Сегодня мне хотелось бы познакомить читателей с бизнес-кейсом, который произошёл не с нашей компанией, но на нашем рынке систем контроля активности сотрудников.

Краткое содержание этого бизнес-кейса: какой высокой ни была бы конкуренция среди программного обеспечения, какие высокие затраты не требовались бы для выпуска продукта, всегда найдётся способ превратить недостатки в преимущества и обеспечить высокие продажи не благодаря, а вопреки.

Потому что на самом деле рынок располагается не в бизнес-каталогах, а в головах ваших потребителей.
Однако, приступим.

В России существует порядка десяти производителей систем мониторинга персонала. На Западе (в первую очередь США) их втрое больше. Признанного лидера нет. Одни системы могут похвастаться уникальным функционалом (как наш Kickidler, записывающий видео действий сотрудников и показывающий их рабочие столы онлайн), другие собирают много информации, третьи давно продаются.

Технологически системы очень сложные. Часть из них написана большими командами, другие писались очень долго, постепенно обрастая функционалом.

Теперь представьте, что вы хотите создать свою систему мониторинга персонала. У вас нет ни своих/инвестиционных денег для найма разработчиков, ни долгих лет для постепенного совершенствования продукта. Максимум что вы сможете получить — небольшой грант на разработку «инновационного продукта», который позволит вам 3-4 месяца платить зарплату 1-2 программистам.

Тупик? А вот и нет!

Давайте подумаем какие объективные недостатки есть у существующих систем. Объективные — это те недостатки, которые вытекают из достоинств продукта. Например, классический легковой автомобиль хорошо ездит по шоссе и «держит дорогу», благодаря низкой посадке в него легко влезать. Но именно поэтому он завязнет в глубокой грязи. Оно и понятно — хочешь ездить по лесу, купи рамный внедорожник. У которого свои объективные недостатки — много бензина есть, в салон надо запрыгивать и курс держит гораздо хуже.

Главный объективный недостаток классических систем мониторинга тоже напрямую следует из их достоинств. Некоторые руководители хотели бы контролировать на какие нужды их сотрудники тратят рабочее время, но боятся, что из-за внедрения контроля работники устроят забастовки или в суд подадут.

А что если собирать не все данные, а совсем немного? Например только информацию о том в каких программах сотрудники работали, какие сайты посещали и сколько времени на каждую программу/сайт тратили. Никаких личных и конфиденциальных данных эта информация не содержит, поэтому утечки можно не бояться.

Сделать такую систему гораздо проще, чем классическую. Агент, который перехватывает запущенные программу и посещённые сайты, сможет сделать даже студент. Сервер ещё проще написать. Анализ данных реализуется через web-интерфейс, библиотек на javascript, отображающих таблицы и диаграммы в сети — море.

То есть спустя один грант и два месяца у нас в руках продукт. Про «мониторинг персонала» забываем и говорим только про «учёт рабочего времени сотрудников» (УРВ).

Дальше начинаем агрессивный маркетинг, направленный в первую очередь на тех, кому и система мониторинга нужна и внедрять её боязно. Вот и создан новый рынок ПО. Всё как учил Траут: «не можешь стать лидером существующей товарной ниши, создай свою собственную и автоматически станешь в ней лидером».

Начинаются первые продажи. Полученная прибыль продолжает вкладываться в маркетинг. Небольшой кусок заработанного можно пускать и на доработку визуального интерфейса (ведь агент и сервер дорабатывать не нужно, нового функционала там не будет).
Вот вам готовы рецепт создания своего стартапа. Систем УРВ сейчас не много, а очень много, но рынок легко примет ещё десяток.
Кстати, а как там с объективными недостатками систем УРВ? Их три.

  • Во-первых, их очень просто обмануть. В одном из следующих выпусков блога я подробно напишу как. Причём для этого не нужно обладать познаниями в ИТ и быть системным администратором.
  • Во-вторых, не понятно что делать с собранной информацией. Доказательная база-то отсутствует.
  • В-третьих, продукты на этом рынке отличаются друг от друга только цветом визуального интерфейса. Всё те же диаграммы, таблички, графики. В маркетинг вложится один, а купят у другого — все же одинаковые.


Поэтому при проектировании Kickidler мы решили пойти другим путём — путём уникального функционала.
Но про опыт нашего выхода на рынок, про набитые шишки я расскажу в следующий раз.

Комментарии (20)


  1. vimruler
    19.12.2015 06:05
    -1

    Рассказ интригует! :)


  1. Grox
    20.12.2015 02:41

    Одни системы могут похвастаться уникальным функционалом (как наш Kickidler, записывающий видео действий сотрудников и показывающий их рабочие столы онлайн)
    Не уникален. Busted!


    1. AndrewIg
      20.12.2015 21:55

      Кто еще умеет показывать сразу много (больше четырех одновременно) рабочих столов онлайн и записывать видео так, чтобы для организации хотя бы в 100 человек любое СХД не заполнилось бы на 200%???


      1. Grox
        20.12.2015 23:04

        Это уже сравнительные параметры систем.


        1. AndrewIg
          20.12.2015 23:13

          Нет, это именно и есть уникальная возможность.
          Конечно можно с помощью RAdmin подключаться к каждому ПК сотрудника по отдельности.
          Скорее всего черех час руководитель взвоет и плюнет на это.
          А можно использовать наш квадратор. Вот так:
          image
          Можно записывать видео рабочих столов стандартными видео-кодеками. Сразу возникнет множество вопросов: где хранить такие объемы, как их передавать, как, в конце концов, анализировать!
          А тепер посмотрите сколько занимает наше видео: ru.kickidler.com/for-it/faq/#collapse-what-is-the-load-on-the-server
          То есть существуют системы, где возможность реализована «для галочки», но по факту нормально пользоваться ей в принципе невозможно.
          И есть Kickidler, в котором упор сделан на то, чтобы весь заявленный функционал реально работал.
          Есть разница?


          1. motienko
            21.12.2015 12:09

            А зачем записывать рабочие столы? Чтобы почувствовать себя Big Brother?


            1. AndrewIg
              21.12.2015 12:16

              Я именно для этого на этой неделе планирую написать как можно обмануть любую систему учета рабочего времени и мониторинга сотрудников, в которой нет записи рабочих столов.


              1. motienko
                21.12.2015 12:31
                +2

                Может быть просто набирать лояльных сотрудников и предлагать им нормальные условия работы, тогда не понадобится тратить деньги на «безопасность», «наблюдение», «контроль»?


                1. AndrewIg
                  21.12.2015 12:49

                  В предыдущем выпуске блога идет большая дискуссия на тему необходимости мониторинга.
                  Присоединяйтесь!


                  1. motienko
                    21.12.2015 13:02
                    +1

                    Сделайте у вас на сайте раздел «наши клиенты», чтобы сразу было понятно, чьих hr сразу посылать без разговоров :)


                    1. AndrewIg
                      21.12.2015 13:10

                      Вы наверное не смотрели наш сайт. Посмотрите https://www.kickidler.com.
                      Этот раздел там есть.
                      На самом деле это только те, кто дал согласие на упоминание имени.
                      Ну и не мы одни такую систему производим.
                      Так что на каждом собеседовании лучше спрашивать у работодателей.


                      1. motienko
                        21.12.2015 14:30
                        +1

                        Собственно говоря, понятно. Ниша есть, она не особо занята. Софт в основном предназначен для наблюдения за продаванами, чтобы они не продали лишнего и не сделали собственный конкурирующий бизнес.

                        Т.е. к IT-компаниям он мало применим. Из вашего портфолио IT — только open-bs.ru, которые занимаются вашим сайтом.

                        Резюмируя: софт для руководителей организаций, занимающихся перепродажей и логистикой. К счастью, как и многие здесь, не планирую работать в подобных организациях (если уж совсем голодные дни не настанут :) ), значит с вашим продуктом не столкнусь. :)


                        1. AndrewIg
                          21.12.2015 16:27

                          Несколько крупнейших российских системных индексаторов такое используют. Одни свое, другие покупное.
                          Так что скоро, боюсь, встретитесь.


                          1. andrewi
                            21.12.2015 16:46

                            Наверное — «интеграторов»?


                            1. DexterHD
                              22.12.2015 14:59

                              Неее «индексаторов». Наверное Гугл да Яндекс используют. Чтобы мониторить, не индексирует ли поисковой бот порносайты вместо работы.


  1. yvm
    22.12.2015 07:53

    Омерзительно.


    1. andrewi
      22.12.2015 13:48

      Что и почему?


  1. DexterHD
    22.12.2015 13:55

    Вводят систему мониторинга рабочего времени, первый флажок в гроб компании и пора оттуда бежать. В чем смысл таких систем? Хз как у остальных но когда я делаю свою работу я не хочу чтобы «над душой кто-то стоял».

    Если руководство нанимает хороших специалистов, за ними нет смысла постоянно следить. Они хорошие спецы, они выполнят свою работу качетсвенно и в срок.

    Если нанимают плохих спецов или откровенных лентяев, за ними так же нет смысла следить, они не выполнят работу в любом случае, сколько за ними не следи.


    1. AndrewIg
      22.12.2015 14:34

      В предыдущем выпуске блога идет большая дискуссия на тему необходимости мониторинга.
      Присоединяйтесь!


      1. DexterHD
        22.12.2015 14:40
        +1

        Мне не интересно, если честно, к тому же я разработчик. И я упорото считаю, что если мне хочется я могу и в рабочее время посмотреть кино. Потому что после работы я частенько работаю (Иногда и не по своей воле). Мне повезло и компания в которой я работаю считает так же. Метрики моей работы вполне осязаемые. Законченные задачи и работающий код в заданое время. В чем смысл меня мониторить когда задачи выполняются?