Концепция «права на ремонт» становится все более популярной среди ремонтных сервисов и обычных пользователей. Благодаря усилиям сторонников этой инициативы, многие крупные и не очень компании улучшают ремонтопригодность своих девайсов. При этом идею поддерживают даже те организации и корпорации, которые ранее выступали против нее. Одна из них — Apple, и сегодня поговорим о том, как изменилось ее отношение к «праву», а также обсудим действия других компаний, не соответствующие этой концепции.

Что там с Apple?


Одна из наиболее заметных инициатив последнего времени, связанных с правом на ремонт — законы США и Европы, направленные на защиту покупателей электронных устройств и бытовой техники. Например, в Калифорнии, США, законодатели приняли законопроект, обязывающий технологические компании предоставлять сервисным центрам и пользователям запасные части для ремонта свои гаджетов и инструменты для такого ремонта. Законопроект требует, чтобы компоненты, руководства по ремонту и другая необходимая информация оставались доступными в течение семи лет после релиза любого продукта стоимостью более $100.

И Apple этот законопроект поддержала. Хотя ранее корпорация выступала против подобных мер, утверждая, что тем самым «защищает пользователей» своих устройств от некачественного ремонта. То есть компания утверждала, что сторонние сервисные центры ремонтируют технику не особо качественно, в отличие от собственных центров Apple.

Чуть позже корпорация отступила от этой позиции, а затем — и вовсе поддержала инициативу сторонников «права на ремонт». Сейчас представители Apple заявили, что будут добиваться принятия аналогичных законопроектов и в других штатах, а не только в Калифорнии. «Мы собираемся ввести новые меры поддержки пользователей повсюду в США», — сообщил один из топ-менеджеров корпорации.

Несколько лет назад компания запустила программу поддержки независимых сервисных центров, а также программу поддержки ремонта устройств их владельцами. Текущая активность Apple может повлиять и на позицию других производителей устройств, которые все еще находятся в нейтральной позиции относительно «права».

«Уверена, что большинство поставщиков электронных устройств рано или поздно осознают, что они могут избавить себя от многих хлопот, предоставив запасные части, инструменты и другие элементы сервисным центрам и пользователям в Нью-Йорке, Миннесоте, Калифорнии и Колорадо», — прокомментировала ситуацию Гей Гордон Бирн, исполнительный директор The Repair Association.

Другие компании тоже за


Microsoft, например, начала продавать запасные части для Surface, включая дисплеи, датчики, камеры, аккумуляторы и съёмные SSD. На данный момент все это доступно пользователям США, с моделями Surface Pro 7/9/9 Pro, Laptop 3/5, Laptop Go 2, Laptop Studio/Studio 2+. Но вскоре будет расширена как география продаж, так и модельный ряд устройств, для которых доступны запчасти.

А еще Microsoft стала продавать различные инструменты для ремонта своих девайсов, плюс выкладывать инструкции по ремонту как Surface 9 Pro, так и других продуктов.



Кроме того, ее Surface PRO 9 стал почти что модульным. Так, внутри установлен съемный SSD, получить доступ к нему стало возможным без разборки всего девайса. По словам экспертов по ремонту, экран стало снимать не в пример проще — достаточно немного нагреть и все. Конечно, для снятия экрана в любом случае требуется опыт, но все же ремонт «девятки» стал гораздо более простым по сравнению с предыдущими моделями.

Valve объявила о партнерстве с iFixit по продаже запчастей и комплектующих для Steam Deck и Valve Index. Единственное, о чем предупреждает производитель — о необходимости иметь нужные для ремонта навыки, поскольку если неопытный пользователь что-то испортит, то гарантийному замену или ремонту устройство уже не принадлежит. Также Valve предоставляет наборы и комплектующие для ремонта портативной игровой приставки Steam Deck.


Более того, сама игровая консоль разбирается относительно просто. Разобрать ее можно при помощи небольшого набора отверток и пинцета. В Valve позаботились о том, чтобы пользователь смог без проблем поменять клавиши управления (стики) и внутренний накопитель, который расположен близко к беспроводному модулю.

Samsung, в свою очередь, не только заключила соглашение с iFixit, заявив, что новая инициатива предполагает предоставление запчастей, инструментов для ремонта и даже детальных гайдов с фотографиями, которые помогают мастерам быстро освоить процесс ремонта. Но и начало разработку мобильного приложения с инструкциями для самостоятельного ремонта устройств. Соответствующее заявление южнокорейская компания подала в Бюро по патентам и товарным знакам США.

Компания подала соответствующую патентную заявку. В ней Samsung описывает приложение как прикладное программное обеспечение для смартфонов, предназначенное для ремонта, обслуживания и настройки гаджетов. Также в списке перечислено, что приложение поможет выполнять ремонт смартфонов, планшетов, компьютеров, умных часов и наушников.

Но есть и проблемы


image
Их, конечно, немало. Так, например, новинка от Sony, PlayStation 5 Digital Edition, получила возможность подключения съемного привода для лазерных дисков. Но для того, чтобы привод заработал, при первом подключении консоль должна иметь интернет-соединение.

Японская компания заявляет, что пошла на такой шаг, чтобы не допустить использование приводов сторонни компаний. Но в то же время это создает проблему для игроков — не у всех есть возможность подключиться к сети, кроме того, если возникнут проблемы с сервером, который отвечает за проверку привода, тоже возникнут проблемы.

У Sony уже были подобные проблемы — например, у первых ревизий PS4 возникали проблемы с приводами с маркировкой BDP-020. Что-то ломалось на плате привода, но замена платы не решала проблемы. Как оказалось, нужно просто пересаживать «родной» чип Renesas с вышедшей из строя платы на плату, заказанную в Китае. Его прошивка содержала ключи, с которыми приставка сверялась, определяя свой или чужой (т.е. от стороннего производителя) установлен привод.

У Apple многие чипы «привязывались» и привязываются к материнской плате. Так что для замены чипа необходим программатор, который позволяет перенести прошивку из родного чипа на новый.

У той же Sony в 2021 году обнаружились проблемы с батарейкой на плате. Если она разряжалась, то консоль просто не работала. Компании в итоге пришлось обновить прошивку консоли для решения этой странной ситуации.

И таких, казалось бы, мелких, технологических нюансов не так и мало — многие компании стараются направить пользователей пострадавших устройств в авторизованные сервисные центры. Ведь ремонт своих же устройств — буквально золотая жила, суммы за ремонт у «официала» в несколько раз выше, чем в случае работы с независимым сервисным центром.

Все это и многое другое еще предстоит решить в будущем. Но и то хорошо, что концепция «права на ремонт» уже шагает по планете. Дальше будет лучше. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.

Другие полезные материалы


Комментарии (29)


  1. vlad4kr7
    26.10.2023 01:01
    +3

    У Apple многие чипы «привязывались»

    Это поменяется? никогда!

    Изменилась ремонтопригодность iphone 15 по сравнению с 14? нет, как было 4 из 10, так и останется.

    Статья реклама Аппла?


    1. SergeyMax
      26.10.2023 01:01
      +9

      Конечно изменилась, теперь вы можете купить фирменный паяльник.


      1. Vitimbo
        26.10.2023 01:01
        +1

        А его можно будет починить?


        1. Jeshua
          26.10.2023 01:01
          +3

          Если у вас есть фирменный паяльник Apple, то вы можете починить всё, кроме фирменного паяльника. Если у вас есть два фирменных паяльника Apple, то вы можете починить всё.


          1. Vitimbo
            26.10.2023 01:01
            +4

            Кроме совершенно безвыходных ситуаций, когда оба паяльника не видят wifi и не могут зайти в apple id


          1. ritorichesky_echpochmak
            26.10.2023 01:01

            BGA)


            1. PsihXMak
              26.10.2023 01:01

              Ждём фирменные фены и фирменные печи Apple


          1. YNK
            26.10.2023 01:01

            Если докупить фен Apple, то сможете самостоятельно собрать паяльную станцию Apple.


      1. AquariusStar
        26.10.2023 01:01

        И фирменный припой с флюсом.


        1. ShadF0x
          26.10.2023 01:01
          +1

          Припой экологически чистый, поэтому начинает распадаться на мёд и плесень через три месяца после использования.


  1. hphphp
    26.10.2023 01:01

    "...а когда сами сломают, мы еще и за ремонт возьмем".

    У самсунга гэлакси s23 ультра ума не приложу, что можно поменять без сервисного центра самостоятельно? Пленку на экране?


    1. ritorichesky_echpochmak
      26.10.2023 01:01
      -1

      У 22 и 23 серий больше нет заводской плёнки на экране. Они нагло врут что это "забота об экологии", но по факту экран на Note10+ у меня почти как новый, а S23 Ultra с "дофига прочным стеклом" уже через неделю после покупки поцарапался, т.е. защитная плёнка всё равно обязательно нужна (но васян с рынка наклеит её вкривь и вкось, а потом она и вовсе сама отвалится и будет нужна новая - вот он, истинный "вклад" в экологию), иначе ты будешь "экологично" регулярно менять экран (что круто сказывается на целостности аппарата, водонепроницаемости и т.д.)


      1. SergeyMax
        26.10.2023 01:01
        +11

        защитная плёнка всё равно обязательно нужна

        Никогда не клеил эту шляпу, и ничего не царапалось. Да, я тот доктор, у которого нога не болит.


        1. ritorichesky_echpochmak
          26.10.2023 01:01
          -2

          До 22 серии у Samsung долгое время плёнка была вот прям с завода. И она настолько хорошо и плотно проклеена, что иногда люди даже не замечали, что она есть. И нога не болела, ага. А на нокию я тоже не клеил...


          1. SergeyMax
            26.10.2023 01:01
            +3

            Согласен с вами, коллега. Люди тупые, и не замечают, есть плёнка, или нет. Не то что мы с вами.


      1. zlat_zlat
        26.10.2023 01:01
        +2

        Не совсем понятно. Вы эти плёнки каждую неделю меняете или ходите с зацарапанной, если экран (который по логике всяко попрочнее плёнки) уже через неделю царапанный?


        1. ritorichesky_echpochmak
          26.10.2023 01:01
          -1

          Странные выводы про каждую неделю, но по итогу даже те царапины, которые есть, на плёнке Note10+ видно хуже, чем небольшую на стекле 23 ультры. Возможно некоторая пластичность роляет. Ну и всяко плёнку легче поменять, чем стекло. На худой конец если она сильно зашарпана её действительно можно снять - это, внезапно, всё ещё дешевле и проще, чем менять стекло.


          1. zlat_zlat
            26.10.2023 01:01

            Понял, спасибо за ответ. У меня тоже «нормальная нога», правда на айфоне, но врядли там стекла лучше самсунговских. Вот гидрофоб со стекла стирается - это да.


        1. konst90
          26.10.2023 01:01
          +1

          У меня гидрогелевая матовая пленка, она мелкие царапины затягивает. А на глянцевом экране без пленки их видно на ярком солнце.


  1. Darth_Anjan
    26.10.2023 01:01
    +6

    Эти позиции из разряда "Не можешь победить - возглавь!".


  1. CBET_TbMbI
    26.10.2023 01:01
    +1

    Думаю, самый востребованный (или один из) ремонт - замена аккумулятора. Хотя бы её простой сделают - уже хорошо. Вот только аккумуляторы у всех разные.

    Надо тогда производителей обязать продавать аккумуляторы хотя бы лет 10 после выпуска телефона.

    Хотя, если так сделать, они начнут специально делать их менее долговечными))


    1. SergeyMax
      26.10.2023 01:01

      Надо тогда производителей обязать продавать аккумуляторы хотя бы лет 10 после выпуска телефона.

      Это вообще не проблема, обязать-то продавать. Проблема в том, что вы не будете покупать по той цене, которую поставит обязанный.


      1. CBET_TbMbI
        26.10.2023 01:01

        Это рынок рассудит. Для многих автомобилистов важна цена обслуживания, включая цену запчастей.

        И даже при выборе сборок компов часто заранее рассматривают возможность апгрейда.

        Может, и с телефонами до этого дойдём. Был бы выбор.


        1. SergeyMax
          26.10.2023 01:01

          Да давно уже рассудил. Для такой мелочи, как телефон, через три года покупать оригинальный аккумулятор по цене нового нормального телефона не имеет никакого смысла. А про десять лет просто смешно даже говорить. Эппл со своей большой остаточной стоимостью разве что немного выбивается


          1. CBET_TbMbI
            26.10.2023 01:01

            В каком месте аккумуляторы, как телефон стоят? Они за 1-2 т.р. продаются, а то и дешевле.


            1. konst90
              26.10.2023 01:01
              +1

              Это китайский аналог. Оригинал на S8+ мне месяц назад обошелся в 4200.


              1. Zenitchik
                26.10.2023 01:01

                Так они ж идентичны. Элементы - в принципе кроме размера ничем не отличаются, а плата управления не содержит ничего, что нельзя сделать "на коленке".


    1. inkelyad
      26.10.2023 01:01

      Надо тогда производителей обязать продавать аккумуляторы хотя бы лет 10 после выпуска телефона.

      Ничего подобного. Надо злобно штрафовать всяким поборами за нестандарт, когда ничего кроме 'родного' (по форм-фактору, параметрам и разным чипам) аккумулятора поставить нельзя.


  1. SviatoslavGusev
    26.10.2023 01:01

    Про телефоны раскладушки и со сгибающимся экраном, вообще не стоит вспоминать...