(Фото: SpaceX)

Компания SpaceX Илона Маска планирует внести некоторые изменения в изначальную конструкцию ракеты-носителя Falcon 9. Эти изменения будут сделаны на основании данных по тестированию первой ступени, вернувшейся на Землю в декабре. Об этом сообщила президент компании Гвин Шотвелл. К сожалению, Шотвелл не сообщила о конкретных изменениях, но сказала, что после добавления всех изменений ракета станет еще более крепкой и устойчивой.

Напомню, что в декабре SpaceX успешно посадила первую ступень своей ракеты-носителя Falcon 9 на землю, после чего специалисты компании начали изучать вернувшуюся часть ракеты. В январе компания провела испытания двигателей ступени, чтобы проверить, работают ли они корректно после полета в космос и обратно. Маск сообщил, что, в целом, все в порядке, но один из двигателей продемонстрировал некоторое непостоянство тяги. Возможно, причина этого — повреждение каким-либо обломком.

Основная задача, которая стоит перед SpaceX при создании возвращаемой первой ступени — удешевление запуска ракеты, и следовательно, снижение стоимости отправки 1кг полезного груза в космос. Но многочисленные проверки первой ступени и восстановление поврежденных частей «съедают» большую часть сэкономленных денег. Поэтому компания решила изменить ракету, основываясь на данных, полученных при прошлых запусках. По словам представителей компании, SpaceX надеется снова запустить в космос восстановленную первую ступень Falcon 9 уже в этом году.

У SpaceX есть и другие значительные цели на 2016 год. В частности, компания будет проводить экспериментальный полет Dragon Crew Capsule с имитацией возможных проблем — например, отказе ракеты при запуске. У Dragon 8 двигателей SuperDraco, вмонтированных в капсулу, так что при возникновении проблем с ракетой капсула может отделиться от ракеты, и покинуть опасное место.

SpaceX также планирует в этом году провести первый полетный тест ракеты Falcon Heavy — это более габаритный вариант Falcon 9 с двумя дополнительными ускорителями, расположенными по сторонам корпуса. Falcon Heavy также можно будет использовать повторно, хотя это и гораздо более сложная задача, чем в случае Falcon 9.

Комментарии (41)


  1. DoMoVoY
    06.02.2016 18:14
    -8

    Что Илон решил восстанавливать? Последнее приземление же закончилось взрывом из-за неисправной защелки опоры…


    1. SilverHorse
      06.02.2016 21:51

      А где в статье вообще речь о последнем приземлении? Или этот ляп там был пять часов назад и статью успели исправить? Или вы о чем вообще?


    1. Lordk
      06.02.2016 22:20

      Предпоследнее возвращение первой ступени было успешно (то, которое не не баржу).


      1. Lordk
        06.02.2016 23:44
        +1

        Отвратительно, когда написал комментарий и его нельзя редактировать (из-за read-only). Конечно же если в планах есть запустить побывавшую в космосе первую ступень, то речь идет даже не о позапрошлом запуске, а о запуске которому только предстоит быть. Т.к. про ту первую ступень Маск говорил, что она никуда больше не полетит.


        1. xzm
          07.02.2016 23:05
          -2

          Элегантно вы инвайт поклянчили, снимаю шляпу.


          1. Lordk
            08.02.2016 00:13

            Я лишь обратил внимание (возможно скорее для себя, учитывая не большую популярность темы), что комментарий нельзя изменить после написания, если комментарий первый и у тебя статус read-only. Разумеется это не имело и не имеет никакого отношения к выклянчиванию инвайта. И очень жаль, что кто-то прочитал мой комментарий именно так.


        1. 5m1l3
          08.02.2016 00:13

          А как по мне так это даже плюс, что комментарий нельзя редактировать, несколько раз почитаешь и подумаешь а стоит ли его вообще оставлять.


    1. TxN
      06.02.2016 22:20

      А запуск, совершенный до этого, закончился удачным приземлением ракеты на посадочную площадку.
      Вот ее и восстанавливают.


  1. Syzygy
    06.02.2016 19:47

    Но многочисленные проверки первой ступени и восстановление поврежденных частей «съедают» большую часть сэкономленных денег.

    Это выдумки, вообще-то.


    1. meat
      07.02.2016 22:03

      Расскажите по подробней, почему вы так считаете.


      1. kvasdopil
        08.02.2016 11:37

        Может быть, потому что ещё ни разу первую ступень не запускали повторно, и, поэтому, не проводили «многочисленные проверки первой ступени и восстановление повреждённых частей»?


        1. Iskin
          09.02.2016 03:16
          +1

          Спейс Шаттл был как раз многоразовой системой. И бустеры (считайте первая ступень) тоже садилась в море и использовалась повторно.

          Собственно, огромная стоимость восстановления Спейс Шатров и остановила многие работы по переиспользованию ступеней в 80-х.


          1. kvasdopil
            09.02.2016 10:59

            И какое отношение это имеет к Falcon9?


            1. Iskin
              09.02.2016 11:44

              Вы сказали, что первую ступень ещё не запуском повторно, но на самом деле запускали в Шаттле


              1. kvasdopil
                09.02.2016 12:42
                +1

                > Основная задача, которая стоит перед SpaceX при создании возвращаемой первой ступени — удешевление запуска (...) Но многочисленные проверки первой ступени и восстановление поврежденных частей «съедают» большую часть сэкономленных денег.

                Нигде не вижу тут слов «боковые ускорители спейс шаттла». Автор написал о том что spacex хочет удешевить запуск, но проверки первой ступени съедают большую часть денег. Что, очевидно, дичайший гон, т.к. не было ещё никаких повторных запусков, не было ещё никаких многочисленных проверок и восстановления частей.

                К слову, восстановление «первой ступени» спейс шаттла:
                1) не оказывало решающего влияния на стоимость реиспользования, основные траты приходились на обслуживание орбитера
                2) не имеет никакого отношения к реиспользованию фалконов, т.к. используется другая схема посадки, другие двигатели, другое всё


  1. Aeliot
    06.02.2016 22:21
    +2

    Про «станет еще более крепкой и устойчивой» — это они хотят сказать, что на морской платформе стойки больше не сломаются?


    1. Jeffryxon
      06.02.2016 22:29
      +3

      Возможно, особенности перевода. Я бы не отнёс фразу «will improve reliability on ascent and make vehicle more robust» к устойчивости, скорее к общей надёжности конструкции.


  1. CYBOPOB
    06.02.2016 22:21

    Молодцы! Медленно, но уверенно двигаются в нужном направлении.

    А ступень получается на одном двигателе приземляется? Логически вроде бы как, если несколько работало то проще было бы управлять приземлением.


    1. Jeffryxon
      06.02.2016 22:37
      +2

      Да, на центральном.
      В таком случае возможно было бы, например, управлять креном не аэродинамическими рулями, а наклоном сопел в разных направлениях (как делает Atlas V при помощи двухкамерного РД-180). Однако, как неоднократно упоминалось, даже один двигатель для практически пустой ступени это уже много — его тяга превышает массу пустой ступени, поэтому момент касания и отключения двигателя должен быть очень точно рассчитан системой управления, иначе конструкция просто снова полетит вверх. Merlin 1D и без того дросселируется достаточно глубоко для жидкостного двигателя (~70%, ЕМНИП), однако на версии 1D+ сумели довести до ~55%, а возможно, что и меньше.


  1. Jeffryxon
    06.02.2016 22:21
    +2

    На той же конференции Гвин упомянула об обнаруженных проблемах в конструкции ТНА. Возможно, из-за этого запуск SES-9 и съехал на конец февраля.

    > It's a fleetwide turbopump issue. Let's not skirt around this.


  1. MaxAlekseev
    07.02.2016 22:49

    Интересно как это все это согласуется с планом запусков и вынужденным простоем в проектах заказчиков. Там ИМХО капитализом жесткие сроки запуска и всякие штрафные санкции в договорах.


    1. Jeffryxon
      07.02.2016 23:28
      +2

      Как я понял, основаня причина последнего съезда сроков — упомянутая комментарием выше проблема с ТНА, которая имеет отношение и к надёжности РН на участке вывода (что является основной её задачей), а не только при посадке, поэтому в данном случае задержки вполне оправданы.
      Конечно, заказчики в курсе рисков, связанных с этаким ракетостроительным agile в SpaceX, однако на фоне ULA и Arianespace Илон пока что играет роль лоукостера, поэтому клиентам есть из чего выбирать, исходя из своих приоритетов. Как минимум Asiasat уже ушёл к Arianespace. Сейчас SpaceX вдвое расширяет производственные площади и собирается довести прозводство бустеров до 30 штук в год. Учитывая забитый ростер и планируемый запуск Falcon Heavy (на который ещё потребуется модифицированный центральный бустер), весьма кстати.


      1. Iskin
        09.02.2016 03:19

        Спасибо за подробные комментарии. Жалко вы статей на Хабре не пишите — интересно было бы почитать.


    1. Frosterman
      09.02.2016 13:03
      -2

      Когда приходит приказ сверху капитализм становится удивительно покладистым, а невидимая рука рынка вообще делает не только ку но и готова выполнять роль туалетной бумаги. Вопрос только в том кто отдаёт команды и как. В данном случае у Маска такие условия, что он может делать что угодно и как угодно. По условиям уже подписанных контрактов там такая себестоимость одного кг, что убыточные шатлы нервно курят в сторонке. Поэтому обсуждать какую-то экономическую целесообразность бессмысленно — это как отрицательные проценты и махинации ФРС с самовыкупом долга, где разумность действий надо искать вне логики системы.


      1. kvasdopil
        09.02.2016 13:15
        +1

        Капитализм становится покладистым когда из-за отказа подождать месяц-другой у них, к примеру, на 10% повышается шанс потерять спутник стоимостью пару млрд который строили несколько лет. Простой риск-менеджмент безо всяких жидомасонских заговоров и кровавой руки госдепа.


  1. anttoshka
    09.02.2016 12:52

    По словам представителей компании, SpaceX надеется снова запустить в космос восстановленную первую ступень Falcon 9 уже в этом году.
    Странно, после посадки же писали, что эту ступень уже запускать не будут. Или речь о другой ступени, которую еще предстоит посадить?


    1. kvasdopil
      09.02.2016 13:10

      Ну у них манифест большой на этот год, а маск надеется на 50% успешных посадок, так что чего-нибудь наверное всё-таки посадят.