Привет! Это Fitil — сообщество, где люди знакомятся и общаются на мероприятиях, заводят дружбу и отношения. И сегодня в рамках рубрики «Fitil о психологии» мы вместе с психологом Алёной Давыденко хотим поговорить о том, как справляться с конфликтами в отношениях любого рода: дружеских, романтических и любых других.

Конфликты всегда были и будут в человеческих взаимоотношениях независимо от того, общаетесь вы с кем‑то лично или онлайн. И важно помнить, что они не могут иметь только негативную окраску, так как они могут помочь нам вырасти эмоционально и открыть новые стадии в отношениях с коллегами, друзьями и близкими.

Главный секрет успеха в решении конфликта — признать, что он есть. Кому‑то покажется странным, но те, кто избегает конфликтов, поймут, что мы имеем в виду. Сложность решения конфликтных ситуаций часто заключается в том, что людям сложно отстаивать свою точку зрения. Например, внутренне мы понимаем, что правы, но сказать об этом не можем по разным причинам.

В этой статье мы расскажем:

  • о причинах, по которым мы избегаем конфликтов;

  • о стратегиях разрешения конфликта;

  • о техниках, которые помогут выстроить диалог с оппонентом.

Что заставляет нас избегать конфликтов?

Причина № 1: страх быть отвергнутым, непонятым, неуслышанным.
Этот страх заложен в нас эволюционно, он иррационален и обусловлен нашей детской частью (то есть теми страхами и переживаниями, которые у нас были в детском возрасте при конфликтных ситуациях). Пройдя однажды через отвержение, мало кто захочет проходить через это снова.

Причина № 2: страх последствий.
В конфликте никто из участников не может быть на 100% уверен, что всё закончится мирно и позитивно, так как этот процесс непредсказуем. Так рождается внутренний страх последствий, который может спровоцировать дополнительный стресс и тревожность. Создаётся ощущение, что самое страшное — это не выразить мнение, а узнать на него ответ от другого.

Причина № 3: чувство вины, негативные эмоции.
В конфликтах бывает настолько много разных эмоций и состояний, что нет желания (и сил) через это проходить, так как это может ударить по самооценке и испортить настроение.

Конечно, можно отложить обсуждение конфликта, если вы хотите выиграть чуть больше времени для решения проблемы или не готовы именно сейчас вступать в переговоры. Например, если вам необходимо поговорить с руководителем о чём‑то важном, но вы понимаете, что не готовы обсуждать с ним это сейчас по разным причинам.

Как вести себя в конфликтах?

Самое первое, с чего можно начать — изменить реакцию на само слово «конфликт». Понять, что сталкиваться с чьим‑то мнением и отстаивать своё — это нормально. Вы не обязаны соответствовать чьим‑то ожиданиям (тут речь про образ вас как человека, а не про правила и границы, которые, например, установлены на работе, в коллективе или дома). Все мы уникальны по‑своему, и наши взгляды на жизнь могут быть разными.

Американский психолог Кеннет Томас выделил пять основных стратегий разрешения конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление:

Соперничество.
Суть — навязать оппоненту свою точку зрения, заставить принять выгодное для себя решение. Подходит тогда, когда у вас нет времени на обсуждение или когда ваше решение конструктивно и полезно для отношений/организации. Либо когда времени у вас нет времени на уговоры.

Компромисс.
Суть — пойти на уступки друг другу, частично отказываясь от своих условий. Подходит тогда, когда противники находятся в равных условиях, когда допустимо принятие временного решения или есть опасность потерять все.

Приспособление.
Суть — отказаться от своих требований в вынужденной или добровольной форме. Чаще всего такое происходит, когда одна из сторон осознаёт свою неправоту, хочет сохранить хорошие отношения с оппонентом или просто из‑за бессмысленности спора. Принудить принять такое решение может осознание неизбежности поражения или вмешательство третьей стороны.

Уход.
Суть — избежать конфликт, попытаться выйти из него с минимальными потерями. Конфликт при этом никак не разрешается: он либо угаснет, либо — если претензии будут копиться и дальше — вернётся с удвоенной силой.

Сотрудничество.
Суть — увидеть в оппоненте не врага, а коллегу, и вместе найти наилучшее решение. Наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации.

Что важно при выборе стратегии разрешения конфликта?

  1. Отделять личное отношение к человеку от проблемы. Представьте себя на месте оппонента в сложившейся ситуации. Не дайте субъективным впечатлениям повлиять на ваше решение.

  2. Почаще задавайте вопросы «Почему?», «Почему нет?». Выслушайте толкование интересов второй стороны, аргументируйте свои. В приоритете должен быть интерес к разрешению конфликта, а не отстаивание своей позиции.

  3. Искать взаимовыгодные варианты. Необходимо учитывать как свои претензии, так и претензии оппонента, стараясь найти удобное решение.

  4. Максимально объективно оценивать ситуацию. Выслушайте доводы второй стороны, но не поддавайтесь давлению и эмоциям. Используйте объективные, справедливые критерии при оценке ситуации.

Есть несколько техник, которые помогут лучше выстроить диалог с оппонентом. Конечно, не стоит использовать сразу все — можно выбрать одну‑две и отточить их:

  1. Техника «хвоста» помогает показать другому человеку, что вы заинтересованы в разговоре. Используйте выражения «правильно ли я понимаю, что…», «когда вы сказали о…, то имели в виду…». Такие фразы могут даже спасти от манипуляций, так как вы будете озвучивать и истолковывать слова собеседника, что поможет ещё раз проанализировать их.

  2. Отвечать «если» на «нет». Например, если вам отказали в повышении заработной платы, можно использовать второй шанс и спросить «а если бы я взял на себя ещё одну задачу, то при таком условии повышение зарплаты возможно?». Чаще всего наш мозг воспринимает отказ как поражение, хотя в некоторых ситуациях вы можете предложить альтернативу, чтобы ещё раз дать возможность оппоненту обдумать свой ответ.

  3. Техника отражения чувств. Она заключается в том, что вы слегка встаёте на сторону оппонента, но продолжаете отстаивать свою позицию. Например, «я понимаю, что у компании нет возможности повысить мне зарплату сейчас, при этом для меня это очень важно — скажите, через какое время повышение возможно?» или «я вижу, что мой вопрос поставил вас в тупик, но если вы зададите мне дополнительные вопросы, мы быстрее придём к пониманию друг друга».

Итог переговоров иногда может быть абсолютно непредсказуемым, так как всё зависит от многих факторов: самочувствия, настроения, атмосферы вокруг и т. д. При этом нет идеального места и времени для того, чтобы ваша позиция была принята и услышана. Важно самостоятельно для себя сформулировать позицию и аргументы к ней, чтобы обрести чувство опоры в разговоре.

А если у вас возникают трудности или вы чувствуете, что страхи в общении с другими мешают вам спокойно относиться к конфликтам, вы всегда можете обратиться за помощью к психологу. Консультации помогут не только обнаружить причины подобного дискомфорта, но и научиться оказывать себе помощь самостоятельно.

Какие трюки при решении конфликтов есть у вас?

Комментарии (15)


  1. IvanProvinciaTver
    22.11.2023 09:54
    +6

    Как решаете конфликт между вашим стартапом и сообществом, которое вас не принимает?


    1. exTvr
      22.11.2023 09:54
      +4

      Пытаются взять на измор.

      Ничто не может считаться более явным признаком умопомешательства, чем повторение одних и тех же действий в надежде получить разные результаты.


      1. AWRDev
        22.11.2023 09:54

        Цитируете русско-карибского философа Василия Черногорова?


    1. SofiyaFitil Автор
      22.11.2023 09:54

      Добрый день! Мы не видим в этом конфликта :) С каждой статьи приходят регистрации, а некоторые становятся нашими участниками сообщества Fitil. Кстати, 70% участников после первого посещения мероприятия возвращаются повторно. Считаем это одним из главных показателей слаженного сообщества.


      1. Redduck119
        22.11.2023 09:54

        Возможно сможете привести пример как разрулить ситуацию.
        Кабинет общий на трех сотрудников.
        Один с трех слушает музыку через динамики.
        А мне не нравится, я и напрямую говорил и отключал звук (могу совсем отключить, все таки админ. Но хочется по правилам).
        Не помогает.
        Давайте обсудим.


        1. mafia8
          22.11.2023 09:54

          Как он относится к тому, чтобы использовать наушники?


          1. Redduck119
            22.11.2023 09:54
            +2

            В какой-то момент он(сотрудник) о..ел и сказал что я должен ему купить наушники.
            Я теперь склоняюсь к следующему плану.
            Пишу скрипт на powershell который проверяет звук от хромого, и первое время каждые пять минут включает рекламу ТЕЛЕ2. Потом если что время сокращу.


        1. engine9
          22.11.2023 09:54
          +1

          Однажды мне помогло провести опрос, мешает ли человек коллективу. Почти все сказали, что мешает. И до человека пришло понимание.

          Самое ценное в моём рассказе то, что тем мудаком был я. И я же инициировал опрос, в надежде оправдаться, что мол никому не мешаю и претензии преувеличены.


          1. Redduck119
            22.11.2023 09:54
            +1

            Плюс тебе в карму!


        1. SofiyaFitil Автор
          22.11.2023 09:54

          Игра в "кошки-мышки" получается? Он одно, а вы ему другое. Ваш коллега намеренно нарушает границы (зачем он это делает? тут могут быть разные причины...). Вы молодец, что пытались с ним поговорить напрямую, видимо, объяснение чувств тут тоже не поможет, и аргументы, что это мешает выполнению общей цели.

          Если хочется по правилам, то эти правила можно установить. Предложить их начальству, обсудить и внедрить. А за нарушение — санкции. Или предложить работать из дома, если такое возможно, конечно.


      1. IvanProvinciaTver
        22.11.2023 09:54
        +2

        Стадия 3: Торг.


      1. AWRDev
        22.11.2023 09:54

        В комментарии выше привели пример с нерадивым сотрудником, в связи с чем вспомнил ситуацию вида:
        Какой-то человек своими действиями или поведением раздражает меня (и возможно других)
        При указывании ему или другим о наличии этой проблемы, они отвечают что-то вроде: "Ну ты тоже так делай"
        Как такой способ "аргументирования" называется?


        1. SofiyaFitil Автор
          22.11.2023 09:54

          Похоже на пассивную агрессию, то есть человек скорее всего внутри злиться, что ему замечание сделали, но не согласен с этим, поэтому через подобные фразы выражает свое мнение


  1. Nurked
    22.11.2023 09:54

    Конфликты разрешаются просто тем, что находится причина этого конфликта. После того, как на неё смотрят все стороны, конфликт исчезает.

    Вы не в состоянии увидеть разницу между конфликтом и неумением общаться. То что большинство людей понимают под "конфликтом" это просто неумение сказать "я вас понял, спасибо".

    А вы, вот, например, Хабру уже насилуете, создавая трафик с другого конца спектра. Статьи настолько отвратительные, и не по теме, что они пробивают пол, и создают поток людей к вам.


  1. Nialpe
    22.11.2023 09:54

    все эти рекомендации по решению конфликтов великолепны ровно до тех пор, пока не встретятся две стороны, каждая из которых не собирается уступать. хрестоматийный случай в каждом openspace - "мне дует" и "мне жарко". коучи по конфликтологии начинают сразу генерировать великое множество идей (ребята, ну как вы не догадались - вот же как надо!), но беда в том, что в ситуации "уперлись два барана с милыми улыбками на мордах и подчеркнуто-вежливым поведением с полным зеркалированием друг друга" все идеи не работают. а ненависть в душе множится.