Олеся Гумененко, Lead Product Designer СберМаркета

рассказывает, как поддерживать в команде настроение и рабочий ритм

Компания может расти, её цели могут меняться. И дизайнерская команда должна не просто успевать за этим ростом, но и помогать ему. В этой статье — несколько советов, которые помогут сохранять гибкость и стабильность команды даже тогда, когда меняется её состав или количество задач в работе. И первый совет →

1. Больше общайтесь 

Один из главных принципов в СберМаркете — принцип открытости. Поддерживать контакт важно, потому что так люди чувствуют себя частью команды, а в сложный момент не остаются с проблемами лицом к лицу. Все дизайнеры обсуждают свои идеи, решения и проблемы между собой и с лидом.

В команде СберМаркета для этого существует несколько регулярных встреч: мы взяли их из Agile. Вот что получилось.

Дизайн-стендап. Короткие встречи дизайнеров на 10–15 минут три раза в неделю. Встречаемся утром и вместе проговариваем, кто что делал вчера и чем займется сегодня. Каждая такая встреча — возможность подсветить в работе блоки, которые не позволяют двигаться дальше, и разобраться с ними. 

Дизайн-стендап помогает синхронизировать команду: сразу становится ясно, у кого сколько задач в работе и кому нужна помощь. Такой короткий синк помогает вовремя привлекать дизайнеров из разных направлений на совместную работу над проектами. 

К тому же здорово с утра увидеть коллег, быстро поделиться новостями, показать котиков и потом уже приступать к работе. Это помогает настроиться и создать атмосферу. 

Часть дизайнерской команды СберМаркета, февраль 2022
Часть дизайнерской команды СберМаркета, февраль 2022

Дизайн-демо. На таких встречах каждую неделю дизайнеры показывают свои макеты, обсуждают решения, делятся успехами и неудачами, анализируют результаты тестов на Толоке и UX-исследований. Здесь же обсуждаем результаты A/B-тестирования.

Тестирование нового вида каталога
Тестирование нового вида каталога

Демо — возможность погрузиться в работу друг друга, похвалить за удачные и изящные решения сложных кейсов и просто вместе подумать: как сделать лучше, над чем стоит поработать?

На демо к дизайнерам присоединяются UX-писатели, UX-исследователи и продакты. Часто именно их вопросы и комментарии помогают в лучшей проработке. Например, они могут предложить такие варианты тестирования решения перед передачей в разработку, о которых дизайнеры не подумали сами.

Сабантуй. Сначала это была встреча дизайнеров для дизайнеров, но теперь на неё приходят продакты, редакторы и вообще все, кто связан с продуктом. Раз в 1–2 недели дизайнеры презентуют рабочие решения другим продуктовым командам и челленджат друг друга: задают вопросы и в итоге могут взглянуть на решение со всех сторон.

Дизайн-митапы. Обсуждаем, например, как улучшить процесс работы дизайнеров или как организовать макеты в Figma. Можем и просто поговорить о том, что сейчас волнует команду. 

Еще нам всегда интересно узнать, как устроены процессы в других продуктовых дизайн-командах. Поэтому иногда на дизайн-митапах мы встречаемся и обмениваемся опытом, делимся дизайнерскими болями и просто задаем друг другу вопросы.

Встречи «один на один». Встречи «1:1» проходят в СберМаркете раз в две недели и длятся примерно по полчаса. Встречаются дизайнер с лидом, лид с директором по дизайну, а директор — с каждым отдельным дизайнером.

Так выглядит мое расписание встреч «1:1»
Так выглядит мое расписание встреч «1:1»

Суть встречи — пообщаться о том, что не обсуждают на всех остальных встречах. Обычно мы начинаем с вопросов о настроении и обстановке, спрашиваем, как человеку работается в команде. Если есть личные переживания и эмоции, не связанные с работой, обсуждаем и их тоже.

Конкретные задачи на встречах «один на один» мы не обсуждаем, но обязательно обмениваемся опытом и проговариваем план развития дизайнера. Еще на таких встречах видно, где в работе возникают сложности, а где нужен совет или эмоциональная поддержка команды. Такие встречи — пространство открытого обмена обратной связью.   

В СберМаркете мы проводим все эти встречи довольно давно, и выстроенный процесс помогает нам поддерживать стабильность. Сейчас мы советуем проводить больше встреч, пусть даже небольших, и общаться с командой вживую. 

Важно: суть не в количестве, а в эффективности. Мы используем Fellow и придерживаемся нескольких простых правил: минимум длинных встреч, приглашенные — только заинтересованные участники команды, заранее прописанная повестка.  

2. Оценивайте свои силы 

Второй принцип команды СберМаркета — свобода и ответственность: все дизайнеры в команде знают, сколько задач они могут взять и сделать, понимают свою зону ответственности. 

Каждый человек в команде сам отвечает за то, чтобы его задачи были выполнены вовремя и качественно. И здесь важно оценивать свои силы — неважно, лид вы, продакт или дизайнер. Если чувствуете, что не вывозите, — просите помощи обязательно. 

Иногда у дизайнера в работе оказывается больше задач, чем он может выполнить. В таком случае абсолютно нормально обратиться к коллегам и попросить помощи. Честно сказать: «я не вывожу» или «я не успею, подхватите задачу». Мы все понимаем и подхватываем.

3. Создайте в команде day off

Дэй оф — это свободный день, дополнительный выходной. Ими пользуются, если срочно понадобилось сходить к врачу, отдохнуть или разобраться с экстренными случаями вроде затопления квартиры соседями. 

Работает дэй оф просто: дизайнер предупреждает команду, что берет выходной. Или не выходной, а несколько нерабочих часов, например, с часу дня и до вечера. Потом нужно отправить сообщение в чат, чтобы в курсе были и остальные члены команды. Последний пункт — получить огоньки поддержки и подорожники: 

Наверное, нам повезло, но в команде СберМаркета работают только ответственные люди. Если кто-то срочно переносит сегодняшние задачи на завтрашнее утро, значит, завтра утром они точно будут сделаны. В этом и проявляется культура свободы и ответственности»

4. Снижайте градус неопределенности

Хорошо, когда все в команде понимают, что происходит в компании — так снижается градус неопределенности. А чем меньше неопределенности, тем спокойнее каждому человеку и команде в целом. Поэтому в СберМаркете есть особая встреча — вече. 

Это еще одна еженедельная встреча, на которой собирается вся компания. Начинается вече неформально: все, кто присоединился ко встрече раньше, несколько минут слушают музыку от нашего «диджея». Так у встречи сразу появляется настроение.

Приглашение на вече заранее отправляют в общие чаты. Сразу можно узнать повестку
Приглашение на вече заранее отправляют в общие чаты. Сразу можно узнать повестку

Когда все собрались, руководители направлений делятся новостями и рассказывают, какой компания держит курс. Обсуждают всё сразу: как себя чувствует бизнес, продукт, что с метриками. 

Мы внимательно следим за тем, как пользователи относятся к нашему продукту, поэтому на вече также смотрим на обратную связь, которую оставляют клиенты. Смотрим, сколько положительных и отрицательных отзывов и что люди думают о продукте.  

Сильные стороны и положительные отзывы пользователей
Сильные стороны и положительные отзывы пользователей

На встречах all-hands каждый может задать вопрос руководителю компании и получить ответ. Здесь тоже работает принцип открытости: мы откровенно обсуждаем успехи, неудачи и планы — в итоге все понимают, что происходит с компанией в целом. 

Традиционно в конце вече — совместный просмотр видео из ТикТока. Так со встречи все уходят с пониманием, как обстоят дела в компании, и хорошим настроением. 

5. Показывайте важность дизайна

Когда дизайнер долго работает над одним проектом, он может постепенно потерять ощущение ценности своей работы. Например, если дизайнер перепридумывает карточку товара или вид каталога в 10-й раз, варианты с 8 по 10 кажутся не такими уж и разными — глаз «замыливается». Бывает сложно оценить, какой вариант лучше, и что нового можно придумать.

Разные варианты дизайна каталога
Разные варианты дизайна каталога

Чтобы этого не случалось, мы много тестируем: сначала показываем людям на Толоке разные дизайн-решения, оцениваем количественные результаты и изучаем комментарии. 

Дизайнеры могут и сами проводить usability-тестирования: встречаться с клиентами, показывать прототипы и задавать вопросы. Таким образом дизайнеры всегда узнают о болях пользователей от них самих. 

Видеть важность своей работы в процессе нам очень помогает регулярное дизайн-демо, а эффективность решения помогает оценить аналитика после имплементации. 

Главное — интересуйтесь человеком

Если все в дизайнерской команде в курсе общего контекста, перестроить процессы легче. Но чтобы быть «в контексте», нужно много общаться и быть открытыми к обсуждению самых разных вопросов. 

Главная идея, которую я хочу донести — будьте человечными и открытыми. Говорите честно о том, что получается и что нет, что тревожит, что радует. Сделайте встречи «один на один» регулярными, больше общайтесь с командой не только на встречах, но и просто в сообщениях. 

Если вы лид, напишите ребятам в своей команде: «Как ты? Нужна помощь?» Именно такой подход помогает командам быть гибкими, проактивными и сохранять стабильность, когда многое вокруг меняется. 

Мы завели соцсети с новостями и анонсами Tech-команды. Если хотите узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следите за нами там, где вам удобнее всего: TelegramVK.

Комментарии (0)