Что общего у разработчика, открывшего сайт интересной конференции, и ребёнка в магазине сладостей? Когда они смотрят и понимают «хочу!», зачастую не сами достают деньги из кармана, а обращаются для покупки к кому-то другому (разработчик — к работодателю, ребёнок — к родителю).

А в чём различие? Родителям всё понятно про сладости, а вот работодателю может быть неочевидно, в чём смысл конференций. Крупные компании давно определились,  а вот в маленьких практика могла ещё не сложиться. 

Представим ситуацию с двумя выдуманными персонажами из маленькой компании. Женя приходит к начальству в лице Саши, говорит «хочу на конференцию» и получает ответ: «То есть предлагаешь нам заплатить за то, чтобы оторвать тебя от работы? Зачем это нам?»

Значит, Жене нужно суметь обосновать, в чём тут выгода для работодателя. Кстати, а и правда, в чём? Она вообще есть, или Женя просто хочет на халяву поразвлекаться? Давайте разберёмся.


Но сначала пара важных оговорок. Во-первых, ниже идёт сугубо моё личное (и немножко холиварное) мнение. А я вполне могу чего-то не понимать — если что, смело дополняйте в комментариях.

Во-вторых, я работаю в компании JUG Ru Group, которая сама проводит технические конференции. Поэтому я что-то понимаю в теме, но при этом лицо пристрастное: лично заинтересован в том, чтобы на конференциях было как можно больше людей. Так что не верьте мне на слово, а думайте своей головой: логично ли звучат мои аргументы?

А теперь поехали.

Зачем мы вообще участвуем в конференциях?

До того, как объяснять работодателю смысл конференций, неплохо бы объяснить их себе. Зачем Женя туда хочет?

Вариантов тут больше одного (мы как-то об этом уже писали). Я вижу основными такие:

  • Хочет послушать доклады. Скажем, видит, что вот тема интересная и близкая, а у спикера в ней большой опыт — должно быть ценно.

  • Хочет пообщаться со специалистами своего стека: и какому-нибудь спикеру вопросы позадавать, и от других участников что-то узнать. Можно техническое, можно просто за жизнь поговорить.

  • Хочет ненадолго сменить обстановку. Чтобы переключить фокус с привычных рабочих задач на другое, но не просто отдыхать, а заодно узнать что-то, что позже в рабочих задачах и пригодится.

  • Хочется «приключения», «события». Это сложнее всего объяснить словами, но… Смотреть футбольный матч на стадионе и в записи — совсем разное, так? Понятно, что доклад не матч, но и здесь «смотреть запись» и «участвовать в мероприятии с другими людьми в реальном времени» — не одно и то же.

А работодателю-то это зачем?

Ну хорошо, про Женю поняли. А теперь посмотрим с точки зрения Саши. Для Саши важно, чтобы KPI выполнялись, пользователи были довольны продуктом, показатели росли. А тут плати за то, чтобы ценный человек отвлёкся от работы, когда каждая его минута на вес золота. И Саша, впервые столкнувшись с вопросом отправки на конференцию, думает: где тогда повышения показателей, когда одно сплошное понижение?

Чо там, говорите, Женя умные доклады слушать будет? А что, потом вернётся с конференции и втрое быстрее задачи закрывать станет? Если нет, то что нам с этих умных докладов-то? Пусть себе по вечерам смотрит с ютуба доклады, если уж так хочет. Или пусть ходит на всякие конференции за свои личные деньги в своё личное время, а мы тут при чём?

Вот ежели вместо конференций отправиться на тренинг по конкретной новой технологии, это хоть понятнее. Раньше не умел человек чего-то, а тут научился. А с докладами этими что именно он научится делать? Сертификат хоть дадут какой, где про это написано? 

Да и вообще, за докладами ли Женя туда стремится? Все же знают, что эти конференции одна сплошная болтовня в кулуарах. Образовываться и без них можно по книжкам, а встретиться и почесать языками — милое дело. Ну, хотят люди так поразвлекаться — их дело, но работодателю-то какой в этом прок?

Смена обстановки, говорите? Приключение? Ну здесь то же самое: звучит прекрасно, но это пусть люди сами для себя делают. В отпуске себе обстановку меняют или там обои дома переклеят, не знаю. Мы им платим, чтобы они себе обстановку меняли или нам фичи пилили?

Да и вообще, говорят, там на этих конференциях могут целым рядом стоять эффектные стенды разных компаний, в которых рады видеть разработчиков. Вот так отпустишь ценного сотрудника на конференцию, а он там от тебя и уйдёт. А иначе не ушёл бы. Зачем это?

Да и вообще, эти разработчики получают 400кк в наносекунду, а потом ещё хотят, чтобы им что-то отдельно оплачивали, хотя куда уж больше-то на них тратить. Как говорили в детстве, а жареных гвоздей не хочешь? 

Как-то так в самом радикальном случае может идти мысль Саши. Что на это хочется ответить?

Так видит конференции для разработчиков модель Midjourney
Так видит конференции для разработчиков модель Midjourney

В чём на самом деле смысл

Отдельные тезисы из тирады Саши могут быть вполне справедливы. Действительно, после конференции Женя не станет магически закрывать задачи втрое быстрее. Если встать рядом с секундомером и замерять производительность перед конференцией и после, вряд ли обнаружится заметная разница.

И что, правда на стороне Саши, и KPI компании не улучшаются, поэтому сотрудникам нечего тут у компании что-то просить? 

Думаю, такие рассуждения упускают важные вещи, которые сложно измерить линейкой. Поэтому и захотел их описать текстом.

Вот про доклады. Да, измерить их пользу сложнее, чем у какого-нибудь очередного онлайн-курса «научим C++ за три минуты». Там понятнее: вот человек ничего не умел, а вот уже написал три строчки, они компилируются и запускаются. Есть факт, который можно зафиксировать.

Но беда таких скоростных курсов тоже известна: слишком легко получить «манки-кодеров», у которых вроде что-то компилируется, но почти нет понимания, как это всё вообще работает. «Как мой Java-код выполняется? Ну вот я в IDE кнопочку нажимаю и он выполняется. Спрашиваете, как на сервере? Не знаю, наверное, там тоже IDE установлена». Стоит ли говорить, что шаг в сторону от зазубренных маршрутов заведёт в тупик?

По-моему, доклады — это в некотором смысле «антикурсы». Особенно те, где лезут в «кишочки»: «давайте как следует разберёмся в работе JVM изнутри». Потому что там не получаешь прямолинейные манки-кодерские навыки «как сделать что-то». Но там лучше понимаешь, как всё вообще работает.

И вряд ли это резко изменит всё в следующей же рабочей задаче. Но что произойдёт позже, когда в проекте возникнет какая-то странная регрессия, и нужно будет разобраться в причинах? Когда маленькая оптимизация в крупном проекте поможет компании суммарно сэкономить много денег? Когда при реализации нестандартного сценария знания помогут не уткнуться в тупик, потеряв много времени?

Вложения могут окупиться сторицей, а Саше затруднительно измерить это секундомером. Ведь даже Женя не будет знать, что если бы не посещённый доклад, в таком-то месте пришлось бы застрять на несколько дней (застревать-то не пришлось). Но вот что очевидно всем: если разработчик превращается из джуна в сеньора, его работодателю это точно очень полезно. А доклады — одна из вещей, помогающих на этом пути (не единственная, конечно).

А теперь про общение. На первый взгляд это выглядит так, словно вот здесь-то действительно никакой пользы для работодателя. Когда сотрудники доклады слушают — это ещё ладно, может, на работе пригодится. Но вот когда на конференции разговаривают, они там все что, с умным видом код обсуждают? Да небось зарплаты сравнивают и на начальство ругаются.

Ну, во-первых, конференционное общение бывает разным, в том числе и с большой пользой для кода:

А во-вторых, считаю, что даже более «лёгкое» общение не стоит недооценивать. Мы ведь уже проходили это всей планетой в связи с пандемией. Когда люди массово переходили на удалёнку, кому-то могло показаться «ну тикеты на задачи есть, работаем как прежде». Но без «разговоров у кулера» — нет, не как прежде. Конкретные задачи людям вроде бы ясны, но вот контекст менее ясен: чем в это время заняты коллеги, какие у них проблемы, куда вообще всё движется и зачем. Без неформального общения люди оказываются в вакууме и варятся в собственном соку. Тикетов недостаточно.

По-моему, это верно не только применительно к отдельной компании и её внутренним делам, но и к индустрии в целом. Тут людям тоже нужен контекст и понимание «чем живут другие». Какая версия Java у кого в продакшне? С какой болью кто сейчас сталкивается — хоть в коде, хоть в других вопросах? А как с ней справляется? 

В ежедневном режиме следить за жизнью других не обязательно, а вот время от времени «сверять часы», по-моему, полезно. И конференция — как раз то место, где удобно это делать.

Дальше смена обстановки. Почему это должно быть заботой работодателя? Ну, я не говорю, что должно. Но пользу для работодателя тоже вижу.

Скажем, одна из проблем с разработчиками — это выгорание. И если даже говорить не о человеколюбии, а вести речь исключительно в бизнес-категориях, то выгорание опытного разработчика — это дорого. В какую сумму компании обходится поиск нового сениора? А какие издержки она терпит от простаивающих задач, пока он не найден? И как выглядит стоимость конференционного билета в сравнении с этими суммами?

Разумеется, конференции — не волшебная палочка, благодаря которой любой разработчик всегда будет свеж и бодр. Выгореть можно и с ними. Но когда в связи с работой видишь не только одни и те же задачи на одном и том же компьютере и одних и тех же людей, а ещё и что-то совсем другое, это полезно. 

Что же до логики «не пущу разработчика на конференции, чтобы не ушёл к другому работодателю»… Насколько могу судить, во многом это отживший подход, и крупные компании от подобного давно ушли. Но где-то он ещё жив, поэтому напишу о нём.

Существует ли в принципе риск, что на конференции участник найдёт нового работодателя? Ну да, существует. Только человек и без всякой конференции его может найти. К ценным разработчикам и так уже обращаются через все доступные каналы. Они обычно и сами в курсе, сколько стоят на рынке и какие есть варианты.

А если из боязни ухода сотрудников никуда их не пускать, эффект может быть и противоположным. Человек увидит, что его пытаются заточить в каменной башне, пока в других компаниях сотрудников пускают на интересные конференции. И каким тогда будет его вывод?

Ну и про общие рассуждения вида «разработчикам и так столько платят, куда уж ещё отдельно им что-то оплачивать». Мне лично кажется, что эти абстрактные представления о справедливости не очень работают в реальной рыночной экономике. Если где-то готовы заплатить столько же, но при этом ещё и отправлять на конференции, то крутые разработчики могут естественным образом перетекать туда — ну и дальше можно сидеть с ощущением своей правоты, но без крутых разработчиков. Кроме того, даже при высоких зарплатах всё равно есть формы поощрения вроде премий, и билет на конференцию может служить одной из таких форм.

Итоги

Я не пытаюсь сказать, что все компании должны отправлять всех своих разработчиков на все доступные конференции, а кто так не делает — тот лох. Разумеется, кроме описанного мной, существуют и горящие дедлайны, и бюджетные ограничения, и многие другие факторы.

Моя мысль лишь в том, что польза для работодателя вполне себе есть, и её стоит осознавать. А дальше надо уже в каждой конкретной ситуации взвешивать всё.

Если мои аргументы показались убедительными, обратите внимание на наш осенний конференционный сезон (частично в онлайне, частично в Москве, частично в Питере). Возможно, на какую-то из 10 конференций вашей компании стоит вас отправить!

А если я всё неправильно понимаю или что-то важное упускаю (вполне может быть), сообщайте в комментариях. Кстати, ещё можете написать там: какими вам при чтении представлялись в голове Саша и Женя? Например, были ли вы уверены в том, какого они пола? :)

Комментарии (18)


  1. Breathe_the_pressure
    16.09.2022 19:12
    +4

    У нас в доковидные времена, если была конференция, а менеджер на ней не присутствовал, сразу разборки, битье посуды, скандалы, расследования. Так что станьте вы мышки ежиками. :)

    По теме, не понятно почему не отпускать разработчиков на конференцию, если там они могут научится чему-то новому, обменятся мнениями, подходами, кргозор свой расширить. Почему в этом надо кого-то убеждать? Я не говорю что везде надо присутствовать, как манагерам, но есть краеугольные конфы в своих специализациях.


  1. kellas
    16.09.2022 20:09
    +11

    Сравнение с конфеткой и ребенком очень хорошее.
    Взрослый человек берет отгул, покупает билеты и идет на конфу.
    Практика оплаты каких-то покупок сотрудника чистой воды манипуляция со стороны hr - манят ребенка конфетками. Взрослые тут видят только халяву и дополнительный выходной. Это касается и спортзала и даже ДМС.
    Аргументация из статьи о пользе компании отправки сотрудника на конференцию, применима практически к любому аспекту жизни. Регулярный секс например хорошо влияет на здоровье, продуктивность, замедляет выгорание, так может действительно еще и жену ему найти?


    1. phillennium Автор
      16.09.2022 23:02
      +4

      Хмм. Хочется уточнить вашу позицию.

      Вот, скажем, есть внутрикорпоративные тренинги. Конечно, это несколько другое, но тоже мероприятие, где можно отвлечься от текущих задач на получение новых знаний. И возникает вопрос: по вашей логике, должны ли тогда у «взрослых» и они тоже быть «по билетам», а не оплачиваться компанией? А офисная библиотека? Взрослый человек ей не пользуется, а обязательно покупает книги сам?


      1. dimskiy
        17.09.2022 00:21
        +2

        Я бы не ставил корпоративные тренинги в один ряд даже со средненькой конференцией. Прямо скажем, редко уровень продукта будет сопоставимым, чтобы его еще и продавать :)


        1. phillennium Автор
          17.09.2022 01:46

          Я тут недостаточно в теме (не проходил сам ни одного тренинга), но насколько могу судить по известным мне спикерам, порой их проводят очень знающие люди. Поэтому мне со стороны кажется, что всё-таки тренинг тренингу рознь)


          1. dimskiy
            17.09.2022 10:20

            Корпоративный тренинг - это в большинстве случаев записанный другим сотрудником "в теме" видос. Или очный мастер-класс на пару-тройку часов. Разумеется, при этом никто не упарывается в навыки презентации и подачу материала каким-то особым образом.

            Ситуации когда каких-то модных спикеров приглашают в офис для внутреннего доклада корпоративным тренингом назвать сложно


      1. kellas
        17.09.2022 00:35
        +3

        Из личных наблюдений - офисной библиотекой вообще никто не пользуется.

        Тренинги - продукт который одни менеджеры успешно продали другим/компании, потому что это их работа. Просто в компании есть люди, hr отдел например, задача которых как-то улучшать в целом привлекательность компании для сотрудников и повышать эффективность персонала итп у них тоже есть отчёта и kpi . Им нужно на работе что-то делать каждый день, вот они и придумывают себе работу, по организации тимбилдингов , тренингов, библиотеки итп показывают какие-то результаты .

        Ну по большому счету, не может же менеджер, на требование вышестоящего руководства - "принять меры для сокращения текучки кадров" , ответить что ничего тут не поделаешь и сидеть ничего не делать. Его уволят и наймут того кто наврет что знает что с этим делать. И вот они и вынуждены выдумывать разные способы которые якобы помогут достижению их целей.

        Внутри корпоративные обязательные тренинги, отвлекающие от текущих задач - вообще зло. Так как текущие задачи никуда не деваются и сроки по ним не двигаются. Просто сбивают процесс работы, вносят больше хаоса в работу команды

        Сотруднику ничего из этого особо и не нужно. Просто иногда он видит возможность сэкономить. Развивается он сам, отдельно и скорее всего вообще в другом направлении. Или не развивается вовсе и бесплатные конференции не помогут. К врачу он все равно пойдет если сильно заболеет с дмс или без. Так почти во всем. Разве что совсем молодым джунам, сразу после универа это может быть интересно , чтобы за них не просто платили, а таким вот образом направляли, потому что сами они пока не могут определиться с тем на какие конференции ходить и какие книги читать.


        1. Nialpe
          17.09.2022 09:33

          Когда мне в календарь прилетело обязательное участие во внутрикорпоративном тренинге по теме из разряда для галочки (не пишу название, дабы не устраивать холивар, субъективность всегда субъективность), то первый вопрос к нашим jira-культистам - в какую задачу логировать эти бесценные часы? Вразумительного ответа не услышал. Слава богу формат обучения - вебинар. Зашел, поставил в фоне и занимался текущими задачами. Я один такой мудак, которого надо гнать из айти поганой метлой?


          1. Arty_Fact
            17.09.2022 13:26

            первый вопрос к нашим jira-культистам — в какую задачу логировать эти бесценные часы?
            Заводится задача «Обучение» и в нее трекается время. Странно, почему вам не смогли ответить на такой простой вопрос.


            1. Nialpe
              17.09.2022 16:15

              Потому, что этого делать не хотят и вместо этого началось подседание на уши.


  1. WondeRu
    17.09.2022 02:12
    +3

    Не рассматривается факт, что на конференциях активно хантят рыжеволосые рекрутерши с глубоким декольте. Эта проблема есть и отпускать ценного специалиста, который и не думал обновлять свое резюме на hh, на конференцию всегда страшно, но приходится (по причинам, описанным в статье).


    1. Nialpe
      17.09.2022 09:35
      +2

      Всё. Я на конференцию к прелестным девам)


    1. in_heb
      17.09.2022 14:07

      до 24 февраля они это делали и без всяких конференций через все возможные соцсети


  1. Measurer01
    17.09.2022 02:21
    +1

    А можно вот это "посылание" на конференции осветить с точки зрения работодателя? Ну хоть разочек?

    Все эти рассказы об "угнетении" тут идут от программёров. Можно хоть раз тут напишет работодатель? Мол... я тут послал на конференцию... и что потом было? Очень интересно было бы почитать.


    1. meltdownaddicted
      17.09.2022 10:45

      С точки зрения адекватного работодателя это очень поздно времяпровождения сотрудника. Сотрудник учится чему-то новому, у него глубокое погружение в тему, сильно глубже чем "посмотрел выступление на Ютубе". Сотрудник общается с людьми увлечённым чем-то общим, узнает новое, развивается. Сотрудник может найти потенциального кандидата, которого захочется нанять. Сотрудник может эффективно пообщаться с коллегами из других офисов, с которыми до этого почему-то не общался. Да там одна польза по факту, ща сравнительно небольшую сумму денег.


    1. Hash345
      17.09.2022 10:45
      +2

      Почему надо ?

      Новичек

      должен себя чувствовать полноценным звеном процесса коллектива итп, это момент важный для него. Момент признания .

      Он там действительно многому научиться, первичный энтузиазм заставит его запомнить всё, участвовать в дебатах и "надрать жопу" какому-то лектору

      Старших надо отправить по другой причине.

      Спасти от выгорания.трудоголика в отпуск не отправишь, а на конфу можно попробовать.

      Дать возможность отойти от шаблонов, взглянуть на то же самое под другим углом. Иначе зависнут все окончательно.

      Банальная перезагрузка на пару дней в полурабочей среде повысит эффективность труда но и не расслабит как двухнедельный ретрит по сухому голоданию после которого надо ещё неделю входить в режим.

      Да это бюджет материальный и рабочего времени, но оно стоит того. Если конечно все остальное отлажено нормально.

      Риски - там будет много конкурентов работодателей которые будут иметь физический доступ к твоим сотрудникам. Без конфы это было бы тяжелее организовать.

      Решение - ездить вместе со своими сотрудниками. Проветрить голову, узнать что-то новое, обновить стандарты труда по рынку, и возможно найти новых членов команды.


      1. Measurer01
        18.09.2022 04:24

        А нельзя ли, всё-таки, осветить данный процесс со стороны работодателя?

        Вот у нас - город миллионник, никто никуда никого не посылает. Все, вроде, работают на прежних местах.

        И да! У нас есть (сейчас уже наверно - были) компании, которые посылали своих работников на конференции, а потом сотнями увольняли сотрудников и попадали под преследование прокуратуры, п.ч. модный городовой получал вопросы оттуда... мол, какого хрена у тебя там творится?

        Я постоянно слышу эти модные слова про выгорание и т.д. Но нельзя ли вот это всё растолковать с точки зрения посредственной компании из полупровинциального города-миллионника? Ведь IT-шиников, работающих в таких компаниях - большинство. Именно они работают на предприятиях, определяющих мощь (или мощи) нашей страны.

        Т.е. было бы здорово, если бы автор реально погрузился в атмосферу такого города и растолковал.


        1. Hash345
          18.09.2022 12:50
          +2

          Я как раз и есть такой представитель, небольшая компания, город миллионник.

          Не совсем айти, но эксплуатация интеллектуального труда. Общаясь с друзьями из айти сферы, суть бизнеса похожая, проблематика в части управления и персонала одинаковая с небольшими различиями.

          Командировка каждого человека компании обходится в среднем в 5000 Долл, если в своем городе то 200-2000 Долл, но это однозначно стоит того.

          Выгорание хардворкеров - вещь, вполне реальная (сам такой, чуть не стал джуном в 35 чтоб сменить сферу деятельности). Если такого работника дожимать якобы ради большей выгоды, то он сломается, упадет производительность ,или он уйдет просто потому что все достало. Пару раз в год отправить такого на конференцию решает вопрос.

          Какая бы не была творческая профессия - приходя за годом год в офис народ начинает мыслить шаблонно. Все эти конференции дают возможность расчехлить мозги людям. Работник не просто делает работу на х% лучше, в ряде ситуаций это складывается в систему когда компания становится немного более конкурентной по сравнению с другими. Вот этого "немного" достаточно чтоб уверенно лидировать в какой-то своей части рынка. Для маленьких компаний возможно это вообще единственный способ не просто выжить в конкурентной среде но и отгрызать уверенно по кусочку от гигантов их пирог.

          Люди узнают что-то новое, в перспективе это превратится в новый бизнес, рано или поздно и окупит все затраты.

          Молодые работники гарантировано пойдут искать другую работу на теже деньги если их никуда не посылать и держать все время в офисе. Для них это важно, хз как это работает, на гармональном уровне или как, но работает.

          Последнее, но самое важное по моему мнению, бизнес обязан быть человечным по отношению к людям и природе. Это важнее каких-то сраных финансовых показателей. Лишний доллар не сделает тебя счастливым. Гармоничное сосуществование с окружающим миром долг мыслящего человека.

          Кто-то скажет надо проводить внутренние тренинги - наблюдал как это происходит у других - не работает. Совсем не работает. Результат скорее обратный.

          Пс , это мой личный опыт, мои наблюдения, как бывшего работника со стажем 16 лет от стажёра до сео и работодателя с опытом 3 года. не претендую на истину.