The New York Times выпустило материал, посвященный методам слежки за населением со стороны правительств разных стран в условиях распространения эпидемии коронавируса. Авторы материала считают, что по мере усиления наблюдения уровень личной конфиденциальности резко падает, а отслеживание активности населения может открыть двери для других форм правительственного вмешательства в будущем.
Так, в Южной Корее правительственные учреждения используют записи с камер наблюдения, данные о местонахождении смартфонов и записи о покупке с кредитных карт, чтобы помочь отследить перемещения пациентов с коронавирусом.
В итальянской Ломбардии власти анализируют данные о местонахождении, передаваемые с мобильных телефонов граждан, чтобы определить, сколько людей соблюдает правительственный приказ о карантине, и определить расстояния, на которые они перемещаются каждый день. Около 40% отслеживаемых передвигаются «слишком много».
В Израиле агентство внутренней безопасности страны готово начать использовать кэш данных о местонахождении пользователя, получаемый с мобильных телефонов. Изначально эту меру предполагалась использовать при проведении контртеррористических операций, но теперь ее хотят внедрить для выявления граждан, которые могли быть подвержены воздействию вируса.
Журналисты отмечают, что, в то время как страны во всем мире стремятся сдержать пандемию, многие из них так или иначе используют цифровое наблюдение в качестве средства обеспечения социального контроля.
Эксперты по гражданским свободам сравнивают ситуацию с положением, которое сложилось после терактов 11 сентября 2001 года в США. По их словам, спустя почти два десятилетия правоохранительные органы имеют доступ к более мощным системам наблюдения, в том числе детальному отслеживанию местоположения и распознаванию лиц. В дальнейшем их могут использовать при решении уже политических задач, таких как антииммиграционная политика. Эксперты предупреждают, что у общественности практически нет возможности оспорить эти действия.
Альберт Фокс Кан, исполнительный директор компании Surveillance Technology, в качестве примера указал на закон, принятый штатом Нью-Йорк в этом месяце, который наделяет губернатора неограниченными полномочиями в условиях ЧП, в том числе позволяет ему издавать директивы реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут отменять любые местные нормативные акты.
Мила Романофф, руководитель отдела данных и управления в Организации Объединенных Наций «Глобальный пульс», считает, что должна заработать структура, которая позволила бы компаниям и государственным органам сотрудничать, чтобы снизить риск того, что усилия по эпиднадзору нарушат право на конфиденциальность людей.
Пока же чиновники действуют на свое усмотрение. В Китае правительство требует от граждан использовать программное обеспечение для смартфонов, которое автоматически классифицирует каждого человека с помощью цветового кода — красного, желтого или зеленого — указывающего на риск заражения. ПО определяет, кого следует поместить на карантин, но чиновники так и не объяснили, как система принимает такие решения.
В Сингапуре министерство здравоохранения разместило в Интернете информацию о каждом пациенте с коронавирусом с подробностями, в том числе об отношениях с другими пациентами. «Случай 219 — это 30-летний мужчина», — говорится в одной из записей, — «Находится в изоляторе больницы общего профиля Сэнкан и является членом семьи по случаю 236».
Кроме того, Сингапур представил приложение для смартфонов, которое поможет найти людей, подверженных воздействию вируса. Приложение под названием TraceTogether использует сигналы Bluetooth для обнаружения соседних мобильных телефонов. Если впоследствии пользователь получит положительный результат на вирус, органы здравоохранения могут проверить журналы данных из приложения, чтобы найти людей, которые встречались ему на пути.
В Соединенных Штатах Белый дом провел переговоры с Google, Facebook и другими техническими компаниями о возможном использовании агрегированных данных о местонахождении, полученных с мобильных телефонов американцев, для общественного надзора за вирусом. Несколько членов Конгресса впоследствии написали письмо, призывающее президента Трампа и вице-президента Майка Пенса защитить любые связанные с вирусом данные, которые компании собирают у американцев.
Между тем в Нью-Йорке мэр Билл де Блазио опубликовал в Twitter подробности об адвокате в округе Вестчестер, который был вторым человеком в штате с положительным результатом на вирус. Мэр указал название юридической фирмы пациента и названия школ, в которых обучались двое его детей.
Несколько часов спустя The New York Post идентифицировал адвоката по имени и вскоре назвал его «нулевым пациентом» во время вспышки коронавируса в Нью-Рошеле. Супруга этого в открытом письме на Facebook обратилась к общественности: «Мы бы предпочли, чтобы все это оставалось конфиденциальным. Но поскольку это уже не так, я хотела, по крайней мере, поделиться некоторыми истинами и развеять страхи людей». По ее словам, семья самоизолировалась от общества и принимает другие меры.
В Глобальном подразделении ВОЗ по профилактике и контролю инфекций считают, что сингапурская практика, когда вернувшийся из-за рубежа должен через службу определения местоположения на смартфоне уведомлять о пребывании в изоляции, является правильной. По словам сотрудников подразделения, это позволяет отследить большинство случаев COVID-19 среди международных путешественников или тех, кто контактировал с ними.
См. также:
darkAlert
Ужас