На рисунке 1 представлена принципиальная схема многокамерного газо-гидравлического амортизатора, который является составной частью стойки шасси летального аппарата (ЛА). Данный агрегат применяется для обеспечения плавности хода при движении ЛА по аэродрому, а также гашения колебаний и ударов при посадке. Основными элементами газо-гидравлического амортизатора являются корпус 1 и поршень 3, совершающий возвратно-поступательного движения внутри последнего. Поршневая А и штоковая B полости амортизатора сообщаются посредством группы отверстий 7, выполненных в поршне 3. В составе конструкции штока поршня 3 имеются газовые полости, отделенные от гидравлических с помощью разделительных поршней 8 и 9. Сообщение гидравлических полостей С и D с поршневой полостью А осуществляется через отверстия 5 и подпружиненного клапана 4 соответственно. 

Принцип работы газо-гидравлического амортизатора заключается в следующем. При отсутствии силы, действующей на шток поршня 3 разделительные поршни 8 и 9 поджаты к упорам давлением со стороны предварительно заряженных газовых полостей H и K. При действии силы F поршень 3 начинает перемещаться, возрастает давление в полости А, из которой жидкость поступает в полости С и D. При достижении давления жидкости в полостях С и D давлений зарядки газовых полостей H и K происходит перемещение разделительных поршней 8 и 9. Таким образом, диссипации энергии внешнего возмущения происходит как за счет потерь при дросселировании жидкости в отверстиях поршня 3, так и за счет сжатия газовых полостей.

Рисунок 1.  Принципиальная схема газо-гидравлического амортизатора
1 - корпус амортизатора; 2, 5, 7 - отверстия в поршне; 3 - основной поршень; 4 - клапан; 6 - пружина; 8, 9 - разделительный поршень
А - поршневая полость; B - штоковая полость; С - гидравлическая полость высокого давления; D - гидравлическая полость низкого давления; H - газовая полость высокого давления; K - газовая полость низкого давления
L1 - максимальный ход основного поршня; L2 - максимальный ход разделительного поршня в камере высокого давления; L3 - максимальный ход разделительного поршня в камере низкого давления; F - сила, действующая на шток гидроцилиндра
Рисунок 1. Принципиальная схема газо-гидравлического амортизатора 1 - корпус амортизатора; 2, 5, 7 - отверстия в поршне; 3 - основной поршень; 4 - клапан; 6 - пружина; 8, 9 - разделительный поршень А - поршневая полость; B - штоковая полость; С - гидравлическая полость высокого давления; D - гидравлическая полость низкого давления; H - газовая полость высокого давления; K - газовая полость низкого давления L1 - максимальный ход основного поршня; L2 - максимальный ход разделительного поршня в камере высокого давления; L3 - максимальный ход разделительного поршня в камере низкого давления; F - сила, действующая на шток гидроцилиндра

Для лучшего понимания взаимосвязи между параметрами компонентов газо-гидравлического амортизатора на рисунке 2 представлена его функциональная схема:

Рисунок 2.  Функциональная схема взаимосвязи параметров газо-гидравлического амортизатора
Рисунок 2. Функциональная схема взаимосвязи параметров газо-гидравлического амортизатора

При разработке имитационной модели приняты следующие допущения:

  • теплообмен с окружающей средой отсутствует;

  • параметры газа внутри полостей являются сосредоточенными;

  • процесс дросселирования адиабатический, потери энергии учитываются при помощи коэффициента расхода;

  • силы сухого трения подвижных элементов пренебрежимо малы по сравнению с силами давления жидкости и газа.

Внешний вид математической модели, разработанной в программе SimInTech, представлен на рисунке 3. Представленная модель составлена на базе стандартных элементов библиотек "Гидро- и пневмосистемы" и "Механика".

Рисунок 3.  Внешний вид имитационной модели газо-гидравлического амортизатора в программе SimInTech
1 - блок задания силы; 2 - основной поршень; 3 - поршневая полость; 4 - штоковая полость; 5 - отверстия в поршне, соединяющие поршневую и штоковую полости; 6 - разделительный поршень в камере высокого давления; 7 - газовая полость высокого давления; 8 - разделительный поршень в камере низкого давления; 9 - газовая полость низкого давления; 10 - гидравлическая полость низкого давления; 11 - отверстия в поршне, соединяющие гидравлические полости высокого и низкого давления; 12 - гидравлическая полость высокого давления; 13 - отверстия в поршне, соединяющие поршневую полость в гидравлической полостью высокого давления; 14 - клапанный узел
Рисунок 3. Внешний вид имитационной модели газо-гидравлического амортизатора в программе SimInTech 1 - блок задания силы; 2 - основной поршень; 3 - поршневая полость; 4 - штоковая полость; 5 - отверстия в поршне, соединяющие поршневую и штоковую полости; 6 - разделительный поршень в камере высокого давления; 7 - газовая полость высокого давления; 8 - разделительный поршень в камере низкого давления; 9 - газовая полость низкого давления; 10 - гидравлическая полость низкого давления; 11 - отверстия в поршне, соединяющие гидравлические полости высокого и низкого давления; 12 - гидравлическая полость высокого давления; 13 - отверстия в поршне, соединяющие поршневую полость в гидравлической полостью высокого давления; 14 - клапанный узел

Для верификации результатов составлена аналогичная по структуре модель в программе SimulationX (рисунок 4).

Рисунок 4.  Внешний вид имитационной модели в программе SimulationX
Рисунок 4. Внешний вид имитационной модели в программе SimulationX

В таблице 1 представлены исходные данные для выполнения расчета на основе разработанных моделей.

Таблица 1. Исходные данные для расчета.

Наименование параметра

Обозначение

Значение

Основной поршень

диаметр поршня

d1

120 мм

диаметр штока

d2

105 мм

максимальный ход

L1

135 мм

масса

M1

1 кг

Разделительный поршень в камере высокого давления

внешний диаметр

d3

95 мм

внутренний диаметр

d4

65 мм

максимальный ход

L2

300 мм

масса

M2

0.1 кг

Разделительный поршень в камере низкого давления

диаметр

d5

58 мм

максимальный ход

L3

190 мм

масса

M3

0.1 кг

Полости, начальный объем

A

VA0

1.57 л

B

VB0

0.78 л

C

VC0

0.45 л

D

VD0

0.5 л

H

VH0

1.7 л

K

VK0

0.7 л

Давление предварительной зарядки газовых полостей

H

pH0

13 МПа

K

pK0

3.5 МПа

Процесс изменения давления в газовых полостях

адиабатный

Начальная температура газа в полостях H и K

35o C

Отверстия в поршне (поз. 2 рис. 1)

эквивалентный диаметр

50 мм

Отверстия в поршне (поз. 5 рис. 1)

количество

6

диаметр

1.6 мм

Отверстия в поршне (поз. 7 рис. 1)

количество

6

диаметр

1.6 мм

Клапан

масса

M4

0.1 кг

жесткость пружины

J

30 кН/м

коэффициент вязкого демпфирования

D

10 Нс/м

давление открытия

2.3 МПа

площадь проходного сечения

см. рис. 4

На рисунке 5 представлена характеристика клапана 4, показывающая зависимость площади проходного сечения при его открытии.

Рисунок 5.  Площадь проходного сечения клапана при его открытии
Рисунок 5. Площадь проходного сечения клапана при его открытии

Для параметризации модели ииспользуется скрипт, прописываемый в главном окне программы. Фрагмент данного скрипта представлен на рисунке 6.

Рисунок 6.  Фрагмент скрипта задания исходных данных модели
Рисунок 6. Фрагмент скрипта задания исходных данных модели

В качестве сравнительной характеристики амортизатора рассматривается его статическая силовая диаграмма, показывающая зависимость перемещения поршня от прикладываемого усилия. На рисунке 7 представлена статическая характеристика амортизатора, полученная при нагружении штока внешней силой от 0 до 200 кН за время 100 с. Характер изменения силы во времени - линейный.

Рисунок 7.  Зависимость перемещения поршня амортизатора от прикладываемого усилия
Рисунок 7. Зависимость перемещения поршня амортизатора от прикладываемого усилия

Анализируя полученные результаты, можно выделить три области:

I - область малых перемещений штока (от 0 до 0.5-1 мм в диапазоне изменения нагрузки от 0 до 30 кН), характеризуемых ростом давления в гидравлических полостях амортизатора до величины зарядки газовой полости низкого давления (полость K). При давлении в поршневой полости 2.4 МПа на 11 секунде происходит открытие предохранительного клапана и продолжается до момента достижения им упоров (рисунок 6).

II и III - области сжатия газовых полостей низкого и высокого давления. При давлении в поршневой полости 3.5 МПа на 15 секунде начинается движение разделительного поршня в камере низкого давления - происходит сжатие газа в полости низкого давления. При давлении в поршневой полости 13 МПа на 57 секунде начинается движение разделительного поршня высокого давления - происходит сжатие газа в полости высокого давления (рисунок 8).

В процессе движение поршня 3 в полостях H и K происходит адиабатное сжатие, в результате которого газ нагревается (рисунок 8).

Рисунок 8. Диаграмма изменения параметров амортизатора при его нагружении
1 - перемещение клапана 4; 2 - перемещение разделительного поршня 9 камеры низкого давления; 3 - перемещение разделительного поршня 8 камеры высокого давления
Рисунок 8. Диаграмма изменения параметров амортизатора при его нагружении 1 - перемещение клапана 4; 2 - перемещение разделительного поршня 9 камеры низкого давления; 3 - перемещение разделительного поршня 8 камеры высокого давления
Рисунок 9. Изменение температура газа в полостях амортизатора при его нагружении
Рисунок 9. Изменение температура газа в полостях амортизатора при его нагружении

Динамические процессы, протекающие в амортизаторе при его резком нагружении, идентичны процессам в гидравлических системах с установленными пневмогидравлическими аккумуляторами. На рисунке 10 представлены переходные процессы в амортизаторе, полученные при ступенчатом приложении внешней нагрузки 100 кН в момент времени 1 с. Давление в жидкостной части (в рассматриваемом случае в полости D) возрастает и примерно за 1 мс достигает значения давления зарядки полости K. Весь переходный процесс длится около 5 мс (имеет место колебательный переходный процесс за счет упругих свойств жидкости и газа и наличия массы разделительного поршня), затем давление жидкости плавно по мере сжатия газовой полости K достигает максимального значения, обусловленного прикладываемой нагрузкой.

Рисунок 10. Переходные процессы перемещения основного поршня и изменения давления в полости D при ступенчатом нагружении амортизатора
Рисунок 10. Переходные процессы перемещения основного поршня и изменения давления в полости D при ступенчатом нагружении амортизатора

Для самостоятельного изучения модель амортизатора можно взять здесь.

Более простая модель амортизаотра описана в данной лекции: 3. Частотные характеристики систем автоматического управления (АФЧХ, ЛАХ, ФЧХ) ч. 3.1

Видео с тестированием данной модели, на разные нагрузки, показано как входные параметры влияют на процесс рассчета (замедление скорости вычислений):

Комментарии (3)


  1. Goron_Dekar
    02.09.2021 10:39
    +1

    Вот бы ещё корреляции с измеряемыми параметрами. Всегда не могу отделаться от скепсиса в отношении таких подходов к моделированию, хотя умом понимаю ,что модель работать должна.


    1. petuhoff Автор
      02.09.2021 12:24

      Так для этого испытания есть, обычно такие модели потом по результатам коректируют. А иногда и вобще создаются по результатам измерений.


    1. petuhoff Автор
      02.09.2021 12:50

      Вот здесь пример метолики как модель, по эксперементу настраивают.

      Цифровой двойник системы кондиционирования воздуха (СКВ) самолета https://habr.com/p/495622/