Клейтон Кристенсен — американский профессор, автор теории «подрывных инноваций», «самый влиятельный мыслитель в области менеджмента своего времени» по версии The Economist. И сегодня мы поговорим о его самой известной книге — «Дилемме инноватора».

Инновации «поддерживающие» и «подрывные»

Согласно авторской концепции Клейтона Кристенсена инновации можно разделить на «поддерживающие» и «подрывные». Первые ориентированы на продукты, которые можно разрабатывать с нуля и совершенствовать, чтобы обойти конкурентов по качеству или вовсе опередить их. Развитие поддерживающих инноваций обеспечивается процедурами и инвестициями: можно изучить рынок, понять спрос, дать потребителю то, что ему точно нужно, и получить ожидаемую прибыль.

«Подрывные» инновации же до определенного момента не интересуют потребителей и всегда опережают время. Инвестировать в них невыгодно, поэтому успешные компании могут отсекать возможности «прорыва» на корню. Дилемма ли это? Да, именно она. Разберемся, почему.

Что такое прорывной продукт согласно Кристенсену

«Небольшие мотоциклы-вседорожники, которые в Северную Америку поставляли Honda, Kawasaki и Yamaha, были «подрывными» продуктами по отношению к мощным дорожным гигантам Harley-Davidson и BMW, а транзисторы  — по отношению к электронным лампам. Организации здравоохранения стали “подрывными” технологиями по отношению к прежней системе страхования», — пишет в своей книге профессор Кристенсен.

Эти примеры хорошо демонстрируют способность подрывных технологий менять экономику. Однако сам автор обращает внимание и на тот факт, что отлаженный менеджмент может подвести компанию в этом вопросе: «… Самые успешные компании выработали и отладили систему отсечения идей, не нужных потребителям. Поэтому они не могут инвестировать достаточные ресурсы в “подрывные” технологии — менее прибыльные направления бизнеса, которые до поры до времени не интересуют потребителей. Когда это время наступит, будет уже слишком поздно».

Бизнес и управление — это про анализ и цифры

Исследовать рынок глубоко можно, только если он существует, но в преддверии прорыва технологий такой анализ недоступен.  «…Данных о несуществующих рынках быть не может» — пишет Клейтон Кристенсен. Изобретателям и разработчикам стоит это учитывать.

Отметим, в такой ситуации есть и плюс: действие без плана способно вдохновить и помогает фантазии «поблуждать». Это ли не гарант новых открытий?

Подрывная технология — Мелкий рынок — Подрывной рынок

Несмотря на то, что лейтмотив книги намекает на то, что за «подрывными» технологиями будущее, автор дает читателю важный совет: «Не рассчитывайте на прорывы». А далее предлагает разумную стратегию (особенно для своего времени — первоначально книга была опубликована в 1997 году незадолго до краха доткомов). Вот в чем заключается ее суть:

— Рынок для «подрывной» технологии ищите за пределами своего основного рынка;

— Выводите технологию на рынок в том виде, в каком она существует, как можно раньше. За примерами далеко ходить не надо. Та же технология блокчейна не такая уж и новая, но она озолотила в первую очередь тех, кто первым ее застолбил;

— Вы обнаружите, что характеристики «подрывного» продукта окажутся непривлекательными для основного рынка — это нормально, поскольку их ценность раскрывается на новом рынке.

«Те крупные развитые компании, которые завоевали выигрышную позицию на новых рынках, созданных “подрывными” технологиями, сделали это, передав ответственность за развитие “подрывной” технологии организациям, чей масштаб соответствовал масштабу целевого рынка. Небольшим организациям гораздо легче воспользоваться возможностями роста на маленьком рынке. Известно, что крупным организациям из-за некоторых формальных и неформальных аспектов процесса распределения ресурсов очень сложно энергично развивать малые рынки, даже если логика подсказывает, что в будущем они станут большими», — раскрывает карты Клейтон Кристенсен.

Все. Вот и весь секрет.

Итог: в чем состоит дилемма инноватора

Ответим цитатой из книги: «Чаще всего лидерство в поддерживающих инновациях, информация о которых хорошо изучена и относительно которых можно строить планы, не дает конкурентного преимущества. Последователи действуют на таких рынках почти столь же успешно, как и лидеры. Но в случае “подрывных” инноваций, когда о рынке мало что известно, первопроходцы получают существенное преимущество». В этом и состоит дилемма инноватора.

Управляя делами компании, старайтесь помнить о том, что заранее предсказать «подрывные» технологии и их возможное влияние на будущее практически невозможно. А если же вы сами готовы выпустить на рынок «троянского коня» (да простят автора этой статьи разработчики), знайте, что в ваших руках козырь. И грех им не воспользоваться.

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:

  • Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;

  • Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;

  • Опции ускоренного оформления услуг;

  • Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;

  • Мониторинги новых заявок по критериям;

  • Онлайн-поддержку специалистов.

Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.

Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.

Комментарии (0)