Самая удивительная советская семья, в которой почти все были докторами физико-математических наук и примерами для подражания

Сегодня я хочу рассказать Вам о замечательной советской женщине-математике, которая отличалась невероятной силой духа, принципиальностью и не только внесла значительный вклад в достаточно сложную область математики - дескриптивную теорию множеств, тесно связанную с общей топологией, но также воспитала выдающихся детей, пошедших по её стопам.

Речь пойдет о Людмиле Всеволодовне Келдыш - сестре знаменитого академика Мстислава Всеволодовича Келдыша - советского ученого в области прикладной математики и физики, доктора физико-математических наук и одного из идеологов советской космической программы. В этой заметке хотелось бы восполнить пробел, вызванный нахождением сестры в "тени" своего несомненно великого брата. Итак, поехали!

К великому стыду, узнал о Людмиле Всеволодовне совершенно случайно, читая доклад советского тополога П.С. Александрова "О некоторых основных направлениях в общей топологии", где меня смутили инициалы "Л.В." в совокупности с употреблением глаголов женского рода.

Детство и юность

Родилась Людмила в Оренбурге 27 февраля 1904 года в семье военного инженера и будущего генерал-майора Всеволода Михайловича Келдыша.

Всеволод Михайлович Келдыш - отец русского железобетона, основоположник методологии расчёта строительных конструкций. Эх. какие были генералы!
Всеволод Михайлович Келдыш - отец русского железобетона, основоположник методологии расчёта строительных конструкций. Эх. какие были генералы!

Девочка была первенцем в большой семье (у Всеволода и его жены Марии в 1919 году уже родился седьмой ребенок), что потом сослужит добрую службу её младшему брату - Мстиславу. Пользуясь авторитетом старшей сестры Людмила переубедит мальчика (на этот момент ему 16!) поступать на строительную специальность, как того хотел отец, а предложит обучаться на физико-математическом факультете МГУ.

Сама девушка в это время (1926 год) выпускается из матфака МГУ, где её научным руководителем был знаменитый математик Николай Николаевич Лузин, посещение лекции которого в Иваново-Вознесенском политехническом институте еще в 14-летнем возрасте предопределило её выбор в пользу математики.

Н.Н. Лузин. Интересно, что он скептически относился к брату Людмилы - Мстиславу и в начале считал, что тот идёт на дно как математик.
Н.Н. Лузин. Интересно, что он скептически относился к брату Людмилы - Мстиславу и в начале считал, что тот идёт на дно как математик.

Только представьте атмосферу того времени: в отцовском доме часто собиралась молодежь и какая: П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, И.В. Арнольд (отец будущего академика), а также П.С. Новиков, за которого она и выйдет замуж в 1934 году. В этом же году она поступит на службу в МИАН АН СССР - Математический институт им. В.А. Стеклова - "мекку" советской и российской математики.

Первые работы

Людмила перенесла традиции родительского дома и в свою семью. Всю жизнь на, выражаясь образно, была "ангелом-хранителем" своего мужа-математика и всегда считала его интересы выше собственных, постоянно помогала в рецензировании его трудов, в т.ч. работы "Неразрешимость проблемы эквивалентности слов для конечно определенных групп", за которую Новиков получит Ленинскую премию в 1957 году.

В довоенное время Людмила Всеволодовна активно занимается дескриптивной теорией множеств, которая изучает множества которые можно конструктивно построить, в противоположность множествам, которые существуют лишь в силу абстрактных (умозрительных) принципов вроде аксиомы выбора.

По словам Н.Н. Лузина смысл изучения этого раздела математики в нащупывании границ человеческого познания, в поиске недоказуемых утверждений.

Успехи Людмилы Келдыш на этом поприще можно описать всего одним фактом восхищения со стороны Эберхарда Хопфа - одного из пионеров эргодической теории (суждениям о свойствах случайных процессов) и теории бифуркаций (качественных изменениях поведения динамических систем при бесконечно малых изменениях её параметров).

Военное время

Военное время для семьи Келдыш, как и для всех советских граждан, - самое трудное. Только благодаря покровительству А.Н. Колмогорова у Людмилы с тремя сыновьями получилось сесть на поезд, проводивший эвакуацию в грозный октябрь 1941 года.

Оказавшись в Горьком в статусе "беженки", а не эвакуированной, Людмила с детьми была на грани бедствия, без каких-либо вещей, средств существования. К счастью им дали комнату в общежитии. Холодная и голодная зима 1941-1942 года усложнилась болезнью её мужа, который вскоре так же был доставлен в Горький для проведения операции.

Всю зиму и весну Людмила провела меж двух огней: с одной стороны голодными детьми, ждавшими её в общежитии, а с другой - больничной палатой мужа, расположенной в 10 километрах, что в условиях отсутствия транспорта была почти непреодолимой дорогой.

"Голод" - это не просто яркий эпитет, ведь единственной едой, которую могла себе позволить Людмила, была мука грубого помола. сваренная на воде, - "затирка". Это нехитрое блюдо, а также ежедневные 300 грамм хлеба станут основой рациона семьи на два года до возвращения из эвакуации.

После войны

После возвращения в Москву жизнь стала налаживаться, в семье появилось пополнение из двух дочерей. Сама Людмила, хотя и была образцовой матерью, не могла себе позволить бросить математику.

Основным методом воспитания в семье Келдыш и Новикова был личный пример, а безусловным приоритетом - преобладание духовных ценностей над материальными. Людмила считала, что дети должны быть опрятно одеты и накормлены, но без всяких излишеств.

В это время её увлекают непрерывные отображения пространств - преобразования, при которых близкие точки одного пространства (прообраза) переходят в близкие точки другого (образа).

Организованный на эту тему семинар, а также многочисленные работы Людмилы Всеволодовны позволят в течение двадцати лет решить множество проблем в области комбинаторной, геометрической и общей топологии.

Людмила всегда была образцом для подражания, считала высшими качествами человека порядочность и интеллигентность, а своим долгом - помогать нуждающимся. Высокие моральные принципы матери переняли её дети.

Старший Леонид Келдыш (еще от первого брака) - физик, академик-секретарь Отделения обшей физики и астрономии РАН. Младший Сергей Новиков, взявший фамилию отца, - известнейший математик, крупный специалист по математической логике, алгебре и теории групп. Младший Андрей - был доцентом Физико-технического института, но трагически погиб в 1986 году.

Единственным исключением в физико-математической семье была младшая сестра Елена, посвятившая свою жизнь изучению португальского и французского языков. Старшая сестра Нина умерла от тяжелой болезни.

Людмила Всеволодовна Келдыш скончалась 16 февраля 1976 года через два года после кончины своего мужа. Похоронены супруги в общей могиле, а на надгробных камнях по желанию Людмилы изображены кресты и под каждым из них - скромная запись "математик".

Больше математики в Telegram - "Математика не для всех"

Комментарии (11)