Некоторое время назад, мне пришлось заниматься вопросом разработки ИТ-стратегии для одной финансовой организации. Хочу поделиться своим опытом.
Известно, что ИТ-стратегия должна гармонично укладываться в бизнес-стратегию и помогать ей достигать бизнес-цели. При разработке бизнес-стратегии часто используют сбалансированные показатели эффективности и стратегические карты Нортона-Каплана, которые удивительным образом похожи на подходы, описанные в COBIT. В работе я пользовался материалами из COBIT версии 5.0. В COBIT рассматриваются каскады целей, которые показывают связь между бизнесом и ИТ. Используя методику построения каскада целей и эталонную модель процессов, описанных в рамках методологии COBIT, можно проследить взаимосвязь между отдельной бизнес-целью организации и ИТ-процессами.
На рис.1 изображен процесс выявления Целей ИТ и факторов влияния по COBIT 5.0. Данная методология предлагает бизнес-цели определенные в организации привести к 17 типовым бизнес-целям определенным в COBIT. Затем используя матрицу соответствия, 17 типовых бизнес-целей конвертируются в 17 типовых ИТ целей. В свою очередь, для достижения 17 типовых ИТ целей COBIT5.0 предлагает использовать 37 типовых ИТ процесса. Уровень зрелости процессов оценивается по определенным в COBIT критериям. Это позволяет определить процессы, которые необходимо усовершенствовать и выбрать действия и метрики, которые позволят достичь нужных результатов.
Рис.1 Каскад целей Cobit
В таблице 1 представлено соответствие формулировок бизнес-целей организации и COBIT 5.0 в формате стратегической карты Нортона-Каплана.
Таблица 1.
Следующим шагом является расстановка приоритетов бизнес-целей с указанием веса.
Пример определения приоритетов Бизнес-целей по COBIT5.0
Таблица 2.
Следующим этапом определяется перечень ИТ-целей в соответствии с их влиянием на бизнес-процессы (см. таблица 3). COBIT предлагает готовую матрицу зависимостей Бинес-целей и ИТ-целей, которая описана в книге COBIT5 «A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT», но ее можно корректировать в зависимости от специфики организации. При этом должен учитываться вес влияния каждой позиции.
Рейтинг бизнес-целей(BG) можем рассчитать исходя из следующего правила:
Таблица 3. Зависимость целей ИТ от целей бизнеса.
Исходя из этих целей уже можно выстраивать ИТ-стратегию. При этом необходимо учитывать зрелость имеющихся в организации ИТ-процессов. Книга COBIT5.0 «Enabling process» предлагает методику оценки зрелости ИТ-процессов, которая объективно показывает реальную картину.
Рис.2 Типовые ИТ процессы
Таким образом, методология COBIT совместно со SWOT анализом текущей ситуации в инфраструктуре, программном обеспечении и в организационной структуре дает возможность составить понятную, объяснимую и доказуемую стратегию развития ИТ.
Для удобства можно использовать модель подготовленную, например в Excell, в которой прописать все цели, приоритеты и зависимости. Пример такой модели можно найти здесь.
Известно, что ИТ-стратегия должна гармонично укладываться в бизнес-стратегию и помогать ей достигать бизнес-цели. При разработке бизнес-стратегии часто используют сбалансированные показатели эффективности и стратегические карты Нортона-Каплана, которые удивительным образом похожи на подходы, описанные в COBIT. В работе я пользовался материалами из COBIT версии 5.0. В COBIT рассматриваются каскады целей, которые показывают связь между бизнесом и ИТ. Используя методику построения каскада целей и эталонную модель процессов, описанных в рамках методологии COBIT, можно проследить взаимосвязь между отдельной бизнес-целью организации и ИТ-процессами.
На рис.1 изображен процесс выявления Целей ИТ и факторов влияния по COBIT 5.0. Данная методология предлагает бизнес-цели определенные в организации привести к 17 типовым бизнес-целям определенным в COBIT. Затем используя матрицу соответствия, 17 типовых бизнес-целей конвертируются в 17 типовых ИТ целей. В свою очередь, для достижения 17 типовых ИТ целей COBIT5.0 предлагает использовать 37 типовых ИТ процесса. Уровень зрелости процессов оценивается по определенным в COBIT критериям. Это позволяет определить процессы, которые необходимо усовершенствовать и выбрать действия и метрики, которые позволят достичь нужных результатов.
Рис.1 Каскад целей Cobit
В таблице 1 представлено соответствие формулировок бизнес-целей организации и COBIT 5.0 в формате стратегической карты Нортона-Каплана.
Таблица 1.
Направление |
Формулировка целей бизнеса данная акционерами |
Формулировка целей по Cobit5 |
|
Финансы |
Повышение капитализации |
-Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон |
|
Сокращение затрат |
-Оптимизация затрат на предоставление услуг -Оптимизация функциональности бизнес процессами |
||
Увеличение дохода |
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг |
||
Клиенты |
Увеличение количества клиентов |
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг — Клиентоориентированная сервисная культура -Непрерывность и доступность бизнес-услуг |
|
Лучшее понимание организацией потребностей клиентов |
-Клиентоориентированная сервисная культура |
||
Повышение удовлетворенности клиентов качеством обслуживания |
-Непрерывность и доступность бизнес-услуг -Клиентоориентированная сервисная культура |
||
Разработка и запуск новых продуктов |
-Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса -Управление программами бизнес-изменений |
||
процессы |
Уменьшение стоимости операционных и бизнес процессов |
-Оптимизация затрат на предоставление услуг |
|
Внедрение управления бизнес-процессами |
-Оптимизация функциональности бизнес процессами |
||
Создание конкурентных преимуществ за счет ИТ технологий |
-Квалифицированный и мотивированный персонал -Портфель конкурентоспособных товаров и услуг |
||
Повышение эффективности дистанционного обслуживания |
— Клиентоориентированная сервисная культура -.Квалифицированный и мотивированный персонал -Управление программами бизнес-изменений |
||
Организация проектного управления |
-Управление программами бизнес-изменений |
||
Персонал, ресурсы |
Оптимизация орг. структуры |
-Операционная производительность персонала |
|
Привлечение и поддержка квалифицированных специалистов |
-Квалифицированный и мотивированный персонал |
||
Развитие системы мотивации |
-Квалифицированный и мотивированный персонал -Операционная производительность персонала |
||
Развитие /ИТ инфраструктуры |
-Квалифицированный и мотивированный персонал -Операционная производительность персонала -Портфель конкурентоспособных товаров и услуг |
Следующим шагом является расстановка приоритетов бизнес-целей с указанием веса.
Пример определения приоритетов Бизнес-целей по COBIT5.0
Таблица 2.
Номер цели |
Бизнес-цель |
Вес |
Рейтинг |
BG01 |
Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон |
2 |
2 |
BG02 |
Портфель конкурентоспособных товаров и услуг |
2 |
2 |
BG03 |
Управляемые бизнес-риски (защита активов) |
1 |
1 |
BG04 |
Соответствие внешним законам и регулирующим нормам |
1 |
1 |
BG05 |
Финансовая прозрачность |
1 |
1 |
BG06 |
Клиентоориентированная сервисная культура |
2 |
2 |
BG07 |
Непрерывность и доступность бизнес-услуг |
3 |
3 |
BG08 |
Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса |
1 |
1 |
BG09 |
Принятие стратегических решений на основе информации |
1 |
1 |
BG10 |
Оптимизация затрат на предоставление услуг |
3 |
3 |
BG11 |
Оптимизация функциональности бизнес-процессов |
3 |
3 |
BG12 |
Оптимизация затрат бизнес-процессов |
3 |
3 |
BG13 |
Управление программами бизнес-изменений |
1 |
1 |
BG14 |
Операционная производительность персонала |
3 |
3 |
BG15 |
Соблюдение внутренних политик |
1 |
1 |
BG16 |
Квалифицированный и мотивированный персонал |
1 |
1 |
BG17 |
Культура долгосрочных инноваций продуктов и бизнеса |
1 |
1 |
Следующим этапом определяется перечень ИТ-целей в соответствии с их влиянием на бизнес-процессы (см. таблица 3). COBIT предлагает готовую матрицу зависимостей Бинес-целей и ИТ-целей, которая описана в книге COBIT5 «A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT», но ее можно корректировать в зависимости от специфики организации. При этом должен учитываться вес влияния каждой позиции.
Рейтинг бизнес-целей(BG) можем рассчитать исходя из следующего правила:
Связь |
Вес |
Primary (P) |
3 |
>Secondary (S) |
1 |
Таблица 3. Зависимость целей ИТ от целей бизнеса.
Исходя из этих целей уже можно выстраивать ИТ-стратегию. При этом необходимо учитывать зрелость имеющихся в организации ИТ-процессов. Книга COBIT5.0 «Enabling process» предлагает методику оценки зрелости ИТ-процессов, которая объективно показывает реальную картину.
Рис.2 Типовые ИТ процессы
Таким образом, методология COBIT совместно со SWOT анализом текущей ситуации в инфраструктуре, программном обеспечении и в организационной структуре дает возможность составить понятную, объяснимую и доказуемую стратегию развития ИТ.
Для удобства можно использовать модель подготовленную, например в Excell, в которой прописать все цели, приоритеты и зависимости. Пример такой модели можно найти здесь.