Мне 46, давно работаю дома. Сижу за компьютером или стою, со спортом почти беда. Ну и недавно приехала - то-ли сердечный приступ, то-ли чего ещё, пока не ясно. Хожу к врачу, выясняю.

Выписанные врачом таблетки попробовала заказать в еаптеке. Давно у них покупаю с доставкой на дом то соль для ванны в травками, то витамины - само собой, с вопросами о рецептах не сталкивалась.

Оказывается, рецептурные средства в принципе не доставляются на дом. Только в аптеку. Ближайшая ко мне аптека - через квартал от меня. Вчера к ним сходила, пыхтя, останавливаясь каждую сотню метров - заказ, как выяснилось, не привезли ещё. Сегодня опять ещё не привезли, но я пока не ходила - я уже верю отсутствию их смски.

Для завершения вводной части добавлю, что напрягать такими делами соседей, друзей (живущих минимум в получасе езды) и др. при как бы возможности получить доставку за деньги я ну вообще не хотела бы. Лучше уж без таблеток.

Опять же, будь я вчера чуть меньше уверена в доставке от еаптеки, я бы в оффлайн аптеке спросила, а нет ли у них нужной мне таблетки прямо на месте. Возможно, она там была - я бы сразу купила бы и отменила заказ... Вчера, однако, и в голову не пришло расспрашивать.

* * *

В чём реально проблема.

Конечно, не в логистической неувязке с моим отдельным заказом. Может быть, что-то не так с машиной. Может, заказов на этот адрес мало, мне это не важно. Ни разу ещё, заказывая что-либо на дом, не сталкивалась с проблемами даты-времени, хотя и знаю о таких случаях от других.

Реально, мне кажется, дело в
а) правовом обеспечении доставки рецептурных лекарств по онлайн заказам
б) техническом оснащении возможных решений

* * *

Требование бумажного рецепта не означает даже того, что у вас о нём спросят при покупке. Чисто теоретически провизор должен на нём оставить пометку - когда, где и сколько лекарства отпущено. Но ведь у вас наверняка есть опыт покупки и так. Даже больше - лично у меня как раз нету опыта покупки по рецепту, при которой на рецепте что-либо бы отмечалось. Мой максимум - просят потрогать рецепт.

То есть, заказ в аптеку наземную может, теоретически, означать, что там на месте мне выдадут всё не глядя. Или, как водится, просто внимательно его прочтут, без каких-то отметок.

То есть, похоже, цель сейчас только в том, чтобы "всё, что подразумевает рецепт, выдавать только очно". А не в том, чтобы "при выдаче отмечать, что где как сколько выдано". То есть, очная выдача как таковая просто каким-то образом лучше дистанционной. Не знаю, кому.

Может быть, тут средний чек повыше. И/или защита наземной аптечной торговли за счёт сохранения только за ней какой-то части рынка (при заказе от еаптеки в оффлайн аптеку, подозреваю, какая-то часть цены уходит оффлайновой).

* * *

Если бы целью была гарантия выдачи лишь по рецепту, это решилось бы облачными рецептами.

Скажем, такое:

  • таблица врачей (или поликлиник, больниц, частных клиник... короче, юрлиц), имеющих право выписывания рецептов

  • таблица аптек (оффлайн, онлайн и, возможно, каких-то ещё заведений, где покупаются и продаются лекарства, а профиль в целом, допустим, шире)

  • по выбору пациента выписывается бумажный рецепт, или облачный, или оба (на случай). При этом в выписываемом/выписываемых рецепте делается пометка, есть ли рецепт на другом носителе

  • при покупке делается пометка в облаке (в Москве) и/или на бумаге (подозреваю, что на территориях, где туалеты на улице, доступа к облачному рецепту не будет)

* * *

Возможные проблемы для покупателей:

  • по одному и тому же рецепту сейчас можно ходить годами. Потом может не получиться.

    Возможное решение: делать в рецепте пометку о максимальном количестве выдаваемых пачек / баночек / ампул и др. за пятилетку / год и др. С опцией "бесконечно за жизнь". И в наземной аптеке всё равно так просто выдадут.

  • в наземной аптеке так просто уже не выдадут, ибо появится сверка количества проданных пачек с отметками на бумажных рецептах и/или в облаке. Если уже возьмутся за детализацию темы, то обязательно первым прибудет надзор.
    Возможное решение: ну ок, хорошо, но если будет пометка, что можно "до 10 пачек за год", или "пожизненно", или какой-нибудь хитрый значок "++", означающий, что по тому же рецепту можно ходить и ходить?

  • курьер с моим рецептурным товаром свалил во тьму, там на рецепте было "одну единицу в одни руки строго", и мне отметили в облаке, что уже продано.
    Возможное решение: тут надо сто раз подумать, как именно отмечается в облаке сам факт выдачи. Как, и когда, и кем.
    Но сто раз подумать можно довольно быстро. Скажем, за месяц.

При этом возможны проблемы для продавца:

  • та самая, для начала, со сваливанием курьера во тьму с каким-то, скажем, потенциальным наркотиком. Допустим, с антидепрессантом.

    Возможное решение: проработать правовую базу, кто и за что отвечает - за что отвечает компания-продавец, за что - курьер лично. Курьеры с заказами порой теряются, рецепты тут мало что добавляют.

    Второе возможное решение: ограничить доставку одной единицей товара. Одной пачкой, одной банкой, чем-нибудь краткосрочным. Или какой-то суммой: "не дороже 5000 рублей / 3000 рублей и др.". Чтобы кража стала невыгодной.
    Третье решение: создать страховую систему для таких случаев. Чтобы опциями типа "курьер исчез с товаром" для рецептурных, потенциально опасных товаров решали страховщики (возможно, по ходу ещё разбираясь в суде с курьером).
    Добавим, что тут понадобится и защита курьеров - что если сумку с товаром украли в транспорте?

  • заказ сделан на рецептурный товар, но рецепта на деле нету.

    Возможное решение: как это нету, вон в облаке есть.

    Пока в облаке нету, попробуйте принимать фотку рецепта.

  • пока рецепты всё таки только бумажные, как на них отмечать факт доставки?
    Сначала, при оформлении, попросить фотку рецепта.

    Потом, при доставке, курьеру с собой дать печать (или что там требуется).

    Не каждый курьер согласится этим заняться, кроме того, это в принципе больше работы курьеру. Опять же, курьеры не разбираются в структуре рецептов.

    Ок, при доставке курьер отправляет фотку рецепта куратору, если тот одобряет, курьер под его ответственность ставит печать и опять отправляет фотку. Уже с печатью.

    И всё это может стоить добавочных денег клиенту.

* * *

Я была бы готова позавчера заплатить добавочно при заказе. Чтобы вчера не ходить в аптеку наземную - даже если бы туда вчера доставили мой товар. И чтобы сегодня-завтра туда не ходить повторно.

То, что его не доставили (до сих пор - сейчас уже 18.15, обещано было к 15.30) - только пушок на торте.

P.S.: Хаброчудо: в 18.20 приехала смс, что меня за заказом ждут.

P.P.S.: не буду прикидываться, что все эти мысли пришли из вакуума - сначала я написала пост у меня на фейсбуке, и часть моих рассуждений выше основана на комментариях к этому посту.

Комментарии (25)


  1. AlexVist
    09.09.2021 12:11
    -1

    В вашем повествовании много проблем озвучено. Но вы не понимаете масштаб этих проблем и причины.

    Демонтируется здравоохранение. Демонтируется система оказания медицинской помощи. Демонтируется система снабжения лекарственными средствами. Причем по принципу "разрушим до основания, а затем...". Затем не поспевает за разрушением.

    Вы еще не учли тот факт, что часто мы покупаем лекарства не только для себя. Бывает что для родных, которые живут не с нами. А после развала СССР уже живут и за границей. И то, что приходится покупать, может и не продается в тех странах. И препараты могут быть очень серьезными, потому что пожилые люди с серьезной хроникой. Тут как быть? Ведь препарат рецептурный. А рецепт из другого государства. Или нет его. Это я еще молчу о проблемах как потом этот препарат переправить через границу, если сможете купить.

    Но проблемы у вас возникнут, даже если ваши родные живут просто в другом городе в России.


    1. simple_mortal
      09.09.2021 13:26
      +1

      А ты реально понимаешь масштаб проблем и их причины? Вот прям есть понимание? Откуда оно взялось? Ответ «личный опыт» — не ответ. Потому что мой личный опыт говорит о том, что всё не в полном порядке, но работает. Со сбоями. Помощь в любом случае будет оказана какая-никакая.

      Дальше ваще жесть. При чем тут развал СССР? При чем тут рецептурный препарат и проблемы его доставки (юридические больше), и развал СССР, другие страны, рецепты из других стран и вопросы переправки препарата через границу? Невозможность доставки из аптеки ограничена многими факторами, в том числе, как отметил джентльмен ниже, врачебной тайной и еще бог знает чем. Как в аптеке штамп удаленно поставят? Курьем не имеет на это права.

      Если ты думаешь, что это можно решить по щелчку пальцев, то это не так. Эти процессы бюрократические не на пустом месте родились, и их переделка занимает много времени. Как бы ни казалась бессмысленно любая вообще бюрократия, она необходима. Это вопрос ответственности каждого в этих процессах.

      ПС: Я семь лет ходил за антидепрессантами, без которых было очень плохо. Да, нужно ходить ножками. Я сам не до конца уверен, что это разумно, но как есть. Каждый раз рецепт заполнялся штампиком и росписью фармацевта на обратной стороне. На последний раз рецепт изымался.


      1. SAWER
        09.09.2021 15:23

        Насчёт помощи в любом случае - не соглашусь. Помочь могут и так, что лучше бы не помогали. И это не плохо видно по смертности. Хоть и обязаны, но не помогут. Просто потому, что нет вообще никаких доступных инструментов решения проблемных ситуаций.

        И решения в виде - "сначала сломаем, потом сделаем" действительно применяют раз за разом. Решали проблему с подделкой лекарств, так из аптек во время пика короны пропали средства, не потому, что их нет, а потому, что их нельзя было продавать.

        С чего курьер то не имеет право? Вполне может иметь. Штамп может быть поставлен и заранее, сразу перед доставкой. Врачебная тайна никак не нарушается, если содержимое не известно доставщику.
        А вообще, я эту печать не видел ни разу у аптекарей. А врачи в 3 из 4 случаев так же её не ставили. Какой бы ни была причина, сейчас она не работает вообще.

        Бюрократические как раз имеют свойство рождаются из бюрократии. И чем больше бюрократии, тем больше таких причин находиться. Это исключительно следствие глупого управления.

        Ну и ваш случай не говорит о том, что так должно быть со всеми рецептами. На деле, контроль нужен только за ограниченным списком галлюциногенов, антибиотиками, да и всё на этом.


      1. lumian
        09.09.2021 16:51

        Как в аптеке штамп удаленно поставят? Курьем не имеет на это права.

        Единая электронная база рецептов помогла бы решить данную проблему.


      1. APaMazur
        09.09.2021 18:43

        >Как в аптеке штамп удаленно поставят?

        Так потому и ведется речь про электронную систему, врач завел в ней рецепт, провизор по какому-то специальному коду проверил, что таковой есть, при получении получающий снова сказал какой-то специальный код, подтверждая, что, во-первых, это он, во-вторых, курьер этот код тоже у себя вбил, подтверждая, что адресат точно получил препарат
        Возят же как-то курьеры дорогущую бытовую технику, например, украсть которую, пожалуй, рентабельнее и есть там уже давно механизм контроля
        Проблема в другом: нуждается в этом больше всего пожилое население, которое и смартфона-то часто не имеет, и показания счетчика до сих пор руками в ЖЭК носит, и пенсию ножками на почте получает
        Так что всех проблем это все равно никак не решит, я бы даже сказал бОльшей части проблемы


  1. mikelavr
    09.09.2021 12:48
    +2

    Врач не обязан быть юрлицом. Врач не обязан извещать кого либо о факте болезни конкретного человека и о принимаемых им лекарствах. Более того - врач обязан хранить врачебную тайну о том, чем болеет конкретный человек, и даже о самом факте приема.


    1. MaryRabinovich Автор
      09.09.2021 22:30

      Мне кажется, тут стоит дать выбор клиенту.

      Для кого-то важно, чтобы никто чужой не узнал о его болезнях. А кому-то гораздо важнее возможность купить лекарства дистанционно.

      Если бы выбор был, его бы можно было не делать. Возможность выписывания облачных рецептов - не требование их выписывать вместо бумажных.

      И кстати да, как при дистанционной медицине что-либо выписать? Предположим, есть очевидные случаи (я не врач, но предположу, что есть реально такие истории, когда очевидно, что именно требуется... и это - рецептурный препарат). Как сейчас с ними справляются?


  1. soir
    09.09.2021 13:35
    +1

    В Эстонии существует система электронных рецептов. Наверное, врач может выписать и бумажный рецепт тоже, но мне не приходилось пользоваться бумажными рецептами. В аптеке рецептурные лекарства продают только по рецепту. Бумажный рецепт при этом естественно забирают.


    1. MaryRabinovich Автор
      09.09.2021 22:33

      А что делают с электронным рецептом при выдаче лекарства?
      И как это на деле устроено - можете уточнить?
      Какие организации что в какой форме хранят? Кто, как и что и когда туда вписывает?


      1. soir
        10.09.2021 00:12

        К сожалению, я не смогу вам много рассказать, т.к. я всего лишь пользователь.

        В стране есть государственный портал digilugu.ee - среда в которой хранится электронная история болезни каждого пациента в стране. Этим порталом пользуются все врачи, все больницы и все пациенты (кто умеет, конечно), ну и все аптеки. Выписанные врачами рецепты видны пациентам на этом портале, а также видны аптекарям.

        Когда человек приходит за лекарством в аптеку, то он называет аптекарю свой личный код и предъявляет документ, удостоверяющий личность. Аптекарь в своей программе видит список неиспользованных рецептов и продает человеку нужное. После продажи рецепт помечается как использованный и в него записывается информация о том какое именно лекарство было куплено, когда и где. Наши врачи могут писать в рецептах только название действующего вещества лекарства, а не конкретную марку какого-нибудь производителя. В рецепте может быть выписана одна или несколько упаковок лекарства. Если выписано несколько упаковок, то можно выкупить сразу все. Если выкупить только одну упаковку - то остальные пропадают. У рецептов также есть срок действия - обычно несколько месяцев.

        Как именно теперь обращаются с бумажными рецепты, я не знаю, т.к. электронная среда существует уже много лет. Предполагаю, что бумажные рецепты все же изымаются при покупке и заносятся в ту же самую электронную среду, но самим аптекарем.


        1. MaryRabinovich Автор
          10.09.2021 14:16

          Спасибо:)
          В целом система выглядит идеально - ну кроме пункта с пропажей оставшихся упаковок в рецепте, если он сразу на несколько выписан, а выкупили только одну. Похоже, там очень банальной фичи не хватает - возможности при продаже отмечать количество выданных средств. И чтобы оно вычиталось из выписанного, вместо полного обнуления.


          1. soir
            10.09.2021 14:39

            Я еще не упомянул, что рецепты можно выкупать также для другого человека, предъявив свой документ и документ другого человека. Возможно, что такое работает только для членов семьи или близких родственников (инфа о близких родственниках тоже есть в гос. портале). Мне не доводилось выкупать лекарства для посторонних людей, поэтому я не знаю, возможно ли это.

            Да, необходимость выкупить сразу все лекарства бывает неудобной. Например, лекарство может быть очень дорогим из-за того, что на него нет дотации и необходимость заплатить за, например, три упаковки сразу 60 евро, напрягает.


        1. ollisso
          10.09.2021 16:52

          В Финляндии похожая система, но выкупать можно по частям. Т.е. например может быть выписано лекарство "на 2 года, 2 раза в день по 1 таблетке". Из за ковида продают только 2 коробки за раз (100 штук в коробке). Поэтому и ходишь каждые 3 месяца и берёшь по 2 коробки - проблем особо нет.

          Можно так же брать за другого человека, если есть с собой его карточка с личным кодом. Спрашивают только название лекарства. Брал много раз для жены например.

          Так же можно попросить врача "обновить рецепт" по телефону. Врач выписывает новый рецепт, идёшь в аптеку и выкупаешь его - без визита к врачу.


    1. MaryRabinovich Автор
      09.09.2021 22:47

      Добавлю, что ведь в Эстонии и электронное голосование каким-то образом прижилось. Вопрос, а как это удаётся сделать, в отдельно взятой стране, вроде бы не выделяющейся своим IT-сектором в мире в целом.


  1. alansbor
    09.09.2021 14:30

    Доставка рецептурных лекарств тема больная даже в более развитых странах
    https://www.herox.com/novartis

    Даже конкурсы проводят, что бы улучшить качество работы подобных учреждений.


  1. pvp
    09.09.2021 14:36

    "Скажем, такое:"

    В Москве в ЕМИАС примерно так все и работает.


  1. gus26
    09.09.2021 15:15

    Да уж, сейчас уже и пурген наверное без рецепта не дадут. А наркоманов меньше не становится.

    Помню, хотел ГР взять, в госаптеке отказали, типо рецепту меня нет. Так у нас в регионе и врачей то нет, кто бы мог его назначить. Даже в МинЗдрав отписался, мол ГР в списке СДВ пока что нету (хотя ФСБ-ки вовсю стараются его туда впихнуть, видимо, чтобы побольше людей пересажать). На что пришла отписка, что отказав мне в продаже гормошки закон не нарушен (хотя, продав его тоже закон не был бы нарушен). В итоге пришлось брать в частной аптеке, переплатив пару сотен за упавку. Жадность, вещь такая...


    1. MaryRabinovich Автор
      09.09.2021 22:35

      Мне уже мой заказ привезли, о котором в посте речь. И я его уже выкупила. Как обычно, просто потрогали мою бумажку с рецептом. Не забирали, не отмечали там ничего. Вот и вопрос: в чём смысл, что я туда лично ходила, а не показывала фотку провизору дистанционно.


  1. svob
    09.09.2021 16:07

    Кстати, смскам тоже не стоит слепо доверять) После введения маркировки лекарств провизор должен проводить каждую поступившую упаковку в какой-то интернетной спецсистеме, которая периодически глючит и виснет, так что процесс может занять и целые сутки. А смска, если отправляется не офлайн-аптекой, а онлайн-сервисом, приходит день в день, то есть в момент физической доставки лекарства ДО факта проводки.


  1. zvic
    10.09.2021 07:34

    Не думаю, что стоит выдумывать велосипед, скорее стоит посмотреть как реализованы электронные рецепты/доставка на дом в других странах.

    За многие годы жизни в США я единственный раз столкнулся с бумажным рецептом - это был антибиотик выписанный стоматологом. Во всех остальных случаях, электронный рецепт отправлялся в нужную аптеку, где фасовался и маркировался для меня. Продление рецепта - в электронной форме без моего участия.
    А в последнее время, настойчиво предлагают варианты доставки рецептурных лекарств домой, как и аптека, так и страховая компания (ну и естественно Amazon Pharmacy)


    1. MaryRabinovich Автор
      10.09.2021 14:11

      Вопрос, реально ли "посмотреть как реализованы электронные рецепты... в других странах" изнутри. Насколько, допустим, это всё делают коммерческие фирмы, и структурно они ничего не выдадут - какой им интерес. В таком случае можно только за общей формой понаблюдать.

      Из этого обсуждения я уже знаю про две страны - Эстония и США - где такое внедрили (давно причём). Ещё неделю назад мне не приходило в голову, что где-то в этом плане существенно лучше, чем тут в РФ.


      1. Flashget
        27.09.2021 14:18

        В Германии с октября вводят E-Rezept, как я понял на базе приложения для телефона, сам ещё не пользовался правда


  1. ollisso
    10.09.2021 17:02

    В Финляндии тоже есть электронные рецепты.

    Системой этих рецептов заведут государство, т.е. государсовт обеспечивает что служба электронных рецептов работает (ну или заказывают услугу у частных фирм). Любая медицинская фирма может получить доступ (скорее всего за деньги) и аптеки тоже обязаны иметь доступ.

    Из плюсов которые не назвали:

    • Рецепт работает в любой аптеке страны. Т.е. позвонил своему врачу в Хельсинки, он выписал электронный рецепт, обналичил его в Imatra (250 км от Хельсинки примерно).

    • Вроде можно получить выписанный рецепт даже в Эстонии, но не проверял.

    • Можно заказывать по интернету рецептурные вещества. Работает так что ты делаешь заказ указываешь личный код, имя, фамилию. Магазин проверяет что ты имеешь право заказывать это лекарство, отправляет по почте. На почте, при получении ты обязан предьявить документ и почтовый работник проверяет что ты это ты. Т.е. происходит разделение обязанностей: магазин проверяет что получатель имеет право получить лекарство, а почта - что тот кто получает - это тот кто написан на коробке.**

    • Можно смотреть список своих лекарств в системе Omakanta - там так же виден список всех посещений государственых врачей, их диагнозы, результаты коронатестов, корона пасспорт и тп.

    • Все врачи видят список всех твоих активных лекарств и диагнозов, и могут проверить чтобы лекарства не мешали друг другу.

    • При продаже ревизор в аптеке должен проверить чтобы лекарства не конфликтовали, и имеет право не продавать тебе лекарство.

    ** Почта - это абстрактное понятие тут. Т.е. фактически посылка приходит в магазин и ты забираешь её с кассы. Официальных "почтовых отделений" почти не осталось,


  1. Kirikekeks
    11.09.2021 18:10

    Есть еще проблема преступного сговора страховых и/или производителей и фармацевтов. Скандалы в америке раз в три года. Фетанил недавний. Даже пулитцеровская была за расследование в 10х не помню названия, наркота, зависимость, смертность. Фирма оплачивала рецепты, врачам, фармацевтам, и стаховым за молчание. Автор погиб, кстати. Техника, по стоимости и рядом не лежала. Рецепты с пчатями хранятся 3 года, учетные 10 лет. Помню в Карелии дали 6 лет за одну ампулу кетамина, фармацевту, взяла его по ветрецепту для кастрации кота. Интересно ,ей на зону кота взять разрешили? Я хочу сказать, что вся цепочка, включая админа должна нести вот такую ответственность. Или мне напомнить IT как в англии из за ошибки в программе были обвинены 600 человек, 17 приговорены. Ни один программист не пострадал. Вот тот кто будет нести уголовную ответственность до 12 лет за баги в программе, достоин ее написать. Или идите } {


    1. MaryRabinovich Автор
      13.09.2021 07:35

      Вы сразу несколько тем смешиваете в одну, от этого всё получается сильно сложнее и безысходнее.

      Первое, о чём вы пишете, это просто рецепты. Облачные и не облачные рецепты тут не различимы. Это не специфически-облачные махинации.

      Что же до ошибок в программе, стоящих обвинений пользователям - это вопрос уже сильно ближе к теме. Хотя, опять же, он уже не специфически рецептурный - из-за ошибки в бухгалтерской проге может быть обвинён бухгалтер, наверное. Я тут не в теме, но, подозреваю, бухгалтерские программы как-то ведь регулируются? Как в 1С, например, устроено распределение ответственности?