Всем привет!

Ontol — это github для бесплатных текстов и видео, которые оказывают значимое влияние на жизнь и судьбу человека.

Годы, проведенные в университете — самые определяющие в жизни человека, и от того, какой университет вы выбрали, колоссально зависит ваша дальнейшая судьба. Но иногда, увы, этот выбор сделан рандомно и халатно, а иногда и «под давлением» друзей, семьи, военкомата, халявы (дипломов с олимпиад), районной администрации, государства, и человек поступает в университет номер 461, а в универститеты номер 1, 2, 3, 4, 5 он даже не посмел подать заявку (если вообще знал о их существовании).

Каждый может поступить в Стэнфорд и MIT бесплатно. Сегодня я начинаю серию публикаций и интервью, которые призваны бороться с выученной беспомощностью школьников и разрушать интеллектуальный железный занавес, который закрепощает учеников внутри границ одной страны. Слово Дильназ Камаловой:

image

Я учусь в выпускном классе школы НИШ Алматы. Занимаюсь робототехникой и развитием индивидуальных проектов. В апреле этого года узнала, что поступила в 6 вузов США. А именно в Принстонский, Стэндфордский, Гарвардский, университет Райса, Лихайский, университет Дьюк.

Во все университеты я подавала заявку на полную финансовую помощь, не только на обучение, но и на ежедневные расходы, питание и проживание.

Я делюсь личным опытом в надежде, что это будет полезно кому-то и станет некой дозой мотивации.

Не существует никакой магической формулы поступления. Процесс подачи заявки в американские вузы невероятно хаотичен и непредсказуем. На него может повлиять множество причин, на которые мы не можем повлиять.

Я не имею связи с приёмной комиссией и не получала никакого фидбэка о них.

Ни один из поступивших в американские университеты не знает точного ответа, почему его или её приняли.

Я из совершенно обыкновенной среднестатистической казахстанской семьи.

Мои привилегии — что я родилась в здоровой, любящей и полной семье.

У меня была возможность полностью сконцентрироваться на своём личностном развитии.

Я не располагаю другими ресурсами, и в том числе и финансовыми.

image


Тестинг — это стандартизированные тесты для проверки знания языка. Но не факт, что они потребуются в дальнейшем обучении в Штатах. Но в системе образования они очень важны.

SAT


Подготовку к SAT начала в десятом классе. (К слову, я училась 12 лет.)

Впервые написала тест в декабре одиннадцатого класса, в результате набрала 1390 баллов из 1600 возможных.

Вторая попытка произошла три месяца спустя, в марте 2020 года. На этот раз набрала 1540 из 1600.

В SAT имеется 3 секции, мои результаты: Mathematics («математика») — 790, Critical Reading («аналитическое чтение») и Writing — 750.

Сдача любого теста сугубо индивидуальна. Лично я совершила такую ошибку, что искала «секретный метод». Однако его не существует.

Есть несколько факторов, которые влияют на результаты. Это хороший уровень английского языка, опыт чтения текстов разного жанра, умение сдавать тест в ограниченное время, математические способности и тд.

Часто тест-тейкеры не получают желаемого результата с первого раза. И это нормально.

Время на подготовку и количество пройденных тестов не всегда коррелирует с ростом ваших баллов.

Такие фразы, как «если я проведу 200 часов над подготовкой, то мои баллы увеличатся» не совсем правильны.

Work smarter, not harder

К тестам надо относиться не как к тренировке, а как к индикатору прогресса.

Я совершила ошибку, лихорадочно решала как можно больше тестов с надеждой, что это даст хороший результат. Однако маленькие флуктуации баллов ничего, кроме кратковременного счастья или совсем необязательного чувства безысходности не дадут.

Важно при сдаче практик-тестов в домашних условиях стараться имитировать реальный процесс сдачи.

Очень полезно и выгодно писать тесты рано утром и учитывать время на закрашивание вариантов.

После того, как вы написали практик-тест, рекомендую разбирать не только неправильные ответы, но и правильные. Потому что, зачастую, человек отвечает правильно совершенно случайно.

В тест-центр захватите с собой наручные часы. Не во всех тест-центрах есть возможность практично и быстро наблюдать за временем.

Ресурсы, которые помогли мне при подготовке к тестам:

  • The Critical Reader (https://thecriticalreader.com/)
  • The Ultimate Guide to SAT Grammer
  • The College Panda`s SAT Essay
  • 1600.io


Ни один из этих ресурсов не помог мне так, как глубокий анализ моих сильных и слабых сторон.

TOEFL


Примерно в июне, после окончания одиннадцатого класса, я написала данный экзамен после месяца подготовки. По TOEFL я набрала 116 баллов из 120 возможных.

Но подготовка была именно к этому тесту. За этим же стояло 11 лет изучения языка.

Знание английского языка не гарантирует хороших результатов. Потому что именно в этом тесте могут встретиться вопросы, которые даже носители языка часто не встречают в жизни.

TOEFL похож на SAT и IELTS. Если вы уже сдали один из них, то будет уже проще.

Попробуйте готовиться к тесту по шаблонам. Сделайте для себя отдельные шаблоны, которые позволят вам использовать уже вставочные фразы, при этом экономя время на обработку информации.

Ресурсы по подготовке к TOEFL:

  • официальный веб-сайт ets.org/toefl (https://www.ets.org/toefl)
  • Barron`s Essential Words for the TOEFL (https://magoosh.com/toefl/barrons-essential-words-for-the-toefl/)
  • TST Prep (https://tstprep.com/)


IELTS


Я набрала 8.0 баллов из 9.0. За всё время обучения в своей школе косвенно готовилась к этому тесту, потому что все задания в школе были основаны на формате IELTS.

При подготовке к данному тесту будет полезно знать всевозможные темы для эссе и спикинг.

Нужно выучить определённый набор слов из разных тем.

В IELTS, если вы недовольны результатом или уверены, что могли бы получить балл больше, можете подать на апелляцию. Я тоже подала на апелляцию и добилась увеличения баллов на 0.5. Это не изменило результаты, но всё-таки я осталась довольной.

Ресурсы для подготовки к тесту:

  • IELTS Liz (https://ieltsliz.com/)
  • Cambridge English IELTS Academic (https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/ielts/preparation/)
  • Cambridge English IELTS Vocabulary Advanced


В университеты я отправляла результаты TOEFL и SAT. А какой именно тест выбрать, это ваше решение.

Школьные проекты


Школьные проекты в заявках имеют большое значение. Проекты, которые я указала в заявках, делятся на три категории: робототехника, персональные проекты и активизм.

В конце девятого класса стала частью клуба по робототехнике. Именно тогда стала капитаном команды девушек в платформе VEX Robotics.

VEX Robotics — это такая платформа, где ученики старших классов объединяются в разные команды и соревнуются друг с другом. Правила соревнований меняются каждый год. Мы участвовали не только в государственных, но и в международных соревнованиях.

Робототехнический фестиваль в Москве и VEX Worlds (https://www.roboticseducation.org/vex-robotics-world-championship/) в США.

image



В мои обязанности входили знания построения робота, программирование робота, драйвинг.

image

Немаловажный проект для меня — это Sequence, что я развивала вместе с подругой. Это таблетница для людей с хроническими заболеваниями, чтобы они вовремя принимали таблетки. В начале девятого класса мы с подругой были заинтересованы в создании индивидуального проекта. И мы создали этот проект. После того, как его одобрили судьи, мы начали развивать и дорабатывать детали проекта. Именно таким образом следовали соревнования. Одно из главных — это Google Science Fair. Нас с подругой пригласили в головной офис Google в Калифорнии.



Еще я указала участие в Research Science Institute.

Research Science Institute – международная летняя исследовательская программа для старшеклассников. Участникам научной программы предоставляется возможность поработать вместе с профессорами и уважаемыми людьми в разных сферах, которые будут курировать научно-исследовательские работы ребят.


Заявку на участие я подала через школу и уже в конце 11 класса мне выпала возможность стать одной из 32 международных студентов. Обычно Research Science Institute проводится на базе Массачусетского технологического института (MIT), но в 2020 году исследовательская программа проходила виртуально.

Еще один проект. Мобильное приложение, которое помогает превысить экоосведомлённость людей. Этот проект был развит мной и двумя другими девушками. Помимо этого, я очень активно участвую в проектах по защите прав детей. Принимала участие во множестве мероприятиях, в том числе и UNISEF.

Организовывала флешмоб Go Blue on World Children's Day.



В 9 классе я была на IT-стажировке в одной из образовательных школ Алматы. В течение всего лета изучала веб-разработку. На стажировке мне удалось сотрудничать со многими известными компаниями нашей страны.

Следующим занятием является волонтерская деятельность. Я помогаю с организацией международного соревнования по робототехнике. На VEX Robotics я числюсь не только как участник, но и как организатор и судья.

В заявке указала свою волонтёрскую деятельность, но специально не искала волонтёрские организации. Моя волонтёрская деятельность исходит от других моих увлечений, о которых я рассказала. В основном занимаюсь онлайн-волонтёрством.

Я активно участвую в конкурсах, соревнованиях, онлайн-конференция, организованных ЮНИСЕФ. Мне импонирует детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и то, какие ценности он несет.

Ещё в заявке я указала увлечение видеосъёмками. Уже как 3-4 года снимаю видео, короткометражные фильмы.

Все мои проекты вытекали из моих естественных интересов, они не были спланированы «для галочки».

Очень важно сохранять золотую середину. Не пытайтесь преувеличивать свои достижения или же обесценивать. Конечно, нет никаких определённых занятий, которые помогут увеличить шанс поступления в вузы.

Достижения


  • Google Science Fair
  • Technovation Challenge
  • FIRST Global Challenge — соревнование по робототехнике. Здесь я участвовала вместе со сборной командой Казахстана.
  • VEZ Words Middle School Championship — международное соревнование, в котором я участвовала в девятом классе. Наша команда показала хороший результат.
  • Research Science Institute.


Эти соревнования, если они до сих пор существуют, вполне доступны для каждого. Поездку финансировали либо организаторы, либо моя школа, либо индивидуальные спонсоры, с которыми сотрудничала моя команда.

Эссе


image


Эссе — очень больная тема для многих. О нём я начала думать в начале лета до своего выпускного класса. Но села за написание в августе.

Во-первых, не пытайтесь казаться тем, кем не являешься.

Нельзя мудрить научными терминами и литературными приёмами. Не давите на жалость и не хвастайтесь. Очень важно сохранять объективность. Не писать плохо о ком-то.

Вступление эссе очень важно. Однако и заключение не менее важно.

Хорошая идея для вступления эссе приходит тогда, когда вы его не ищете.

Не пытайтесь найти самую необычную тему на свете.

Нам всегда говорят «отличайтесь». Но это не значит, что нужно выбрать самую креативную тему, это практически невозможно.

Тема, которую я затронула, была исписана не раз, но под каким углом на это посмотрела я, нигде больше не повторится.

Плагиат — это плохо.

Заранее нужно посмотреть, какие эссе вам предстоит написать, и группировать их по смыслу. Потому что есть не только основное эссе, но другие.

Думайте об эссе в фоновом режиме.

Размышляйте о теме во время приема пищи, ищите вдохновение извне, гуляйте, смотрите фильмы, читайте книги. Без фанатизма размышляйте о нём в свободное время.

Постарайтесь найти оценку от третьих лиц. Подойдут друзья или знакомые.

Когда приступаешь к эссе, пиши всё, что у тебя в голове. Необязательно там должны быть красивые речевые обороты.

Можно искать вдохновение извне и давать себе отдых.

Ресурсы для эссе:

  • College Essay Guy (https://www.collegeessayguy.com/)
  • Randy Levin, College Application Essay: Stand Out, Get In
  • @aizhankul


Рекомендательное письмо


image


Я обращалась к учителю точных и гуманитарных наук, тренеру по английскому языку и тренеру по робототехнике, которые знали меня очень хорошо и были отличного мнения обо мне. Заранее попросите учителей и направьте их по содержанию письма. Потому что не все учителя знают, как писать рекомендательные письма. Полезно отправить им статьи о рекомендательных письмах и дать понять, что это такое и как писать.

Хорошее знание языка не есть хорошее написание рекомендательного письма.

Главный критерий выбора человека, который вам напишет рекомендательное письмо — это то, насколько знают учителя тебя.

При обращении к учителю имейте при себе файл о ваших данных.

Отправьте и переведите статьи, в которых есть подробная информация о рекомендательном письме.

Выбирать учителя английского языка, если он плохо вас знает, но зато знает английский, не очень хорошая стратегия.

Хорошее знание языка не означает, что письмо будет правильно написано. Главный критерий, на который вы должны опираться — насколько близоко вас знает учитель и как хорошо он к вам относится.

Если у вас есть другие люди, которые могут дать вам рекомендацию, допустим, научный руководитель, обратитесь также к нему.

При обращении к учителю практично иметь «Brag Sheet» — документ, который содержит информацию:

  • Почему вам нравится предмет данного учителя?
  • Что вы узнали о себе за время изучения его или ее предмета?
  • К чему вы стремиесь?
  • Какие у вас цели и надежды связанные с поступлением?


Общие мысли и советы


image


Определитесь, почему вы хотите поступить в зарубежные вузы. Возможно, просто из-за того, что все ваши друзья поступают туда. Либо ваши родители захотели этого. Или потому, что поступить в зарубежные вузы — для вас единственный индикатор успеха.

Подготовиться к поступлению самостоятельно — возможно.

В моём случае я не имела менторов или других консультационных организаций. Я сама была ответственна за то, что проводила исследование о поступлении, выбирала университеты и заполняла заявки. Были люди, которые помогали на определенных этапах.

Важно не сравнивать себя другими. Если у вас показатели хуже или лучше моих, то это не значит, что вы можете поступить, или наоборот.

Огромный фактор играет удача.

Оценки, баллы, достижения не должны влиять на вашу самооценку. Все это ни в коем случае не является показателем вашей интеллектуальной способности.

Q&A


— Постоянно окладываю написание эссе, что делать?
— Это частая существенная проблема. Мой совет — дать себе разрешение писать всё что у тебя есть в голове. Если желание не приходит — искать вдохновение извне. Дать себе одохнуть. Я много времени проводила на свежем воздухе, пыталась размышлять на разные темы. Это мне сильно помогло.

— Пользовались ли вы услугами компаний?
— Нет.

— Сколько вы готовились к экзаменам?
— По 2-4 часа в день, но это было неравномерно и с перерывами.

— Сколько вы занимаетесь робототехникой?
— С 9 класса, 3,5 года. (12 лет обучения)

— Почему выбрали Стэнфорд?
— Много причин, академические и культурные.

— Совет школьникам?
— Не воспринимайте поступление как самоцель. Это далеко не показатель. Зачастую, нам навязывают мысль, что нужно учиться в зарубежных вузах. Не тратьте время на то, что вам не интересно.

Я не проходила курсы по подготовке к экзаменам и написанию эссе.

— Во сколько университеов вы подавали заявки?
— В 9. В MIT, Корнельском и New York University Abu Dhabi у меня был отказ.

— Были ли у вас моменты выгорания и как вы с ними справлялись?
— Процесс ужасно энергоемкий, был стресс и бессоные ночи. Мне помогала моя семья и прогулки на свежем воздухе. Главное не потеряться и выделять время на отдых. Чтение книг и просмотры кинофильмов.

— Какую книгу посоветуете прочитать?
— «Мартин Иден» Джека Лондона.

— Когда вы начали готовиться к посуплению?
— В конце 10 класса (12-летнее обучение). До этого я редко задумывалась об обучении в университете, меня это мало интересовало. Я не полагала, что у меня есь шанс на поступление. Когда я стала изучать много об университетах американской системы образования, мне понравился тот момент, что ты не декларируешь свою специализацию до второго курса, мне показался очень заманчивым. Я поняла, что я этого хочу.

— Где искать информацию, чтобы найти personal fit?
— Мне был полезен сабреддит /r/ApplyingToCollege, в котором я инересовалась кульурой, социальной жизнью, ценносями разных университетов, старалась узнать, как озываются студенты о своем университете. Старалась смотреть чуть дальше за стереотипы.

То в каком состоянии университет, что находится рядом, очень влияет на студентов и атмосферу. То насколько университет доброжелательный и дивёрсити.

— Какие советы по интервью?
— Главное, найти общий язык с интервьюером. Можно поговориь на неучебные темы. Начать можно со small talk. Отвечать на вопросы в расслабленной форме. Можно подгоовиь шпаргалку с главными пунктами про вас, чобы не забыть.

— Когда начинать писать эссе?
— Летом до выпускного класса. А зарегистрироваться можно раньше, чтобы поразбираться что да как.

— Как пришла идея поступать зарубеж?
— Я задумалась в средних классах. Но на несерьезном уровне. Мысль поселилась в голове, после того, как школу посетила женщина, профессорка из Кембриджа, в исследовательских целях. У меня засела мысль, что я могу поступить в зарубежные вузы. Но эта мысль не возвращалась до 10 класса. Потом были фантастические успехи Селимжана Чалышкана, и Моргунова Антона. Я поняла, что это возможно, тогда я стала более серьезно об этом задумываться.

— Если бы не поступили в США, то что?
— Я бы поступала в Назарбаев Университет.

— Как вы боретесь с прокрастинацией?
— Беру перерыв.

— Вы только в топовые подавались?
— Мой список университетов не был хорошо составлен.

— Какую роль сыграла школа (НИШ)?
— Школа НИШ очень сильно повлияла на мое развитие и на меня саму. Возможности, которые были там, стали большой частью моего становления.

— С какого класса считать gpa?
— Я считала с 8 класса. Обычно — с 9.

— Как выглядел режим дня при максимальной загрузке?
— Утром школа (онлайн), потом заполнение common up, написание эссе. На выходных позволяла себе просмотр фильма.




  • Ontol.org (https://t.me/ontol) — это github для бесплатных текстов и видео, которые оказывают значимое влияние на жизнь и судьбу человека.
  • Ontol/University — максимально полезные материалы для бесплатного поступления в MIT и Стэнфорд для школьников и их родителей.


Полезные материалы




Комментарии (96)


  1. Gugic
    14.07.2021 21:38
    +14

    Будущим поколениям на заметку - я не о многом в жизни сожалею. Однако одна из вещей о которых я все-таки сожалею - это бездарно потраченные на кутеж и различную подработку (которую я тогда гордо называл работой) студенческие годы. Деньги, конечно, были нужны (я ж мужик, что я у матери деньги буду брать), но, честно говоря, мне ведь повезло в той же мере, в которой повезло этой девушке - мама была способна обеспечить меня всем необходимым на время учебы.

    Да, это было весело, но каждый раз, когда я читаю статьи вроде этой и знакомлюсь с очередным человеком, который проделал может быть и не подобный этому путь, но все же гораздо более продуктивный, чем проделаланный мной, каждый раз, когда я нанимаю на работу очередного только что выпустившегося студента с горящими глазами, профильным образованием и тонной всяких полезных навыков, приобретенных на различных релевантных активностях за время обучения, я поражаюсь тому сколько возможностей было вокруг меня, только протяни руку. Только вынь голову из задницы и хотя бы поинтересуйся. И я даже не про возможное поступление за границу сейчас (хотя у меня довольно много теперь знакомых, уехавших в магистратуру за рубеж), даже в родном Новосибирске в НГТУ было чем позаниматься и были потрясающие люди, занимающиеся всем этим, знакомство с которыми наверняка изменило бы мою жизнь.

    Когда университет закончится - большая часть этих возможностей просто исчезнет, как предрассветный туман с первыми лучами солнца.

    Мне повезло, в конечном итоге. Я лет с 12 знал что собираюсь быть программистом и стал им, потеряв на разные приключения (вроде попытки в собственную контору по ремонту компов) несколько очень важных лет жизни (и да, конечно, это был, безусловно, ценнейший опыт в плане приобретения софт скиллов). И я в итоге самостоятельно доехал из спальной заводской не столичной окраины, на которой прожил 30 лет жизни, до Калифонии и до фаанга и даже неплохо тут себя показываю. Но не надо строить иллюзий, это всего лишь ошибка выжившего. Ускорение для выхода в жизнь (навыков, круга знакомств, области знаний и прочего), которое можно относительно легко набрать в университете, после оного очень тяжело выстраивать с нуля, особенно работая официантом, менеджером по продажам, изготовителем дорожных знаков на заводе, перекупом, оклейщиком автомобилей и даже "директором" (это все из собственного опыта).


    1. Megadeth77
      14.07.2021 22:02

      Да, стартануть в нужном направлении — великий навык :(


      1. Jeditobe
        15.07.2021 22:21
        +1

        Более того, навык из разряда фантастических. У нормальных людей его нет. Только родители или кто-то вместо них может обеспечить возможность хорошего старта и фокусировки.


    1. RTFM13
      15.07.2021 02:52
      +2

      Не смотря на общую экономическую катастрофу в России сей-час очень высокий спрос на программистов. Что подтверждает отрыв зарплат ИТ от других секторов. Я периодически наблюдаю собеседования в непрофильную контору - идут люди без профильного образования, по сути от них требуют только минимальных способностей строгого логического мышления и каких-то совсем базовых знаний. Приходит человек без компьютера, который программы писал только в тетрадке (это не 40 лет назад, а в прошлом году). А тестировщиком устроиться и того проще, а из тестировщика перейти в программисты. По этому о штудировании сайтов по программированию между сменами официанта речь не идёт, это ошибочная стратегия.

      Конечно, качественное образование это всегда лучше, чем его отсутствие, но где его тут взять? На выпускников последних лет я насмотрелся тоже. По этому если не брать сам факт наличия диплома как критерия трудоустройства, если представить абстрактную возможность начать всё с нуля, лично я не стал тратить 5 лет на ВУЗ по крайней мере в РФ. При внятной самоорганизации за пару лет работы в отрасли можно получить больше полезных навыков и знаний.

      Я, в каком-то смысле, тоже жалею о том что не озаботился зарубежным образованием и/или трудоустройством (некоторые условные возможности были) лет на 20 раньше. Но с другой стороны я прекрасно понимаю что тогда для меня необходимость "валить" была гораздо менее очевидна. Тем более с той картиной мира, которую я тогда имел.


      1. Gugic
        15.07.2021 03:22
        +2

        Не, я программистом все-таки по зову сердца шел работать и моя первая зарплата как программиста в 2011 году равнялась 15000 рублей в месяц (вчерную), с которых мы с (тогда еще) девушкой (а теперь уже женой) еще и квартиру умудрялись снимать (благо она тоже что-то там в институте зарабатывала).

        Но я не о том пишу. Не об образовании как таковом. Я учился на непрофильном факультете с совсем нерелевантными моим интересам предметами и кого это вообще волнует в наше время (хотя академическая база по CS не была бы лишней, честно говоря). И также не о "валить". Валить или не валить - личное дело каждого. "Свалил" я в конце концов также не по политическим убеждениям а просто за интересными задачами (и вот тут уже еще и за зарплатой, чего таить).

        Я просто пишу о многообразном океане возможностей, открытых именно для студентов, стоит только немного осмотреться. За пределами собственно учебы. За пределами поступления в международный универ. В плане IT, например - бывают льготные билеты на конференции, где можно основательно озаботиться нетворкингом, те же самые кружки по условной робототехнике или какие-нибудь конструкторские бюро на базе кафедр, люди умудряются даже привлекать в такие штуки какие-никакие гранты, возможность поискать стажировки в интересных компаниях, в т.ч. и зарубежные на лето, самостоятельные (у нас на работе постоянно студенты последних курсов стажируются) или через международные студенческие организации (не так сложно, и нет, я не про work and travel, у меня супруга ездила стажироваться программистом в другую страну через айсек в свое время), бесплатные курсы для студентов от местных контор (где таковые имеются), которые проводятся в надежде забрать "сливки" себе на работу, куча социальных штук вроде различных вариаций разной тематичности студ фестивалей, где также можно очень круто в нетверкинг и софт скиллы. Различные программы поддержки студентов от профильных предприятий (в нашем случае от всяких интелов, хуавеев и гуглов) материально ли (ну типа софтом) или образовательно (в плане интересных факультативных лекций) и возможностями стажировки, опять же, многочисленные хакатоны, хакспейсы на базе университетов/факультетов (редко но бывает), олимпиады, опять же, какая-то исследовательская работа на кафедре (а на хорошей кафедре преподаватели могут также вполне быть действующими сотрудниками разных тематических научных институтов и у них даже могут быть гранты и интересные задачи, которыми, пока голодный студент, можно и околобесплатно позаниматься).

        Все это дает огромный буст в развитии личных и профессиональных качеств. Можно бесконечно перечислять. Дается все незабесплатно, конечно, а за невероятные ментальные усилия. Ну и да, в конце концов опыт нескольких моих знакомых подсказывает что уехать в магистратуру куда-нибудь за рубеж в интересное место - не такая уж и невыполнимая задача.

        А если начинать втягиваться во все это еще раньше, в старших классах - то вообще замечательно. Чем раньше начнешь, тем больше унесешь с собой в жизнь.

        И это поле возможностей невероятно сужается когда универ заканчивается. Понятно что все еще можно вертеться во всем этом, но если ты не делал этого в универе - почему вдруг начнешь сейчас? Плюс надо уже как бы работать начинать, а когда работаешь, как-то уже не до всего этого. (я про базис, понятно что люди разные бывают).

        Ну а я вместо плескания в этом бескрайнем океане возможностей предпочитал просто бухать с друзьями-строителями после тяжелого рабочего дня за протиранием штанов в офисе. И даже не думал в сторону того, что вот это все может существовать вокруг. Хорошо хоть программировать не переставал по ночам, просто потому что чуть-чуть да перло.


        1. AC_DC_Whiskey_and_Cola
          15.07.2021 18:58
          +1

          Эээх. Как вы все верно написали. Читаю и где-то под ложечкой защемило.

          Ведь когда учился, столько было разных размышлений. Учился я там же где и вы. НГТУ. Если говорить про активности, то даже в Айсеке был. И наукой занимался, правда спустя рукава, так как мой руководитель быстренько уехал в Японию, а зав лаборатории я уж точно не нужен был до самой магистерской. Несколько лет отдал джаз-оркестру и ездил по фестивалям с ними.

          Но что в итоге - сейчас совсем не работаю по специальности. И не зарубежом. Получилось, что все активности в вузе потратил не на стремление в одну точку, а распылился на многие. Да, было интересно. Но по выходу из института не стал специалистом в своей области.

          Так что, если вы хотите интересную жизнь - это можно делать и порой нужно, как минимум развивать в себе софтскилл. Но еще лучше, если вся энергия будет направлена на какую-то одну цель.


      1. A114n
        15.07.2021 09:14

        Я периодически наблюдаю собеседования в непрофильную контору — идут люди без профильного образования, по сути от них требуют только минимальных способностей строгого логического мышления и каких-то совсем базовых знаний.

        И зарплата тыщ 20 или даже целых 30?


        1. RTFM13
          15.07.2021 16:33
          +1

          Не уверен, но вроде 50-70 в МСК.

          Да пусть даже и 30 (меньше в мск сложно представить). При наличии способностей и желания не придется работать на ней больше полугода - года. А сколько стипендия в ВУЗе? И ее еще получить надо. И это порядка 5 лет.

          Моя основная идея была в том, что порог входа достаточно низкий. Зачем работать условным официантом и по ночам учиться, если можно сразу устроиться программистом пусть и на зарплату условного официанта.

          Если тебе это интересно, все необходимые минимальные навыки будут уже в старших классах школы.

          Проблемы будут у того же условного официанта, но без способностей, который внезапно решил податься в программисты, но кроме зарплаты ему там ничего не интересно. Таких тоже наблюдал, иногда им даже получается продержаться на должности какое-то время из-за нюансов трудового законодательства.


        1. AC_DC_Whiskey_and_Cola
          16.07.2021 09:51
          +1

          В это очень трудно поверить, но 30 тысяч не в столице и 50 тысяч в столице для студента - это могут быть хорошие деньги. Да это не много. Совсем не много. Но для человека, который только учится той специальности, на которую пришел на практике - больше не предложат.

          И да, если будет результат - зарплату поднимут и выше. Особенно когда даешь Результат.


      1. mordotron
        30.07.2021 15:22

        а можно поподробнее, как можно устроиться девелопером не имея опыта и знания языка и стека ? только не на фронтенд


    1. kanvas
      15.07.2021 17:56

      «когда я нанимаю на работу» — если вы их нанимаете, чтобы эти люди работали по итогу НА ВАС, точно ли стоит сожалеть?


    1. AlexaBes
      30.07.2021 15:22
      +1

      Спасибо за предостережение для того, кто только начинает!


  1. SinsI
    14.07.2021 23:18
    +3

    Вторая попытка произошла три месяца спустя, в марте 2020 года. На этот раз набрала 1540 из 1600.

    Входи в 1% самых талантливых и усердных, и поступишь совершенно бесплатно.

    Во все университеты я подавала заявку на полную финансовую помощь, не только на обучение, но и на ежедневные расходы, питание и проживание.
    Вот про это хотелось бы поподробнее — сколько дали на обучение, сколько дали на житьё, сколько само обучение + сколько стоят необходимые учебные материалы (у них там запросто один учебник за $1000)?


    1. MagisterLudi Автор
      14.07.2021 23:24
      -3

      «Входи в 1% самых талантливых и усердных, и поступишь совершенно бесплатно.»
      Будь ленивым, пей пивас — и не поступай!


      1. A114n
        15.07.2021 00:27
        -3

        Типичная подмена понятий.
        Можно быть ленивым, а можно быть не ленивым — наличие таланта от этого не зависит.


        1. MagisterLudi Автор
          15.07.2021 00:39
          -2

          В SAT задачи по математике ниже моего школьного уровня. SAT это ваще не про талант, это про адекватность.

          Вам лишь бы оправдание найти.


          1. a1ex322
            15.07.2021 12:44
            +2

            Расскажите пожалуйста ваша школа одна на всю страну или несколько таких?


            1. MagisterLudi Автор
              16.07.2021 01:23

              Я из Владивостока, учился в школе 23. Вы о чем?


        1. MagisterLudi Автор
          15.07.2021 01:16
          +1

          напомнило
          Озеро. Лебеди разминают крылья.
          Красавец-лебедь картинно становится в позы культуриста, растягивая каждое сухожилие, поигрывая мускулами.
          Подходит маленькая серая уточка, мнется, начинает (жалобным, слегка писклявым, дрожащим голосом):
          — Коне-е-е-е-е-ечно… Наверное, на Юг полетите?..
          Лебедь, басом, красиво выгибая спину:
          — Ну, да, на Юг. Ага. Там тепло, да.

          Уточка:
          — Коне-е-е-е-е-ечно… А я ту-у-у-ут останусь… Замерза-а-а-а-ать…
          Лебедь:
          — Полетели с нами, да. На Юг. Ага. (тянет мускулистую ногу)
          Уточка:
          — Коне-е-е-е-е-ечно… У вас крылья во-о-о-о-о-он какие… А у меня ма-а-а-а-аленькие, я упаду, разобьюсь и умру-у-у-у-у…
          Лебедь:
          — Так мы тебя, того. Поддержим, да. Воздушные потоки, понимаешь.
          Уточка:
          — Коне-е-е-е-е-ечно… А в дороге я проголодаюсь, обессилею, и умру-у-у-у-у…
          Лебедь:
          — Ну, так будем ловить жуков. Да. Сочных жуков.
          Уточка:
          — Коне-е-е-е-е-ечно… Жуки большие, у вас клю-ю-ю-ю-ювы вон, какие, а у меня ма-а-а-а-аленький, я не смогу проглотить, подавлю-ю-ю-юсь…
          Лебедь (похрустывая, разминает крылья):
          — Так мы тебе их того. Разжуем, да. Будешь есть, нормально же.
          Уточка:
          — Коне-е-е-е-е-ечно…
          Лебедь (выпрямившись, глядя на уточку):
          — Так. Н@х$й.


          1. A114n
            15.07.2021 11:04
            -1

            В эту игру можно играть вдвоём
            Стоит как-то на берегу холодного серого озера маленькая серая уточка и ковыряет лапкой камушки. Тут подходит к ней белый лебедь и спрашивает:
            — Что, уточка, холодно?
            — Ну так, прохладно.
            — А что ты на море не полетишь?
            — Да я не потяну.
            — Так ты тренируйся! Летай кругами!
            — У меня крылья короткие.
            — Ну так ты ешь больше!
            — А клюв маленький.
            — Слушай, уточка, тебе надо уже выходить из зоны комфорта. Вот Эрик Берн, например, в своей книге называет твоё поведение…
            — Так. Нахер.


            Если бы SAT был только про адекватность, то упомянутое выше распределение баллов было бы совсем другим.


        1. Kanut
          15.07.2021 11:23
          +3

          Более того как ни крути, а 99% людей всегда не могут попасть в 1% "самых талантливых и усердных" :)


          1. MagisterLudi Автор
            15.07.2021 12:50
            -1

            Я бы вот как закрутил.

            Есть 1000 человек, 100 из них сдали тест SAT и получилось какое-то распределение.
            Но 900 человек даже не попытались. Я считаю своей миссией достучатьсся до этих 900, потому что среди них есть 9 человек, которые входят в 1%, но из-за незнания или выученной беспомощности не подали заявку.


            1. Kanut
              15.07.2021 12:54

              Но поступят то в результате всё равно 100. Потому что просто планку подымут и всё.


              1. MagisterLudi Автор
                15.07.2021 13:56

                Вы про что спорите?

                Проблема в том, что те, кто мог бы поступить, не поступают просто потому что не считают себя достойными или не занают про возможность!


                1. Kanut
                  15.07.2021 14:00
                  -1

                  Во первых проблема на мой взгляд в том что количество мест ограничено и хорошего доступного образования мало. И "попасть в 1%" это не решение проблемы как таковой.


                  А во вторых если сейчас условные 1000 человек дополнителъно посчитают себя достойными и ринутся пробовать, то поступят из них условные 9. А остальные 991 просто потратят зря кучу времени. Что как бы тоже проблема.


                  1. ZuOverture
                    15.07.2021 14:20

                    Подъём планки — это не плохо, наоборот. Средний уровень и мотивация той сотни прошедших повысится, и на выходе будут более хорошие специалисты. Конечно, тем 90, которые до этого входили в сотню, а после перестали, будет обидно.

                    То, что девять сотен человек зря потратят время — это неправда. Время будет потрачено на учёбу, и их шансы найти хорошее место в жизни повысятся. Кого-то неудача демотивирует, ну что поделать — это временно, знания обычно повышают самооценку.


                    1. Kanut
                      15.07.2021 14:33
                      -1

                      Подъём планки — это не плохо, наоборот.

                      Ну да. Вот только проблему доступного хорошего образования для всех желающих это не решает.


                      То, что девять сотен человек зря потратят время — это неправда. Время будет потрачено на учёбу, и их шансы найти хорошее место в жизни повысятся.

                      Точно так же можно сказать: не занимайтесь этой ерундой и идите играйте в футбол. Тоже время не будет зря потрачено так как повышаются шансы стать профессиональным футболистом и зарабатывать миллионы.


                      Поэтому вопрос не только в том повышаются шансы или нет. А ещё и на то оправдывает ли это повышение потраченное время и усилия. И не рациональнее ли будет потратить это время на что-то, что даст больший "выхлоп". И на мой взгляд для большинства рациональнее изначально пытаться поступить не в Стенфорд и иже с ними, а в немного более "простой" ВУЗ.


                      Ну и кроме того мой изначальный коммнетарий был адресован вот этому утверждению: "Каждый может поступить в Стэнфорд и MIT бесплатно." Потому что это неправда. Каждый не может.


                      1. MagisterLudi Автор
                        15.07.2021 15:47
                        -1

                        Я утверждаю, что все три высказывания равномощные:

                        1. «Каждый может выучить русский язык бесплатно»
                        2. «Каждый может научиться ходить на двух ногах бесплатно»
                        3. «Каждый может поступить в Стэнфорд и MIT бесплатно»

                        и еще, «Каждый может сгенерировать сколько угодно отмазок, чтобы опровергнуь любое из вышеприведеных высказываний».


                      1. Kanut
                        15.07.2021 15:52
                        -1

                        1. Каждый может стать чемпионом мира по бегу.
                        2. Каждый может родиться ребёнком миллиардера.
                          ....

                        То есть даже если посмотреть на Дильназ Камалову, то она конечно молодец, но даже близко не "каждый" и на мой взгляд даже не из "совершенно обыкновенной среднестатистической казахстанской семьи". Хотя она это и утверждает.


                        Потому что даже озвученную ею "возможность полностью сконцентрироваться на своём личностном развитии" имеет далеко не каждый ребёнок. Как и попасть в НИШ или там 11 лет учить иностранный язык на хорошем уровне.


                      1. MagisterLudi Автор
                        15.07.2021 16:00
                        -3

                        Я понял, согласно вам, родился в России — даже не стоит и пытаться.

                        Пивас, тикток и проходить сквозь стены.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 16:04
                        -1

                        Согласно мне надо реально оцениватъ свои шансы и вести себя более-менее рационально. А не тратитъ время и деньги на различные лотереи с околонулевым шансом выигрыша.


                        Кроме того "Стэнфорд и ко" vs. "Пивас, тикток и проходить сквозь стены" это ложная дихотомия. Потому что кроме Стэнфорда есть и другие ВУЗы. Где образование может быть и похуже, но попасть в которые гораздо проще.


                      1. MagisterLudi Автор
                        15.07.2021 16:51

                        Хочу пожелать, чтобы ваши дети и внуки прожили свои школьные годы так, чтобы Стэнфорд, Гарвард и MIT заваливали их письмами и грантами :)


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 20:21

                        Тоже время не будет зря потрачено так как повышаются шансы стать профессиональным футболистом и зарабатывать миллионы.

                        Поэтому вопрос не только в том повышаются шансы или нет. А ещё и на то оправдывает ли это повышение потраченное время и усилия.
                        Это так, но сравнение с футболом, по-моему, некорректное. При подготовке к поступлению в Стенфорд героиня статьи учила английский, программирование, навыки презентации и нетворкинга — полезные скиллы для множества профессий. Играя в футбол, можно научиться только играть в футбол, этим зарабатывают лишь в узком сегменте профессионального спорта (причём иногда травмы вместо денег).
                        Ну и кроме того мой изначальный коммнетарий был адресован вот этому утверждению: "Каждый может поступить в Стэнфорд и MIT бесплатно." Потому что это неправда. Каждый не может.
                        Фундаментальные законы природы это не запрещают :) Но да, стоит соразмерять задачи и силы, отлично если учитель может подсказать за что не стоит пока браться.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 20:24

                        Но при этом она по её же словам потратила кучу сил и для подготовки к прохождению конкретных тестов, написанию правильных эссе и так далее. Смогла бы она поступить если бы ничего этого не делала и только учила английский-программирование?


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 20:43

                        Но при этом она по её же словам потратила кучу сил и для подготовки к прохождению конкретных тестов, написанию правильных эссе и так далее. Смогла бы она поступить если бы ничего этого не делала и только учила английский-программирование?
                        Так SAT и TOEFL/IELTS не какие-то узкоспециальные тесты, SAT аналог нашего ЕГЭ и нужен всем местным при поступлении в любой ВУЗ, а один из двух других это доп.требование для иностранцев в тех же ВУЗах. В целом, девочка потратила силы и получила результат пропорционально затратам — выглядит логично.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 20:51
                        -1

                        В каком месте она "местная"? Почему именно американские ВУЗы и тесты? Почему не российские? Британские? Немецкие? Французские? Все вместе?


                        И опять же как ни крути, но подавляющее большинство детей в Казахстане(или России, или Германии, или… ) не имеют реальных шансов попасть в Стэнфорд. Причём по независящим от них обстоятельствам. И это реальность в которой мы живём. А "каждый может поступить" это сказка для детей.


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 21:07

                        В каком месте она «местная»?
                        Плохо сформулировал. SAT нужен всем поступающим в любой американский ВУЗ, местные в этом плане не имеют преимуществ перед иностранцами. А вот TOEFL местные не сдают.
                        Почему именно американские ВУЗы и тесты? Почему не российские? Британские? Немецкие? Французские?
                        Казахстанские? Спросите саму девочку. Где-то в цепочке принятия решений о её судьбе кто-то почему-то решил, что американские — лучше. И наверное имел право и основания так думать.
                        И опять же как ни крути, но подавляющее большинство детей в Казахстане(или России, или Германии, или… ) не имеют реальных шансов попасть в Стэнфорд.
                        Они имеют шанс оценить свои шансы. Сдать разочек IELTS на пробу нисколько не трудно, пробники доступны онлайн. Ну а там по обстоятельствам, можно вместо Стенфорда отучиться где доведётся, поработать и с результатом IELTS и наработанным стажем податься, например, на профессиональную рабочую визу в Канаду, если вдруг почему-то захотелось. Соразмеряя силы и задачи, помним об этом?


                      1. Kanut
                        15.07.2021 21:30
                        -1

                        Где-то в цепочке принятия решений о её судьбе кто-то почему-то решил, что американские — лучше. И наверное имел право и основания так думать.

                        Внезапно выясняется что кто-то принимал какие-то решения о её судьбе. Судя по всему правильные. Как быть тем кому с этим не повезло? :)


                        Сдать разочек IELTS на пробу нисколько не трудно, пробники доступны онлайн

                        Ну и как его сдаст средний ребёнок не учившийся в элитной школе и не учивший с детства английский на хорошем уровне? Или такие дети к "каждым" не относятся? :)


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 21:43

                        Внезапно выясняется что кто-то принимал какие-то решения о её судьбе. Судя по всему правильные. Как быть тем кому с этим не повезло? :)
                        Кошмар какой, кто-то принимает решения о судьбе детей… Никогда такого ужаса не было. А что если это решение приняла сама девочка? Во что превращается ваше возражение, хм… «Как быть тем, кому не повезло решать за себя?»
                        Ну и как его сдаст средний ребёнок не учившийся в элитной школе и не учивший с детства английский на хорошем уровне?
                        Сдаст так как сдаст, а дальше будет думать, хочет ли он результат получше, какие есть для этого возможности, если хочет, или чего хочет с текущим результатом, или чем заняться вместо этих глупых тестов. А по-вашему он должен видимо сесть и плакать о недоступности Стенфорда. Ну такое…


                      1. Kanut
                        15.07.2021 22:14

                        Кошмар какой, кто-то принимает решения о судьбе детей…

                        Ну так вот именно что всегда кто-то их принимает и от этих решений многое зависит.


                        А что если это решение приняла сама девочка?

                        Ну да. Английский начать изучать в семь лет сама решила. Да ещё небось и с репетитором. В НИШ пойти. Всё сама. Прямо с колыбели.


                        А по-вашему он должен видимо сесть и плакать о недоступности Стенфорда.

                        По моему он должен реально оценивать свои шансы и не верить в сказки.


                        И если бы в статье было написано "каждый может попробовать сдать тест", то я бы не возражал. Но там почему-то написано что каждый может поступить.


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 22:50

                        Но там почему-то написано что каждый может поступить.
                        Должно быть очевидно, что это не может быть правдой — для этого нужно, чтобы там могли принять семь миллиардов студентов.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 22:55

                        Если это для вас очевидно, то зачем вы начали спорить и утверждать обратное? Или у вас тоже с одной учётной записи несколько людей пишут?


                      1. ZuOverture
                        15.07.2021 23:01

                        Не переваливайте с больной головы и процитируйте, где я это утверждал. Вы где-то цепочку рассуждений потеряли.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 23:16

                        Да, это я спутал. Mea culpa.


                    1. RTFM13
                      15.07.2021 16:45

                      Средний уровень и мотивация той сотни прошедших повысится, и на выходе будут более хорошие специалисты.

                      Дайте угадаю, следующая статья будет про выгорание и суициды?

                      А, нет, она уже и так в топе.


    1. MagisterLudi Автор
      14.07.2021 23:27
      -4

      Вот про это хотелось бы поподробнее — сколько дали на обучение, сколько дали на житьё, сколько само обучение + сколько стоят необходимые учебные материалы (у них там запросто один учебник за $1000)?


      Там за копейки не трясутся как в России. Гранты и степухи такие, что хватает. Не на Теслу, но на достойное жилье и еду. Об этом, возможно, будет в следующих интервью.


      1. SinsI
        15.07.2021 01:33
        +3

        В США не трясутся за кредит на обучение — потому что гарантируется государством и от него нельзя избавиться даже банкротством.
        А вот обычные стипендии там как раз такие, что в массе своей не покрывают даже плату за обучение — у них как раз вполне себе в порядке вещей доплачивать из летней подработки.
        Так как в данном случае речь идёт об иностранной гражданке, то у неё всегда есть возможность уехать домой, так что кредитом её не профинансируешь — поэтому и крайне интересно, сколько именно Стенфорд готов ей выдать в качестве материальной помощи.


        1. MagisterLudi Автор
          15.07.2021 13:55
          -3

          Вы статью читали?
          Не КРЕДИТ, а безвозмездный грант, покрывающий ВСЕ расходы.


          1. SinsI
            15.07.2021 15:08
            +1

            Подать заявку и получить всё желаемое в полном объёме — две разные вещи, между которыми пропасть.
            Чтоб вы понимали: размер хотелок тут — порядка полумиллиона долларов, что больше средней зарплаты в Казахстане за всю жизнь работника.
            Кто будет это оплачивать?
            Можно, конечно, обратится в Министерство Образования (в данном случае Казахстана) — но, например, в России число успешно получивших деньги на обучение в иностранных топовых вузах идёт лишь на сотни, а выпускников — и того меньше. При этом в нагрузку получается обязательная работа в РФ.


            1. MagisterLudi Автор
              15.07.2021 15:49
              -1

              Вы только что доказали, что не смогли прочитать первые два абзаца интервью.


              1. SinsI
                15.07.2021 18:16

                Вы сами не поняли, что она сказала в интервью.
                «Подать заявку на помощь в полном объёме» + «быть принятой» отнюдь не эквивалентно «быть принятой с помощью в полном объёме» — всегда могут дать меньше и попросить доплатить.


                1. MagisterLudi Автор
                  15.07.2021 18:59

                  Еще один евангелист выученной беспомощности


      1. qbertych
        15.07.2021 14:34
        +3

        Вы прикалываетесь или правда в эту ерунду верите?

        Обучение в undergraduate school (4 года, аналог бакалавра) платное и в топовых вузах (MIT, Harvard etc) стоит 30-40k в семестр. Да, стипендии есть. Нет, вы их не получите: они есть меньше, чем у процента студентов. Это частные институты, и угадайте с одного раза, от кого они получают основной доход.

        В graduate school (6 лет, аналог магистра+аспирантуры) платят уже вам. Правда, платят столько, что в том же Бостоне на съем квартиры меньше, чем втроем, вам вряд ли хватит. Мой коллега называл американские студенческие зарплаты лучшим контрацептивом: про семью-детей с ними лучше вообще не думать.


    1. Assimilator
      15.07.2021 10:10
      +1

      1540 — это топ 2%


    1. kemm
      15.07.2021 16:03

      Входи в 1% самых талантливых и усердных, и поступишь совершенно бесплатно.

      В 2%. А предыдущая попытка вообще в 10%. То есть, например, iq>135 это как раз у примерно 2% людей, не так уж мало — что-то мне подсказывает, что для местной публики это вообще в 1SD впишется (disclaimer: да, я в курсе, что iq очень исскуственная конструкция и не мерило интеллекта, но зато там по определению с распределением всё понятно). Вот с усердием сложнее, да.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. MagisterLudi Автор
      14.07.2021 23:24
      +4

      Как я понимаю, никто ничего не рассказывает о критериях приема. Скорее всего американские универы набирают тех, кто им «понравился» лично. И не палятся, чобы не зачмырилы SJW.

      Мой посыл такой, попытайтесь! С 9 класса многие счиают себя тупым ничтожесвом и идут в вуз чтобы откосить или поттому что есть пара дипломчиков и можно не напрягаться.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. etoropov
    14.07.2021 23:55
    +5

    Хочу пожелать школьникам (и студентам тоже) такой самоорганизации и понимания своих интересов, как у героини. Ей же удачи, абсолютно уверен, что у нее дальше все сложится хорошо.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. Marivolina
    15.07.2021 00:06
    +3

    Девчонка просто молодец, удачи и так держать!


  1. soul32bit
    15.07.2021 05:51
    -4

    «Годы, проведенные в университете — самые определяющие в жизни человека, и от того, какой университет вы выбрали, колоссально зависит ваша дальнейшая судьба.» Я правильно понимаю — автор не провел в универстете ни одного года и уж точно не прожил жизнь, познакомившись с судьбой. А значит это заявление — скорее всего навязанное кем-то мнение. Дальше читать не стал. Вообще «выбор» — довольно сомнительное явление. Кто может похвастаться тем, что «выбирал» дату и место рождения, родителей, имя, язык итд…? И вот человек, обусловленный миллионами фвкторов своего развития думает, что делает «выбор»… Ха-ха… Ну и с точки зрения программиста — что такое вообще выбор? В общих словах — часть программы. А кто писал эту программу? Подозреваю, что родители, социум итд. Эдакое «письмо Фёдора из Простоквашино». Ну и возвращаясь к началу. Судьба (имхо конечно) уж точно не зависит от «выбора». Скорее наоборот — «выбор» зависит от судьбы.


    1. lostmsu
      15.07.2021 06:18

      Про кто писал программу не правда же. Родители и социум - это скорее GitHub Copilot. Компиляцию опыта каждый человек всё же сам производит.


  1. Bully
    15.07.2021 10:29

    Отличная поддерживающая в начинаниях статья!

    Без всякого нытья про "пора валить" и прочие "башни Стругацких".


  1. AADogov
    15.07.2021 10:55
    +2

    Помню Навальный когда давал интервью Дудю, хвастался что его дочь поступила в Стенфорд, со стипендией и ему это ни чего не стоило. Тогда очень много народу кинулось на сайт Стенфорда, никто не нашел этой программы по которой поступила Даша.

    Мой друг поступал в 2006 в MIT, тоже написал SAT и TOFEL и вообще у него было впечатляющие портфолио, но ему сказали "Ты хорош но недостаточно для нас" Поступил в физтех уже защитил докторскую.

    Когда я поступал на короткую программу(типа курсов повышения квалификации) в Принстон, искал спонсоров в европейских научных фондах, потому что мне сказали без гражданства или гринкарты только за деньги.

    К чему я все это, совет не отчаиваться и не лениться он конечно хорош, но на статью если честно не тянет, особенно на Хабре, где народ любит детали и нюансы. Вы написали какие то базовые вещи ктороые необходимы для поступления в любой американский вуз. И ничего не сказали о других бюрократических моментах поступления, по какой программе поступали, на каких условиях?


    1. BorysL
      15.07.2021 15:56
      +1

      Согласен с комментарием! Мне еще показалось необычным следующее:

      Как я понимаю, процесс поступления в ВУЗ и вопрос финансовой поддержки (стипендии), это 2 разные вещи, которые в общем не зависят друг от друга (можно поступить в ВУЗ, ну а со стипендией ... :(). Кроме того, КМК, стипендии предоставляют в основном не сами ВУЗы, а куча разных благотворительных, научных, околополитических фондов. И подача заявки на стипендию туда -- это отдельный процесс, причем для каждого фонда. И мотивационные письма в эти фонды должны составляться соответственно предпочтениям фонда. Условно говоря, в фонд Х нужно писать, что будешь бороться с глобальным потеплением, а в фонд Y -- c глобальным похолоданием :)))

      Это меня и удивило в тексте, что такие моменты не проговорены, просто написано "университеты удовлетворили заявку". Только на поступление, или и на оплату обучения, и в каком объеме.


      1. MagisterLudi Автор
        15.07.2021 15:57

        Я задам эти вопросы по возможности.


  1. Fexcron
    15.07.2021 16:55
    +2

    Хотелось бы похвалить девушку и пожелать ей успехов. Вместе с тем так же хотелось бы добавить уточнение о реалиях обычных детей и рабочих семей где-то в обл. центрах или маленьких городках. В целом посыл верный, конечно, но словно молнией проскальзывает "каждый может". Я полностью согласен, что девушке повезло с родителями, но не согласен, что это единственный нюанс. Школа. Школа имени Назарбаева. Во многих ли школах кроме этой работает программа Unicef и имеются кружки с робототехникой? В каждой школе детей посылают на конкурсы и учат выступать с идеями? В каждом городе есть такая степень бюджета у школ? Думаю, ответив на эти вопросы человек немного спустится на землю и слово "каждый" начнет резать слух. И это я не привожу в пример семьи, где детям нужно после школы бежать домой и следить за хозяйством, кормить братьев и сестер, потому что родители работают. Я не привожу в пример семьи, где родителей вообще нет, а уровень образования в каком-нибудь интернате оставляет желать лучшего. То, что вы стараетесь в своих условиях, это отлично, это действительно здорово. Просто учитывайте ситуацию своих сверстников за пределами столицы и не кидайтесь фразой "каждый может как я".


    1. MagisterLudi Автор
      15.07.2021 17:28
      -3

      Выученная беспомощнсть во всей красе. Возведенная в ранг чуть ли не гордости.


  1. MagisterLudi Автор
    15.07.2021 16:58

    image

    Кажымурат Акназар (третий слева), батя и два младших брата.

    27% российских школьников проводят за гаджетами свыше восьми часов в день (3000 часов в год)
    18% учащихся тратят на гаджеты в среднем три часа в день (1000 часов в год)
    15% — в среднем по пять часов ежедневно (1800 часов в год)

    Казахстанский школьник Кажымурат Акназар сделал 30 пробных тестов SAT по 4 часа (120 часов) и поступил в Гарвард бесплатно с покрытием всех расходов.


    1. Kanut
      15.07.2021 17:06
      -1

      Дайте угадаю: тоже ученик НИШ? :)


      1. MagisterLudi Автор
        15.07.2021 17:19

        Как вы угадали?!?!?


        1. Kanut
          15.07.2021 17:21
          +1

          A есть другие варианты? :) Ну то есть естъ какие-то казахские школьники не из НИШ, которые могут похвастаться чем-то подобным? :)


          UPD: стало интересно.Загуглил. Нашёл интервью с папой:


          +
          • А в остальных детей вы также вкладываетесь?


          • Не очень. С ними я упор делаю на базовые вещи — английский язык, математика, а их спорта — на борьбу.



          https://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/116570/


          1. MagisterLudi Автор
            15.07.2021 17:27

            А есть ли безногие, которые выиграли олимпиаду по бегу?
            Есть школа, которая пылесосит таланты по всей стране уже 10 лет. Логично, что все более-менее адекватные будут там. И это правильно. Если родители учат вас ходить сквозь стены вместо английского, то вам очень не повезло.

            Вопрос в том, почему в России «таких» школ нет? Есть более сильные школы, но их учеников готовят совершенно к другому…


            1. Kanut
              15.07.2021 17:30

              А есть ли безногие, которые выиграли олимпиаду по бегу?

              А кто-то утверждает что любой может её выиграть? :)


              Вопрос в том, почему в России «таких» школ нет? Есть более сильные школы, но их учеников готовят совершенно к другому…

              А они вообще мало где есть. Причём обычно и есть в странах вроде Казахстана. Потому что это не решение проблемы образования, а банальная показуха.


              1. MagisterLudi Автор
                15.07.2021 17:32

                Ну, решайте дальше проблемы с системой образования. Мне на систему пофиг.
                Я помогу всем желающим школьникам организовать нормальную жизнь. Если они сами хотят себе помочь.


                1. Kanut
                  15.07.2021 17:36

                  Всем желающим или небольшому числу счастливчиков? Какой там конкурс в НИШ?


                  1. kemm
                    15.07.2021 17:49

                    А почему "счастливчиков", это ж не лотерея (наверное)?


                    1. Kanut
                      15.07.2021 18:05

                      Потому что не все желающие получают место


                      1. kemm
                        15.07.2021 18:26

                        Очевидно, как и в любом заведении с конкурсом >1 человека на место, хоть кулинарные курсы. Но поступить может каждый. Что не значит "может каждый, если не смог ­— то лох", а значит "любой имеет возможность это сделать, никаких заграждений по происхождению, финансам, etc нет" (как, кстати, и в самом посте — я, например, был абсолютно уверен, что "не может каждый" в том смысле, что на полную финпомощь иностранец в принципе рассчитывать не может, а десятки тысяч за семестр уже очень значимый финансовый ценз)


                      1. Kanut
                        15.07.2021 19:13

                        Так в том то и дело что мы говорим о системе образования в масштабах страны и для детей. И в моём понимании это не должна быть система для небольшого числа избранных. То есть всякие 80/20 здесь неприемлемо.


                      1. kemm
                        15.07.2021 19:17

                        Это утопия. Или даже антиутопия, если задуматься… Нельзя сделать одинаково хорошо для всех, всегда будет что-то лучше, чем всё остальное — и туда будет конкурс, и прошедшие конкурс в итоге будут получать определённые преимущества. Вот одинаково плохо для всех сделать при некотором желании можно, да, но это не то, что бы я хотел при своей жизни увидеть.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 19:26

                        Вы в любом случае можете разделить на 2-3-4-5-n категорий по способностям. И давать каждой категории нужный им уровень. Но вне зависимости от того сколько конкретно детей в каждой из категорий.


                        А не так что у вас есть "элитные" места на условные тысячу детей, а 1001-й всегда в пролёте. Даже если он в целом достаточно способен.


                      1. kemm
                        15.07.2021 19:34

                        Либо мы делаем всем одинаково плохо (в каждой категории), либо в каждой категории будет <что-то> (школа, преподаватель и т.д.), что будет лучше других. Если участник будет иметь возможность менять это <что-то>, то у лучших <что-то> будет конкурс. Далее см. выше.


                        А если не будет иметь такой возможности, то именно тут мы и придём к ситуации "не каждый может" — кому повезло, тот может, остальные — ну извините. Фигово выглядит.


                      1. Kanut
                        15.07.2021 19:38

                        Я не против того чтобы в каждой категории были какие-то "естественные" отличия. Я против того когда существует элитная система для показухи, а большая часть населения в реальности имеет доступ к уровню на несколько порядков хуже.


                      1. kemm
                        15.07.2021 19:43

                        А где грань "показухи"? Например, колмогоровский интернат — это показуха или нет? МГУ/физтех/etc на фоне заборостроительных?


                      1. Kanut
                        15.07.2021 19:47

                        Вот так сходу я вам ответ не дам. Но на мой взгляд в обсуждаемой ситуации это точно она.


                        Плюс всё что я знаю про современный Казахстан говорит мне что шанс попасть в НИШ мягко говоря коррелирует с доходами или должностями родителей.


                      1. kemm
                        15.07.2021 19:52

                        Вот так сходу я вам ответ не дам. Но на мой взгляд в обсуждаемой ситуации это точно она

                        Возможно


                        Плюс всё что я знаю про современный Казахстан говорит мне что шанс попасть в НИШ мягко говоря коррелирует с доходами или должностями родителей

                        Ну, скажем так, я в своё время слышал это и про сунц, и про мгу, и про, например, 57ую школу. Как минимум в двух первых случаях практикой это не подтверждалось.


                      1. rebel_scumbag
                        23.07.2021 13:24
                        +1

                        Работаю в НИШ, но с образованием напрямую не связан, но варюсь немного во внутренней кухне. НИШ реально "элитная" часть среднего образования в РК, да тут есть фасад для "показухи" (как и везде, где нужно показывать результаты перед руководством), но корреляция с доходами и должностями родителей влияет лишь на то, сколько родители готовы потратить сил на подготовку к поступлению их детей. И даже так, сюда поступает большое число детей с сельских регионов, неполных или нуждающихся семей. Им покрываются все потребности, от питания до общежития, от них требуют только учится.

                        Экзамены проводятся под перекрестным контролем, результаты обезличиваются и отправляются на проверку в CITO, Нидерланды. В этом году внедрили систему распознавания лиц на экзамене. Помимо этого каждая школа проходит международную аккредитацию, каждый год выпускные классы проходят экзамены внешней стороной. Сам НИШ полностью автономен и не подчиняется МОН РК. Наоборот здесь отрабатывают вещи, которые потом тиражируются в ОШ.

                        Прошу прощения за длинный ответ, но я каждый раз негодую, когда говорят что в НИШ поступают по блату. Я не утверждаю, что это 100% невозможно, но весь процесс поступления максимально прозрачен. У руководства есть понимание, что люди - новая нефть.


            1. MAXH0
              16.07.2021 10:59
              +1

              А есть ли безногие, которые выиграли олимпиаду по бегу? << Оскар Писториус :)


              1. ru1z
                17.07.2021 13:13

                Это получается прямой аргумент против верхнего комментария? У Оскара Писториуса углепластиковые протезы, согласно вики стоят $30 000, которые очень возможно* дают ему преимущество в беге. Мягко говоря, это весьма исключительный случай (ампутированы только стопы, причем в 11 месяцев — до того как начал ходить; занятия спортом начал с довольно раннего возраста). Случай Писториуса — отличный пример для мотивации, но чрезвычайно слабый для доказательства общего случая, как и другие отдельные примеры.

                (*возможно, так как толком не доказано, и точнее уже не докажут — Писториус попал в тюрьму за убийство)


          1. MagisterLudi Автор
            15.07.2021 17:31

            Интервью с батей ваще огонь! Готовлю отдельный пост.

            image


  1. bluetooth
    16.07.2021 09:31
    -1

    Невозможно читать. Что за привычка каждое предложение выделять в отдельный абзац?


  1. Davidchechen
    16.07.2021 13:52
    -4

    Боже, кому какое дело кто куда поступил или не поступил. Это неважно вообще. Нет, сидят сопли жуют, ноют как они там что-то упустили, мечтают получать дипломы, лол. Казашка попонтоваться тут решила, вообще дно. Ну поступила и поступила. Посмотрим еще как она его закончит