Вы хотите начать заниматься английским, но пока по какой-то причине не готовы записаться на курсы или найти преподавателя по английскому языку. Но вы готовы уделить какое-то время, чтобы изучать язык самостоятельно, в своем темпе, чтобы если вдруг где-то в будущем вам язык понадобится, пришлось бы начинать его изучать не с нуля.

Другой вариант: у вас есть знание каких-то тем, но вам хочется это как-то структурировать. Как обычно, предупрежу тех, кто для этих целей собирается купить какой-то курс/видеокурс по грамматике: не стоит этого делать, потому что вся информация в таком курсе будет взята из тех же самых учебников. Каких-то уникальных объяснений тоже не будет. При этом упражнений на отработку будет недостаточно, то есть вы все равно будете делать ошибки в речи. Курсы обычно преподносятся как некая магическая таблетка, чтобы уж точно усвоить все положенные правила. Но от того, что вы просмотрите несколько часов видео, ничего не изменится.

Я (репетитор по английскому языку) составил небольшой гайд по тому, какие разделы грамматики английского языка должен изучать начинающий. Его можно просмотреть и уже имеющим какой-то уровень, чтобы понять, есть ли пробелы.

Самостоятельные занятия английским языком

Рассмотрим четыре популярных учебника английского языка:

1) Outcomes;

2) Oxford Navigate;

3) Speakout;

4) English file.

Изучив один из таких учебников, проделав все упражнения, вы скорее всего повысите свой язык на один уровень. Но можно ли заниматься самостоятельно по учебникам?

В теории да. В них много полезного контента, рассчитанного под конкретный уровень: тексты, аудиозаписи, во многих еще видео (YouTube не нужен). Все это скрепляется упражнениями на грамматику, говорение, и письмо.

Однако, я еще не видел, чтобы по учебнику занимались самостоятельно, последовательно выполняя все упражнения. Процесс этот достаточно скучный, если нет преподавателя, который проверял бы упражнения на говорение. Упомянутые ученики рассчитаны на преподавание по коммуникативной методике, и материалы в них используются скорее как подводка, как стимул заставить студента говорить. Лишь у немногих хватит терпения продираться по учебнику самостоятельно, учитывая, что инструкции в них даны тоже на английском. При этом инструкций из самого учебника часто недостаточно, необходимо читать еще и книгу для учителя, а там язык уже неадаптированный.

И все же, если усвоить программу всего учебника, то можно продвинуться вперед даже без преподавателя. Единственное, что упражнений, которые внутри учебника и в рабочей тетради, недостаточно. Если вы хотите заниматься самостоятельно, то не будете (с собеседником-преподавателем) делать упражнений на говорение, их необходимо компенсировать большим количеством сделанных грамматических упражнений.

То есть, если вы хотите освоить уровень A1, вы должны уметь читать, слушать, писать (хотя это не всем нужно) и говорить. Чтобы говорить – нужно уметь строить предложения. Чтобы строить предложения, нужно для начала учиться их строить, видя перед собой некие опоры, например, перемешанные слова, из которых нужно составить предложения, или просто начало и конец предложения.

В прошлом посте я рекомендовал учебник Качаловой-Израилевич. Он включает в себя всю грамматику. Но только им, конечно не обойтись. Вы можете брать абсолютно любое пособие или статью из интернета. Рекомендую не брать видео с объяснением грамматики, потому что все равно придется смотреть его несколько раз, чтобы что-то понять. Гораздо легче прочитать текст в своем темпе и тут же проверить, усвоили ли вы материал, проделав упражнения. Просто делайте все упражнения по теме, которые вам выдаст гугл.

Какие темы стоит изучать начинающему? Просмотрев учебники для уровня A1, я отобрал следующие разделы, которые точно нужны (по мнению авторов учебников). Нумерация сквозная, всего необходимо изучить 28 тем.

III. Алгоритм работы:

1) берете название темы (выделенные курсивом),

2) гуглите («[название темы] в английском»,

3) читаете;

4) делаете упражнения

Сколько упражнений сделать? На самом деле никто не знает, поэтому обещания курсов «вот после нас вы точно будете все правильно говорить» не являются истиной. Поэтому чем больше – тем лучше, но помните, что грамматика – лишь вспомогательный инструмент.

Поэтому на самом начальном этапе можно порекомендовать простую схему, чтобы выработать привычку к занятиям английским:

1) Найти любую адаптированную книгу с аудиоприложением. Читать вслух и переводить

2) Делать грамматические упражнения. Заодно вы запомните самые частотные слова

3) Найти простой разговорный аудиокурс (опционально). Легче всего взять курс Пимслера. 90 уроков по 30 минут – можно прослушать за месяц-два.

Инстаграмы, тиктоки, всякие видео с «самыми необходимыми словами» - не приблизят к цели, но их конечно можно смотреть, для развлечения. Но я считаю, что никто кроме вас не знает, когда вы запомните правило, сколько раз вам придется повторить его. Можете считать, что добились прогресса, если вы, идя по улице, можете без напряжения перевести случайно возникающие в голове простые фразы. То есть основную работу, если вы живете не в англоязычной стране, необходимо проделывать без учебников, заставлять себя иногда думать на английском. Простейшим способом является прослушивание записи на русском с синхронным переводом «про себя» на английский.

Список грамматических тем английского языка для самостоятельного изучения на начальном уровне:

I. Времена - Tenses

На уровне “Beginner” достаточно отработать настоящее, прошедшее и настоящее длительное время, то есть:

1) Present Simple (глагол “to be”). Глагол, который в английском используется чаще. Я студент – I am a student. Не нужно забывать вставлять этот глагол, когда нет другого.

2) Present Simple – используем, чтобы сказать о своих привычках и много еще о чем;

3) Past Simple - используем, чтобы сказать о том, что уже закончилось.

4) Present Continuous – используем, чтобы сказать, что что-то происходит прямо сейчас, а еще, чтобы сказать о четко определенном будущем.

Под словом «отработать» мы имеем в виду способность конструировать утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения. Что касается последних, то на этом уровне нужно уметь задавать:

Общие вопросы;

Специальные вопросы;

Эти вопросы нужно уметь строить во всех временах.

Пример: берем утвердительное предложение: I like apples.

Общий вопрос: Do you like apples?

Специальный вопрос: What do you like? Who likes apples? What do you do with apples?

Для того, чтобы рассказать о будущем, придется еще ознакомиться с конструкцией:

5) Going to. Есть и другие способы сказать о будущем, но они в упомянутых учебниках этого уровня не рассматриваются.

6) Adverbs of frequency - слова, которые можно использовать, чтобы строить более сложные предложения. То есть, не просто “I watch TV”, а “I rarely watch TV”.

По временам записывается огромное количество видео, но я считаю, что, поскольку их количество ограничено, это достаточно простая тема. Гораздо сложнее изучать артикли и предлоги – их огромное количество и логика использования не всегда совпадает с русским языком.

II. Обороты

В упомянутых учебниках в разделах про грамматику не так много фиксированных словосочетаний, всего три

7) Would like – мы используем его, чтобы что-то вежливо попросить

8) Going to – то самое будущее время;

9) I will - тоже будущее, но в учебнике Outcomes используется для того, чтобы предложить решение для проблемы

III. Существительные. “Nouns”

Хорошие новости – окончаний существительных в английском языке гораздо меньше. Но зато вместо них спереди вставляются слова, аналогов которым в русском нет – артикли и определители.

10) Единственное/множественное/неисчисляемое число существительных – можем добавить “s” и получится множественное число. «cобака-собаки» - “dog-dogs”. Но есть много существительных, которые во множественном числе имеют особую форму. Их нужно запоминать. А неисчисляемые вообще не имеют множественной формы, потому их нельзя посчитать.

11) Артикли a/an – не очень важные части речи, но нужно уже приучаться говорить с ними;

12) Any / Some – использование варьируется в зависимости от того, утверждаем мы, отрицаем или задаем вопрос, а также, в каком числе стоит существительное после Any/Some

13) This/That/These/Those – указательные местоимения

14) There is/There are – одна из самых полезных конструкций, что-то где-то есть.

15) A lot of – Используем, когда хочется сказать «много».

Как ни странно, определенному артиклю "The" не уделено особого внимания в учебниках для начинающих.

IV. Местоимения. Те слова, которые используются вместо существительных. Их необходимо выучить, чтобы можно было говорить несколько предложений, не повторяя существительное несколько раз.

This is my house. It is huge. My children live there. They are very kind.

16) Personal pronouns – те самые слова, которые можно поставить вместо подлежащего. My mother likes Pushkin – She likes Pushkin.

17) Possessive adjectives (в некоторых источниках Possessive pronouns) - ставим их перед существительными, чтобы сказать, что они, эти существительные, нам принадлежат – My car. Her car. Самостоятельно они не употребляются, только с существительным, следующими за ними.

18) Possessive 's and s'. Если не хотим использовать Possessive Pronouns из предыдущего пункта, то можем добавить к существительному “‘s”.

My mother’s car.

19) Object Pronouns – Те местоимения, которые вставляются обычно в конец предложения, чтобы показать, на кого направлено действие. I helped him. В отличие от пункта 17, после таких местоимений не нужно ставить существительное.

V. Глагол. Хотя по большей части самые основы использования глагола осваиваются при изучении времен, в программе для A1 отдельно упоминаются:

20) Can / Can’t – Используется, чтобы сказать, что вы можете или не можете что-то сделать. Я могу читать - I can read.

VI. Дополнительно

Здесь собраны некоторые дополнительные слова, которые позволят вам строить предложения длиннее I like/ I work. Вы сможете уже сказать, что именно вам нравится и сможете соединить два предложения.

I like reading but I don’t like swimming

I work at school.

21) Because/so – те самые слова, «потому что»/ «поэтому»

22) At/In/On – самые популярные предлоги места и времени – не фигурируют в грамматике, но их желательно изучить, чтобы сказать:

Я встаю в 7 утра – I get up AT 7 a.m.

Мой кот на столе – My cat is on the table.

23) To – как предлог, которые показывает направление

24) To - с инфинитивом. (Мне нужно открыть дверь – I need to open the door. В английском языке между двумя глаголами должно стоять что-то еще. Зато окончаний у них меньше, как я уже говорил)

25) For – в значении «чтобы». Упоминается вскользь в одном из учебников, но подробно будет разбираться на более высоких уровнях, поскольку выбрать между «For и To» не так просто

26) Imperatives – Повелительное наклонение, чтобы отдавать приказы, достаточно просто начать предложение с глагола.

27) I’ve got - используется, чтобы сказать, что у вас что-то есть. Хотя вполне можно обойтись без него, но по всей видимости, его дают из-за высокой частоты употребления носителями.

28) Adjectives - прилагательные. В английском не изменяются, но ставятся всегда перед существительным. I’ve got a red car.

Заключение

Начните с построения самых простых фраз. Помните, что в подавляющем большинстве случаев вам нужно сказать, кто делает и что делает, то есть, cоединить подлежащее и сказуемое. В этом и есть некая простота английского языка – на начальном этапе. Зная простые грамматические правила и изучив некоторое количество тем, вы уже сможете вести поддерживать разговор. Про лексику (словарный запас) начинающего я напишу в следующий раз.

Комментарии (8)


  1. mikegordan
    17.12.2023 16:31

    Красный Мёрфи уже не актуальный?


    1. AnA27
      17.12.2023 16:31

      Как дополнение, актуальный...

      Я даю этот учебник сначало для выполнения упражнений, а потом на пересказ... И так весь учебник ????. Это если хочешь заговорить на английском. Просто выполнять задания и идти дальше - это не работает.


  1. v0br23
    17.12.2023 16:31

    Было бы отлично, если автор взял к примеру Outcomes, и объяснил как работать с ними самостоятельно. Как закрыть пробелы, которые могут быть из за отсутствия преподавателя. У меня не получается с ними работать самостятельно.


  1. inscriptios
    17.12.2023 16:31

    А неисчисляемые вообще не имеют множественной формы, потому их нельзя посчитать.

    Здесь проблема с логикой изложения, неисчисляемые существительные нельзя посчитать, а потому у них нет множественной формы, а не наоборот.


    1. xaosxaos2
      17.12.2023 16:31

      Ога, хлеб - не исчисляемое, но приходишь и говоришь, один хлеб пожалуйста :)


      1. inscriptios
        17.12.2023 16:31

        Это потому что хлеб и число булок этого хлеба разные вещи, тут все просто, то есть зависит от контекста


  1. sap058
    17.12.2023 16:31

    Первое занятие прошёл - добавил пост в закладки ))

    Дальше как обычно на этом все и закончится


  1. SergeySh
    17.12.2023 16:31

    "их необходимо компенсировать большим количеством сделанных грамматических упражнений" - компенсирую "писанием" тут https://englishdog.xyz/