Некоторое время назад, мне пришлось заниматься вопросом разработки ИТ-стратегии для одной финансовой организации. Хочу поделиться своим опытом.

Известно, что ИТ-стратегия должна гармонично укладываться в бизнес-стратегию и помогать ей достигать бизнес-цели. При разработке бизнес-стратегии часто используют сбалансированные показатели эффективности и стратегические карты Нортона-Каплана, которые удивительным образом похожи на подходы, описанные в COBIT. В работе я пользовался материалами из COBIT версии 5.0. В COBIT рассматриваются каскады целей, которые показывают связь между бизнесом и ИТ. Используя методику построения каскада целей и эталонную модель процессов, описанных в рамках методологии COBIT, можно проследить взаимосвязь между отдельной бизнес-целью организации и ИТ-процессами.

На рис.1 изображен процесс выявления Целей ИТ и факторов влияния по COBIT 5.0. Данная методология предлагает бизнес-цели определенные в организации привести к 17 типовым бизнес-целям определенным в COBIT. Затем используя матрицу соответствия, 17 типовых бизнес-целей конвертируются в 17 типовых ИТ целей. В свою очередь, для достижения 17 типовых ИТ целей COBIT5.0 предлагает использовать 37 типовых ИТ процесса. Уровень зрелости процессов оценивается по определенным в COBIT критериям. Это позволяет определить процессы, которые необходимо усовершенствовать и выбрать действия и метрики, которые позволят достичь нужных результатов.


Рис.1 Каскад целей Cobit

В таблице 1 представлено соответствие формулировок бизнес-целей организации и COBIT 5.0 в формате стратегической карты Нортона-Каплана.

Таблица 1.
Направление
Формулировка целей бизнеса данная акционерами
Формулировка целей по Cobit5
Финансы
Повышение капитализации
-Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон
Сокращение затрат
-Оптимизация затрат на предоставление услуг
-Оптимизация функциональности бизнес процессами
Увеличение дохода
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
Клиенты
Увеличение количества клиентов
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
— Клиентоориентированная сервисная культура
-Непрерывность и доступность бизнес-услуг
Лучшее понимание организацией потребностей клиентов
-Клиентоориентированная сервисная культура
Повышение удовлетворенности клиентов качеством обслуживания
-Непрерывность и доступность бизнес-услуг
-Клиентоориентированная сервисная культура
Разработка и запуск новых продуктов
-Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса
-Управление программами бизнес-изменений
процессы
Уменьшение стоимости операционных и бизнес процессов
-Оптимизация затрат на предоставление услуг
Внедрение управления бизнес-процессами
-Оптимизация функциональности бизнес процессами
Создание конкурентных преимуществ за счет ИТ технологий
-Квалифицированный и мотивированный персонал
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
Повышение эффективности дистанционного обслуживания
— Клиентоориентированная сервисная культура
-.Квалифицированный и мотивированный персонал
-Управление программами бизнес-изменений
Организация проектного управления
-Управление программами бизнес-изменений
Персонал, ресурсы
Оптимизация орг. структуры
-Операционная производительность персонала
Привлечение и поддержка квалифицированных специалистов
-Квалифицированный и мотивированный персонал
Развитие системы мотивации
-Квалифицированный и мотивированный персонал
-Операционная производительность персонала
Развитие /ИТ инфраструктуры
-Квалифицированный и мотивированный персонал
-Операционная производительность персонала
-Портфель конкурентоспособных товаров и услуг

Следующим шагом является расстановка приоритетов бизнес-целей с указанием веса.

Пример определения приоритетов Бизнес-целей по COBIT5.0

Таблица 2.
Номер цели
Бизнес-цель
Вес
Рейтинг
BG01
Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон
2
2
BG02
Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
2
2
BG03
Управляемые бизнес-риски (защита активов)
1
1
BG04
Соответствие внешним законам и регулирующим нормам
1
1
BG05
Финансовая прозрачность
1
1
BG06
Клиентоориентированная сервисная культура
2
2
BG07
Непрерывность и доступность бизнес-услуг
3
3
BG08
Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса
1
1
BG09
Принятие стратегических решений на основе информации
1
1
BG10
Оптимизация затрат на предоставление услуг
3
3
BG11
Оптимизация функциональности бизнес-процессов
3
3
BG12
Оптимизация затрат бизнес-процессов
3
3
BG13
Управление программами бизнес-изменений
1
1
BG14
Операционная производительность персонала
3
3
BG15
Соблюдение внутренних политик
1
1
BG16
Квалифицированный и мотивированный персонал
1
1
BG17
Культура долгосрочных инноваций продуктов и бизнеса
1
1

Следующим этапом определяется перечень ИТ-целей в соответствии с их влиянием на бизнес-процессы (см. таблица 3). COBIT предлагает готовую матрицу зависимостей Бинес-целей и ИТ-целей, которая описана в книге COBIT5 «A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT», но ее можно корректировать в зависимости от специфики организации. При этом должен учитываться вес влияния каждой позиции.
Рейтинг бизнес-целей(BG) можем рассчитать исходя из следующего правила:

Связь


Вес
Primary (P)
3
>Secondary (S)
1

Таблица 3. Зависимость целей ИТ от целей бизнеса.



Исходя из этих целей уже можно выстраивать ИТ-стратегию. При этом необходимо учитывать зрелость имеющихся в организации ИТ-процессов. Книга COBIT5.0 «Enabling process» предлагает методику оценки зрелости ИТ-процессов, которая объективно показывает реальную картину.


Рис.2 Типовые ИТ процессы

Таким образом, методология COBIT совместно со SWOT анализом текущей ситуации в инфраструктуре, программном обеспечении и в организационной структуре дает возможность составить понятную, объяснимую и доказуемую стратегию развития ИТ.

Для удобства можно использовать модель подготовленную, например в Excell, в которой прописать все цели, приоритеты и зависимости. Пример такой модели можно найти здесь.