте, основные неполадки, связанные с производством, «обусловлены, по большей части, низкой производительностью Boeing» — главным подрядчиком NASA по проектированию, разработке, тестированию и производству основного этапа SLS. В частности, в отчёте выделяются проблемы с разработкой программного обеспечения Boeing. Также инспектор указывает на технические проблемы, связанные с разработкой блока контроллера двигателя ракеты, которые в отчете приписываются как Northrop Grumman, так и Aerojet Rocketdyne.
«Тем не менее, — говорится в отчёте, — NASA может повысить эффективность программы, если извлечёт уроки из текущей фазы разработки».
В отчете генеральный инспектор рекомендует предпринять несколько шагов. Во-первых, он настаивает, что агентство обязано доложить Конгрессу США о том, что программа SLS выбилась из бюджета как минимум на 30%. Также он советует NASA добиться большей прозрачности в оценках затрат на программу SLS и другие программы полета человека в космос, а также создать модель учета вложенных средств, которая будет отдельно оценивать каждый завершённый шаг программы, чтобы упростить отслеживание потраченных средств и производительность, а также учитывать вознаграждение для подрядчиков.
«Руководство NASA рассмотрит результаты этих оценок, а затем проведет перенастройку программы SLS. NASA сообщит результаты аудита Конгрессу и выполнит все требования, указанные в отчёте», — приводит Space.com ответ руководителей агентства.
В заявлении Boeing относительно отчета генерального инспектора также признаются трудности с реализацией условий контракта, но в компании отмечают также успехи в разработках, которые окупятся в будущих сборках SLS.
В заключение генеральный инспектор признал, что «добиться прозрачности от программы SLS будет непросто, так как NASA не отслеживает все расходы и не сообщает о них официально». Кроме того, авторы отчета отмечают, что NASA «продолжает бороться за управление затратами и графиком выполнения программ SLS», что инспектор связывает с «проблемами в реализации программы, с техническими проблемами и эффективностью работы подрядчиков».
Ранее президент США Дональд Трамп попросил увеличить бюджет NASA на будущий год на 12%, чтобы космическое агентство успело отправить человека на Луну к 2024 году. Предложения администрации по бюджету предусматривают выделение NASA на 2021 финансовый год $25,2 млрд. Почти половина из этой суммы ($12,3 млрд) должна пойти на финансирований программы «Артемида».
Andriy1218
Новости про раздутие бюджета и сроков SLS появляются каждые несколько месяцев.
Так что остается привести типичную расшифровку SLS — Senate Lunch System.
striver
Как говорит Зубрин — СЛС про рабочие места, а не покорение космоса.
Andriy1218
Ну это понятно. Но ладно бы еще если этим инженерам давали денег, а они игрались с какими-то новыми идеями и вдруг что-то достойное разработали. Так нет, практически все эти деньги идут на то, чтобы возродить технологии 20-40 летней давности и на попытки их интегрировать между собою.
striver
Немаловажно, когда есть определенный застой, — сохранить кадры. Но, если сильно затянуть, то потом только напалмом можно будет что-то решить… нужен баланс.
Andriy1218
Ну застой как раз и заключается в том, что NASA тратит миллиарды на ракету, которая была устаревшей и бесперспективной еще при ее проектирование. А за время ее разработки, стоимость и длительность разработки выросли в несколько раз. Я уже молчу о том, что 10 лет тому пришли SpaceX и за это время сильно разворошили всю ракетную промышленность.
Как по мне, то NASA нужно сконцентрироваться чисто на научных задачах и полностью отказаться от собственных разработок ракет. Как они уже в принципе сделали с доставкой грузов и людей на МКС — Commercial Resupply Services уже восемь лет успешно осуществляется, Commercial Crew Program уже на последних этапах.
striver
Ну, у США, после Шаттлов относительный застой. Что-то лучше, а что-то хуже. Ничего нового, от взлетов к падению, главное на низах не сильно погрузиться в пучину. Да, СЛС — это огромная печаль, но они никак не могут от неё отказаться. Если это сделают, на полпути, то им скажут, а чем вы думали ранее? То есть, на этом фоне могут бюджет еще сильнее уменьшить. А администрация меняется, цели тоже. Так что… делают, как могут. И да, частники — хорошое решение. Главное, чтобы они не сильно выделялись, ибо НАСА могут задать вопрос — за что вы деньги получаете. Вот и балансируют. Но и не нужно забывать о влиянии Боинга и Локхида на отрасль.