Приветствую, уважаемые хабровчане. Это мой первый пост на этой площадке, хотя в качестве читателя с вами уже, наверное, 10 лет. Я не являюсь специалистом в IT, хотя имел отношение к запуску небольшого количества стартапов. Можете называть меня практикующим теоретиком – запускаю продукты, занимаюсь управлением проектами, помогаю компаниям улучшать процессы, внедрять всякие гибкие управленческие штуки, немного преподаю в ВШЭ. Но всё это делаю не столько, чтобы заработать денег, а чтобы удовлетворить собственное любопытство в том, как устроены системы и держать голову в тонусе.

Этот пост был написан пару лет назад на vc.ru, в правилах сообщества не запрещено публиковать контент с других площадок. С вашего позволения, здесь опубликую его снова, но с небольшими корректировками. Надеюсь, найдёте материал и инструмент, о котором пойдёт речь, полезными.


Где-то 10 или 11 лет назад ко мне в руки попала книга «Выдающиеся бренды». Именно тогда я задумался о том, что создание брендов — это комплексный подход, а цель «создать бренд» без работы на внутренних уровнях организаций не достижима в принципе.

Это подстегнуло меня сначала уйти из коммерческого дизайна в брендинг, потом из брендинга в маркетинговые коммуникации, потом в стратегический маркетинг и в бренд-консалтинг. Потом уйти из профессии, заняться предпринимательской деятельностью, участвовать в запусках онлайн- и офлайн-проектов, затем начать работать со стартапам и малым бизнесом.

Всё для того, чтобы на собственной шкуре столкнуться со всеми вызовами, с которыми сталкивается предприниматель (предприятия) и попытаться разгадать код успеха.

Именно так навязчивая идея сыграла со мной добрую или злую шутку и увела туда, чем я сейчас занимаюсь. Больше десяти лет я не только делал что-то руками, но и постоянно изучал теорию, чужую и собственную практику. Огромное количество теории и практики.

Выкладываю плоды моих десятилетних поисков в виде графической карты, которая описывает стратегические уровни, все бизнес-процессы и принципы работы любой организации.

Аннотация

Вне зависимости от того, делаем мы что-то или нет, — вокруг постоянно происходят постоянные изменения. Создание любого бизнеса — это проект, в котором предприниматель замыкает потоки существующих рыночных процессов на себя. Он может:

  • начать что-то добывать;

  • начать что-то производить;

  • начать что-то перепродавать;

  • вклиниться в процесс, выступив посредником;

  • захватить один из транзакционных каналов рыночного процесса.

Несколько тезисов

  1. Проектом в данном случае является выстраивание собственной системы процессов из набора различных операций, которые со временем структурируются и систематизируются.

  2. Замыкание процессов на себя невозможно без наличия ресурсов: денег, людей, знаний, технологий, связей, клиентов, времени и энергии.

  3. На основе ресурсной базы участников процесса формируется культура поведения.

  4. Нечто, с помощью чего предприниматель вклинивается в существующие рыночные потоки, называется продуктом.

  5. Прибыль извлекается с помощью бизнес-модели.

  6. Возникающие денежные потоки дают предпринимателю (предприятию) возможность для развития.

  7. Если не будет соблюдаться должный уровень безопасности, денежные потоки не смогут аккумулироваться, у предприятия есть риск банкротства.

Эти тезисы описывают семь стратегических уровней, которые есть в коммерческих организациях любого размера.

Общая схема устройства рыночных процессов и уровней организаций
Общая схема устройства рыночных процессов и уровней организаций

На каждом из уровней есть специфические группы бизнес-процессов, которые прирастают со временем. Они описаны в карте и присущи большинству компаний, особенно в зрелом возрасте. Группы бизнес-процессов можно разложить до процессов и конкретных операций.

Описание мега-процессов, процессов и задач одного из уровней
Описание мега-процессов, процессов и задач одного из уровней

Качество операций влияет на процессы, являясь узкими местами. Качество процессов влияет на качество уровней. А качество уровней в совокупности влияет на совокупные результаты и характеризует состояние компании на рынке.

Проблема большинства предпринимателей и менеджеров в том, что у них не хватает собственных ресурсов для настройки и контролирования процессов. Приходится прыгать от одной задачи к другой, пока не истощится энергия и денежные потоки.

Эта карта существенно сократит ваш цикл обучения на личном опыте. Она наглядно показывает все ключевые бизнес-процессы вне зависимости от рода коммерческой деятельности.

Карта призвана помочь всем менеджерам и предпринимателям держать под контролем все бизнес-процессы. Чем качественнее вы будете ими управлять, тем выше ваша вероятность на успех и выше позиция на рынке.

Ссылка на карту в Miro: https://miro.com/app/board/o9J_kxviOm0=/

P.s. Этот материал изначально писался два года назад. На текущий момент фреймворк используют приличное количество менеджеров в приличном количестве довольно известных компаний в разных странах СНГ. Если он пригодится в вашей работе – буду счастлив.