Право чинить собственную технику, купленную у производителя — вроде как должно существовать по умолчанию. Но, к сожалению, это не так. Ранее многие корпорации сопротивлялись попыткам пользователей и неавторизованных сервисных центров чинить устройства этих самых корпораций. Об этом на Хабре много раз писали, начиная от проблем с тракторами John Deere и заканчивая смартфонами Apple.

Но сейчас инициатива «права на ремонт» продолжает развиваться, все больше компаний к ней примыкает. Да и правительства разных стран поддерживают эту инициативу, включая как США, так и Европу. О том, кто уже присоединился к этой инициативе — под катом.

Samsung



Эта компания — одна из крупнейших производителей электроники, примкнувших к «праву на ремонт» в 2022 году. Она решила заключить партнерское соглашение с iFixit, чтобы пользователи компании получили возможность ремонтировать свои устройства самостоятельно.

Для того, чтобы сделать это возможным, компания стала предоставлять iFixit оригинальные компоненты и сертифицированные инструменты вместе с руководствами по ремонту. Если поломался экран, не работает батарея или что-то случилось с задней крышкой, теперь все это можно отремонтировать самостоятельно. Во всяком случае, попробовать, ведь опыт в ремонте все же решает многое. Вот список устройств, для которых поставляются запасные части:

• Samsung Galaxy S21
• Samsung Galaxy S21+
• Samsung Galaxy S21 Ultra
• Samsung Galaxy S20
• Samsung Galaxy S20+
• Samsung Galaxy S20 Ultra
• Samsung Galaxy Tab S7+

Правда, условия предоставления запасных частей несколько необычные. Так, нельзя отремонтировать батарею или экран. Если вышло из строя что-то одно, то придется заказывать и тот, и другой компонент. Возможно, с течением времени что-то изменится, но пока что условия именно такие.

В любом случае, даже подобные условия лучше, чем ничего. Ну и плюс хотелось бы надеяться на эволюцию этой программы с течением времени.

Apple



Эта корпорация дольше других сопротивлялась популяризации инициативы «права на ремонт». Но в итоге вроде бы сдалась. «Вроде бы» — потому, что Apple решила поставлять экраны, аккумуляторы, камеры и другие детали для iPhone 12, iPhone 13 и iPhone SE 3. Что делать с предыдущими моделями? Риторический вопрос, ремонтировать точно так же, как это происходило все это время.

И есть еще нюансы. Первое — то, что сами запчасти стоят немало. Во многих случаях ремонт устройства становится просто невыгодным в силу стоимости запчастей.

Второе — для того, чтобы ремонт был гарантированно правильным, по мнению компании, она предоставляет специальные инструменты для ремонта. Они собраны в двух чемоданах, которые весят около 16 и 19 кг — и это только инструменты для ремонта iPhone 12, iPhone 13 и iPhone SE 3. грузовике.

Третий нюанс — основные компоненты, оригинальные запчасти от Apple, по программе «отремонтируй сам» можно приобрести лишь при указании IMEI или серийника устройства. После того, как деталь получена, ее нужно при помощи специализированного ПО «привязывать» к устройству. С одной стороны, все логично, ведь предполагается, что ремонтировать устройство должен сам пользователь. С другой стороны, сложно себе представить, чтобы кому-то хотелось отремонтировать свой девайс настолько сильно, что этот человек закажет чемодан или два инструментов, сильно недешевые запчасти, а потом еще и будет все это синхронизировать.



Motorola



Эта компания стала поддерживать право на ремонт еще до того, как это стало мейнстримом. Так, в 2018 году Motorola приняла решение предоставить оригинальные детали для своих устройств независимым сервисным центрам. Правда, она не стала производить тонны запчастей для всех желающих, а предоставила необходимые инструменты и модули для замены вышедших из строя элементов сервису iFixit.

Свои наборы для ремонта компания назвала Motorola OEM Fix Kits, они предназначены для устройств Moto X, Z, G4, G5, и Droid Turbo 2. Правда, наборы были выпущены еще в 2018 году, но доступны они и сейчас.


Microsoft



Редмондская корпорация заключила соглашение о сотрудничестве c iFixit в 2021 году. В соглашении указано, что сервисные центры могут приобрести необходимые для ремонта устройств от Microsoft на сайте iFixit.

Представители обеих компаний заявили о том, что инструменты, которые предназначены для ремонта, разрабатывались для небольших сервисных центров. Соответственно, пользователи устройств от Microsoft могут получить необходимую помощь в большем количестве мест, чем раньше.

Что касается устройств для ремонта, то их не так много. Во-первых, это набор из специальных пластиковых пластинок, которые позволяют без особых проблем отделить дисплей от корпуса устройства. При этом толщина лопаток подобрана таким образом, чтобы не повредить внутренние компоненты при ремонте.

Есть еще специальные девайсы для приклеивания дисплея после ремонта. Рамка поставляется вместе с клейкой EVA-лентой и набором грузиков для обеспечения плотного прилегания во время приклеивания. Рамка представлена в двух размерах, для устройств Surface Pro 7+, Pro 8 и Pro X.

Ну и на этом как бы почти все — есть еще инструменты, но их не так много. У Microsoft в плане ремонта своими руками все достаточно скромно.

Valve



Компания относительно недавно выпустила собственную портативную игровую консоль, ремонтопригодность которой получила 7 баллов из 10 от iFixit. Это очень и очень неплохо, если учитывать строгость оценки мастеров этой организации.

Но как будто и этого недостаточно, компания выложила в открытый доступ CAD-файлы топологической поверхности корпуса Steam Deck.

Соответственно, корпус можно напечатать на 3D-принтере и использовать в целях ремонта приставки или просто ознакомления с конструкцией. Если принтер хороший, можно ничего не заказывать, а печатать самостоятельно. При этом моддеры могут использовать корпус без страха и упрека — компания разрешила свободно использовать и изменять чертежи, в соответствии с лицензией CC BY 4.0. И только если модифицированный корпус кто-то решит продавать, то надо будет связываться с вендором и спрашивать разрешения.

Что касается iFixit, то обе компании заключили партнерское соглашение в отношении продажи запчастей и комплектующих как для Steam Deck, так и для и Valve Index.

Google



Относительно недавно заключила партнерское соглашение с iFixit и Google. Компания дала возможность пользователям смартфонов Pixel устранять неполадки и проблемы своими силами. Для этого предлагаются наборы для ремонта, причем детали в этих наборах оригинальные. Правда, количество запасных частей и список девайсов, которые подлежат ремонту своими силами, зависят от страны.

В целом, все больше компаний присоединяется к проекту «права на ремонт, что весьма неплохо. Возможно, вскоре пользователи не только электронных устройств, но и бытовой техники, транспортных и с/х агрегатов получат возможность все делать своими руками. Было бы просто отлично, хотя все это и под вопросом.

Комментарии (23)


  1. randomsimplenumber
    06.08.2022 09:10

    сложно себе представить, чтобы кому-то хотелось отремонтировать свой девайс настолько сильно, что этот человек закажет чемодан или два инструментов, сильно недешевые запчасти, а потом еще и будет все это синхронизировать.

    Синхронизация в этом квесте - самая простая задача.


    1. harios
      06.08.2022 10:02
      +5

      Эпл такая эпл...мы теоретически даем возможность ремонт, но из кожи вон вылезем что бы выстроить все так что вы его не захотите. Ну ниче, дожмут скоро и эпл.


      1. kahi4
        06.08.2022 10:49
        +2

        Да бросьте. Набор от Apple хоть и выглядит комично, но с ним у меня хотя бы будет шанс что-то отремонтировать. Самостоятельно присосками и медиаторами я в жизни не отцеплю экран аккуратно, тем более не приклею его с влагозащитной обратно. Я даже пленку на экран без пузырьков то приклеить не могу». Так что у того же Самсунга

        Во всяком случае, попробовать, ведь опыт в ремонте все же решает многое

        Звучит как «отлично, покупатель еще и за детали заплатит, когда решит угробить телефон».

        Конечно хорошо что теперь сторонние сервисы смогут ремонтировать устройства (как минимум, покупать оригинальные запчасти), но пока это выглядит как лишний маркетинг. Например, никто им не мешает сказать что запчасти и киты продаются, только вот они закончились на складе, ждите поставку три месяца (и я не поверю что вот никто не решит проэксплотировать это).

        В моем мире право на ремонт так же должно включать в себя возможность этого, собственно, ремонта.


      1. aPiks
        07.08.2022 02:27
        +1

        Эпл как раз таки и предоставила весь действительно необходимый инструмент для ремонта смартфона по-взрослому. А все эти недо-наборы от Самсунга, Моторолы и тд. больше похожи на попытку еще больше заработать на ремонте в СЦ, потому что самостоятельно отклеить заднюю панель, отодрать аккумулятор во флагманском Самсунге, оторвать старый экран и вклеить новый - почти невозможно без спец оборудования. Скорее всего после такого ремонта на дому, вы понесёте окончательно доломаный смартфон в сервис и заплатите в 2 раза больше, чем если бы пошли сразу. А если вы хотите сохранить влагозащиту, то я бы даже не начинал его ремонтировать с тем набором, что есть на iFixit. Да, сторонняя мастерская может дёрнуть оригинал той-же батареи или экрана, что хорошо, но...в чём смысл? Я понёс iPad на замену батареи. В официальном сервисе это стоит 96 евро. В неофициальном - 75 евро. Но они используют ОЕМ запчасть, которая по идее такая-же, но в реальности - вообще нет. Заряд держится на 70% часа 3 во время просмотра фильмов, а потом резко падает до 45% по время чтения книги за 10 минут. Ну и вот, эта мастерская пойдёт на iFIxit и купит настоящую батарею, которая на 10 евро дороже, а мне накинет еще пятёрку при перепродаже. И вот я плачу 90 евро. Думаю, смысл уже ясен. На кой мне нужен неофициальный сервис, если разница в стоимости ремонта - менее 10%? С экранами всё еще веселее. Качественная матрица на самсунг гэлекси s9 стоит 110 евро, с работой и налогами в сервисе - это уже 180-200 евро, а заменить на оригинал в официальном сервисе стоит 220 евро. 20 евро разницы. Я не совсем понимаю за что эти люди борятся. Если за возможность самостоятельно отремонтировать что-то, то эта возможность была и раньше, ок, кроме Эппл. Но я смутно представляю себе владельца Эппл устройства, который будет сам сидеть и перебирать свой смартфтон/ноутбук и тд....
        Я еще понимаю про право на ремонт в автомобилях, там всё ясно...другой порядок цен, разные условия и тд, но в электронике - ну это и так всё есть, а если будете оригинал покупать, то и экономия будет минимальная...так в чём смысл?


        1. screwer
          07.08.2022 04:07

          Я не совсем понимаю за что эти люди боборятсяд

          Да хотя бы за возможность купить оригинальную запчасть. А материнские платы они поставляют, кстати ? Или все ограничивается экранами и батарейками.


          1. aPiks
            08.08.2022 18:49

            Многие производители и раньше продавали запчасти. Тот-же Самсунг, например. У ВАГа, например, тоже есть целый интернет-магазин с оригинальными запчастями в ЕС и США и может еще где, но я не проверял. Если вам так важно самому ручками лазить в изделие, то просто не покупайте у производителей, которые не продавали запчасти.


        1. zv347
          07.08.2022 09:44

          за что эти люди борются
          Вот за это:
          самостоятельно отклеить заднюю панель, отодрать аккумулятор

          Действительно. Недавно менял экран на самсунге. Заднее стекло просто разломал (его тоже менял), аккумулятор как отклеивать — хз. Он вклеен в металлический отсек, под него ничем не подлезть, не помяв. Хвостов для вытягивания скотча нет. У айфона хвосты есть, но легко рвутся. Я бы предположил, что скотч нужно растворять, но, вроде, в эппловском ремкомплекте химикатов нет.


        1. isden
          07.08.2022 11:36

          Но я смутно представляю себе владельца Эппл устройства, который будет сам сидеть и перебирать свой смартфтон/ноутбук и тд....

          Ну вот я лично менял батарею в макбуке. Просто потому что так быстрее и интереснее.


          1. aPiks
            08.08.2022 18:52

            Всегда есть исключения, не так ли?


            1. isden
              08.08.2022 18:57

              Я бы не сказал что я исключение.
              Знаю достаточно людей кто сами в айфонах меняли. По тем же причинам — так быстрее.


        1. RomeoGolf
          07.08.2022 18:10

          так в чём смысл?
          В том, что
          В официальном сервисе это стоит 96 евро
          , но далеко не в каждом городе есть официальный сервис. А неофициальный — в каждом. И айфон практически в каждом. И люди готовы отдать и 196, лишь бы им починили хоть как-то вменяемо и за вменяемый срок.


          1. aPiks
            08.08.2022 18:53

            В каждом городе есть почта, которая за пару дней доставит куда надо ваш айфон.


            1. RomeoGolf
              08.08.2022 19:44

              Во-первых, вы пробовали? Лично я сомневаюсь, что сервисному ценртру оно надо, связываться с почтой. «Почта» и «пара дней» в одном предложении вообще плохо вместе смотрятся… Потом, лично у меня на почте уже немало что пропадало или ломалось. Опять же, расходы на пересылку туда-сюда заметно увеличат стоимость ремонта, особенно если задекларировать реальную ценность и нормально упаковать.

              Во-вторых, большинству обывателей надо просто — принес, заплатил, забрал. Или принес, услышал, что ремонт будет стоить дороже прибора, ушел. А не нашел город, где чинят, созвонился, договорился о доставке, нашел почту, где нормально упакуют (у нас в городе самостоятельно упаковывать нельзя, только в штатные почтовые коробки, не везде возьмутся упаковывать хрупкое), отправил, подождал черти сколько, оказалось, что согласовать ремонт и его стоимость в удаленном режиме — тот еще квест… Да ну его нафиг… Транспортные компании просьба не упоминать, кушали, знаем. Где нет сервис-центров, там и с ТК проблема, доставка до ближайшего крупного города нормально стоит, а дальше 2000р за 100 км.


  1. isden
    06.08.2022 11:06
    +2

    Так, нельзя отремонтировать батарею или экран. Если вышло из строя что-то одно, то придется заказывать и тот, и другой компонент.

    Т.е. чтобы заменить аккумулятор нужно покупать еще и экран? О_о


  1. GennPen
    06.08.2022 11:48
    +1

    У Самсунга никогда не было проблем с поставкой оригинальных запчастей. В официальном сервисном центре всегда с радостью продавали любые оригинальные запчасти, начиная от дисплеев, и заканчивая различной специфичной мелочевкой. Да, по соответствующей цене, но с ними за все время никогда не было брака.


    1. BigBeerman
      06.08.2022 14:00

      а где их список посмотреть? Нужен оригинальный аккумулятор, везде либо аналоги, либо просто подделки


      1. GennPen
        06.08.2022 19:38
        +1

        Ну, сейчас, в свете происходящих событий не знаю как с поставками запчастей, да и уже несколько лет не занимаюсь ремонтом телефонов.
        А так, на ресурсах типа samsungparts.com ищешь партномер нужной запчасти и в СЦ спрашиваешь, могут или нет заказать.

        Если нужно помочь найти партномер, то напиши код модели телефона (SM-G****) на задней крышке обычно написан.


  1. Greenback
    06.08.2022 19:31
    +2

    Я один заметил слово "грузовике" в непривычном месте?


    1. dreesh
      06.08.2022 22:06
      +2

      Редмондская корпорация заключила соглашение о сотрудничестве c iFixit в 20201 году. 

      А 20201 год вы не заметили?


  1. vsviridov
    06.08.2022 20:06
    +2

    Louis Rossman на ютюбе отличный канал на тему. Сначала это был в основном канал про ремонт техники Эппл, но теперь он также пытается продавить законы о защите потребителей на право на ремонт. И рассказывает про все грязные штуки, которые производители включают в свое железо, типа сериализации дисплеев и батарей (нужно прошивать серийный номер, криптографически подписанный) чтобы телефон распознал батарею.


  1. MikkiKre
    07.08.2022 01:22
    +3

    Лицемерно избавляемся от пластиковых пакетов в супермаркетах, при этом компании применяют технологии запланированного устаревания и затрудняют ремонт и не продают запчасти. Вот так мы боремся за экологию. Конечно же ситуацию надо менять.

    В СССР к технике часто вместе с интрукцией прикладывали электроную схему, хочешь сам ремонитруй, хочешь мастера вызывай. Думаю что следует обязать компании выкладывать приципиальные электрические схемы и инструкции по ремонту на вэб-сайты.


    1. screwer
      07.08.2022 04:11
      +5

      А смысл ? Там вся схема - несколько десятков страниц а-ля ноги чипа идут на такие вот шины. Плюс пассивная обвязка вокруг периферии.

      Учитывая что все соединения идут внутри многослойной платы (больше десятка слоев наверняка), большинство (все?) чипы это BGA, а пассивка это smd в размере 1005 или мельче - никакой пользы от этих схем не будет.


  1. nickolas059
    07.08.2022 21:38
    +1

    Да как бы все от лукавого, как мне кажется. Вещи делают одноразовыми и не подлежащие ремонту, в том числе для того, что бы пользователь покупал новые, приносил компании деньги, прибыль росла и цена акций соответственно. В данном мире нельзя по другому. А прибыль должна увеличиться каждый год, это правило.