Примечание переводчика: Представленный ниже материал содержит определенное количество технических терминов, при переводе которых могут возникнуть неточности. Если вы заметили опечатку, ошибку или неточность перевода — напишите нам, и мы оперативно всё исправим.

Возможно при прочтении спецификаций различных дисков вам встречались фразы типа «рабочая высота от -1000 до +10 000 футов» (-305 — 3048 метров). Для работы всем дисковым накопителям (за одним исключением) требуется воздух. А давление воздуха внутри диска зависит от высоты, на которой находится устройство или дата-центр, где используется накопитель.

Почему


Потребность в воздухе заложена в самой конструкции дисков. Головки чтения/записи должны «парить в воздухе», при этом сами магнитные диски очень быстро вращаются (120 раз в секунду в накопителях 7200RPM). Поверхность дисков делают очень гладкой, чтобы облегчить стабилизацию головок.

Эти порхающие головки чтения/записи очень тонкие. Представьте себе Боинг 747, летящий в паре сантиметров над землей на скорости в 960 км/ч — это то, что делает головка каждый день на протяжении всего срока службы диска.

В такой ситуации свойства воздуха разделяющего поверхность и «летящую» головку очень важны — среди них плотность, температура и влажность, но последнее свойство сегодня мы проигнорируем. На уровне моря средняя плотность воздуха составляет почти 15 фунтов на квадратный дюйм (PSI), но на высоте в 3 километра падает почти на треть.

При проектировании каждого диска разработчики закладывают определенный диапазон высот, на которых устройство будет работать корректно, но превышение этих норм значительно увеличивает вероятность поломки головок чтения/записи.

Такие поломки происходят, когда вследствии вибрации головка прикасается к поверхности диска. В результате столкновения образуются обломки, что практически гарантирует скороую поломку диска. Наш Боинг 747 из примера выше только что задел двадцатисантиметровый пригорок, летя при этом на высоте в 15 см — бабах!

Если бы в дисковых накопителях не было специального отверстия для «дыхания», то верхние и нижние пластины диска должны были бы быть гораздо тяжелее, для того, чтобы смягчать изменение давления. Но это влекло бы за собой массу других минусов.

Как


Почти у всех дисковых накопителей есть такие воздуховоды (ниже мы рассмотрим одно исключение из этого правила). Вот как выглядит такое отверстие на диске из старого ноутбука:



В наши дни производители обычно не размещают предупреждений о недопустимости перекрытия именно отверстия для дыхания — вместо этого используется общее сообщение, содержащее просьбу не закрывать никаких отверстий на диске. Но среди всех этих дырок по-настоящему важна только одна.

Раз диски так боятся проникновения в механизм посторонних частиц (пыль, дым, волосы), как сохраняется чистота воздуха внутри них? С помощью фильтра. На картинке ниже фильтр — это белый материал в углу диска (к слову, очень грязного):



А теперь о том самом исключении


Дисковые накопители — это удивительные устройства: крайне сложный инженерный продукт, который массово производится, стоит дешево и относительно долго живет.



Диски с гелием компании HGST (подразделение Western Digital) станут первыми накопителями, лишенными традиционного отверстия для поступления воздуха — все для того, чтобы гелий оставался внутри диска.

Поскольку гелий в 7 раз легче воздуха, то при его использовании изменение давления не являются такой проблемой. Гораздо важнее было решить проблему удержания этого газа внутри накопителя (для этого использовалась лазерная сварка швов).

Кроме того, от проблемы давления избавлены и SSD-диски, что сделало их популярными среди военных — даже когда их стоимость находилась на совершенно запредельном уровне. При этом «старые добрые» HDD будут с нами еще не одно десятилетие, так что знать, как они устроены, не помешает.

На сегодня все, спасибо за внимание. В нашем следующем материале мы расскажем о том, как в инфраструктуре хостинг-провайдера 1cloud реализована возможность подключения к серверам дополнительных дисков.

Комментарии (48)


  1. wbb
    14.04.2015 13:10
    +5

    Похоже нужно просверлить воздуховод в своем SSD-нике. Видимо производитель забыл сделать это полезное отверстие ))

    А вообще, познавательная статья. Никогда не задумывался, что в HDD есть отверстия. Автору спасибо.


    1. r00tGER
      14.04.2015 14:28
      +8

      Мылсь верная, но технология другая — в ssd надо сами чипы сверлить. )


  1. gbg
    14.04.2015 13:24
    +9

    Аналогия с Боингом

    Эти порхающие головки чтения/записи очень тонкие. Представьте себе Боинг 747, летящий в паре сантиметров над землей на скорости в 960 км/ч — это то, что делает головка каждый день на протяжении всего срока службы диска.

    далека от реальности. Скотт Мюллер в 17 издании «Модернизации и ремонта ПК» пишет следующее:
    Представьте себе эту головку: при таком увеличении ее длина составит около 410 м, ширина — 325 м, а высота — 100 м (это приблизительно размеры небоскреба Sears, положенного на бок). Перемещается она со скоростью 9 187 км/с на расстоянии всего лишь 5 мм над землей (т.е. над диском) и считывает биты данных, промежутки между которыми равны 2,16 см. Эти биты данных расположены на дорожках, расстояние между которыми составляет всего
    лишь 29,9 см.
    Скорость перемещения этой гипотетической головки даже трудно себе представить, поэтому я приведу конкретный пример. Диаметр Земли составляет 12 742 км, т.е. длина около земной орбиты, проходящей на расстоянии одного дюйма от поверхности, будет равна приблизительно 40 000 км. Таким образом, развивая скорость 9 187 км/с, эта головка совершит виток вокруг Земли меньше чем за пять секунд. Кроме того, за один виток вокруг экватора головка сможет прочитать 231,33 Мбайт данных. При этом изменятся и скоростные характеристики головки. Среднее время позиционирования, составляющее 8,5 мс, определяется как время, затрачиваемое для перемещения головки на одну треть от общего числа дорожек (в этом случае примерно 9 241я дорожка), т.е. за столь короткое время головка проходит расстояние, равное 1,71 мили. С учетом масштабного коэффициента скорость поиска составляет более 726 321 мили в час или 202 мили в секунду.


    1. TimsTims
      14.04.2015 21:49
      +4

      Забыли как-всегда американское «представьте себе футбольное поле. так вот, если увеличить головку до размера футбольного поля, то дорожки будут размером с гамбургеры… нет-нет, даже размером с двойной гамбургер, с яйцом и салатом!»
      Любят там сравнивать не в сантиметрах, а в дюймах, футбольных полях и боингах…


    1. pansa
      14.04.2015 23:57
      +1

      Из капли того, что я вынес с универского курса системного анализа и моделирования (по-моему так назывался), было как раз про такие сравнения. Нельзя-нельзя просто так взять и смаштабировать систему, линейно увеличив все размеры! Получится полная чушь, не годная ни для чего, кроме как для WOW-эффекта.


  1. Rumlin
    14.04.2015 13:41
    +2

    обычно в крышке возле вентиляционного отверстия реализован «лабиринт», в котором оседают крупные частицы — фильтр грубой очистки воздуха.


  1. r00tGER
    14.04.2015 13:42
    +3

    А почему диск с воздухом не делают герметичным?

    Неужеле, изменение внешнего давления может так сильно деформировать корпус, что это приведет к изменению внутреннего…


    1. kvasdopil
      14.04.2015 14:13

      Сама головка имеет хитрую аэродинамическую форму, и держится над диском за счёт набегающего потока воздуха, создаваемого вращающимися блинами. При изменении давления аэродинамические свойства головки меняются и расстояние от поверхности блина становится слишком маленьким\слишком большим.


      1. r00tGER
        14.04.2015 14:24
        +1

        Я это и спрашивал. Будет ли так сильно зависеть внутреннее давление (при герметичном варианте) от внешних условий (а именного внешнего давления на корпус).

        Вовсе, не подразумевал создание «обезвоздушенного» герметичного диска.


        1. kvasdopil
          14.04.2015 14:48
          +1

          Герметичным сделать можно, но это дороже, снижается надёжность, увеличивается масса. Сделать герметичный корпус, который будет поддерживать постоянное давление внутри — ещё дороже. Наверняка военные примерно так и делали до появления SSD.


          1. Jumanji
            14.04.2015 19:42
            +1

            Я тоже так подумал сначала, но все же мне больше кажется дело в температуре, которая может меняться в очень широких пределах.


  1. YouHim
    14.04.2015 14:03
    +2

    Вот фильтр, который находится с обратной стороны отверстия. Он очищает воздух, который поступает внутрь. Фильтр, который изображен в статье предназначен для улавливания пыли, которая уже внутри диска.
    dl.dropboxusercontent.com/s/ojhxn2z9807wmdl/20150414_135541.jpg?dl=0
    PS: извините, теги недоступны.


  1. Silvar
    14.04.2015 14:29
    +5

    У гелия в дисках есть еще одно существенное отличие от воздуха: вязкость.
    Если в дисках с воздухом пластины расположить очень близко друг к другу, то какие бы они ни были гладкие, между пластинами будут возникать турбулентные потоки, которые буду влиять на головку. У гелия же вязкость меньше и пластины можно расположить ближе друг к другу, без возникновения существенных турбулентных потоков, что позволяет увеличить емкость диска, при сохранении его типоразмера.


  1. Valdei
    14.04.2015 15:01
    +3

    Просьба пояснить фразу
    «Если бы в дисковых накопителях не было специального отверстия для «дыхания», то верхние и нижние пластины диска должны были бы быть гораздо тяжелее, для того, чтобы смягчать изменение давления. Но это влекло бы за собой массу других минусов.»
    Для меня тут потерялась логика рассуждений. Почему тяжелее? Почему именно верхние и нижние?


    1. YouHim
      14.04.2015 15:04
      +2

      Наверное речь идет о корпусе.


      1. Valdei
        14.04.2015 15:07
        +5

        А, действительно.
        Почему-то о «блинах» подумал.
        Спасибо.


  1. engine9
    14.04.2015 16:26
    +1

    Раньше были умельцы-моддеры, которые в кустарных условиях пропиливали в верхней крышке отверстие и встраивали окошко.
    image


    1. alexmay
      15.04.2015 11:51

      были. статистика по отказам таких дисков, скорее всего печальна


      1. engine9
        15.04.2015 17:04

        Интересно, а видимый свет может как-то повлиять на работу ЖД?


  1. me76
    14.04.2015 17:03

    Хм, а почему нельзя выкачать весь воздух, сделав диски вакуумными? Сложности с прочностью корпуса при откачанном воздухе?


    1. gbg
      14.04.2015 17:07
      +2

      Головка диска летит (как настоящий самолет) над поверхностью пластины за счет газовой среды в гермозоне. В вакууме этот трюк не пройдет.


      1. me76
        14.04.2015 18:22

        Т.е., по-вашему, головка больше ничем не удерживается? Тогда что с ней происходит после остановки диска?


        1. Plone
          14.04.2015 18:58
          +3

          Именно. Отводится в зону парковки за пределы блинов. Собственно, на первом фото именно это состояние.


          1. me76
            14.04.2015 19:28

            Ого. А я был уверен, что там механическая ножка, водящая головку между краем и центром диска.

            P.S. Сейчас посмотрел картинку, вроде на ней как раз та самая ножка и изображена.


            1. Jumanji
              14.04.2015 19:50
              +3

              Ножка — ножкой, можно конечно сделать конструктивно жесткую ножку, что бы головки были на жестко заданной высоте от диска, но тут встает две проблемы: во-первых, необходима гораздо большая точность изготовления диска, что ведете к росту процента брака, как следствие — увеличение цены. во-вторых, как все механическое, данная ножка подвержена износу, следовательно зазор со временем будет меняться — существенное уменьшение срока службы диска. Сейчас же применяется более изящное решение, за счет физических эффектов (эффект экрана, как я понимаю), зазор сам поддерживается на необходимом уровне, независимо от износа и точности изготовления ножки (в разумных пределах).


              1. jar_ohty
                15.04.2015 10:19

                Механически удерживать головку на высоте в нанометры над поверхностью диска не слишком реально. Хотя бы из-за того, что есть термическое расширение.


                1. Jumanji
                  15.04.2015 19:22

                  вы правы, я перемудрил, ваш ответ правильный )


        1. Halt
          14.04.2015 19:04

          После остановки головка ложится на поверхность в специальной буферной зоне, либо уходит с поверхности. По этой причине важно, чтобы при выключении диска головки были правильно запаркованы.


          1. Odinokij_Kot
            14.04.2015 21:32

            Товарищи, не ссорьтесь. Существуют диски с парковками 2х типов. У одних головки паркуются в центре, у других головки заводятся на рампу, которая находится у внешнего края блинов и только после этого двигатель выключается.
            В последнее время парковка в центре не используется.


            1. Iv38
              14.04.2015 22:04

              Насколько я знаю, головки могут самопарковаться при аварийном отключении питания. Это может осуществляться и механически и электрически.


              1. Odinokij_Kot
                14.04.2015 22:06

                Самопарковка происходит сдуванием блока головок, когда пропадает питание.


                1. r00tGER
                  14.04.2015 23:08

                  В случае аварийного отключения питания, основной двигатель превращается в генератор (диски увесистые — большая инерция), этой энергии достаточно для корректной парковки.


                  1. Odinokij_Kot
                    15.04.2015 01:12

                    Ага, превращается в генератор и микросхема-крутилка (драйвер управления двигателем и головками) делает эффектный пых.
                    Таки там всё механически и магнитно рассчитано.
                    На старых дисках даже бывало покрутишь пальцем блины, а головы сами стремятся к парковке.


                    1. r00tGER
                      15.04.2015 09:39

                      Сейчас намного проще сделать контроллер, кодорый не «делает эффектный пых», чем заморачиваться с мехнаникой.
                      Больше скажу, вырабатываемой энергии хватает не только на экстренную парковку головок, но ещё и на корректный сброс кеша на диск.


                      1. Odinokij_Kot
                        15.04.2015 09:45
                        +1

                        Вы прямо чудеса рассказываете. Как будет свободное время, специально лог.анализатор и осциллограф подключу к контактам преампа головок и посмотрю, что происходит там при отключении питания. За одно помониторю, как быстро исчезвет питание с процессора после отключения внешнего питания.


                        1. r00tGER
                          15.04.2015 10:12
                          +2

                          Сыллка на интервью авторитетного человека, который рассказывает о «чудесах».

                          Ну, в общем, я ему больше доверяю, чем вашим, ещё не полученым результатам.


    1. Rumlin
      14.04.2015 17:14
      +4

      помимо «полета» головок (они не падают на поверхность из-за потока увлекаемого диском воздуха)

      Потребность в воздухе заложена в самой конструкции дисков. Головки чтения/записи должны «парить в воздухе», при этом сами магнитные диски очень быстро вращаются (120 раз в секунду в накопителях 7200RPM). Поверхность дисков делают очень гладкой, чтобы облегчить стабилизацию головок.


      В вакууме есть большая проблема с движущимися деталями — они привариваются друг к другу.
      В 35:13 об этом:


      1. engine9
        14.04.2015 17:41
        +1

        Обалдеть, как такие эффекты сделали? Умели же, без всякого CG.


        1. Rumlin
          14.04.2015 18:14
          +2

          Павел Клушанцев гений, неоцененный здесь. Не менее интересен по эффектам фильм 1956/57 годов «Дорога к звездам».


          1. engine9
            14.04.2015 18:16

            Спасибо за наводку.


      1. me76
        14.04.2015 18:20

        Ясно. Наверное, даже если бы можно было сделать оставить воздух в трущихся частях (в районе оси), и удалить его только вокруг блинов, вышло бы сложно и дороже.


    1. pansa
      14.04.2015 23:48
      +2

      Вспомнил старую FIDOшную шутку про то, что в жесткие диски закачан ваккуум под высоким давлением! :)


  1. Dark_Purple
    14.04.2015 17:24
    +1

    При этом «старые добрые» HDD будут с нами еще не одно десятилетие

    Я бы не загадывал.


    1. Plone
      14.04.2015 19:01
      +3

      Но накопители на лентах-то будут с нами?


    1. muon
      15.04.2015 04:48

      Предрекаете очередную революцию?

      Как сейчас помню, SIP победоносно шагает по планете и за считанные месяцы захватывает Москву отправляет в небытие все аналоговые АТС, все факсы и вообще всё абонентское оборудование, которое подключается к провайдеру не по Ethernet.

      Я сам люблю новое, но мир состоит не только из энтузиастов, но из бизнеса, который тяжёл на подъём, ценит стабильность и умеет считать деньги.


  1. VioletGiraffe
    14.04.2015 20:53

    Это называется «аэродинамический подвес головки».


  1. Arlakz
    14.04.2015 21:32

    Не забываем что кроме «парения» головки над пластиной у «герметичных» решений другие проблемы
    Если делать герметично, то придется заливать весь диск например в стекло.
    Иначе малейшая щель/неплотность и при изменении давления воздух начнет подсасываться. Вместе с пылью.
    Через трещинки, которые не закрыты фильтром. Что уже хуже, чем принятое решение.
    Например в очень «чистых» помещениях кроме гермодверей с тамбуром еще всегда применяется повышенное давление внутри, в итоге пыль не попадает через незаметные или неизвестные щели/… а остается в системе очистки в вентиляции.


  1. amarao
    15.04.2015 06:38
    +3

    Увидел надпись на HDD. Надеюсь, создателям было понятно, что по-английски это читается не «Ultrastar He8», а «Ultrastar Hate»?