Почти год назад, когда случился массовый отъезд кадров, в нашей компании многое поменялось не только в плане кол‑ва сотрудников, но и появились новые процессы. В этой статье расскажу о том, какой был ход мысли при принятии решений, что сработало хорошо, а что — нет. Для понимания контекста — я том‑менеджер в медиа продакшене, мы делаем видео контент для международного рынка.

Так‑как массовый отъезд происходил в авральном режиме, руководство тоже было близко к панической атаке. Мы не знали что делать — у нас уехало 25% сотрудников, серьезный удар по производству и по общей морали компании (уезжали коллеги, которые были друзьями или близкими людьми). Первые мысли в этот момент.

— Уезжает большое кол‑во опытных сотрудников. Очень опытных сотрудников, адекватную замену мы им быстро не найдем. Минимум пол года, пока новенькие начнут перформить на том же уровне.

— ситуация тяжелая, не хочется, чтобы люди теряли доход.

— Надолго ли они уезжают?

— Какие роли могут работать удаленно? Как их оплачивать? Какой объем они будут выполнять? Как коммуницировать с офлайном?

В итоге мы принимаем ряд решений.

  • сотрудники, которые могут выполнять работу удаленно, уезжайте. Но мы вашу ставку снижаем на 20% Поясню. У удаленных сотрудников обрезается функционал, он не может выполнять все обязанности. Например: VFX дизайнер часто присутствует на площадке, чтобы помочь снять сложные шоты.

  • Академический отпуск. Для тех, кто не может выполнять задачи удаленно. Сотрудник уезжает, а когда сможет вернуться, возвращается на прежнюю должность, прежнюю зарплату. Как будто бы ничего и не было.

А дальше мы начали работать в новом режиме, начали всплывать нюансы, которые можно было прогнозировать, но мы этого не сделали.

Работать удаленно надо уметь.

Как и говорил у нас видеопродакшен. Есть предпродакшен — сценаристы, креативщики, серчеры. Продакшн — операторы, режиссеры, гаферы, Пост — монтажеры, редакторы, копирайтеры, контент менеджеры, графические дизайнеры и т. д.

Есть роли, с которыми наша компания работает удаленно уже много лет, процесс налажен. В основном это пост продакшене специалисты, которые делают узкую задачу и коммуницируют только с одним сотрудником с офисного штата.

Новые удаленщики столкнулись с рядом проблем.

1. Коммуникация с офисом. Zoom и его аналоги, не заменяют живого общения. Когда офисные сценаристы и креативщики проводят мозговой штурм, находятся в одном темпе, а удаленщик из монитора в другом темпе. Банально из-за того, чтобы его все услышали, другие должны замолчать.

2. Самоорганизация. Работать удаленно, организовывать свои личные процессы – большое искусство. Начинающие удаленщики размазывают работу на все неделю, захватывают и выходные и поздние ночи. Сами больше устают, да и не работают в общем темпе с офисом, что нарушает процессы.

3. Афтершок. Сентябрьский массовый отъезд прошел, половина сотрудников вернулась, 25% - ушли навсегда, 25 -% уехавших до сих пор работают удаленно.  Ситуация стала спокойнее. Но сотрудники продолжают пользоваться возможностью уйти на удаленную работу или взять академ отпуск.

Мы не хотим отпускать, но есть распространенный прецедент. Когда к нам приходит сотрудник, говорит:

— Хочу поработать на удаленке 2 месяца.
— нет, нельзя, ты нужен здесь.
— Но Паша тоже на удаленке.
— Тогда в офисе останется мало людей.
— Тогда пусть возвращается, уже можно, уже все спокойно.

И много похожих диалогов, которые не приятны ни одной стороне. И в какой‑то момент их стало слишком много. И мы были вынуждены стать жестче.

  1. Креативщики и сценаристы, продюсеры, режиссеры. Все те роли, которые коммуницируют с большим кол‑вом людей. Все работают в офисе. Без исключений.

  2. Те роли, которые могут работать на удаленке (в основном постпродакшен) — могут уйти только на 2 месяца. Дальше либо возвращаемся, либо увольняем.

  3. Академ отпуск. Первое, мы перестали называть это отпуском, теперь это — «демо‑увольнение» (над названием еще работаем). Если сотрудник уходит меньше чем на два месяца, именно такой срок адаптации нового сотрудника, то человек возвращается на свое место.

Если сотрудник не может назвать сроки, то мы ищем человеку замену. Но вернуться он может только в том случае, если у нас открыта вакансия. Нюанс. Если человек находился в демо‑увольнении менее полу года, он возвращается без тестового задания и испытательного срока. Если прошло больше, то он заново должен подтвердить, в какой он трудовой форме.

Итог

Мы еще не знаем, как сработают новые правила. И я здесь не касался делопроизводства. Статья больше рефлексия на тему, что поменялось и почему. Не знаю, почему именно сейчас. Если вы находились в похожей ситуации и есть свои наработки, пишите, буду рад.

Комментарии (12)


  1. ivint
    12.09.2023 10:10
    +20

    Зачем эти полумеры с двумя месяцами? Судя по статье вам не нравится что люди работают на удаленке. Увольняйте всех, не нужно мучать ни их ни себя. Надежду что люди будут возвращаться на прежних условиях через 2-4-6-сколько-угодно-месяцев тоже лучше оставить, потому что какой в этом смысл? Вы уже показали свою нелояльность сотрудникам и отсутствие гибкости. Может и вернутся на проекты как консультанты за соответствующую увеличенную ставку, но не более того.


  1. emerald_isle
    12.09.2023 10:10
    +8

    Для понимания контекста - я том-менеджер в медиа продакшене, мы делаем видео контент для международного рынка.

    Контекст понятнее не стал. Что делает том-менеджер? Тома сценариев для видео перечитывает?


    1. Kirkickiy Автор
      12.09.2023 10:10

      руководит продакшеном. его филиалом. Организует работу производства.


    1. rusik2293
      12.09.2023 10:10
      -2

      «Том» (ต้ม) дословно переводится как «варить» или «кипятить». Наверное повар


  1. Kirkickiy Автор
    12.09.2023 10:10

    Есть очень узкие специалисты с уникальным опытом. Не можем рубить с плеча


  1. Yuriy_krd
    12.09.2023 10:10
    +4

    Как и говорил у нас видеопродакшен. Есть предпродакшен – сценаристы, креативщики, серчеры. Продакшн – операторы, режиссеры, гаферы, Пост – монтажеры, редакторы, копирайтеры, контент менеджеры, графические дизайнеры и т.д.

    Вот бы на русском прочитать все это… Буквы знакомые, а слова… Кто такие "серчеры"? Они на что-то серчают? На что? или это от "search"? тогда что они ищут и где?
    А кто такие "гаферы" вообще ни сном, ни духом..


    1. muturgan
      12.09.2023 10:10
      -1

      Возможно это мой информационный пузырь, но на Хабре в основном пишут про айти. И что-то никто не придирается к редису-постгресу-реббиту-деплою-пайплайну-сиаю-джаве-сишарпу. Ну вот такие в данной предметной области термины. Люди так и разговаривают. Это нормально. Статья же не об основах профессии.


  1. yoz
    12.09.2023 10:10
    +9

    Не предложите удобные условия удаленной работы вы - предложат ваши конкуренты. Душите специалистов дальше, потом будете думать, как задачи решать имея одних джунов да миддлов в штате.


    1. Kirkickiy Автор
      12.09.2023 10:10

      зависит от сферы. В нашей, ты не станешь сеньором, находясь на удаленке.


      1. yoz
        12.09.2023 10:10
        +3

        Кроме тех, кто физически выстраивает сцены съемки(если съемки каждый день), все могут работать удаленно. Либо, как минимум, гибридно. Приезжая в офис на 1 день в неделю.


  1. Markscheider
    12.09.2023 10:10

    Академический отпуск. Для тех, кто не может выполнять задачи удаленно. Сотрудник уезжает, а когда сможет вернуться, возвращается на прежнюю должность, прежнюю зарплату. Как будто бы ничего и не было.

    Налоги на ФОТ по таким сотрудникам платятся, как будто они работают?


    1. Kirkickiy Автор
      12.09.2023 10:10
      -2

      Есть те, кто работают с нами как самозанятые. Но фактически в штате. С ними проще
      Нет, официально трудовое соглашение разрывается. Академ отпуск - это больше внутреннее понятие в компании.