Несколько дней назад на Хабре была опубликована статья вызвавшая определенный резонанс. Краткий пересказ статьи привело издание CNews, а оттуда тезис о запрете GPL и MPL в Едином реестре перекочевал в статью в Википедии (UPD: Правку уже откатили как сомнительную).

В исходной статье красноречиво рассказывалось о том, что методические рекомендации по подготовке заявок на включение ПО в Единый реестр несколько диссонируют с наполнением Единого реестра различными клонами Linux. Есть или нет противоречия между рекомендациями и тем, какое ПО включено в Единый реестр, пускай комментируют юристы, а я не юрист, поэтому просто поделюсь некоторыми фактами из этой же области.

Моя статья призвана только изложить некоторые факты. Эти факты результат выборочного анализа записей в Реестре, а также беглого гугления. Более обстоятельный анализ Единого реестра, правда, совсем по другим параметрам, я делал здесь. Замечу, что никаких оценок или трактовок я давать не хочу, да и не могу, поскольку таких компетенций не имею.

Факт 1. Методические рекомендации (кстати говоря, на сайте ЦКИТ названы «Методические рекомендации по подготовке заявок на включение ПО в Единый реестр», а в протоколе, которым они утверждены — «Методические рекомендации по экспертизе заявок о включении сведений о ПО в Единый Реестр») были утверждены 26 декабря 2019 года, а уже 10 января 2020 года выходит приказ Минкомсвязи № 4, которым в Единый реестр включается Операционная система общего назначения «Стрелец».

Ну и что такого? Да ничего, просто в Технических условиях ОС «Стрелец» прямо написано, что «изделие разработано, как ОС семейства Debian Linux, функционирующее на аппаратной платформе с процессорной архитектурой x86-64.» Технические условия, между тем, лежат на странице, ссылка на которую приведена на странице ОС в Едином реестре.

Включим фантазию и перед нами появятся два варианта: эксперт, проверявший заявку, ознакомился с документами и пустил ПО в Реестр, либо не ознакомился с документацией и не узнал в лицо «ОС семейства Debian Linux»…

Факт 2. Опять немного пробежимся по Реестру и найдем в нем операционную систему общего назначения «ОСнова» включенную в Реестр 19 ноября 2019 года. Официальные документы ОСнова в лице Руководства оператора не скрывают, что основа ОСНовы — Linux. Можно ли это списать на то, что ПО внесено в Реестр еще до утверждения Рекомендаций?

Факт 3. Символично, но под номером 1 в Реестр занесена Система управления базами данных «Ред База Данных», которая гордится тем, что ее ядро построено на основе Firebird. А Firebird, между прочим, выпускается под MPL. Куда ни ткни везде эти GPL да MPL. Подозрительно.

Факт 4. Крайне интересный экземпляр — Операционная система Лотос (редакция для серверов и рабочих станций). Интересна эта ОС тем, что на ее странице в Реестре в сведениях об исключительном праве приведен вот такой текст:

В спойлере производитель ОС Лотос раскрывает мысль, что ограничительные положения свободных лицензии типа GPL применимы только к производному в результате переработки произведению, за исключением разновидности переработки - адаптации
Обоснование наличия исключительного права на дистрибутив операционной системы Лотос Наличие исключительного права Общества с ограниченной ответственностью «Энстрим» (ИНН 7453207581) на дистрибутив операционной системы Лотос (Свидетельство о государственной регистрации № 2017615681, дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 22 мая 2017 г.) основано на нижеследующих положениях Законодательства РФ и международного права.

Принимая во внимание, известную позицию по поводу того, что модификация и разработка собственных производных продуктов, созданных на основе распространяемых согласно ст. 1286.1. ГК РФ на условиях открытой лицензии типа GPL программ для ЭВМ, не влечет получения пользователем программы исключительных прав на программный продукт, создаваемый путем доработки исходного кода. Заявляем Вам, о наличии исключительного права Общества с ограниченной ответственностью «Энстрим» (далее ООО «Энстрим») на дистрибутив операционной системы Лотос (далее ОС Лотос) как составное произведение в соответствии с ч. 2 ст. 1260 ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 1260 ГК РФ составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания составного произведения. Согласно представленной статье ГК РФ, производные и составные произведение не отождествляются. Из представленной статьи также следует, что Российское законодательство не предполагает согласования с авторами использованных произведений вопроса создания составного произведения, условием является соблюдение их прав.

В гражданском кодексе в ч. 2 ст. 1270 ГК РФ не содержит соответствующее имущественное правомочия (способ использования исключительного права) на создание составных произведений. Для использования чужого произведения в собственном составном произведении по российскому праву необходимо решить вопрос только о таких способах использования как воспроизведение и распространение чужих произведений, а также соблюсти личные не имущественные права.

При создании нашего составного произведения ОС Лотос были использованы самостоятельно разработанные нами независимые программы ЭВМ, а также переработанные программы ЭВМ, открытый исходный код которых распространялся на основании свободных лицензий BSD, MIT, GPL и других. Поскольку в России процесс адаптации различных типов свободных лицензий к национальному законодательству до сих пор не завершен, применять их положения следует через соотношение с нормами четвертой части ГК РФ.

Свободные лицензии типа GPL не запрещают воспроизведение и распространение программ ЭВМ, в этом и суть свободных лицензий. Ограничения в «свободных» лицензиях предусмотрены для результатов переработки и составных произведений, они заключаются в том, что дальнейшее распространение результатов переработки, должно осуществляться на тех же условиях, т.е. свободно.

Однако из российского законодательства следует, что в отношении создания составного произведения данные ограничения ничтожны, так как выходят за пределы способов использования исключительного права автора. При заключении лицензионного договора ч. 1 и ч. 6 ст. 1235 Лицензиар предоставляет Лицензиату именно право использования результата интеллектуальной деятельности с указанием способов использования. Еще раз подчеркнем, что переработка произведения предусмотрена в п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ в качестве способа использования исключительного права, а создание составного произведения — нет.
Следовательно, ограничительные положения свободных лицензии типа GPL применимы только к производному в результате переработки произведению, за исключением разновидности переработки — адаптации.

Дополнительно в подтверждение вышеизложенным обоснованиям приведем цитату из монографии «Интеллектуальная собственность в современном мире» подготовленной в 2017 году ФГБОУ ВО РГАИС под редакцией д-р юрид. наук, профессора И.А. Близнеца. В параграфе 5.2.1.3. Главы 5 Монографии, канд. юрид. наук Р.А. Евдокимов пишет по поводу «свободных лицензий» следующее: «Если пояснить «свободность» программы терминами, традиционными для ГК РФ, то в тексте лицензионного договора должно быть следующее: отсутствуют ограничения на область применения программы и разрешена модификация, адаптация, переработка программы, а также распространение программы в исходном или модифицированном виде без необходимости уведомлять кого-либо о таких изменениях или распространении. Лицензия должна быть безотзывной. Допускаются определенные условности и формальности, до тех пор, пока они не препятствуют нормальной реализации пользователем предоставленных ему прав».

Законность представленной выше позиции, поддерживается и судебной практикой, так, например, судебными решениями Московского городского суда по делам: № 3-0925/2016 от 28.07.2016г.; №3-0952/2016 от 04.08.2016 г.; № 3-1200/2016 от 15.12.2016 г., по иску АО «НПО РусБИТех» были удовлетворены требования «О защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»». Согласно решениям, исковые требования мотивированы тем, что истец является обладателем исключительных прав на программу для ЭВМ. В обосновании своего решения Суд указал лишь, что это право подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009616752 «Операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition» для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры х86-64». При этом дистрибутив Astra Linux основан на Debian (свободное программное обеспечение Linux распространяемое по лицензии GPL GNU, стандартную версию ПО можно скачать с официального сайта и репозитория с исходными текстами.

Судебные решения, которые мы представили не остались незамеченными Интернет сообществом и получили ряд комментарием, например, Управляющий директор компании «Россплатформа», бывший президент и генеральный конструктор ROSA (российского дистрибутива Linux) Владимир Рубанов согласен с решением суда и указал: «Astra Linux, как составной продукт, содержит и открытые, и закрытые компоненты, поэтому требование разработчиков удалить его с торрент-раздач в части закрытых составляющих выглядит логично» …

Дистрибутив операционной системы является, с точки зрения ст. 1261 ГК РФ, программой ЭВМ, но это не исключает того, что ОС Лотос является составным произведением. Пакеты программ, из которых как мы указывали, состоит дистрибутив, содержат самостоятельные элементы, распространяемые под свободными лицензиями.

Вообще говоря, любая операционная система как составное произведение содержит множество компонентов, созданных не одним десятком авторов. В ОС Лотос содержатся, элементы, как собственного авторского труда работников нашей компании, так и распространяемые по открытым лицензиям путем присоединения к соответствующим условиям согласно ст. 1286.1 ГК РФ (разрешительным BSD, MIT и лицензий GPL).

При этом все элементы исходного кода, которые модифицированы на основании лицензии GPL и GPL-подобных, являются относительно автономными модулями и распространяются исключительно на тех же условиях, что и лицензия исходной программы. Справедливо будет утверждать, что программы ЭВМ и их производные, на которые предположительно мы не располагаем исключительным правом можно использовать самостоятельно в других проектах, не нарушая условий GPL. Однако, нашей организации принадлежит исключительное право на использование всего комплекса программ ЭВМ и иных программных средств в едином целом в составе ОС Лотос. Такой принцип использования в бизнесе следует отнести к ОЕМ-сборке.

В результате создания составного программного продукта нами был существенно расширен функционал ранее существовавших программ, меняя представление пользователя о возможности его использования в лучшую сторону. Все программы объединены в единый внутренне согласованный «механизм», преимущества которого оценены пользователями нашего дистрибутива на практике. Данная схема работы известна в мире и получила название VAR (Value-added reseller).

Наше OEM-решение модифицирует и расширяет возможности известных элементов Linux подобных операционных систем, создавая тем самым добавочную стоимость для представления продукта конечным потребителям как нового и самостоятельного произведения, с соблюдением прав иных правообладателей на программы ЭВМ, вошедшие в его состав.

Следует вывод, что наша организация не претендует на возникновение исключительных прав на модули под лицензией GPL входящие в состав OEM-сборки программ ЭВМ. Наше исключительное право возникает на системный подбор, логическую увязку, расположение материалов, связи и программные средства, запускающие процесс адаптации программы ЭВМ на компьютере пользователя.

Наша ОС Лотос — это самостоятельный результат творческого труда (п. 2. ч. 2 ст. 1259 ГК РФ), в составе которого следует представить следующие элементы творческого характера:

  1. общая подборка состава пакетов дистрибутива;
  2. наши авторские программы и библиотеки, компоновка программ, вошедших в каждый из пакетов;
  3. функциональные изменения в настройке и подключении пакетов программ ЭВМ, связанные с удобством пользователя при адаптации ОС Лотос, а также работе с ней;
  4. наличие собственных, юридически чистых программ ЭВМ, когда наше исключительное право обосновано следующим: модифицированные нами программы, на основании свободных лицензий BSD, MIT разрешающих приобретение исключительного права на результат переработки; независимые программы, самостоятельно созданные нашими сотрудниками как служебные произведения;
  5. уникальная среда разработки, состоящая из двух частей: в составе дистрибутива популярные IDE интегрируемые с собственными репозиторием исходного кода и средой непрерывной интеграции; сайт с системой управления репозиториями кода для Git и системой непрерывной интеграции.

Все разработано на основе практики непрерывной интеграции, которая позволяет пользователям сразу начинать пользоваться новыми функциями ОС Лотос, а нам как разработчикам — быстро получать отзывы на эти функции.

Юридическая чистота «Среды разработки», в части сайта, как программы ЭВМ заключается в том, что при ее создании не было использовано ни одного элемента, распространяемого под свободной лицензией GPL. Для функционирования этой важнейшей части системы, были использованы и модифицированы модули, распространяемые под лицензиями BSD и MIT: — организовано хранилище с собственной системой хранения файлов, — программа локализована (переведена на русский язык); — обеспечена возможность для пользователя собрать собственный удобный для него вариант операционной системы, а при обладании специальными познаниями и создать собственные прикладные программы.

На мой взгляд, крайне любопытный текст, больше всего он любопытен тем, что такое обоснование вполне устроило Экспертный совет.

Факт 5. Сами рекомендации советуют: «Подготовьте копии документов, подтверждающих, что исключительное право на заявляемое ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит вам, например Свидетельство Роспатента». Регистрация программы для ЭВМ осуществляется на основании статьи 1262 ГК РФ. При этом в составе заявки подаются «депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ», а согласно п. 6 все той же статьи 1262 ГК РФ «Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.».

У меня почему-то возникает аналогия между идентифицирующими программу для ЭВМ материалами и ключевыми компонентами ПО, которые «не должны распространяться на условиях таких лицензий, как GPL, MPL». Становится понятнее требование пункта 5 «а» Правил формирования и ведения единого реестра российского ПО в котором требуется «исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права».

Факт 6. В Ведомостях еще в 2017 году обсуждали проблемы российской операционной системы ОСь. Одной из причин невключения ОСи в Реестр было то, что «Ростех» предоставил только универсальную общественную лицензию (GPL) на разработанную операционную систему. Также указывалось на незначительный вклад разработчиков ОСи в ее доработку по сравнению с взятыми за основу CentOS и Fedora.

Подведем итоги. В Реестре есть ПО, содержащее в составе компоненты, лицензируемые по GPL и MPL. Более того, такое ПО включалось в Реестр уже после утверждения Рекомендаций.
Судя по всему, при включении в Реестр анализируется совокупность вклада и лицензирования: если есть существенный вклад и исключительные права на него, то добро пожаловать в Реестр. В связи с этим не могу не согласиться с комментариями к статье, дополнение к которой пишу: комментарий 1, комментарий 2.

Не знаю, действительно ли Рекомендации запрещают любое использование GPL в ПО, подаваемом в Реестр, или вопрос актуален только для операционных систем на основе Linux. Точно так же не знаю, действительно ли эксперты годами включали в Реестр ПО с компонентами под лицензиями GPL и MPL, чтобы потом в один прекрасный момент выпустить рекомендации, на основании которых можно удалить это же ПО из Реестра.

Уверенно можно говорить, о том, что есть неточности, оставляющие поле для трактовок. Остается надеяться, что эти неточности со временем будут устранены.

Наконец, хочется надеяться, что на Хабре стартует неделя статей о Едином реестре и кто-нибудь профессионально осветит вопрос с юридической точки зрения