Я прошел 300 собеседований на маркетолога как соискатель. Потом работал РОМом и нанимал помощников. Я видел, как отбирали меня и отбирал сам. На основе этого я собрал способы отбора кандидатов, которые применяют на hh.ru. Сейчас расскажу о плюсах и минусах каждого. В конце статьи бонус: что можно улучшить на каждом этапе отбора.


Методы отбора кандидатов

Метод №1
Тестовое сразу в гугл-форме

А через 2 месяца по новой)
А через 2 месяца по новой)

Кандидат откликается, ему в след приходит приглашение заполнить гугл-форму. В ней обычно десяток общих вопросов.

— Сколько денег хотите?

— С какими бюджетами работали?

— Приведите цифры самого успешного кейса?

Хорошо если нет "топ 3 причины почему мы должны выбрать именно вас"

Такие тестовые написаны без уважения ко времени кандидата. Ведь в хорошем резюме это уже написано. Но эйчар хочет упростить себе работу и говорит, что “все равно очередь”. На самом деле хорошие кандидаты не заполняют такое, если компания "ноунейм". Поэтому эйчар собирает отклики выпускников онлайн-школ. А дальше “маркетологов много, но все плохие”.

Честно говоря, я видел только такого плана гугл-формы. Но сам делал принципиально другую. Мне нужен был помощник в проекте. И делать помощнику пришлось бы все что угодно в маркетинге, но по моим ТЗ. Знания ему б не потребовались. Зато должны быть:

  • грамотность

  • умение связывать слова в предложения

  • адаптация к любым техническим интерфейсам

  • логика

Я понял, что мне нужен человек с вышкой, можно неоконченной, с техническим складом ума. Я сделал тестовое из 3 задачек:

  • подобрать канал для рекламы в тг под описанный проект;

  • выделить главное в плохой статье, где я растекаюсь мыслями;

  • выбрать ключевые слова, которые не подходят для рекламы указанного сайта из списка.

Так я проверил твердые навыки: работу с цифрами, работу с текстом, логику. А на личном собеседовании проверял только мотивацию.

Плюсы отбора по гугл-форме

Минусы отбора по гугл-форме

➕ Позволяет быстро проверить простые навыки, если умеете подобрать задачи.

➖ Квалифицированные кандидаты не заполняют гугл-формы.
Поэтому не подходит для найма РОМа.
или специалиста в конкретном канале трафика.

➕ Сокращает затраты, можно сделать без эйчара.

➖ Если тестовое состоит из общих фраз — вы имитируете отбор.

➕ Позволяет нанимать неквалифицированных кандидатов на нарезанные задачи.

➖ Если тестовое большое — хорошие кандидаты отвалятся, оценив объем.


Метод №2

Эйчар дает тестовое после созвона

После созвона эйчар высылает кандидату тестовое:

— стандартное от гур маркетинга

Не имеет отношения к работе в компании, и этим плохо. В б2б и б2с принципиально разные каналы маркетинга, например. То есть проверить навыки маркетолога таким тестом применительно к вашему бизнесу нельзя.

— психологическое

Задание никак не оценивает навыки, но уже тратит время кандидата. А главное вы даже проверять не начали. В итоге если по этому тесту кого-то и отсекают — то не по рабочим критериям. Да и скажет ли психологический тест правду? Неужели кто-то признается, что ленив и ненавидит людей? Обычно означает, что эйчар психологических книжек перечитал. А еще переоценивает важность своей работы.

— с вопросами по бизнесу

Такое задание не выгодно кандидату — его собеседуют “вслепую”: имитируют заинтересованность, показав эйчара, а взамен просят тестовое. Уловка в том, что тестовое на входе в воронку игнорируют большинство, а вот такой тест чтоб игнорировать, нужно проявить характер.

Работодателю такое тестовое выгодно: мало кандидатов откажутся, он будет выбирать из хороших, видя тестовое. Единственное условие: тестовое не должно занимать больше получаса — иначе отказов будет много.

Плюсы тестового после собеседования с эйчаром

Минусы тестового после собеседования с эйчаром

➕ Можно делегировать найм эйчару, сделав тестовое самому.

➖ Если делегировать и не выдать тестовое, эйчар сделает самодеятельность.
В итоге придут не те, а нужные кандидаты не станут идти по воронке.

➕ Нетрудозатратно: в качестве тестового можно дать аудит текущей ситуации.

➖ Часть кандидатов не будет делать тестовое, не видя руководителя.
И это часть умных кандидатов.

➕ Позволяет нанимать маркетологов-многоногов.
Там нужно общее представление и есть возможность набирать подрядчиков,
то есть твердые навыки не главное.

➖ Не подходит для найма РОМа — такие не делают тестовое до
прохода руководителя, так как разбираются в воронках продаж.
Вам же квалифицированный РОМ нужен?

➖ Плохо подходит для найма квал. спецов на конкретные каналы.
Там нужно попробовать специалиста в деле,
а это требует времени на тестовое.
Вменяемый кандидат откажется делать большое тестовое без оплаты.
Согласятся те, кому нечего терять.
Такие вряд ли имеют опыт, достаточный для стабильных результатов.


Метод №3

Сразу назначают созвон с руководителем

Эйчар проводит отбор по резюме:

  • достижения указаны в цифрах;

  • умеет руками делать каналы, которые у вас уже работают;

  • работал с похожей нишей.

Цель эйчара на звонке — понять, насколько глубоко маркетолог работал в нише, делает ли он руками нужные каналы, подходят ли ему в целом условия из вакансии. И отправлять к руководителю.

Руководитель как правило знает, о чем говорить с кандидатом, потому что до появления кандидата как-то закрывал эти задачи. После собеса можно дать тестовое — аудит текущей ситуации. Дать доступы, обозначить сроки. На созвоне проверять, насколько понятен и логичен анализ ошибок.

Плюсы назначать собеседование сразу

Минусы назначать собеседование сразу

➕ Позволяет нанять РОМа

➖ Много ресурсов руководителя

➕ Можно не заморачиваться с тестовым и попросить аудит

➖ Много интеллектуальной работы на эйчаре, скорее всего
придется проверять отбор кандидатов, а это время


Метод №4

Платное тестовое после руководителя

Резюме отбирает РОМ по кейсам или эйчар, ориентируясь на опыт в нише по резюме. Дает тестовый бюджет, обсуждает сроки и оплату тестового с кандидатом. По результатам тестового принимает решение.

Плюсы платного тестового

Минусы платного тестового

➕ Можно проверить навыки и послушать интерпретацию результатов.

➖ Отбор вручную, не фильтрами — это требует времени

➕ Позволяет нанять специалиста, который сделает результат

➖ Оплата тестового+оплата бюджета на тест — это доп. траты.
Нужно настроиться потратить эти деньги на поиск спеца,
а не получение результата. Если результат будет — это побочный эффект.

➕ Нет заморочек с тестовым


Метод №5

Запись видео-собеседования с эйчаром для руководителя

Эта воронка разновидность созвона с руководителем. Здесь ваш эйчар пишет подробный разговор с кандидатом, вы его частично отсматриваете.

Плюсы записи видео-собеседования

Минусы записи видео-собеседования

➕ За короткий промежуток времени сможете посмотреть
большой объем кандидатов.

➖ Нет возможности задать уточняющие вопросы кандидату.

➕ Кандидат может общаться с эйчаром спокойнее и не пытаться
выглядеть лучше, чем он есть “для руководителя”.


Метод №6

Массовое собеседование

Не делайте так). Как-то раз я был счастливым гостем таких представлений. Если вы нанимаете квал. персонал, то так вы получите наиболее отчаявшихся, готовых на все в силу своей неэффективности. Если вы думаете что это тендер, который даст лучших из лучших, это не так.


Как улучшить каждый этап отбора кандидата ?

Вакансия

Что убьет вашу вакансию сразу:

  • Офис

  • Таймдоктор или любая запись экрана.

  • Каша из обязанностей.

  • Капс, восклицательные знаки и «вопросы на внимательность».

  • «Динамично развивающаяся компания» с пятнадцатилетним опытом.

Что улучшит вашу вакансию сразу:

  • Удаленка.

  • Конкурентная ЗП.

  • Структурированные обязанности.

  • Отсутствие гипер‑контроля.

  • Описание, как вы раздаете и принимаете задачи.

  • Уважение к кандидату (это не про вас с большой «В»).

Вакансия — это первое касание при продаже идеи работы у вас. Сделайте ее привлекательной, как маркетологи делают привлекательные объявления.

Отбор откликов

  • Анкета только для неквалов/джунов, с уважением ко времени кандидатов. Важно сделать вопросы такими, чтобы сразу тестировать важные навыки, а не отнимать время.

  • Вычленить главные необходимые навыки и отобрать по ним, ориентируясь на предыдущий опыт кандидатов. Смотреть на ниши, в которых работал. Смотреть, есть ли цифры в резюме.

Интервью

  • Сойтись на принципиальных моментах, которые важны руководителю.

  • Проверить мотивацию к работе не в вашей компании, а в целом.

  • Не давать психологических тестов.

  • Продавать вакансию как ваш продукт. Вы тоже заинтересованы в хорошем сотруднике.

Тестовое

  • Давать тестовое применительно к своим задачам.

  • Не брать шаблонные тестовые от гур.

  • Если тестовое объемное и применимое для вас — предлагать небольшую оплату.

Подписывайтесь

Еще больше о найме и маркетинге в ТГ канале:

https://t.me/+lvv5ANzmGBdhZmUy

Комментарии (3)


  1. leha_gorbunov
    15.05.2023 11:06

    Вот что значит нет математического образования.

    Надо найти лучшего кандидата из 100, но нет времени собеседовать всех. Как найти лучшего?

    1. Делим 100 на экспоненту (е = 2,718...). Получаем число 37

    2. Собеседуем 37 кандидатов. Находим среди них лучшего.

    3. Собеседуем дальше и первый же кандидат, который лучше найденного из пункта 2, является лучшим из 100. Собеседования можно прекращать.

    Где-то на просторах интернета есть доказательство.


    1. rumin_v_rabote Автор
      15.05.2023 11:06

      Интересный метод)


  1. Alex_Tech
    15.05.2023 11:06

    Спасибо. Полезно и интересно. Стал на Хабре читать статьи и понял, почему нет смысла заполнять проклятые Гугл-таблицы и тестовые с ходу в ответ на "хочу у вас работать" - реально ни разу даже не прислали жалкое "спасибо за потраченное время".

    И вот это...

    Отсутствие гипер-контроля

    Уважение к кандидату

    Вспоминаю свежий опыт, когда видеокамер нет разве что в туалете (но это не точно) и директор системно в хамоватой манере выносит мозг просто потому, что он так привык разговаривать с людьми.

    Часто компания может найти нормальных сотрудников, но своим отношением все портит и люди увольняются. Вспоминается царь Мидас - тот делал золотом все, к чему прикоснется. А некоторые наши руководители тоже превращают все вокруг... только не в золото.

    И еще можно добавить:

    Наобещать в плане денег все на свете, а потом Упсс - "Ну не шмогла".