В конце января в Нетологии прошёл открытый урок для новичков в профессии дизайнера. Провёл его Владимир Ойкин, UI-дизайнер в ITECH. Под катом — краткий конспект выступления и ссылка на полный урок, который всем доступен к просмотру.

Чем занимается UX/UI дизайнер

О чём вы думаете, когда вам кто-то говорит про дизайн? Представляется сидящий за дорогим и мощным компьютером человек, который много лет учился в художественной школе, потом где-то ещё и целится, как минимум, в британку. Так тоже может быть, но на деле это не шаблон.

Владимир Ойкин

UI-дизайнер в ITECH

Во-первых, рисовать руками дизайнеру не обязательно. Это безусловный плюс для работы, но дизайнер не равно иллюстратор, у него совсем другие задачи. Кисточку в руках держать не надо. 

Да, дизайнеры любят дорогие компьютеры, но их любят все. Потому что техника хорошая. Но дизайнер UX/UI — это почти обратное, поймёте позже, почему. Не факт, что вам понадобится ресурсная техника. А если понадобится, то сможете приобрести её позже. Это не барьер для начала работы. 

Специального многолетнего обучения тоже не нужно. Большую часть знаний дизайнер получает на практике, на освоении задач, а вовсе не в книгах и не в аудиториях. Чтобы стать специалистом, нужно два-три года работы.

Когда пользователь начинает взаимодействовать с продуктом, он сталкивается с проблемами. Задача дизайнера — решить эти проблемы.

Потому что работа дизайнера — инженерные задачи: как открывается дверь, как спланировать удобный маршрут до магазина, как тратить меньше ресурсов и получить больше результата. Если совсем обобщать, мы все немного дизайнеры, когда решаем повседневные задачи. Только дизайнер думает не только о себе, но и пользователе, и проектирует процессы так, чтобы освободить пользователя от таких задач.

UX занимается непосредственно опытом, UI — интерфейсом. Без сомнения, эти специальности так или иначе пересекаются. Условно: когда садовник разбивает парк, он не прокладывает дорожки, пока их не протопчут пользователи. Это UX максимально простыми словами в примитивном изображении. Потом эти дорожки надо замостить, расставить указатели, подобрать материал и выбрать ширину. Это уже задача UI, который занимается визуальным языком дизайна. В его ведении гармония цвета, сочетания шрифтов и так далее. Но не надо думать, что он просто раскрашивает элементы.

Но чтобы парк получился действительно красивым и любимым, все элементы должны быть в гармонии, в сетке, удобно и понятно интуитивно для пользователя. В общем, UX/UI друг друга понимают и дополняют.  Для рынка интересен человек, который разбирается и в том, и в другом.

Зачем это компаниям? Помимо того, что за внимание и время взаимодействия каждого пользователя с продуктом надо бороться, дизайн помогает экономить на трудозатратах. Например, если сотрудникам приходится выбирать данные из текстового массива, они тратят на такую задачу намного больше времени, чем когда выбирают данные из таблицы. Грубо говоря, дизайнер должен решить, как много задач может выполнить пользователь одним кликом.

Этапы работы дизайнера над проектом:

  • Анализ задачи. Выявление проблемы, построение гипотез и сценариев использования.

  • Прототип. Создание прототипа и проработка структуры будущего продукта.  

  • Дизайн. Работа с визуальной частью. Создание графической концепции.

Обычно все делают акцент на третьем этапе, хотя он далеко не самый длительный. Сейчас рисовать кнопки уже не актуально, и веб-дизайнеру в старом понимании придётся немного переучиться и обязательно стать UX/UI специалистом. А для этого, в свою очередь, нужно изучать психологию потребителя, аналитику и следить за метриками. Например, любая форма с прогресс-баром нравится пользователям больше, чем без него. То есть дизайн становится междисциплинарной специальностью.

Кроме того, появляются новые технологии и функции, поэтому дизайн становится более технологичным. Соцсети, например, выдают кастомизированный контент, черпая информацию из Big Data, и это тоже результат продумывания архитектуры приложений. А впереди бурное развитие VR и дополненной реальности, где вообще всё по-другому, и проектирование интерфейса в этой среде — огромный вызов.

Задача дизайнера — удержать пользователя и при этом добиться получения выгоды для бизнеса, используя современные инструменты.

Дизайнеры и сами управляют бизнес-процессами, создавая пользовательский опыт. Ещё 5-10 лет назад, чтобы вызвать такси, надо было взорвать мозг. Сейчас большинство приложений — удобные, понятные, комфортные. В России, кстати, сильные банковские приложения, с интуитивно понятными услугами, эстетически красивые, которые уже сами меняют взаимодействие клиента с организацией. 

Что требуется от дизайнеров уже сейчас

Сейчас, чтобы стать дизайнером, нужно много знать. Но и информации чуть более чем достаточно: есть и курсы, которые помогают определиться с комплексным и структурным подходом, и обучающие материалы, тематические каналы, профессиональные сообщества, которые помогают развиваться и профессионально расти.

Существует определённый набор навыков, которые, в отличие от живописи, дизайнеру точно нужны. Это работа с инструментами.

  • Базовые инструменты. Figma или Sketch, Adobe XD, Tilda, Readymag, Webflow.

  • Дополнительные программы. Principal, After Effects, Cinema 4D, Blender.

  • Анализ и проектирование. Понимать задачи бизнеса и помогать пользователям.

Некоторые из этих инструментов можно освоить невероятно быстро, ту же Figma на базовом уровне изучить за неделю и через несколько недель собрать первый проект. Конечно, он будет не на топ-уровне, но он будет. Через пару месяцев добавите 3D иллюстрацию, через год доберётесь до интерактива. Именно интерактив и анимация сейчас в тренде.

Как набраться опыта начинающим дизайнерам

Практика набирается изначально благодаря сарафанному радио и знакомым. Для тренировки можете сами предлагать им проекты: те же визитки для кого-то, кто занимается бизнесом или творчеством. Потом — биржа. Конечно, в начале она не слишком прибыльна, но зато там много клиентов, которые помогут набраться опыта.

Отдельный кейс: можно переделать проект компании, в которой вы хотите работать, по своей инициативе и предложить его. Возможно, сама компания не заинтересуется, но конкуренты могут обратить на вас внимание.

Ещё способ — стажировки в крупных компания и студиях. Стучитесь во все двери и соглашайтесь работать за еду или вовсе бесплатно. По сути, вы будете учиться у специалистов, так что это не вам не платят за работу, это вы не платите за обучение. со стажировки проще всего перейти в штат на должность джуниора.

Окупаются ли усилия? Зарплаты в последнее время растут. И в регионах тоже — всё связано с известным вирусом. Медианная зарплата в Москве — 75 000, но у сеньоров может быть и до 400 000 рублей.

Здесь речь о дизайнерах вообще
Здесь речь о дизайнерах вообще

Подробное исследование спроса и предложения на рынке дизайнерского труда Нетология проводила в 2021 году, прочитать подробности можно здесь.

Остались вопросы? Посмотрите открытый урок, на котором на многие вопросы уже ответили: как общаться с клиентом, какое железо использовать и многое другое.

Комментарии (7)


  1. js605451
    29.01.2022 18:22
    +2

    О чём вы думаете, когда вам кто-то говорит про дизайн?

    Об эмпатии, глупости, отсутствии логики и десятках итераций "у вас ошибка в 3-ей строчке". О радиусе скругления углов у кнопок. О подходах, ориентированных на сценарии, а не на целостную картину происходящего. О слезах, соплях и обидах на всю жизнь.


  1. mSnus
    29.01.2022 19:52
    +2

    О чём вы думаете, когда вам кто-то говорит про дизайн?

    О том что дизайн как отрасль вымирает - такое количество готовых шаблонов, клипартов и элементов, что творить что-то самому чаще всего неоправданно дорого.

    Остаётся заниматься вёрсткой, расстановкой кнопочек и изменением радиуса скругления... А дизайн большинству обычных заказчиков либо просто не нужен, либо не по карману.

    Вот и свалились в рекомендации работать за еду, чтобы потом упереться в потолок 75.000р, и это очень печальная реальность.

    Ну и напоследок - раньше одними из основных навыков было...

    Не делать так
    Не делать так


    1. js605451
      30.01.2022 03:03

      За словом "дизайн" скрывается очень многое - от радиуса кривизны углов кнопок до собственно "солюшен дизайна" - где нужно глубоко въехать в проблему, учесть всякие ограничения, и выдумать решение - как оно будет работать, из каких частей состоять, и т.д.

      Самая большая (и смешная) проблема дизайнеров в том, что те представители, которые скорее "только визуальный дизайн", совершенно не понимают насколько большая пропасть в плане ценности/важности/рискованности лежит между радиусом кривизны кнопок и сущностями, процессами, данными, техническими ограничениями, и т.д.


    1. Anastasia_rova Автор
      30.01.2022 11:28

      Согласна с вами полностью. Меня зовут Настя, я сделала запись вебинара и я не дизайнер =) Больше не буду.


      1. mSnus
        30.01.2022 17:37

        Эх, если бы дело было только в вас. Проблемы в том, что "как сделать красиво на бумаге", например, в число навыков дизайнера уже не входит, вся надежда на автоматику.

        То есть раньше был дизайнер (все общие знания) + UI/UX, а теперь осталось только второе слагаемое.


  1. js605451
    30.01.2022 03:40
    +1

    Представляется сидящий за дорогим и мощным компьютером человек, который много лет учился в художественной школе, потом где-то ещё и целится, как минимум, в британку. 

    Сидящий за Маком человек, потому что традиция. Компьютером человек, как правило, пользоваться не умеет. Базовые идеи вроде файлов и директорий понимает с трудом, потому что think different.

    Во-первых, рисовать руками дизайнеру не обязательно. Это безусловный плюс для работы, но дизайнер не равно иллюстратор, у него совсем другие задачи.

    Слово "дизайнер" очень широкое и включает в себя в том числе и иллюстрации. То, о чём вы пишете - это может быть например UI designer - человек, который специализируется на кнопочках.

    Потому что работа дизайнера — инженерные задачи: как открывается дверь, как спланировать удобный маршрут до магазина, как тратить меньше ресурсов и получить больше результата. Если совсем обобщать, мы все немного дизайнеры, когда решаем повседневные задачи. Только дизайнер думает не только о себе, но и пользователе, и проектирует процессы так, чтобы освободить пользователя от таких задач.

    Дизайнеры уже давно решили все проблемы. Пользователь приходит, думает чего он хочет, и система ему это делает. Этот вариант совершенно реалистичен, потому что дизайнеры в принципе не знают что возможно, а что невозможно. Прочитать мысли? Нельзя? Ну ладно, ещё итерация. Передать гигабайтный файл из Европы в Америку за секунду? Нельзя? Ну ладно, ещё итерация.

    UX занимается непосредственно опытом, UI — интерфейсом. Без сомнения, эти специальности так или иначе пересекаются.

    UX и UI - это просто булшит, который пишет себе каждый первый дизайнер. Раньше было например "веб дизайнер", теперь это называется "UI/UX designer". Проблема UI/UX дизайнеров в том, что они часто плохо умеют в компьютеры (хуже, чем в цвета) - и там где сто лет есть какое-то традиционное решение ("паттерн") - они с радостью увидят новую уникальную проблему и будут её уникально решать.

    Вот например вы первый раз пользуетесь каким-то софтом, вам там всякие подсказки вылазят. И вы думаете, блин, я олд скул, я лучше сам, как это убрать. А никак. Нету "настроек", нету в настройках галочки "показывать мне подсказки". Через сутки оно само исчезнет. Или не через сутки, а через 5 часов использования. Знаете почему? Потому что дизайнеры так придумали.

    Но чтобы парк получился действительно красивым и любимым, все элементы должны быть в гармонии, в сетке, удобно и понятно интуитивно для пользователя. В общем, UX/UI друг друга понимают и дополняют.  Для рынка интересен человек, который разбирается и в том, и в другом.

    Человеку в принципе как ни сделай, ему если софт нужен, он привыкнет. Что делают дизайнеры - пытаются сделать так, чтобы домохозяйка из Джерси смогла написать песню и получить лайки. Т.е. вот вы например грузчик из Воронежа. Учитесь быть домохозяйкой из Джерси.

    Этапы работы дизайнера над проектом:

    Анализ задачи. Выявление проблемы, построение гипотез и сценариев использования. Прототип. Создание прототипа и проработка структуры будущего продукта. Дизайн. Работа с визуальной частью. Создание графической концепции.

    Это полнейшая глупость, потому что дизайн никогда не делается "по вотерфолу". Любой жизнеспособный процесс будет включать в себя что-то типа: подумать-сделать-проверить-гоу ту начало. В зависимости от богатства внутреннего мира дизайнера это может превратиться в нечто более развесистое. Например популярный "Design thinking" подход:

    Сейчас, чтобы стать дизайнером, нужно много знать.

    Ба-дум-тсс.

    Существует определённый набор навыков, которые, в отличие от живописи, дизайнеру точно нужны. Это работа с инструментами.
    ...
    Figma
    ...
    Через пару месяцев добавите 3D иллюстрацию, через год доберётесь до интерактива. Именно интерактив и анимация сейчас в тренде.

    Читатель конечно заметил как внимание уделяется изучению Фигмы, а не способности применить критическое мышление, порезать задачу-проблему на кусочки, выстроить систему, описать её, как-то вообще выстроить весь этот "мир" в котором решается задача. Не, начнём с Фигмы, позже добавим 3D иллюстрации. Помним как выше разбирали "дизайнер - не иллюстратор", да?

    Я совершенно уверен, что где-то есть дизайнеры, которые понимают границы своих знаний и навыков, знают как работать с ограничениями реальности - но эти люди не будут типичными представителями профессии. Типичный представитель - это раскрашивальщик кнопок, который почему-то убеждён, что знает как лучше для пользователя.


  1. z0ic
    30.01.2022 21:06

    О чём вы думаете, когда вам кто-то говорит про дизайн?