С 16 марта, когда нас попросили «самоизолироваться» из офиса, прошло больше пяти недель. За это время мы успели:

  • побеситься от статей «Как перейти в онлайн», «Как мы перешли в онлайн», «5 инструментов для работы с онлайн»;
  • провести сотни ненужных лишних созвонов, пока коллеги, прочитав статьи про онлайн, игрались с зумом;
  • научить коллег не включать видео, чтобы не врываться в интимную жизнь обоев с цветочками и женщин без макияжа;
  • уволить тех, кто потерял способность имитировать бурную рабочую деятельность (давно назревало, а тут стало всем очевидным).

Наш скепсис в сторону диванных экспертов базировался на нескольких годах формирования большой распределенной команды, в которой:

  • 10 работают удаленно, и мы их видели дай бог один раз, и то случайно;
  • у 20 есть рабочие места в одном офисе, у 12 — в другом, у всех — свободный график и возможность приходить/не приходить, приходить когда угодно, работать откуда угодно.

И сначала для нас почти ничего не поменялось. Но на четвертую неделю к нам пришло осознание, что офис играл в нашей жизни важную роль. Всю пятую неделю мы боролись с ностальгией и наконец сформулировали 10 возможностей, которые у нас отняли вместе с ним.

1. Возможность быстро цеплять новых сотрудников


Когда ты не Яндекс, тебе сложно заманивать людей, потому что все хотят в Яндекс. Но когда у тебя классный офис, где, например, красивый вид из окна или забавный «шедевр» абстракционизма на стене — есть шанс побороться за умы и сердца кандидатов.


Вид из окна офиса хорош в любое время, но закаты удаются особенно


К отсутствию красивой картинки офиса добавляется отсутствие красивой картинки нас самих. Ведь лучше офиса с абстракционизмом на стене может быть только офис с абстракционизмом на стене, по которому ходят люди с надписью ЖОПА на футболке.

В итоге за период карантина мы потеряли четырех кандидатов, которых могли бы захантить, если бы проводили собеседования в офисе.

Что решили: Раз не можем цеплять офисом, будем цеплять онлайном. Например, чтобы привлечь новых людей в поддержку, мы сделали лендинг, где попробовали описать, какие мы классные.



2. Возможность спонтанно флудить


Теперь флуд приходится планировать и вставлять в расписание. В офисе он случается сам собой: когда ты переговариваешься через дырку в стенке между кабинетами, выбираешь пиццу по случаю успешно отправленной рассылки на миллион человек или просто понимающе переглядываешься по поводу людской глупости.

Когда мы были в офисе, казалось, что онлайн-флуд занимает все чаты. Но это не так: оказавшись на удаленке и перестав флудить очно, мы почти перестали флудить онлайн. Вот такая интересная зависимость.

Что решили: Заканчивать каждую пятницу часовыми разговорами ни о чем. Главное правило — не разговариваем о работе и о коронавирусе. Иногда даже играем онлайн в настолки. Заметили, кстати, что фокус предпочтений у некоторых игроков сместился со стратегических игр на ассоциативные типа «Диксита».

3. Возможность пользоваться ногами и языком


Как спасительно и сладко звучат эти слова сейчас. «Ща, погоди, дойду — обсудим», «можешь подойти?», «давай голосом». И этот голос — это не входящий сигнал в Телеграме, а живой голос живого человека, который смотрит тебе в глаза, и проблемы с ним решаются как-то магически очень быстро и легко.


Факт: вопросы редизайна сайта в углу на пуфиках решались быстрее. Все становится лучше, когда смотришь человеку в глаза

Мы стали хуже понимать друг друга за словами в чатах, больше ошибаться и тратить неимоверно много времени на исправление ошибок.

К чему привело: Резко из поколения Z стали поколением X. Как только чувствуем, что что-то вот-вот станет непонятным — поднимаем трубку и звоним. За сухим сообщением в мессенджере не видно эмоционального окраса. Из-за этого мы иногда надумываем себе, что коллега вдруг на что-то обиделся, в то время как его спокойный и дружелюбный голос по телефону однозначно показывает, что на самом деле все в полном порядке.

4. Возможность смотреть в два монитора


А еще сидеть на удобном кресле за своим любимым рабочим столом и печатать по классной клавиатуре. Инфраструктурный вопрос встал остро, когда мы оказались вынуждены делать из своего рабочего места дома полноценный офис. Оно (рабочее место) оказалось к этому не готовым, а мы оказались не готовыми ощутить настолько сильную зависимость от привычной офисной утвари.


Изучая статистику, мы увидели, что не одиноки в этом. Статистика не наша, а американская, но весьма показательная: за март спрос на мониторы там вырос на 172% (почти втрое), а на компьютерные столы — на 89%.


Полную версию можно найти тут.

К чему привело: сделали пару незаконных вылазок в офис и научились делать больше регулярных перерывов в течение рабочего дня.

5. Возможность пройти свои несколько тысяч шагов


Мы выходили курить, в кафе, в магазин — и проходили в офисе свои 3000 шагов. Дорога до дома и из дома добавляла еще пару тысяч. И вот мы уже были почти зожники.


Стеклянный потолок — это очень много солнца и отличный вид на «высотку на Кудринской», в любое время года поход к автомату за кофе превращается в прогулку по городу

В квартире расстояния схлопываются настолько, что наблюдается обратный эффект — рабочее место ты настраиваешь так, чтобы минимизировать свои телодвижения. Поэтому холодильник открывается ровно так, чтобы можно было это сделать одной рукой, не отвлекаясь от монитора.

Что решили: оповещать друг друга, когда начинается очередная онлайн-тренировка в youtube. Заменяем шаги на кач пресса и отжимания.

6. Возможность учиться друг у друга


Каждый из нас чем-то хорош. Например, Света мастерски работает со словом, Лиза лучше всех общается с пользователями, Оля виртуозно управляет разработчиками. Когда мы рядом друг с другом, мы видим навыки друг друга в действии и сознательно и бессознательно перенимаем их.



Сейчас мы фокусируемся на прямых компетенциях друг друга и обращаемся только по рабочим вопросам, когда нам что-то друг от друга нужно. Мы потеряли возможность «подсмотреть» и записать себе в записную книжечку очередной лайфхак от классного коллеги.

Что решили: раз нельзя учиться друг у друга, можно учиться… чему-то одному и всем вместе. Выбрали английский.

7. Возможность выключить телефон


Одно из приложений мониторинга сообщило, что на прошлой неделе мое экранное время увеличилось на 60%. Увеличилось – потому что если раньше мы проверяли телефон раз в несколько часов, ведь самое главное происходило в прямой коммуникации друг с другом, то сейчас коммуникации перешли в мессенджеры. Плюс, мы стали бояться пропустить телефонный звонок от коллеги, чье сообщение могли случайно пролистать в одном из общих чатов.

Что решили: сфокусировали внимание на нескольких чатах и вышли из всех остальных.



8. Возможность общаться тегами


«Мы понимаем друг друга с полуслова» оказалась не фразой из романтической комедии, а характеристикой конкурентоспособной команды. Пока одна тратит абзац текста на прелюдию, мы тратим на это 2–3 слова, и у нас высвобождается время на решение сути, а не на объяснение, что каждый из нас имеет в виду.

И пока мы учимся сохранять информационную симметричность, наше командное облако тегов не расширяется – мы живем тегами, которые придумали в эпоху офлайна.


Очень помогает командный стикерпак, который нам нарисовала знакомая художница. Каждая фраза родилась в конкретной ситуации, и это отлично страхует от расклада класса «Мы это уже проходили»

Что решили: в ответ на изменение коммуникации в чатах решили также обратить более пристальное внимание на документацию по проектам — чтобы хоть там у нас все было красиво и без тегов.

9. Возможность работать над проектами друг друга


У каждого из нас есть рабочие проекты, и эффективность возрастает, когда мы подключаемся к проектам друг друга. Когда сидишь в одной комнате, невольно влезаешь в чужие проекты, которые обсуждают у тебя над ухом, хотя бы в режиме «меня не спрашивали, но я скажу». Присутствовали также опции: «спросить совета», «кинуть свежий взгляд», а то и вместе «подвигать пиксели». Оказавшись в изоляции, мы сосредоточились каждый на своем проекте, и обнаружили, что каждый из них стал развиваться медленнее, чем мог бы.

Что решили: придержать часть проектов и пересобрать команду так, чтобы мы перезагрузились в проекты друг друга. Например, приостановили продвижение календаря 2035.events, о котором рассказывали, и чуть заморозили сервис Leader Data.

10. Возможность поддерживать друг друга в критических ситуациях


Ведь онлайн не позволяет все время видеть своего коллегу и почувствовать, что именно сейчас его надо по-дружески похлопать по плечу или сказать доброе слово.

В один из дней этого карантина мы устраивали большой онлайн-конкурс и нарушили режим самоизоляции, придя друг к другу в гости, сбившись парами, чтобы было легче. Аналогично мы подводили итоги участия своей команды в одном проекте, сидя физически в 12 ночи в одной комнате — так было гораздо веселее и легче, а еще в какой-то момент нашлись свободные руки, чтобы принести еду.


Выездные мероприятия научили нас делать офис из ничего где угодно. На образовательном интенсиве Остров нашему штабу достался такой «аквариум» с двумя розетками. Через два часа мы стащили туда кресла, пуфики, кофеварку из офиса — и провели там следующие две недели, отлучаясь посменно и ненадолго

Что сделали: закупились энергетиками, чтобы, если карантин усилят и друг к другу уже будет не прийти, не профакапить бессонную ночь на очередном мегаважном проекте.

А вы скучаете по офису так же, как это делаем мы? Добавляйте, если мы что-то упустили.