Если написать код с ошибкой, то программа не будет работать, либо будет, но так, что лучше бы не работала вовсе. Общение похоже на создание кода. Слова — это символы, которые мы складываем в предложения, чтобы донести мысль до адресата. Когда кодируем правильно, нас понимают и делают то, о чём мы просим. Если же в сообщении нет логики и структуры, а для передачи выбран неверный канал связи, то в лучшем случае нас просто не поймут. В худшем — мы сорвём сроки, потеряем клиента, нас уволят. Мы поговорили с айтишниками, психологами, менеджерами, чтобы найти правила эффективного общения в IT-команде. 

Чем проще, тем лучше

Профессор психологии Дэвид Оппенгеймер считает: чтобы быть понятым, нужно использовать простые слова и предложения.

Станислав Круглов

Team Lead

В нашей работе слишком много разной информации. Если человек пишет сложными и большими фразами — это точно не упрощает задачу. Скорее всего, в таком письме будут потеряны важные детали задачи, а значит — будет потрачено драгоценное время. Поэтому чем проще человек излагает свою мысль — тем лучше.

Помимо сложных слов и предложений, многие айтишники не любят корпоративные штампы. А для экономии времени — своего и собеседника — предпочитают использовать минимум вводных слов и отказываются от долгих вступлений перед тем, как перейти к сути дела. 

Антон Мишин

CEO & Founder IT-компании Proscom

У нас нет стоп-слов. Но есть корпоративная культура, в которой мы продвигаем неформальность, толерантность и юмор. И с их помощью стараемся решить проблемы, связанные с употреблением клише и слов-паразитов. Например, «коллеги». В нашей компании даже есть такой челлендж: во время выступления мы не употребляем это слово. И это вызов. Ведь ты постоянно пытаешься его вставить — оно позволяет с чего-то начать. И начинается: «Эм-м... Братцы! Друзья! Единомышленники». Всё это, конечно, смешно, но действительно выводит из зоны комфорта и улучшает навык коммуникации. Мы даже встроили бота в Slack, который смешно обыгрывает такие слова.

Александр Дунай

Ведущий разработчик в Альфа-банке

Если беседа проходит в корпоративном мессенджере, то ставьте задачу сразу, переписка не должна выглядеть так:

— Привет!

— Привет.

— Как дела?

— нормально.

— У меня есть одна проблема.

— Какая?

— *описывает суть проблемы*

Переходите к сути сразу! Вы и так отрываете коллегу от работы. Так сократите количество отрываний до минимума, сразу опишите суть проблемы. Когда у коллеги будет время, он всё увидит и ответит на вопрос.

Одно сообщение — одна задача

Наш мозг плохо приспособлен к многозадачности. Попробуйте провести популярный эксперимент. Возьмите лист бумаги и напишите на нём любое длинное слово или словосочетание. Допустим, «информационные технологии». Параллельно считайте вслух от 1 до 20. Засеките время, которое потребуется для совместного и раздельного решения задач без ошибок — разница будет заметна.

Психиатр Тео Компернолле считает, что переключения между делами приводит к истощению наших мыслительных способностей. Как результат — просроченные дедлайны и ошибки, на устранение которых тратится драгоценное время. 

Наш мозг обладает фантастическими возможностями, но есть кое-что, чего он делать не может: работать в многозадачном режиме. Выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы пытаетесь это делать, ваш мозг имитирует многозадачность, постоянно и быстро переключаясь между задачами. Но за такое жонглирование вы расплачиваетесь потерей времени, сил, креативности, а также повышенным стрессом: вы заняты, но непродуктивны.

Разработчик компании Navicon и профессиональный психолог Екатерина Озерова советует писать несколько писем и сообщений по разным проектам и задачам, а не складывать всё в один текст. Не сто́ит перегружать письмо задачами и смыслами. Если оно содержит больше двух вопросов по разным темам и требует существенной умственной работы, скорее всего, получатель отложит ваше сообщение. Ответа придётся ждать долго. Письменная коммуникация в команде будет быстрой и эффективной, если вы сначала кратко обозначите контекст сложившейся ситуации, а потом зададите простой закрытый вопрос. Коллеге будет легче собраться с мыслями и ответить вам оперативно. 

Александра Крылова

Руководитель департамента разработки компании «МойОфис»

Не рекомендую разбивать одну задачу на множество сообщений. Это очень затрудняет коммуникацию. После каждой порции информации у читающего корректируется картинка запроса, возникают уточняющие вопросы. Следующая же порция сообщений запускает цикл заново. Это раздражает. Лучше ёмко сформулировать все вводные и ожидания в одном сообщении. 

Структура помогает понимать

Текст задания нужно структурировать. Для постановки задач можно использовать модель S.M.A.R.T. Каждая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной и иметь дедлайн.

S — Specific — конкретность. Чего именно необходимо достичь: 

Уменьшить legacy.

M — Measurable — измеримость. В чём будет измеряться результат. Если показатель количественный, то нужны единицы измерения. Ксли качественный, то требуется эталон отношения: 

Уменьшить legacy на 25% относительно прошлого года

A — Attainable — достижимость. За счёт чего планируется достичь цели и возможно ли это в принципе:

Уменьшить legacy на 25% относительно прошлого года за счёт расширения штата.

R — Relevant — уместность. Действительно ли выполнение задачи позволит достичь желаемой цели: 

Увеличение штата не требует сверхзатрат; можно нанять начинающего специалиста и провести обучение.

T — Time-bound  — ограниченность во времени. Время, до которого нужно достигнуть цели: 

Всё это сделать до конца года.

Владимир Кривов

Руководитель федеральной IT-компании РОСТСАЙТ

Каждая задача должна быть чёткой, измеримой, достижимой и иметь дедлайн. При постановке заданий я на подсознательном уровне расписываю эти блоки. Многие скажут, зачем так заморачиваться? В бизнесе, как и на войне, некогда SMARTовать указания. Я согласен, с опытными сотрудниками и рядовыми задачами достаточно указать цель. А что вы будете делать с вновь прибывшими, пусть и талантливыми сотрудниками? По мере роста квалификации и слаженной работы бюрократия будет уходить в сторону.

Выбирать правильные каналы коммуникации

Канадский культуролог Маршалл Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» заявляет, что канал коммуникации, с помощью которого передаётся сообщение, уже сам по себе является сообщением — the medium is the message. Если вы выбрали неправильный канал, то в лучшем случае вас не поймут. Можно попасть в нелепую ситуацию, отправив коллеге задачу по почте, если правилами компании для этих целей предусмотрен мессенджер. Скорее всего, такое письмо останется непрочитанным.

Антон Мишин

CEO & Founder IT-компании Proscom

В моей картине мира задача не должна описываться в сообщении. Мессенджеры и устная речь — ужасные инструменты для того, чтобы быть источником точной информации. Прежде чем обсуждать задачу, надо её поставить, а значит — создать и формализовать в более подходящем для этого инструменте: например, в Asana или Jira. Так появляется статистика, дедлайны. И уже после этого достаточно лишь прислать ссылку на задачу, чтобы человек понял, что ему нужно делать.

В каждой компании свои правила. И если мы приходим работать в новую организацию, то должны быть готовы к совершенно иной культуре постановки задач. 

Анна Амосова

Руководитель отдела по работе с персоналом центра программных решений Инфосистемы Джет»

Если в команду приходит новичок из компании с другой культурой постановки задач, то нам помогают наши программы онбординга и наставничества. Какие-то нюансы корректируются достаточно быстро, если своевременно показывать сотруднику на примерах, что было сделано неоптимальным способом, и вместе прорабатывать, как сделать лучше в следующий раз. 

Просить совета, а не мнения

Бывают ситуации, когда нужен свежий взгляд на работу. Иногда глаз замыливается и легко упустить едва заметную, но важную деталь, которая может улучшить проект. Один из способов этого избежать — попросить коллегу взглянуть на наработки. Но даже в такой просьбе есть подводные камни.

В журнале Harvard Business Review опубликовано исследование, которое объясняет, почему не стоит просить людей делиться мнением: это подразумевает оценку сделанного. То есть люди невольно оценивают вместо того, чтобы предлагать новые идеи и решения. Поэтому лучше просить совета, а не мнения. В этом случае человек будет нацелен не на характеристику проекта, а на поиск новых решений.

В одном из экспериментов 200 человек должны были прокомментировать резюме учителя. Первую группу людей попросили поделиться мнением, а вторую — дать совет автору резюме. Люди, которых просили поделиться мнением, давали расплывчатые хвалебные отзывы. Один респондент прокомментировал так: «Этот соискатель, кажется, соответствует довольно многим требованиям. У него есть опыт работы с детьми и необходимые навыки, чтобы научить кого-то ещё. В целом, он кажется хорошим кандидатом». Однако люди, которых просили дать совет, предлагали конкретные решения: «Я бы добавил в резюме опыт работы репетитором. Опишите свой стиль обучения и укажите, почему вы выбрали такую методику. Добавьте, какой будет программа для 7-летнего ребёнка».

Оценивать работу, а не человека

Иногда нам приходится указывать коллегам на их ошибки. Оценка проекта или выполненной задачи не должна затрагивать личность человека. Это особенно важно, когда характеристика даётся в текстовом сообщении, где любая точка и запятая могут стать носителями эмоций. Также желательно, чтобы это было личное мнение о проделанной работе. Не «ты плохой разработчик» и «это плохой код», а «мы не можем использовать этот код». 

Денис Горбачев

Team Lead в финансовом маркетплейсе «Выберу.ру»

Не сто́ит включать в оценку явные обвинения и подчёркивать своё превосходство. Фразы вроде «исправляй свой косяк», «а я тебе говорил», «ты ничего не понимаешь», «делай, как я сказал» могут потешить ваше самолюбие, но для решения конкретной задачи абсолютно бесполезны. В большинстве случаев они лишь демотивируют получателя. 

Владимир Кривов

Руководитель федеральной IT-компании РОСТСАЙТ

В нашей компании есть руководители подразделений. Им часто нужно вносить правки, следить за выполнением работ, критиковать и подсказывать. Но не все мастера слова, для многих сделать замечание — настоящее испытание. Я всегда стараюсь давать совет вместо критики. Например, это отлично подходит при общении с дизайнерами, так как плохая критика может ранить и убить всю творческую составляющую. В самом начале обозначаешь два хороших момента, потом один плохой: «Мария, мне очень нравится с тобой работать над этим проектом, ты следишь за сроками, твоё последнее нововведение выше всяких похвал! Но вот здесь давай немного поменяем ви́дение и шапку сайта? Как ты на это смотришь?» Такой подход позволяет без стресса начать беседу и успешно её закончить. А дизайнеру приятно.

Когда лучше не писа́ть 

Переписки, начатые под воздействием эмоций, не решают проблем, а рождают новые обиды и непонимания. 

Александра Крылова

Руководитель департамента разработки компании «МойОфис»

Если отношения между коллегами напряжённые, любое, даже конструктивное, сообщение, может читаться с искажённой интонацией. Важно быть максимально корректным в формулировках. Подумайте, как бы вы прочли свой текст. Также важна обратная связь. Если коллега что-то не понял, проявите терпение и понимание. Избегайте негативных реакций.

Виктор Большаков

Разработчик в DATS.TEAM

Был случай, когда новый сотрудник открыто и грубо выразил негатив в общий чат. Владельцы компании решили его уволить. Понятно, что люди хотят избежать прямой вербальной конфронтации, перенося «поле боя» в переписку. Я же считаю, что любые конфликтные ситуации нужно решать в кабинете руководителя с глазу на глаз.

Бонус для руководителей от психолога Ирины Скаповской

Необязательно ставить перед собой цель — системно улучшать коммуникативные навыки всех специалистов. Достаточно, чтобы они просто понимали друг друга в рабочих вопросах. В этом случае хорошо помогают корпоративные правила, как именно мы пишем друг другу сообщения:

  • как принято здороваться,

  • что писать в теме,

  • какие блоки обязательно должны быть,

  • как получателю следует обозначить, что получатель понял или не понял,

  • как проверяем, что все поняли друг друга правильно. 

Самая простая технология внедрения таких правил: вы делаете памятку, знакомите с ней уже работающих сотрудников и затем инструктируете новичков на этапе онбординга. Чтобы памятка и правила были органичными и принимались всеми, важно не придумывать их одному человеку, а создавать коллективно на планёрке. Это займёт мало времени и избавит от массы проблем в будущем. 

В зависимости от вашей корпоративной культуры памятка может быть не слишком серьёзной. Включите в неё внутрифирменные мемы, фишки и приколы. Можно прописать, как правильно выразить протест против навешивания чужих обязанностей или недовольство по поводу плохо выполненной задачи.

Комментарии (9)


  1. AleksAnna
    06.04.2022 15:35
    +2

    Очень отозвалось "просить совета, а не мнения", примерила на себя, действительно по-другому работает сознание при такой постановке.

    Здорово, что есть цитаты людей из разных компаний, понимаешь, что многие уже так работают!


  1. Ivan-suanin
    06.04.2022 17:32
    +2

    Прочитав вашу статью поняла, почему на стройке говорят матом. Быстро и понятно.

    Большое вам спасибо за полезный материал. В нужное время.


    1. EmmGold
      06.04.2022 21:20
      +2

      Матом быстро, но не всегда понятно. Особенно если не привык так общаться. Общее чувство языка подсказывает, о чем может идти речь, но конкретной ясности это не прибавляет.

      Заголовок спойлера
      Варкалось. Хливкие шорьки
      Пырялись по наве,
      И хрюкотали зелюки,
      Как мюмзики в мове.

      С одной стороны ясно, но что конкретно — не понятно…


  1. fedorro
    06.04.2022 19:34
    +4

    Увеличить legacy на 25% относительно прошлого года

    Больше легаси Богу Легаси ????


    1. Anastasia_rova Автор
      07.04.2022 19:05

      ???? ???? ????


  1. CRMguru
    06.04.2022 20:22

    Насчет памятки - в точку, у нас такие разработаны для разных процессов и значительно упрощают жизнь, особенно новичкам


  1. NikaLapka
    06.04.2022 22:31
    +2

    Текст задания нужно структурировать. Для постановки задач можно использовать модель S.M.A.R.T. Каждая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной и иметь дедлайн.

    После этого вспомнил, https://youtu.be/EhtsPAdYOds . KPI, МВО, BSC, PM, OKR,.. а в туалете нет мыла и туалетной бумаги.


  1. MarinaBarayeva
    07.04.2022 16:37
    +1

    Понравилась статья! В дополнение к "Просить совета, а не мнения," вместо того, что бы спрашивать допустим "Что вы об это думаете интерфейсе?" эффективнее будет постараться конкретизировать вопрос. Например "Как вы считаете этот интерфейс увеличит конверсию сайта?" Тогда человек даст более конструктивную обратную связь.


  1. lavifae
    08.04.2022 05:37

    Присоединюсь к комментаторам выше: совет вместо мнения - это простая и действительно полезная замена.

    Мне кажется, для творческой работы может быть особенно полезно, где всегда рискуешь нарваться на размытую критику в духе "ну такое", после которой вообще ничего ни исправлять, ни делать не хочется)

    А если критика выражена в виде совета, то она хотя бы будет адресной, будет понятно, чем конкретно человек остался недоволен.

    Жаль, у заказчика как-то неуместно попросить совета вместо обратной связи))