Тут пользователи VRChat встречали 2022-й
Тут пользователи VRChat встречали 2022-й

Недавно популярность VR резко скакнула: шлем Quest 2 от Meta так массово дарили на Рождество, что разработчики VR-приложений сообщили о рекордном всплеске пользователей. И это не разовая случайность, Quest 2 вообще продаётся куда лучше, чем все VR-шлемы до него. Он не требует подключения к компьютеру и стоит всего $300, а в итоге делает VR массовым.

Это что же получается, Цукерберг прав, что мы все вот-вот переедем в метавселенную? Не уверен: многие из купленных шлемов пылятся на полках, что такое «метавселенная» — никто не знает, а разговоры о будущем — это гадание на кофейной гуще. Но по спорам о будущем вижу, что многие не очень разбираются даже в настоящем. Поэтому, раз VR взлетает, решил расписать: что люди делают там уже сейчас?

Важные оговорки:

  • Текст длиннющий, но состоит из независимых частей, можно выбрать в оглавлении самую интересную вам и прочитать только её.

  • Учтите, что плоские скриншоты плохо передают VR.

  • Я энтузиаст, любые мои восторги делите на два.

  • У меня есть только Quest 2, могу что-то недопонимать про другие шлемы.

  • У меня даже Windows-компьютера нет, так что о требующих Windows вещах знаю в основном с чужих слов.


Оглавление


Работа

Что в VR можно поиграть — давно понятно, а вот можно ли там быть продуктивным? Цукерберг в презентациях обещает виртуальный офис будущего, где и сам поработаешь, и с коллегами пообщаешься. А что в настоящем с тем и другим?

Работа в одиночку

Приложения Immersed и Virtual Desktop позволяют выводить в VR рабочие столы со своего компьютера. Зачем это, если можно просто работать за самим компьютером? Мы в своём блоге переводили текст человека, который уже не первый год работает в Immersed. Он пишет, что стал продуктивнее, создав «вокруг себя» несколько гигантских виртуальных экранов.

Его текст очень воодушевлённый. Но многие возражают, что в VR долго не высидеть, а разрешение шлемов пока недостаточное для комфортной работы. Правда, как водится, где-то посередине: кто-то действительно может сидеть в VR только урывками, а кому-то сколько угодно норм.

Я активно попользовался и Immersed, и Virtual Desktop (весь день так не проводил, но дольше двух часов подряд бывало). Скажем, сейчас вы читаете текст, наполовину написанный в VR: 

Рекурсия такая рекурсия
Рекурсия такая рекурсия

Мои личные результаты оказались такими:

  • Дискомфорта от продолжительного использования не ощущаю.

  • А вот нехватку разрешения ощущаю: символы вполне читабельные, но после 5K-дисплея видеть их пикселястость печально.

  • Использовать много виртуальных экранов не стал, мне оказалось проще переключаться между окнами, чем тщательно развешивать их по разным сторонам от головы.

  • Зато ощутил другой порадовавший эффект: когда в виртуальном пространстве делаешь «громадный» экран, расположенный далеко от тебя (как в кинотеатре), глаза по-своему расслабляются, потому что точка конвергенции уезжает вдаль.  

  • А главное преимущество увидел вот в чём: в такой обстановке лучше абстрагируюсь от лишнего и сосредотачиваюсь. Есть конкретная задача передо мной и какой-то фон вокруг, а больше ничего нет.

В итоге решил, что мне это подходит не в качестве основного режима работы, а для ситуации «нужно сосредоточиться на особо важной задаче, игнорируя всё остальное».

Работа с другими людьми

Есть известная сложность с удалёнкой: она не позволяет «сесть рядом в переговорке» и «перетереть у кулера», физическое присутствие в одном помещении не заменить полностью видеозвонком.

Ну, многие и решили: раз VR про ощущение присутствия, сделаем переговорку там! Есть уже целый ряд таких приложений, в том числе Horizon Workrooms от Meta. Пользователи собираются там в виде 3D-аватаров и могут пообщаться, порисовать на доске, расшарить другим свой обычный экран.

На Хабре уже есть подробный пост от человека, полгода практикующего такие рабочие созвоны. Я так глубоко проверить не мог попросту из-за отсутствия у коллег VR-шлемов. Но потестировал Workrooms c @Niketas, а с коллегами опробовал гибридный режим (при котором кто-то подключается к встрече с обычного компьютера, и в VR-переговорке парит плоский экран с ним). 

Виртуальный Никита похож на школьника (то есть всё как в жизни)
Виртуальный Никита похож на школьника (то есть всё как в жизни)

Мои итоги такие:

  • Плохая новость в том, что у мультяшных 3D-аватаров мимика беднее человеческой, поэтому по сравнению с Zoom есть и некоторый проигрыш. Говорить о чём-то очень важном или личном так не хотел бы.

  • А хорошая в том, что ощущение присутствия действительно испытал. Совсем не до степени «полная замена офлайна», но в чём преимущество перед Zoom, понял хорошо.

  • И вот что ещё. Скриншоты VR-приложений Meta часто вызывают хейт в духе «что это за графика из 90-х с безногими существами». Так вот: хотя на скриншотах это и может выглядеть по-дурацки, на практике не мешает (по крайней мере, мне). Когда 3D-аватар говорит знакомым голосом, воспринимаешь его именно как знакомого, абстрагируясь от мультяшности. А эффект объёма и пространственное аудио (когда слышишь человека там, где он «находится») сказываются на ощущениях куда сильнее, чем отсутствие ног.

Так что, если бы у всех коллег были шлемы, я бы не призывал перенести в VR все созвоны до единого, но точно был бы рад проводить так часть из них.

Ещё в VR пытаются упростить коллаборативное 3D-моделирование. Приложение ShapesXR предлагает вместе с коллегами создавать 3D-штуки прямо в VR, размахивая контроллерами в пространстве, а потом звать туда же начальника/заказчика, чтобы показать и обсудить результат. Недостаточно разбираюсь в теме, чтобы оценить эффективность подхода, но интуитивно кажется, что это может подходить для прототипирования. 

Общий вывод по работе

Во-первых, всё очень индивидуально: кто-то совершенно не может так работать, а кто-то в восторге. Так что лучше один раз попробовать, чем сто раз прочитать на Хабре. 

А во-вторых, вряд ли всё человечество станет работать в шлемах, но думаю, что ситуация «знакомый/коллега использует шлем в работе» станет для хабравчан привычной. Особенно когда разрешение экранов повысится.


Виртуальные миры

VR-шлемы помогают «ощутить себя где-то» (хоть в настоящем Лондоне, хоть в выдуманном Мордоре). Это пригодилось в играх, но новые места интересны людям и сами по себе. А ещё людям интересно общаться. Поэтому целый пласт VR посвящён тому, чтобы «оказаться где-то» и «с кем-то». Что в него входит?

Виртуальные миры в одиночку

Самое простое — это YouTube. Есть уже немало 360-градусных видео, так что в VR-шлеме можно вращать головой хоть под водой, хоть пролетая над Дубаем.

А в формате VR180 головой вращаешь только в 180-градусных пределах (так даже удобнее), зато снято всё камерой с двумя объективами — и шлем подаёт на глаза разные изображения, создавая эффект объёма. Поэтому видео с капибарой впечатлило меня сильнее, чем капибара в реальном зоопарке: настоящая дрыхла вдалеке и её было толком не рассмотреть, а в VR словно протяни руку и дотронешься. Хочется теперь обзавестись VR180-камерой для съёмок в отпусках, чтобы позже оказываться внутри своего отпуска снова.

Insta360 EVO в сложенном состоянии работает как 360-градусная камера, а в разложенном — как VR180
Insta360 EVO в сложенном состоянии работает как 360-градусная камера, а в разложенном — как VR180

В магазине приложений для Quest есть штуки, по сути представляющие собой видео (хоть мультфильм, хоть документалку). Но из приложений интереснее «настоящие» (то есть интерактивные), которые помещают тебя в 3D-модель какого-то места: на МКС, в Мачу-Пикчу, в убежище семьи Анны Франк. Парить по МКС, хватаясь руками за поручни — совершенно другой опыт, чем видеть фотографии. Раньше для меня это была абстрактная штука на орбите, а теперь словно знакомое место. Жаль, что удачных подобных приложений пока встречал немного.

«Гуляю» по Манчестеру в Wander
«Гуляю» по Манчестеру в Wander

А ещё люблю приложение Wander, которое помещает тебя «внутрь» гугловских панорам Street View, позволяя бродить так по всему миру. Да, там всё статичное, без звука и 3D-эффекта — с реальными прогулками мало общего. Но когда спросил у переехавшего в Лондон друга его адрес и стал «гулять» по его району на панорамах, у меня появился любимый паб, в котором никогда не был: того, что регулярно «проходил» мимо, оказалось достаточно, чтобы сродниться.

Виртуальные миры с другими людьми

«Оказаться где-то» ещё интереснее в компании. В упомянутом Wander есть социальный режим, когда один пользователь переключает панорамы вокруг сразу для нескольких, при этом можно общаться голосом и тыкать пальцами. И люди проводят друг для друга «экскурсии»: турок показал мне свой город, я ему Невский проспект, обоим понравилось. Некоторые «VR-туристы» собирают так целые коллекции интересных мест.

Ещё есть «виртуальный кинотеатр» Bigscreen для совместного просмотра видео. Пользователи в виде 3D-аватар оказываются в виртуальном зале, хост выводит что-то на экран, и можно под это общаться, перемещаться по залу, кидаться попкорном. Так можно вместе с друзьями (или с интернет-незнакомцами) смотреть фильм, болеть во время матча, смеяться на стендапе. Или делать ещё что-то, что сам придумаешь: некоторые поют под караоке-версии песен, хоть сетевая задержка и мешает.

В Bigscreen есть селфи-палки
В Bigscreen есть селфи-палки

Но главное в жанре «оказаться с кем-то» — приложения-метамиры: VRChat, AltspaceVR, Horizon Worlds, Rec Room. Это «песочницы», где можно создавать 3D-миры и встречаться в них, а для чего — решать самим пользователям. Существуют специализированные миры (например, для игры в шахматы), но в большинстве просто «тусят», общаясь голосом.

К чему это привело? Когда впервые запускаешь VRChat и заходишь в популярный мир The Black Cat, думаешь, что ни к чему хорошему. Вокруг громко визжат и матерятся американские школьники в образах монстров, мемов и фуррей. Конструктивное общение найти сложно, а больше ничего мир не предлагает. Думаю, на этом многие закрывают VRChat в ужасе и ставят крест на всех метамирах. Но думаю, это всё равно что открыть в Telegram случайный флудочат и из-за него решить, что весь Telegram ужасен.

Попробуем найти тут русскоговорящих людей. Среди них популярен VRChat-мир «Пятёрочка», имитирующий российский двор с одноимённым магазином. И там поначалу легко залипнуть на самом мире, потому что он детально проработан (вплоть до «лебедя из покрышки») и местами интерактивен (можно кататься верхом на коте, садиться на качели, сканировать товары на кассе). 

Прекрасный образец ЖЭК-арта, по-моему
Прекрасный образец ЖЭК-арта, по-моему

Это уже интересно. Но сканировать товары час подряд не станешь, дальше остаётся опять-таки общаться. Как может выглядеть общение в «Пятёрочке»? Приведу пример. Вижу во дворе гигантскую гусеницу с именем Иваныч, которая взрослым мужским голосом ругает всех с анимешными аватарами («вы позорите свою семью таким внешним видом»). Рядом возникает персонаж, объясняющий по-английски, что он швед и зашёл поучить русский язык. Иваныч на ломаном английском гневно заявляет, что раз Швеция рядом с Финляндией, то там все любят Гитлера. Тогда я от греха подальше оттаскиваю шведа в магазин и помогаю ему разобраться, как произносится надпись «Мясо охлажденное» — это оказывается интересным для нас обоих занятием.

Всё это звучит безумно (что ещё ждать от приложения, подарившего миру угандийских наклзов). Но при этом в виртуальном мире я ощутил очень реальное взаимодействие. Где-то в Швеции живёт вполне настоящий человек, я по-настоящему помог ему узнать что-то интересное, он по-настоящему благодарит за это. И я благодарен VR за этот опыт: где ещё я мог бы объяснять шведу разницу букв «е» и «ё», тыкая рукой в магазинные надписи?

Интересно, в курсе ли сеть «Пятёрочка» о своей VR-версии
Интересно, в курсе ли сеть «Пятёрочка» о своей VR-версии

Такой весёлой дичи много. А можно ли найти «нормальное общение»? По-моему, тут как в жизни: с таким запросом логично не лезть на случайную детскую площадку, а общаться с уже имеющимися знакомыми или находить новых по интересам. И тогда в VRChat может быть так же интересно, как и с хорошей компанией в офлайне. Вместе можно хоть исследовать разные миры, хоть обсуждать Достоевского, хоть играть в Cards Against Humanity, хоть танцевать — тут уж кому что подходит. 

По моему опыту, сюда переносится удивительно много социального из офлайна: например, невежливо становиться вплотную к чужому аватару, это может психологически ощущаться вторжением в личное пространство. Или вот увиденный эпизод: девушка красиво поёт, вокруг собираются люди послушать, двое из них начинают разговаривать, и на них шикают «отойдите в сторону со своими разговорами, вы мешаете». Конечно, различия тоже есть (в глаза тут не заглянуть), но в целом вполне возникает ощущение «провёл время с людьми».

В итоге, пока кто-то говорит «люди не захотят социализироваться в метавселенной», многие уже там постоянно социализируются, и для них это не менее важная составляющая жизни, чем офлайн-встречи. А для некоторых и более важная: например, для людей, которые по состоянию здоровья редко выходят из дома. По-моему, рассуждать в 2022-м, что общение в VR «ненастоящее» и не нужно людям — это как когда в 2000-м рассуждали, что в интернете всё ненастоящее.

Нагляднее всего тот факт, что уже существуют семейные пары, которые познакомились в VRChat. Причём некоторые из-за пандемии долго не могли прилететь друг к другу, то есть у них возникали серьёзные отношения в VR вообще без офлайн-составляющей. Про такое даже сняли документалку прямо внутри VRChat:

И в отношениях на расстоянии VR помогает лучше, чем привычный онлайн: здесь можно «пойти на свидание в кино» или «погладить по голове» (тут напрашивается вопрос про секс, о нём будет ниже).

Общий вывод по виртуальным мирам

Заменяют ли виртуальные «путешествия» настоящие? Разумеется, нет, летний отпуск я хочу провести не в VR. Но может ли VR-туризм быть куда интереснее, чем смотреть в стены от отпуска до отпуска? По-моему, вполне.

Заменяет ли виртуальное общение обычное? Я не предлагаю отменить реальные встречи с друзьями. Но если, например, желающие встретиться находятся в разных городах, то VR даёт многое, чего видеозвонок не даст.


Мероприятия

Это пересекается с предыдущим пунктом: тут тоже история про «оказаться где-то и с кем-то», и зачастую используют те же приложения (Altspace, VRChat). Но когда это ещё и «оказаться на чём-то» (концерте, конференции, викторине), возникает своя специфика: расписание, цель, организаторы, правила. Поэтому у Meta для такого есть отдельное приложение Horizon Venues. 

А мне эта тема особенно интересна, потому что мы в JUG Ru Group проводим онлайн-конференции для разработчиков. Конечно, сейчас не идёт речи об их переносе в VR (попросту у слишком маленького числа участников есть шлемы), но мне стало интересно: а возможно ли в принципе такое в будущем? Попробовал разобраться.

Мероприятия в одиночку

Это звучит оксюмороном: как мероприятие может быть без других? Но так можно описать VR-трансляции офлайновых мероприятий. То есть ты вроде как ощущаешь себя на концерте, который идёт прямо сейчас, но взаимодействовать с другими его зрителями не можешь. Это толком не попробовал (есть даже российский проект Lookport, но выглядит полуживым и у меня что-то не сработал), так что просто знайте, что в принципе такое бывает.

Мероприятия с другими людьми

Horizon Venues я тоже не попробовал (сервис пока недоступен в России), зато провёл немало времени на мероприятиях в Altspace и VRChat. «Слёт любителей фантастики», «вопросы и ответы о смерти», «деловой нетворкинг», «виртуальный концерт Дэвида Боуи», «неделя XR-безопасности», просто «бухаем вечером пятницы» — кликал на всё подряд. (Практически все мероприятия англоязычные, но в принципе уже появились и русскоязычные.)

Место встречи «Death Q&A»
Место встречи «Death Q&A»

Результаты оказались разными. Где-то было тухло: «слёт любителей фантастики» проходил преимущественно в офлайне, а в VR-мир просто прокинули видеотрансляцию оттуда и разрешили VR-участникам задавать вопросы, но не видел, чтобы кто-то реально это делал.

На нетворкинговой встрече оказалось интереснее. В зале общаются компаниями по несколько человек, подходишь к компании и смотришь, можешь ли органично влиться — прям как в офлайне на конференционной вечеринке. А когда влился-таки, уже в процессе англоязычной беседы обнаружил, что один из участников беседы россиянин. Мы отошли в сторону, перешли на русский, пообщались — и я ощутил, что действительно познакомился с интересным мне человеком, к которому в будущем ещё могу обратиться по какому-то поводу. То есть я подключился к встрече просто посмотреть «как это выглядит», а в итоге неожиданно выполнил цель нетворкинга не хуже, чем в офлайне.

На XR Safety Week были прямо полноценные доклады: экран со слайдами, спикер в виде аватара, организаторы «предоставляют ему микрофон» (делают громким для всех в зале, а не только для стоящих рядом), в зале стоят аватары зрителей и внимают (причём реально видно, человек смотрит на сцену или отвернулся).

По-моему, это очень интересно сразу по нескольким причинам. Во-первых, хотя мы и на онлайн-конференциях стараемся предоставлять возможности для «кулуарных дискуссий», здесь офлайновые традиции возрождаются совсем уж буквально: можно отойти с кем-то в сторону и поговорить с глазу на глаз.

Во-вторых, обычно в онлайне спикеру приходится «говорить в монитор», вместо лиц людей он видит перед собой слайды, это бывает сложновато. А здесь перед спикером зрители (пусть мультяшно выглядящие и с бедной мимикой), можно задать в аудиторию вопрос и увидеть реакцию («поднимите руку, если…»). Вот только не получится увидеть по глазам, поняли ли они сказанное.

Тут было совсем немного зрителей, так что не знаю, может ли всё это хорошо масштабироваться на размеры наших конференций (например, большое количество аватаров в одном помещении может вызывать проблемы с производительностью). Но следить за направлением буду с интересом.

На «концерте Боуи» виртуальная концертная площадка оказалась колоритнее реальных: замок в лесу, во дворе которого воздвигнута сцена. С самим выступлением куда скучнее — на сцене был плоский экран, где попросту включили запись старого концерта с ютуба. А собравшиеся больше общались, чем внимали музыке, словно они вообще не на концерте. Я уже решил было, что это совсем шляпа, но тут заиграла легендарная «Heroes», и отдельные зрители стали выходить к «сцене» танцевать:

И вроде бы Altspace не подходит для танцев, потому что у аватаров даже ног нет (VRChat в этом отношении куда лучше) — но вот тут меня пробрало. Потому что когда при звуках обожаемой песни видишь по людям вокруг, что их она штырит так же сильно — это единение аудитории, которое важно и на офлайновых концертах. На настоящий концерт Боуи всё равно уже не попасть, и я рад, что теперь в моей жизни было хотя бы это.

Тем временем стартап AmazeVR собирается в 2022-м принести концерты в VR как следует, снимая реальных мировых звёзд 8K-камерами, так что будет уже не просто «запись с ютуба». А параллельно существует и другой вариант виртуальных выступлений: когда сам выступающий тоже представлен 3D-аватаром. Хочу показать запись одного из таких выступлений, она сделана «из глаз» артиста, поэтому видеоряд хромает (он часто смотрит в пол) — но, по-моему, само выступление поразительно крутое, я жалею, что меня не было в зале. Это импровизационный комик-музыкант, выступающий в VR в образе енота по имени Resnauv. На видео ему называют несколько слов — а он на ходу сочиняет песню, включающую эти слова (с сомнительной темой, но это уж какие слова дали). 

Он из клуба импровизационной комедии Gob's Improv Emporium, где проводят ещё и воркшопы для начинающих, и это с точки зрения VR-мероприятий тоже интересно выглядит: там становятся в круг и делают упражнения на голос и движения, в Zoom такое толком не перенести.

Общий вывод по мероприятиям

Вопроса «могут ли VR-мероприятия быть интересны людям» у меня уже нет: могут, точка. Пока одни люди спорят в интернете, будет ли кто-то ходить на такое, другие уже ходят.

Но есть другие вопросы. Какие именно мероприятия из офлайна хорошо переносятся в VR, а каким это не очень подходит? И какой части из всех людей VR-формат хорошо зайдёт? Будут ли через пару лет IT-конференции проходить в VR?

Полных ответов на это у меня пока нет. Но про IT-мероприятия есть такой частичный прогноз: думаю, что через пару лет будут регулярно проходить как минимум VR-митапы.


Секс

Цукерберг на своей презентации про метавселенную не сказал об этом ни слова (IT-гиганты вообще делают вид, что секса не существует). Но давайте мы не будем притворяться, что эта тема не важна для VR, и разберёмся как взрослые люди (если вы не взрослый, скипайте текст до следующей части).

Только сделаю оговорку, что тут многое знаю с чужих слов. Люди, особенно серьёзно подходящие к вопросу, покупают дополнительные устройства (вроде трекеров Vive) и возятся с замороченным софтом (вроде Virt-a-Mate). А я в такие дебри не залезал — но вроде бы разобрался, зачем в них залезают другие.

Секс в одиночку

Напрашивающийся сценарий применения VR — порно/вебкам, где эффект присутствия явно востребован. Кто-то даже синхронизирует секс-игрушки с видеороликами при помощи проекта EroScripts, чтобы казалось совсем уж по-настоящему.

Большая ли разница с «обычным» видео? Почти всё VR-порно платное — то есть достаточно большая, чтобы люди готовы были за неё платить. Но при всей реалистичности видеоряда, конечно, никуда не девается принципиальная разница с «настоящим»: технический прогресс не отменяет значимость психологического контакта.

Даже в виртуальном порномире не скрыться от Java-ошибок
Даже в виртуальном порномире не скрыться от Java-ошибок

Реалистичность — не единственное отличие. Например, поскольку VR — это «вид из глаз», здесь торжествует жанр POV (обычно это «глазами мужчины», но ролики с женским POV тоже существуют). А поскольку в VR мощно работает ощущение «мне смотрят в глаза», одним из главных качеств актрис становится умение томно смотреть в камеру.

Ух ты, в порноиндустрии заметили, что у людей есть глаза! Но при этом главный герой обычно пассивно лежит, пока его ублажают, и получаются какие-то однообразные ролики про ленивого эгоиста. Кроме того, поскольку VR-съёмки сложнее обычных, тут пока что почти нет amateur-сегмента с искренними фанатами своего дела — только профессиональная имитация.

Помимо видео, существуют неприличные игры, где вместо живых актёров 3D-модели с настраиваемой внешностью. Тут пользователь не просто смотрит, а берёт ситуацию в свои руки (буквальным образом: благодаря hand tracking возможно отложить контроллеры и «прикасаться» к персонажам руками).

Столько книг вокруг, а почитать их не дают :(
Столько книг вокруг, а почитать их не дают :(

В техническом отношении игры заметно различаются: меня впечатлило, что существуют даже браузерные на WebXR (на скриншоте одна из них). То есть люди могут попадать внутрь интерактивных VR-миров, достаточно качественных, чтобы возбуждать, и это не требуется устанавливать как приложение? По-моему, это техническая победа веба, и у WebXR большое будущее (не только в сексуальной сфере).

Но игры посложнее делают уже как приложения, причём многие из них нельзя установить на сам Quest, требуется подключать компьютер. Неудивительно: например, там может быть такая физика ткани, что производительность явно требуется. Хотя делается всё это зачастую безвестными энтузиастами с оплатой через Patreon.

Секс с другими людьми

Окей, про одиночное понятно, а вот с другими людьми сексуально взаимодействовать возможно? Ну, в каком-то смысле.

Начну с простого: выше уже упоминал «виртуальный кинотеатр» Bigscreen, и некоторые люди совместно смотрят там NSFW-контент. Такое вот внезапное возрождение порнокинотеатров из 1970-х, которые в офлайне давно закрылись.

А вот из российских реалий: на вечеринках Kinky Party экспериментировали с VR ещё в 2020-м, но если правильно понимаю, ушли от этого и теперь проводят онлайн-мероприятия просто в Zoom.

Однако главное происходит в VRChat. Его правила запрещают сексуальные действия на публичных серверах, но это не распространяется на приватные инстансы с доступом по приглашению. Можно только гадать, сколько пар встречается так наедине. Зато несложно найти англоязычные сообщества, которые проводят ERP-вечеринки (где в первую очередь общаются, но при взаимном желании переходят к большему).

Аббревиатура ERP тут означает «erotic roleplay». Изначально она подразумевала, что люди создают эротическую историю (например, в переписке), где каждый отыгрывает какого-то выдуманного персонажа. А в VRChat с его разнообразием аватар все и так уже персонажи (кто мумия, кто пылесос). Поэтому здесь под ERP понимают попросту любое сексуальное взаимодействие. И по некоторым VRChat-мирам очевидно, что они для такого и созданы.

Вот, например, по этому
Вот, например, по этому

Каким это взаимодействие может быть в виртуальном мире? Есть ряд технологий, помогающих в ERP. Пока что почти не встретить костюмы и перчатки с виброотдачей, зато многие покупают системы full-body tracking, чтобы VR-аватар точно повторял движения всего их тела (без этого трекаются только руки и голова). В некоторых аватарах использована разработка Dynamic Penetration System. А если добавить ещё и секс-игрушки, которыми можно управлять по интернету, то…

…то со стороны это всё равно может смотреться карикатурным цирком (можете поискать «vrchat» на порносайтах). До реалистичности VR-порно тут бесконечно далеко. Но людей это привлекает, раз есть столько пользователей с full-body tracking (если они скажут вам, что купили FBT для чего-то другого, не верьте им). Чем привлекает?

Обычно причиной называют «phantom touch». VR отчасти обманывает наш мозг, воздействуя даже на те чувства, к которым не имеет прямого доступа: в виртуальной Антарктиде можно непроизвольно поёжиться от несуществующего холода. И часть людей, если в VRChat кто-то их обнимает, ощущает это как настоящее прикосновение. А если такой человек участвует в сексуальных прикосновениях, то всерьёз от них возбуждается. Так что, если вы уже нашли где-то видео и смеётесь от его неубедительности, учтите, что для участников всё ощущалось совсем иначе. Вот тут про это объясняет виртуальная ютуберша Phia (она долго состояла в отношениях на расстоянии, так что наверняка разбирается в вопросе):

При этом, если человек не знаком в офлайне со своим ERP-партнёром, сложно быть уверенным, какого пола партнёр (ведь существуют изменители голоса). Неудивительно, что в ERP-сообществах много всяких гендерфлюидных пансексуальных фембоев, которые к концепции пола вообще не привязываются. Но строго гетеросексуальные люди тоже есть. Как они выживают в такой неопределённости? Видимо, благодаря «roleplay»: тут ведь взаимодействуют не просто с человеком, а с его персонажем. И если персонаж достаточно убедителен, для многих большего и не требуется.

Описанным выше вещам я не даю морально-этических оценок (сами решайте, считать всё это прекрасным прорывом или ужасным развратом). Но напоследок озвучу то, что считаю серьёзной проблемой. Сейчас VRChat — это такой Дикий Запад, где ещё не вполне сложились социальные правила. И в целом это весело, но кое в чём веселье получается безответственным: тут безнадзорно бегают толпы детей, есть возможности для иммерсивного сексуального взаимодействия, и никто толком не отвечает за то, чтобы дети в этом не участвовали.

VRChat запрещает сексуальное в публичных мирах, а что происходит в приватных — не его ответственность. Meta разрешает пользоваться Quest с 13 лет, а что родители дарят шлемы детям младше — не её ответственность. Организаторы ERP-вечеринок пишут «строго 18+» и наверняка примут меры, если услышат детский голос, но если пользователь на мьюте — не их ответственность. А родители, купившие ребёнку шлем, вряд ли понимают, что происходит. Тем временем дети толпами носятся по миру с игрой Truth or Dare, где задания бывают такими:

Дети дописали в воздухе маркером что-то про мамку 
Дети дописали в воздухе маркером что-то про мамку 

Но главную угрозу вижу не в Truth or Dare, а в том, что в «приличном» VRChat-мире к ребёнку подойдёт взрослый с плохими намерениями и зазовёт в приватный. Из-за аватар со стороны и не заметно будет, что подошёл взрослый.

Недавно вопрос уже подняла британская околоправительственная организация, поэтому думаю, что какие-то меры скоро примут. Но пока что ситуация выглядит для меня пороховой бочкой.

Общий вывод по сексу

VR-порно может понравиться почти всем, кто смотрит обычное. А вот ERP подходит не всем, но в мире уже есть люди, для которых это важная форма сексуального взаимодействия.


Игры

Это самое распространённое применение VR, поэтому тему и без меня неплохо освещают. Но обычно говорят о мощных тайтлах вроде Half-Life: Alyx, которые требуют подключения компьютера, а что можно установить на сам Quest? Раз VR сейчас выходит из ниши «для упорных геймеров» в мейнстрим, что тут предлагается массовому пользователю, у которого нет игрового PC?

Игры в одиночку

Для Quest можно найти самые разные игры: шутеры, квесты, гоночки. Но перенести-то при желании можно любой жанр, интереснее другой вопрос: что из этого в VR по-настоящему расцветает?

Самая массовая игра — Beat Saber, где надо под музыку рубить световыми мечами летящие на тебя кубики. По-моему, это такой VR-аналог Angry Birds: сверхпопулярная казуалка, хорошо сочетающаяся с новой платформой.

А мой фаворит — Superhot. Эта игра изначально появилась на компьютерах, но словно создана для VR. Тут надо замирать, швыряться виртуальными предметами, уворачиваться от пуль — и когда все эти движения по-настоящему совершаешь в пространстве, а не нажимаешь клавиши, получается мощная физическая активность. (Главное не думать о том, как вы выглядите со стороны, когда в шлеме перекатываетесь по полу.)

Бывают игры, которые на компьютере вообще не имели бы смысла — например, симуляторы скалолазания Climb. Quest даёт возможность по-настоящему перебирать руками, а горные пейзажи хорошо сочетаются с возможностью покрутить головой. Впрочем, запустив игру, сначала я подумал, что это какая-то ерунда: раз во время «подъёма» стоишь на полу комнаты и не подтягиваешь по-настоящему свой вес, в чём смысл без физического напряжения? Но вскоре ощутил, что постоянно держать руки на весу вообще-то тоже не совсем легко. А когда ещё через 15 минут добрался до вершины, вздохнул с облегчением, словно и правда её покорил.

В VR переносят те офлайновые игры, которые хорошо сочетаются с контроллерами Quest: настольный теннис, гольф, боулинг. Eleven Table Tennis настолько стремится к реалистичности, что многие говорят «эта игра научила меня лучше играть в настоящий настольный теннис» (а некоторые даже приматывают к контроллеру реальную ракетку).

VR хорошо подходит для пугающей атмосферы: когда находишься внутри мира, где можешь смотреть во все стороны, ощущаешь, что всегда что-то может подкрасться сзади. И есть связанный с этим видеоконтент, а есть игры с напряжённой атмосферой — вроде криповатого квеста The Room или портированной Resident Evil 4

А иногда иммерсивность приводит к совсем нестандартным штукам. У The Under Presents я поиграл только в демо, но уже это оказалось очень необычным опытом. Ты попадаешь в сюрреалистичный мир, где не пытаешься выиграть по понятным правилам, а разбираешься, в чём вообще правила. Думаю, что детям тут может быть скучно, зато может оказаться интересно взрослым, обычно далёким от игр. И в таком вижу перспективное направление для VR-гейминга: привычное «перестреляй всех врагов» можно и на компьютере сделать, а вот «ощути себя внутри картины Сальвадора Дали» как раз подходит VR.

Игры с другими людьми

У части перечисленного выше есть и мультиплеерный режим. Говорят, за игрой в гольф удобно даже разговоры о работе вести.

Но есть и такие игры, которые сразу задуманы именно как мультиплеерные. Например, целый ряд шутеров: Pavlov Shack (местный Counter-Strike), Population: One (местный Fortnite), Gun Raiders и так далее.

С шутерами понятно, а есть тут что-то именно «виарное»? Мой любимый такой пример — Echo VR. Это, ммм… командная игра, где роботы в невесомости бросают фрисби и бьют друг друга. Звучит диковато, работает в VR отлично: тут хорошо подходят и возможность оглядываться во все стороны, и физические движения. В игровом запале многие так активно бросаются за фрисби, что предупреждения Quest «вы приближаетесь к границе реального игрового пространства» не спасают, и дело кончается так:

Картинка из сабреддита /r/EchoArena
Картинка из сабреддита /r/EchoArena

Всё в Echo VR прекрасно (например, нулевая цена), только один момент печалит: среди игроков много орущих и матерящихся школьников, и тут от этого не скрыться так легко, как в VRChat. Конечно, можно замьютить всех, но тогда теряешь часть сути многопользовательской игры.

Как в мультиплеере избежать этого? Ну, есть пара случаев, когда разговаривать голосом в принципе нельзя. Один — Beat Saber, где поначалу была только одиночная игра и позже добавили молчаливый мультиплеер. А вот Half+Half сразу был рассчитан на взаимодействие без слов: это приложение с милой графикой и простыми совместными играми, где пользователи могут махать друг другу, но не могут общаться. Можно спокойно пускать ребёнка туда играть с другими людьми, не беспокоясь о том, с каким словарным запасом он вернётся.

И ещё встретил интересный вариант для офлайновых вечеринок, где играешь не с рандомными людьми из интернета, а с сидящими рядом знакомыми. Игра Acron работает так: один человек надевает шлем, а остальные устанавливают на свои смартфоны мобильную версию. Человек в шлеме играет за дерево, а остальные — за белок, вместе пытающихся отнять у него орехи. Обычно у VR проблема с тем, что из находящихся физически рядом людей весело только одному (не то что обычные приставки, где можно рубиться вместе) — вот тут она частично решается.

Общий вывод по играм

Хотя мощные красивые игры требуют подключения компьютера, обычному пользователю может хватить с головой и тех, что доступны на самом Quest.

Замечу, что цена игр для Quest обычно измеряется десятками долларов, и никаких региональных цен для России пока нет. Но способы сэкономить есть: пререлизные версии из App Lab, игры в браузере и в метамирах, оперативная сдача не понравившейся игры обратно в магазин.


Выводы

Существуют и другие применения VR (фитнес, 3D-рисование, медитация), но пост и так уже получился безразмерным. Поэтому, если упустил что-то ценное, добавьте в комментариях, а тут перейду к общему. 

Относиться ко всему этому можно по-разному: и «ура, будущее настало, даже прикованные к постели могут социализироваться», и «о нет, богомерзкая Meta продаёт шлемы дешевле себестоимости, чтобы собирать о людях вообще все данные». По-моему, эти тезисы не взаимоисключающие, так что нахожусь одновременно в восторге и в ужасе. Это и утопия, и антиутопия.

Ещё интересно вот что. Хотя Meta живёт рекламой, в VR пока что практически не встречал рекламу. А ещё почти не встречал там спама, кликбейта, срачей, криптоскамеров, «подпишитесь на нашу рассылку», «подтвердите согласие на cookie» — то есть всего того, за что люди ненавидят обычный интернет. И думаю, позже всё это доберётся до VR, а вот пока что там неосвоенная целина, какая была когда-то и в обычном интернете. Если вам такое близко — ловите момент, пока он не кончился.

Прекрасный VR-мир для снятия стресса: кидаешь собаченькам предметы, они приносят обратно.
Прекрасный VR-мир для снятия стресса: кидаешь собаченькам предметы, они приносят обратно.

А напоследок всё-таки погадаю на кофейной гуще и напишу свой прогноз на пару лет (а вы пишите свои, и посмотрим, кто окажется ближе к истине). Что ждёт VR? Будут ли в 2024-м IT-конференции проходить там?

Сейчас в интернете можно встретить две типичных позиции. Одни люди верят, что все мы скоро переедем в VR. Другие же пишут «все эти цукерберговые выдумки — пустой хайп, люди побалуются один раз и забудут». Кто из них прав?

По-моему, никто.

И активные пользователи VRСhat, и хабровский пример рабочих созвонов показывают, что далеко не все «балуются и забывают»: для части людей это становится постоянным способом коммуникации, вроде привычных нам соцсетей и мессенджеров. Так что считаю, что VR пришёл всерьёз и надолго, и ещё вырастет во много раз благодаря эффекту снежного кома.

Однако при этом не думаю «человечество вот-вот переедет в VR». Скажем, PlayStation и Apple Watch — очень успешные устройства, пришедшие всерьёз и надолго. Но большинство людей спокойно живут без них: это не смартфон, без которого никуда. И мой прогноз в том, что текущая инкарнация VR-шлемов будет по масштабу ближе к приставкам, чем к смартфонам. Они будут популярны, и в VR будет проходить много интересных мероприятий, но это не станет форматом по умолчанию при организации любого нового мероприятия.

Впрочем, многое зависит от того, как к VR позже прикрутят AR (в эту сторону двигаются и Meta, и Apple, и Google). Вот там нас может ждать дивный новый мир с красивыми ноготочками. Но это будет уже другая история.

И вот что ещё. Как уже писал, мы в JUG Ru Group проведём наши весенние конференции в «обычном» онлайне. Зато у меня возникла собственная идея, отдельная от общих планов компании. 

Подозреваю, что на Хабре уже хватает VR-энтузиастов. А весной мы проведём очередной TechTrain — бесплатное онлайн-мероприятие с IT-докладами. И предлагаю вот что: можно будет узким кругом любителей VR неформально встретиться в Bigscreen, чтобы там в реальном времени вместе смотреть доклады TechTrain и обсуждать их. Если интересно в таком поучаствовать — сообщайте в личке или комментах.

Комментарии (55)


  1. Oriolidae
    21.01.2022 17:05
    +7

    Вспомнил сцену из фильма "Разрушитель", где персонажу Сильвестра Сталлоне предложили заняться сексом. Там вроде были шлемы, VR-ные возможно, 1993 год. Ему не понравилось :3


    1. phillennium Автор
      21.01.2022 17:15
      +5

      Мне казалось, что все связанные с VR фильмы смотрел («Первому игроку приготовиться», «Газонокосильщика», всякий киберпанк), а вот это не видел. Спасибо, как-нибудь восполню упущение.


      1. GritsanY
        21.01.2022 21:35
        +6

        Там только одна небольшая сцена.


    1. slavius
      22.01.2022 18:20
      +2

      Вспомнил

      Глубина-глубина. Я не твой.


  1. bbs12
    21.01.2022 17:59
    +5

    Нужно увеличивать разрешение экранов и улучшать графику - для VR эти параметры даже важнее, чем для обычных компов.


    1. IgorGIV
      21.01.2022 20:14
      +1

      А также решать проблему с укачиванием. Это одна из основных причин, по которой лично я сейчас доволно редко надеваю шлем. В целом времени на игры очень мало, а для страдающих от укачивания необходимо поддерживать и развивать навык (да, он нарабатывается по мере активного использования шлема). Вот и выходит, что чем меньше ходишь в ВР, тем тяжелее там находиться, тем меньше туда ходишь...


      1. doctorw
        24.01.2022 08:32

        1. IgorGIV
          24.01.2022 12:22

          В статье по приведённой Вами ссылке я увидел, что виртуальный нос не решает проблему, а лишь немного ослабляет её (приведено время оттягивающее кинетоз для каждой из тестов-сцен). Лично я спасаюсь медикаментозно (Драмина), когда решаюсь надеть шлем. Но из-за того, что препараты действуют не сразу, приходится планировать игровую сессию заранее, что, в общем-то, напрягает.


    1. SergeyMax
      21.01.2022 22:40
      +4

      Нужно увеличивать разрешение экранов и улучшать графику - для VR эти параметры даже важнее, чем для обычных компов

      Проблема VR вовсе не в разрешении. Когда я играл в doom2 на 386sx, разрешение там было не 320х200, а наверное 80х60, и это всё равно было интересно. Проблема VR в том, что она ничего не добавляет к интересности. 3D-фильм первый раз смотрится с открытым ртом, второй раз - уже ничего особенного, а на пятый хочется снять мешающие очки и переключиться в обычный режим.


      1. SADKO
        22.01.2022 01:12

        Нюанс в том что фильм это фильм, язык кино подразумевает контроль точки зрения зрителя, а стереоскопия и вр его крушат.

        А какие-то событийные, репортажные съёмки вполне подлежат пересмотру, в них замечаются новые детали, home video в разы более смотрибельно в стерео.


      1. bbs12
        22.01.2022 13:10
        +1

        Когда я играл в doom2 на 386sx, разрешение там было не 320х200, а наверное 80х60, и это всё равно было интересно.

        Вы наверно были молоды и мозг был не натренирован на другую реальность. Чтобы обмануть натренированный мозг нужно больше вычислительной мощности.


      1. lorc
        22.01.2022 15:39
        +1

        Проблема VR в том, что она ничего не добавляет к интересности

        Ну я бы не сказал. Из игр, что Alyx, что обе части Lone Echo были бы намного скучнее без VR.


    1. drWhy
      21.01.2022 23:13
      +4

      «Нужно увеличивать разрешение экранов и улучшать графику — для VR эти параметры даже важнее, чем для обычных компов.»

      Ну не знаю, в 1995 году товарищ купил первый доступный шлем VFX1, и появилась возможность немного поиграть. Надо заметить, избыточным разрешением шлем не отличался. Но играя в досовскую рубилку Hexen я настолько погрузился в процесс, что когда в игре не мог зайти из коридора в комнату, не сразу осознал что зацепился плечом за стеллаж в реале, в результате не мог развернуться и пройти.
      Ещё помню депривационный шок, когда меня вышли в ДОС без предупреждения, да и Norton Commander смотрелся в шлеме убого. Но игра буквально зажватывала.

      Кстати, если бы меня не поддержали, могло бы получиться как на предпоследнем фото в статье.


  1. rPman
    21.01.2022 18:47
    +4

    Главная причина, почему я не беру oculus quest 2 — это низкое разрешение экранов.
    Для игр может хватает, но не больше, читать что либо можно только большими буквами и везде видно раздражающее зерно.

    Специально смотрел кучу разных шлемов, если это не 4к или 8к даже брать не хочется

    Но цена правильных решений останавливает


    1. no1D
      21.01.2022 20:28
      +2

      Разрешение в пикселях для VR не имеет особого значения, потому что FOV у всех шлемов разный. Например HP Reverb G2 имеет схожую картинку с Pimax 8KX и иногда даже выигрывает по четкости, но имеет FOV меньше чем в среднем по индустрии.


      1. rPman
        21.01.2022 21:05
        +1

        само собой, угол зрения тоже важен


        1. Popadanec
          22.01.2022 09:53

          Потому нужно искать не разрешение, а количество пикселей на градус и везде именно эту информацию использовать. А то получится как с аккумуляторами когда указывают не ватты, а амперы без указания напряжения.
          Со шлемами ещё хуже, потому что кто то указывает угол по горизонтали, кто то по диагонали, ещё и не указывая какой именно использовали. Плюс используются экраны с разной технологией, в результате разрешение одинаковое, диагональ одинаковая, но на одном хорошо виден эффект москитной сетки, а на втором почти не заметен.


          1. rPman
            22.01.2022 17:13

            лучше использовать оба критерия, а то получится как с hololens, в рекламе одно и мелкие пикселы, а в реальности ты смотришь в маленькое прозрачное окошко посередине


            1. Popadanec
              22.01.2022 17:40

              Я и говорю, количество пикселей на градус и угол обзора, причём не бессмысленную диагональ(как сейчас некоторые указывают), а отдельно вертикаль, отдельно горизонталь. А разрешение для VR очков, информация не особо полезная, потому что при углах обзора близких к предельным для человека, углы уже давно в мёртвой зоне и некоторые игры(что я проверял), их не используют. Т.к. даже для текущих шлемов не хватает производительности топового железа. А для плотности пикселей превышающего возможности человеческого глаза при максимально доступных углах обзора, текущего железа даже на четверть картинки не хватит.


              1. rPman
                23.01.2022 15:09

                Один из способов использования шлемов VR — работа, экзотические мультимониторные конфигурации (о чем в статье говорилось что oculus2 не подходит) и другое потребление информации, скорости видеопроцессора для этой задачи хватит почти любой. И именно тут нужно высокое разрешение, при этом даже 8к решения pimax (по 4к на каждый глаз) с трудом дадут на виртуальном мониторе hd720 (там 4к на 200fov, нормальный виртуальный монитор займет от силы 100 градусов и будет некомфортно смотреть, а так как голова наклоняется и движется, разрешение на виртуальный пиксел смело можно умножать на 2), если вывести на виртуальный монтор изображение для тестирования разрешения, мозг сможет обнаружить расстояния между тонкими линиями за счет движения, так как разные кадры под разным углом дадут разную информацию. Читать на таком виртуальном мониторе мелкий текст невозможно/тяжело.

                без переферийного зрения тяжело, в качестве примера походите в реальности с шорами (сделайте очки их коротких картонных трубок, ограничивающих ваше зрение только 90 градусов), завоеете в первые же минуты.

                p.s. если выбирать я бы взял pimax8k или анонсированный 12k но цены ужасны


  1. zzyxy
    21.01.2022 21:00

    Про игры - я бы еще упомянул симуляторы гонок.

    К примеру вождение машины в VR в Assetto Corsa Competizione или в Automobilista 2 или полеты в MS Flight Simulator или DCS.


    1. cypok
      22.01.2022 09:42

      Я вот ради ралли-симуляторов подумывал в сторону VR. Иметь возможность повернуть голову в сторону поворота при управляемом заносе — это же ровно то, что делают люди в реальном мире, но тяжко реализуется без VR.


      1. AllexIn
        22.01.2022 10:01
        +2

        Триплскрином это реализуется без проблем.

        Если бы проблема была только в возможности повернуть - VR Нафиг был бы не нужен для симуляторов.
        В VR есть стереозрение, вот это киллер фича. Есть стереомниторы, но из них трипл построить нельзя.


      1. zlo2k
        23.01.2022 02:03

        Тоже очень хотел попробовать, приобрел окулус 2 и оказалось что в гонках ВР меня начинает дико 'мутить', ощущение вроде головокружения. При этом ничего подобного в других типах игр не наблюдается.

        Перед покупкой я вам советую проверить свой вестибулярный аппарат на этот случай.


  1. ilmarin77
    21.01.2022 21:31
    +2

    А как обстоят дела с поддержкой всех этих VR шлемов на Linux?


    1. transcengopher
      21.01.2022 22:58
      +1

      Вот как раз тоже недавно интересовался, и нашёл вот такую статью:
      https://boilingsteam.com/the-state-of-virtual-reality-on-linux/


      Если коротко (и как я это всё понял), то в основном что-то с VR на Linux делает Valve, из чего следует, что заточено всё под игры. Драйвера и обвязки проприетарные, и не всё там работает даже с ними (вспоминаем недобрый взгляд Линуса в сторону NVIDIA). Но в целом — жить можно, и даже с комфортом, но прибитость шлема гвоздями к Windows я перед покупкой всё-таки советую проверить.


  1. Philistine1917
    21.01.2022 21:36
    +2

    Работаю на заводе с полигональным 3д, рисую промышленное оборудование с чертежей или фотографий. Смутно себе представляю как VR может помочь в этом деле.

    Много виртуальных экранов это хорошо, может быть даже лучше чем несколько мониторов. Особенно если нужно монтировать длинное видео и получится создать под это дело очень широкий виртуальный экран, только при этом все минюшки уедут в неведомые дали. Если часть минюшек получится отцепить от формы и вынести за пределы виртуального экрана, они станут недоступны для мыши.

    А предположим что я рисую модель не на экране, а прямо в VR пространстве. Но тогда получается, что экономное движение мышкой придётся заменить на размашистый жест рукой. А клавиатуру, на которой можно раскорячить пальцы по разному, прижав их к клавишам, вообще не понятно на что заменять. Да и с референсами непонятно как работать.

    Чем-то похоже на 3д печать. Идея хорошая, но внедрить не возможно из-за низкой технологичности.


    1. Inkognitoo
      22.01.2022 03:55
      +2

      Конкретно в вашем случае можно пофантазировать о следующем сценарии:

      Вы уже подготовили 3D модель в «плоском» приложении и теперь надеваете шлем, чтобы осмотреть ее со всех сторон, как если бы она физически присутствовала перед вами. Находите какие-то недоработки, которые не сразу бросаются в глаза на плоскоском экране и размашистыми жестами их исправляете =)


    1. vikarti
      22.01.2022 09:43

      Если часть минюшек получится отцепить от формы и вынести за пределы виртуального экрана, они станут недоступны для мыши.

      есть скажем так варианты.


      у Oculus Home(тот то для PCVR) или MS'шной оболочки для WMR-шлемов — можно сделать так что будут отдельные окна висеть, управление мышью — ну как то будет да, непредсказуемо вообщем то. либо можно контроллеры/руки в качестве мышки использовать (удобство — вопрос отдельный).
      vSpatial насколько помню тоже такое творить умеет.


      с клавиатурой не проблема работать в слепом режиме (а для квеста сейчас решают вопрос с окном для реальной клавиатуры).


      если же клавиатурой и мышкой нельзя пользоваться например потому что стола… нет — есть https://www.tapwithus.com/ — нечто вроде аккордной клавиатуры, надо полностью переучиваться но заявлено что хоть на ходу можно вслепую вводить


      хотя вообot


    1. no1D
      22.01.2022 13:34

      Уж не знаю на каком заводе вы работаете, но в производстве электроники 3D печать (FDM, SLA) сейчас повсеместно используется в прототипировании и позволяет в разы ускорять процесс разработки промдизайна а также изготовление разнообразных оснасток. А SLS печать вполне используется и при массовом изготовлении деталей.


    1. scream_r
      22.01.2022 15:11

      Нужны новые контроллеры, которые позволят делать экономные жесты рукой и пальцами. Высокоточная лёгкая 3d мышь/3d перо. Тогда можно будет работать малыми точными движениями, как скульптор или художник пишущий картину.


  1. SensDj
    21.01.2022 21:54

    Я думал самый смак это Project Sansar, а вы его даже не упомянули


    1. vikarti
      22.01.2022 09:50

      Linden Labs этот Sansar продала желающим event'ы проводить (хотя изначально хотели сделать из него VR версию SecondLife)
      И решили сосредоточится на дальнейшем развитии SecondLife (по сути metaverse и есть, только БЕЗ поддержки шлемов ). И доходит до статей https://www.bbc.com/news/technology-59180273 "чем новички у SL могут поучится"
      А то что Sansar крутой — как бы у Linden Labs опыт разработки SecondLife скоро уже 20 лет будет.


    1. anaken
      22.01.2022 10:37

      Вы далеко неправы, дабы развеять ваши сомнения, предлагаю вам сравнить его ( https://steamdb.info/app/586110/ ) с тем же VRChat'ом ( https://steamdb.info/app/438100/ )


      1. SensDj
        22.01.2022 12:16

        по вашим ссылкам в разделе Screenshots есть рекламные ролики, Сансар выигрывает с разгромным счётом качеством 3д-моделей и разнообразием виртуальных миров


        1. phillennium Автор
          22.01.2022 12:56
          +1

          Если правильно понимаю, Sansar просто никто не пользуется: в сабреддите /r/Sansar всего 593 участника (против 114 000 у /r/VRChat), последний пост озглавлен «Is Sansar dead?», и в комментариях почти все сходятся на том, что мёртв.

          Когда в социальном проекте нет людей, графика уже не имеет особого значения: это как красивый мессенджер, в котором некому написать.


        1. Solexid
          22.01.2022 15:01

          В врчате рекламный ролик настолько старый, что вообще не отражает реальность, сейчас там такая графика и разнообразность, что сансару ловить нечего


        1. vav1st
          22.01.2022 18:04

          Выигрывает в разнообразии виртуальных миров, каким образом?
          Вы же ведь заходили в VRChat?

          Можно конечно сделать реалистичные 3D-модели людей, все в VRChat создается на Unity,
          но это не будет отменять того что они будут выглядеть с сильным эффектом "зловещей долины".

          P. S. Да и зачем эти убогие аватары людей вообще сдались при таких огромных возможностях?


  1. LeXaNe
    22.01.2022 05:34

    Пока вижу ситуацию такой:

    Технология пока ещё не такая массовая, будет так как на заре интернета: свои мини мирки, компании, вся такая ламповость (ламповость будет ощущаться лет через ..цать). А когда вольётся в массы придет Роскомнадзор и в качестве защиты детей и терроризма и защиты терроризма от детей зацензурит все по самые гланды


  1. DmitrySpb79
    22.01.2022 09:45

    Спасибо за обзор, любопытно. Я использовал Samsung Gear VR 4 года назад, в принципе работало вполне неплохо, но контента было мало, в итоге девайс был заброшен на полку. Потом самсунг закрыла проект, в новых телефонах поддержки Gear уже не было. Но сейчас гораздо больше людей работают удаленно, и тут для конференций и встреч действительно интересная ниша - если новые VR умеют передавать мимику и жесты и давать ощущение присутствия то это плюс.

    С другой стороны, есть грустное ощущение что мы все понемногу «переезжаем в матрицу», уже сейчас например почти у всех на видеозвонке нарисованный background, и даже видя на созвоне крутой офис на фоне, понимаешь что это не настоящее, ну а все эти VR-meetings будут для компании тупо средством сэкономить, зачем ехать куда-то реально когда и безногий пикселизированный аватар сойдет.


    1. AllexIn
      22.01.2022 10:05
      +3

      для конференций и встреч действительно интересная ниша - если новые VR умеют передавать мимику и жесты и давать ощущение присутствия то это плюс.

      Зачем?


      1. DmitrySpb79
        22.01.2022 12:19

        В статье уже написано зачем, "ощущение присутствия" гораздо сильнее чем просто при видеозвонке. Задейстовано гораздо больше органов чувств, можно видеть в 3д, повернуться к собеседнику, слышать объемный звук и пр.

        Другой вопрос, что на практике может быть неудобно, девайс будет тяжелый, сильно греться, с невысоким разрешением и пр, но концептуально идея довольно интересна. Да и тренд на удаленную работу явно останется и после пандемии, хоть и возможно, не в такой степени. Meta вошли в этот рынок в довольно удачное для них время имхо.


        1. AllexIn
          22.01.2022 15:55
          +2

          Ну я и спрашиваю: зачем эффект присутствия на рабочих совещаниях?
          Линукс вон вообще написали люди присылающие друг другу патчи по почте. Личное общение переоценено(если мы говорим о рабочих процессах).


          1. DmitrySpb79
            22.01.2022 16:25

            И да и нет, тут дело вкуса уже. Когда ничего не видишь кроме одной своей комнаты, смена обстановки это приятный бонус к совещанию, но кому-то и без этого нормально, да. Это скорее к вопросу "работа в офисе vs работа удаленно". Понятно что это нужно не всем, но при нормальной реализации спрос на такие девайсы явно будет.

            Технически довольно любопытно кстати, что про "виртуальные миры" фантасты писали много лет назад (Лукьяненко и пр), но только сейчас технологии стали доходить до того уровня когда это более-менее может работать (быстрый онлайн-канал, трекинг головы, рук, выражения лица юзера и пр).


          1. phillennium Автор
            23.01.2022 13:01

            По-моему, тут ответ из нескольких частей:

            1. Думаю, продуктивность очень зависит от конкретного случая. Линукс, наверное, неплохо подходит для переписки. А вот всякая «брейншторминговая» активность, когда на лету подхватывают идеи друг друга, гораздо лучше идёт в комнате, чем по почте.

            2. «Офисные разговоры» очень помогают с контекстом, когда понимаешь, что происходит у других. Можно жить исключительно своими задачами и не думать о происходящем вокруг, но мне это не кажется оптимальным подходом. Джобс не случайно требовал спроектировать штаб-квартиру так, чтобы люди из разных отделов пересекались.

            3. Помимо вопроса «насколько люди продуктивны», есть ещё «как они себя при этом чувствуют». Технически возможно писать код в холодном помещении, и, наверное, можно даже написать так линукс. Но если можно включить отопление, странно этого не делать. И похоже, что большинству людей комфортнее не оставаться наедине с перепиской (хотя есть и те, кому комфортнее без людей).

            4. А комфорт сказывается и на продуктивности тоже: если в офисе дискомфортно холодно, то лучшие сотрудники просто сбегут к конкуренту, а оставшихся холод будет отвлекать.


            1. AllexIn
              23.01.2022 13:41
              +1

              А вот всякая «брейншторминговая» активность

              То есть создание новой ОС практически с нуля это рутина и решение типичных задач? Ну ок.


              1. phillennium Автор
                23.01.2022 16:23

                Создание новой ОС (насколько его могу понимать, сам-то никогда их не создавал) — это не тот случай, где люди генерируют креативные идеи по три в минуту, перебивая друг друга, и надо ловить их на лету, пока не упорхнули. Это случай, где за каждой идеей должен стоять глубокий рисёрч. Для подытоживания такого рисёрча хорошо подходит текст.

                А вот, например, сочинение сценариев ситкомов (тоже насколько понимаю, никогда их не сочинял) — это работа, где сценаристы зачастую собираются в одной комнате и коллективно набрасывают идеи, подхватывая и дополняя друг друга. И вот такое вряд ли возможно перенести в почту без страшных потерь.


  1. merrymaker14
    22.01.2022 11:01

    Извиняюсь, а что за игра на скрине? Которая в WebXR. Google ничего толкого не выдал.

    Скрин из статьи


    1. phillennium Автор
      22.01.2022 14:41
      +2

      Чтобы не постить публично NSFW-ссылки, ответил в личке)


      1. merrymaker14
        23.01.2022 11:27

        Спасибо! :)


  1. NoOn3
    22.01.2022 12:50

    А как дела обстоят с VR в операционных системах на базе ядра Линукс? Какие шлемы лучше поддерживаются и как работают? Если кто знает напишите подробнее.


  1. Tupolog
    22.01.2022 14:27

    Хорошая статья, спасибо.

    Тоже в свое время наигрался с Samsung gear vr, и сейчас к метавселенной в текущем её состоянии отношусь скептически, но на работе у нас есть личности, которые VR ни разу не пробовали и вот они очень сильно фанатеют по метавселенной, как бы это парадоксально не звучало.

    Я к этой теме решил для себя вернуться когда будет облачная интеграция CAD и VR, чтобы максимально быстро поедоставить разрабатываемую модель заказчику.


  1. slavius
    22.01.2022 18:19

    Удалено. Дубль


  1. Timka21213
    22.01.2022 22:03

    https://www.researchgate.net/publication/276353886_The_Psychology_of_Avatars_and_Graphical_Space_in_Multimedia_Chat_Communities_or_How_I_Learned_to_Stop_Worrying_and_Love_My_Palace_Props могу посоветовать познакомится с работы этого исследователя, некоторые можно найти в переводе на русский


  1. errogaht
    23.01.2022 08:35
    +2

    Спасибо, пост супер. Для меня основное применение VR это для фитнесс активности, использую почти всегда BeatSaber, играя слишком активно в него, в том числе с прыжками, прыганьем и тп.