В начале 2020 года МТС первым из российских операторов запустил сотовую связь в Антарктиде. Чтобы добраться до ледяного континента, специалисты компании прошли обучение для моряков и выдержали жесткую медкомиссию, а затем были включены в состав 65-й Российско-Антарктической экспедиции. Дальше был самолет до Кейптауна, оттуда 10 дней на судне и вертолет до станции «Прогресс». Как проходило это увлекательно путешествие и что за оборудование установили в Антарктиде — рассказывает один из участников экспедиции – старший инженер МТС Роман Левин.



Проект задумывался в апреле 2019 года. Тогда в МТС обратилось руководство Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) в Санкт-Петербурге с просьбой построить сеть сотовой связи в Антарктиде — до этого на Южном полюсе не было российских операторов. В первую очередь, сеть была нужна для наших полярников, которые приезжают на сезонные работы и зимуют на станции. 

Когда возник вопрос реализации проекта, поучаствовать в нем предложили моему коллеге Алексею Верховскому и мне, так как у нас был большой опыт строительства базовых станций. Мы подключились к проекту в июле. Пока коллеги из Москвы занимались различными согласованиями, проработкой юридических вопросов, мы уже потихоньку начинали двигаться к реализации технических моментов: подбору инструментов и снаряжения. 



Фото – Алексей Верховский

Самое сложное в этом проекте — момент подготовки. Ведь построить станцию мы должны были в Антарктиде, то есть в том месте, где мы заранее не могли провести ни обследования, ни замеры, ничего. У нас на руках была только информация, предоставленная сотрудниками Института Арктики и Антарктики, а также Российской Антарктической экспедицией. Надо было заранее все просчитать и учесть все моменты, потому что во время монтажа мы уже будем отрезаны от Большой Земли. Если что-то забудем, то взять это уже будет неоткуда.  Именно поэтому в подготовке участвовало много сотрудников из разных регионов по разным направлениям. 



Фото – Алексей Верховский

По условиям Института Арктики и Антарктики, мы должны были быть включены в состав 65-й Российской Антарктической экспедиции. Нам пришлось проходить какое-то минимальное обучение для плавсостава, так как часть пути, от Кейптауна до станции «Прогресс», мы должны были пройти на научно-экспедиционном судне «Академик Трешников». Подготовка заняла некоторое время: курсы, получение сертификата, устройство в Институт, достаточно жесткая медкомиссия. И только после всего этого мы смогли отправиться в Антарктиду. 



Фото – Роман Левин

До Кейптауна мы добирались самолетом и уже там присоединились к экспедиции. Дальше на судне около 9-10 дней мы шли до станции «Прогресс». В начале декабря мы уже были в Антарктиде. Два дня ждали на корабле, когда нас доставят на станцию вертолетом. Потом еще дня два ждали, когда доставят наш контейнер с оборудованием.

Из этого первого этапа много всего запомнилось и впечатлило: десять дней на открытой воде, первые айсберги, пингвины, которые по-хозяйски ходили по территории.



Фото – Роман Левин

Сама станция «Прогресс» расположена в оазисе, который не покрыт снегом. Там очень красивый скалистый рельеф. Я бы с удовольствием еще раз увидел эти космические пейзажи.



Фото – Алексей Верховский

Рядом с нашей станцией находится китайская полярная станция, на которой есть местная сотовая, но по ценам международного роуминга. Много не наговоришь. А сотрудники Российской Антарктической экспедиции очень активно используют сотовую связь не только для того, чтобы звонить домой на Большую землю, но и по работе. Например, очень важно, чтобы аэродром был «засвечен» связью. Это гораздо удобнее, чем УКВ-радиосвязь. 

До установки вышек связи на станции была организована IP-телефония через спутниковый канал. Полярники могли со станции бесплатно позвонить в Санкт-Петербург на прямые городские номера. В другие города звонки были платными. И, соответственно, там был и есть интернет с низкой скоростью, можно пользоваться WhatsApp’ом и другими мессенджерами. То есть до появления сотовой связи было только два вида связи с Большой землей.

Монтаж

Работали мы очень активно. Времени не было. Оборудование стандартное. Единственное отличие при монтаже в том, что нам надо было максимально поместить все оборудование в защищенные места из-за суровых климатических условий в зимний период, то есть низких температур и очень сильных штормовых ветров. Поэтому мы исходили из расчета, что наверху, снаружи, должны быть только антенны и кабели. Также мы исключили весь пластиковый крепеж на улице, так как под воздействием ультрафиолета и очень сухого воздуха пластик и нейлон очень быстро разрушаются.



Фото – Алексей Верховский

На станции была аппаратная контейнерного типа. И существующая мачта, на которой были размещены антенны УКВ-радиосвязи. На эту мачту мы и поставили антенны. Подвели фидерные кабели. А все остальное оборудование было установлено в контейнере, который находится под мачтой. Там расположена двухсекторная базовая станция, радиоблоки. Сама базовая станция запитана от существующего распределительного щита. Контейнер утепленный, там есть и температурный режим. 



Фото – Алексей Верховский

По электричеству: все запитано от дизельной электростанции, перебоев практически нет, только если какие-то технологические сервисы. При нас такое случалось, отключали. При этом нам говорили, что отключение будет около 5 минут, то есть это был заранее известный факт, об этом объявляли по громкой связи. Но по факту отключение было меньше минуты. На такой случай у нас все продумано — станция может проработать на ИБП несколько часов без электроэнергии. Но здесь, думаю, вряд ли будут такие форс-мажоры, так как сама дизельная станция тоже вся зарезервирована.

Для связи использовался стандарт GSM, диапазон 900 мегагерц. В силу того, что спутниковый канал был ограничен скоростью 512 Кбит/с, разворачивать интернет не представлялось возможным. Покрытие дает уверенный сигнал на всей территории станции «Прогресс» одним сектором. Вторым сектором мы покрыли аэродром, который находится в 5 км от станции «Прогресс» на леднике. 



Фото – Алексей Верховский

Качество связи очень хорошее, прямо отличное. У нас получился длинный транспортный канал: контролеры находятся в Санкт-Петербурге, в филиале МТС. Дальше канал идет через Москву, в компанию САТИС-ТЛ- 94, которая предоставляет нам спутниковый канал уже до станции «Прогресс». Как я уже отметил, часть пути шла по спутнику, поэтому было неожиданно, что качество будет настолько хорошим.

Роуминг на станции включается, если у пользователя сим-карта другого государства. На момент, когда мы устанавливали вышку, роумингового соглашения между российскими операторами не было, поэтому на Антарктиде работали только наши карты. Тарифы как в Санкт-Петербурге — никакого отличия.



Мы приступили к работам 8-9 декабря, когда пришел наш контейнер. И уже 22 декабря у нас было тестовое включение. После этого момента мы делали отладку, проводили тест-драйвы, снимали измерения. Писали инструкции, готовили ЗИП (запасной комплект оборудования) на станции, причем все в двойном резерве, обучали ответственных сотрудников. Думаю, для технического специалиста никаких сложностей не будет, допустим, поменять какой-то вышедший из строя блока. Все уложено, подписано, чтобы было понятно, где что брать.  

Если в будущем разворачивать там технологию 3G или LTE, то никакого оборудования дополнительно не надо. Это все можно сделать удаленно. Инженер интеграции может сделать переконфигурацию — и будет работать LTE или 3G-диапазон.



Фото – Алексей Верховский

Под конец работы, когда появилось свободное время, мы много общались с ребятами, так как помимо зимующего состава, вместе с нами приехали специалисты из научно-исследовательских институтов. Мы гуляли по станции, фотографировались, ездили на аэродром.

Обратный путь был тоже долгий. Местными авиалиниями мы совершили перелет на станцию «Новолазаревская». Там 10 дней ждали самолет до Кейптауна. В «Новолазаревской», кстати, мы тоже провели все изыскания для последующего строительства базовой станции сотовой связи. Сейчас там ничего нет, есть лишь слабенький Wi-Fi для мессенджеров.

Осталось лишь добавить, что, в самой реализации, в подготовке проекта, участвовало огромное количество сотрудников из разных регионов. Это было очень здорово, большая благодарность всем! Это была очень серьезная командная работа. И когда мы уезжали, мы были абсолютно спокойны и уверены, что у нас все получилось.