Основатель частной ракетной компании "Космокурс" Павел Пушкин, после успеха своих заокеанских конкурентов, делится своим опытом и рассказывает о российской специфике ракетного конструирования.



Как многие знают, компания Blue Origin в очередной раз запустила свою суборбитальную ракету с суборбитальным космическим аппаратом. Первый раз запуск был показан в прямом эфире, а также была продемонстрирована безопасность выбранной схемы полёта и её отказоустойчивость (в этот раз не был выпущен один из трёх основных куполов парашютов). Мы со своей стороны поздравляем наших коллег с приближением к первому пуску с пассажирами на борту. Ведь это общий успех нового и такого перспективного рынка суборбитальных туристических полётов.



На фоне успехов компании Blue Origin нас засыпали различными вопросами по продвижению нашего проекта, зачастую с претензиями, что у нас не делается какая-то железяка и вообще достаточно слабый маркетинг и реклама. Постараемся в данном посте подробней рассказать про наше сегодняшнее положение и видение всего процесса.

Как многие уже слышали, в марте 2016 года мы согласовали ТТЗ на аванпроект по созданию многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) в Госкорпорации «Роскосмос». Это комплексный документ объёмом более 30 страниц, в котором приведены все требования к комплексу и порядку его создания. При этом Госкорпорация «Роскосмос» согласовала данные требования в качестве федерального органа исполнительной власти и далее будет по данным требованиям контролировать качество работ и соответствие требованиям надёжности и безопасности. После выполнения аванпроекта мы будем защищать его в Роскосмосе, как это делают все предприятия ракетно-космической отрасли. Здесь следует учесть, что мы разрабатываем не ракету, а комплекс, который включает в свой состав также наземную инфраструктуру, испытательную и производственную базы, а также вопросы отбора и подготовки потенциальных туристов. Естественно, что многое мы будем создавать в кооперации с другими предприятиями, большинство которых входят в состав Госкорпорации «Роскосмос».

Сейчас мы находимся на стадии подбора кооперации, которая вместе с нами будет создавать комплекс. Одновременно мы сейчас работаем с более чем 30 предприятиями, согласовываем с ними ТЗ на отдельные изделия и определяем схему и порядок взаимодействия. По многим элементам (изделиям) мы уже согласовали ТЗ и готовы приступить к работам. При этом, зачастую мы не можем выполнять опережающую работу по отдельным изделиям. Сначала мы должны согласовать и взаимно увязать требования по всем изделиям комплекса, а потом уже начинать углублённое проектирование. Иначе мы рискуем сделать работу, которая будет уже не актуальна, и мы просто выкинем деньги на ветер. Поэтому у нас нет железяк. Там, где мы уверены, железяки создавать не имеет смысла, так как всё и так понятно. А по другим системам мы ещё не готовы и надо сначала всё изложить на бумаге. Другим сдерживающим фактором является ограниченный доступ к нормативной документации ракетно-космической отрасли. Из-за соблюдения режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) большой объём документации имеет пометки ДСП и гриф Секретно.

Но при этом именно в данной документации прописаны требования, выполнение которых гарантирует создание качественной ракетно-космической техники, которая не будет постоянно отказывать и огорчать нас различными сюрпризами. Например, компании SpaceX и Blue Origin были допущены к такой документации со стороны США, так как они являются чисто Американскими компаниями и на них распространяются ограничения по ITAR. Мы как чисто Российская компания тоже будем допущены к данной документации, над чем активно работаем при содействии Роскомоса. Это накладывает на нас много обязательств и ограничений, но оно того стоит.

Серьёзной нашей проблемой является очень ограниченное количество специалистов и компетенций в нашей отрасли. У SpaceX были похожие проблемы, но нам кажется, что всё-таки им было несколько проще в силу специфики рынка труда США. Так нам необходим квалифицированный и опытный специалист, который бы курировал вопросы создания ЖРД и пневмогидравлической системы подачи (в сумме всю двигательную установку ракеты и аппарата). Если найдётся Российский Томас Мюллер, который может возглавить создание ЖРД самостоятельно, то это будет просто прекрасно. Также в силу большого количества систем, нагрузка на наших проектантов очень большая. Ведь даже одно ТЗ имеет объём более 30 листов, а у каждого специалиста этих ТЗ не менее пяти штук. Поэтому мы ищем ещё одного опытного проектанта, который готов разбираться в различных системах, выполнять проектировочные расчёты, искать смежников, общаться с ними, писать ТЗ и курировать создание данных систем. А ещё у нас имеется достаточно неплохой штат специалистов, с которыми надо взаимодействовать ежедневно, а лучше ежеминутно. Есть также вакансия главного технолога проекта, которого мы тоже ищем и готовы рассматривать кандидатуры людей с опытом организации производств, которые знают и понимают вопросы механической обработки, сварки, испытаний, сборки и т.п. Следует отметить, что в ближайшее время мы переезжаем в новое более просторное помещение и будем осуществлять набор молодых специалистов, в подавляющем большинстве это будут проектанты и компоновщики. Также мы не отказываемся от опытных специалистов, в том числе по другим специальностям. Это могут быть специалисты по надёжности, динамике полёта, систем термостатирования, аэро- и газодинамике. В общем пишите нам и может быть именно Вы нам необходимы.

По технике мы ведём очень большой объём проектно-компоновочных работ самостоятельно. У нас имеются и модели, и чертежи. Мы знаем все тензоры инерции, посекундное распределение положение центра масс и прочие другие вещи. У нас даже проработаны толщины свариваемых кромок и схемы по работе с изделием на космодроме. Мы это всё не публикуем, так как многие вещи ещё инвариантны, многое может поменяться, а также существует режим конфиденциальности. При этом многие схемы и картинки перегружены служебной информацией и их надо чистить. Как только наберётся хороший набор данных для размещения, то мы их обязательно опубликуем. Думаю, что ближе к осени мы опубликуем новую схему нашей ракеты с аппаратом.

Аппарат значительно изменился по форме.



В ходе аэродинамических расчётов у старой формы мы нашли области неустойчивости при спуске в атмосфере. Стоит упомянуть, что спускаемый аппарат космического корабля «Союз» имеет проблему с устойчивостью, он имеет два устойчивых положения при спуске – днищем в поток и люком в поток, что и было реализовано при спусках. Нам удалось найти приемлемую форму, где имеется очень хороший запас по устойчивости при спуске в атмосфере и аппарат не имеет второго устойчивого состояния в перевёрнутом положении. Сейчас мы заканчиваем все расчёты и меняем компоновку аппарата. Потом мы будем проводить аэродинамические испытания для подтверждения рассчитанных нами круговых аэродинамических характеристик. Поэтому если кто-то может помочь с планированием продувок и осуществлением продувок на скоростях от 2 до 0,3 маха, то очень просим связаться с нами.

Нас часто спрашивают почему у нас такой слабый сайт, некрасивые картинки и нет анимации. К сожалению, на это всё нужны силы и время, а иногда и деньги. Сайт надо наполнять информацией и картинками. Картинки у нас есть, но они сильно перегружены и их надо делать в хорошем качестве. Даже для схемы полёта мы по имеющимся моделям делали картинки в течении нескольких недель. То свет не тот, то качество страдает, то какая-то ось через весь аппарат проходит. Для анимации тоже требуется очень много времени для формирования исходных данных и денег для собственно создании анимации. Поэтому, даже если нам предлагают помощь в некоторых вопросах, то мы иногда не можем её принять из-за того, что надо готовить очень много исходных данных в удобном для представления виде. Но мы от помощи не отказываемся и очень надеемся на волонтёров, которым не чужд наш частный космос.

Подытожим тем, что у нас идёт нормальный рутинный процесс создания комплекса. Он сейчас очень бумажный и стрессовый. Хочется конечно, чтобы всё двигалось быстрей, а будущее было более определённым. После защиты аванпроекта всё должно пойти намного быстрее, начнёт появляться первое железо и пойдут испытания. Нас очень воодушевляет тот факт, что у аналогичной нам схемы Blue Origin всё идёт хорошо и они подтверждают стоимость межполётного обслуживания на уровне пары тысячи долларов США.

Сейчас мы должны будем определиться с космодромом. Изначально мы ориентировались только на Капустин Яр в Астраханской области и сейчас ждём решения вопроса нашего появления там от МО РФ. Также со стороны Роскосмоса появились предложения по другим космодромам, и мы будем плотно работать в данном направлении тоже. В качестве хорошей новости можем сказать, что у нас появились первые туристы, которые планируют забронировать у нас билеты. Хорошо, что мы уже на данном этапе начали работу с ЦПК им. Ю.А.Гагарина и ИМБП РАН по вопросам отбора и подготовки туристов. Так что работа у нас движется и думаю осенью вас ждут более интересные новости о нашем проекте!

Павел Пушкин.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (69)


  1. kond
    24.06.2016 10:01

    Немного сумбурно, но для начала хорошо. Еще было бы интересно увидеть не монолог, а что-то типа интервью.
    В любом случае интересно понаблюдать — получится ли что-то в конце?


  1. Zelenyikot
    24.06.2016 10:04

    Что серьезно? Три плюса и два минуса на тысячу просмотров? За реальный опыт частного разработчика ракетной техники?
    Интересно сколько бы плюсов собрал Безос, если бы написал сюда что-нибудь подобное…


    1. alexs0ff
      24.06.2016 10:11
      +5

      Так Безос показывает реальные результаты уже на железе, а тут только стадия проектных работ и исследований. Хотя да, работа огромнейшая.


      1. Valerij56
        28.06.2016 12:40
        +1

        Давайте всё же учтём намного большие финансовые возможности Безоса


    1. rodgar
      24.06.2016 10:30
      +9

      >За реальный опыт частного разработчика ракетной техники?
      Работаем: есть задачи, мы их решаем. Вот сейчас КА пересчитали, дунуть надо. А еще по космодрому с Роскосмосом обсудить. Рутина но мы тут держимся. Все слова ракета можно заменять на «вагон», а «Роскосмос» на «Уралвагонзавод».
      А где клубничка процесса частной разработки ракетной техники в России?


      1. Zelenyikot
        24.06.2016 10:30

        Там ^


    1. HazySonic
      24.06.2016 10:37
      -4

      Всё нормально, Вы же не про американскую компанию писали. Вот если бы Вы высказали собственное мнение в направлении, что это очередной распил Вы бы увидели сотню плюсов ;)


      1. sergof
        24.06.2016 10:57
        +1

        Ну и зачем ёрничать?


        1. HazySonic
          24.06.2016 11:27
          -8

          Затем, что люди потратили свои силы и время, выложили информацию не с котиками и не 1001й способ ускорения времени загрузки Windows, а по факту уникальную информацию. Не интересует вас эта тема, пройдите мимо за что минусовать то? Вы не хотите видеть этого автора на Гиктаймс? А кого тогда хотите?
          Это же касается и автора, который к 22 июня подготовил статью про советскую технику времён ВОВ. Да, статья не без недостатков, но это колоссальный труд, а его тупо слили судя по всему за то, что он писал про достоинства а не недостатки.


          1. sergof
            24.06.2016 12:27
            +1

            Друг, сделай глубокий вдох а затем выдох. Мой вопрос подразумевает что твое ёрничение не несет пользы. И нет никаких поводов приплетать к моему вопросу твои фантазии. Какая разница кого я хочу видеть, а кого не хочу? Уж тем болле я не при чем в отношении «автора, который к 22 июня подготовил (и далее по тексту)». Или тебе нужен виноватый во всех бедах? Я могу им быть, пожалуйста, мне не сложно. Вали все на меня, от минусов до проблем в космонавтике, если тебе так легче.


          1. reader21
            28.06.2016 12:46
            +1

            Про автора подготовившего статью какой 22 июня. Ему бы этот текст выложить сначала на какой нибудь форум. В тексте были глупейшие ошибки. Я подумал, что уровень гиктаймса упал ниже плинтуса, но почитав комментарии успокоился.


    1. Kanut79
      24.06.2016 10:49
      +19

      Извините но тут про реальный опыт разработчиков нет ни слова. Тут пока речь про реальный опыт управленца. А это на мой взгляд народу на гиктаймсе не особо интересно. Вы бы лучше про сам аппарат и разработку побольше написали.


      1. Zelenyikot
        24.06.2016 11:06
        -1

        Думаю со временем дойдет и до разработки. Пока там слишком много неопределенностей. Расскажешь о чем-то, потом придумаешь как сделать лучше, а потом скажут — обманул.


        1. mladshij
          24.06.2016 11:46
          +1

          Насколько я могу судить, SpaceX не боится рассказывать о своих перспективных планах. Да, часто всё потом оказывается не так и не в те сроки. Но зато всем интересно следить за новостями. А вот если всё секретить, то мысли будут именно об очередной попытке распила.


          1. Zelenyikot
            24.06.2016 11:48

            Маск все рассказывал, а Безос молчал и тщательно скрывал всю деятельность до начала успешных полетов. Он прямую трансляцию только на четвертом пуске впервые организовал. Это два разных подхода.


            1. mladshij
              24.06.2016 12:06
              +1

              Ну и за кем в итоге активнее следят? За Маском.


              1. Zelenyikot
                24.06.2016 12:10
                +1

                На качестве ракет Безоса это никак не сказывается, а контракты от Пентагона поднимают оба.


                1. Jeffryxon
                  27.06.2016 02:00

                  Пока что, впрочем, Безос поднимает их в основном для своего двигателестроительного направления (BE-3, BE-4), а до ракетного ещё далеко.


        1. black_semargl
          24.06.2016 17:08
          +1

          Ну будем надеяться что дойдёт, но пока осталось достаточно мутное впечатление.
          Не, понятно что запуски ракет требуют согласований с государством — и полёты, и ракетные технологии однако.
          Но вот нахрена согласовывать с госкорпорацией техническое задание, если предполагается катать частных туристов — совершенно непонятно. Прыгуны с парашутом ведь это не делают.
          И т.д.


          1. mladshij
            24.06.2016 17:36
            +1

            У меня из статьи сложилось впечатление, что денег у Пушкина нет и он просто надеется или найти инвестора или (что вероятнее) получить госконтракт на создание системы суборбитальных полётов. Отсюда и согласование всего с Роскосмосом и только работа над документами, без попыток хотя бы для начала начать конструировать двигатель.


            1. Zelenyikot
              24.06.2016 18:17
              +1

              Инвестор у него есть. А двигатель он надеется ему сконструируют предприятия Роскосмоса. На мой взгляд это его большая ошибка, но он оптимист.


        1. eldarmusin
          27.06.2016 16:45

          Нет, не скажут. Есть планы, есть перспективы, есть возможности. И всё это можно описать на 2 дня, 2 месяца, или 2 года.


          Если давать информацию 1 раз каждые 10 лет, то да, люди будут думать что обманул. Но если регулярно общаться с обществом, то поймут и многое простят.


          Сравните 2 проекта на российском пространстве: Маруся и Ё. Какой критикуют больше? Правильно, первый. Потому что обещаний было много, а по неудачам не отчитались. В то же время как "Ё", в принципе часто давал о себе знать. У меня больше симпатий именно к нему.


          Вернёмся к космосу. Безос ничего не говорил, молча делал и боялся облажаться. Ведь на кону большие деньги. Поэтому за его провижением мало кто следит. Маск же в свою очередь хорошо пиарит свои продукты, не выходя на уровень простого шоумена.


          Что касается его "обещаний", а точнее планов. Он не боится сказать что будет с его компанией к 2025 году, какие планы. Это долгосрочное планирование. Среднесрочное, это когда он поделился своими планами в 2015 касательно успехов своей программы по запуску и возвращению первой ступени, что то на уровне 75% (поправте, не могу найти ситочник). И краткосрочное, когда он говорит что следующий запуск будет в сентябре-октябре этого года.


          К сожалению, в гонке за сенсационными заявлениями, сомнителных лозунгов об импортозамещении, общество подверглось высокой степени какофонии. Уже и про новую Ниву слышали, и роадстер от УАЗа, и прокаченный патриот, но на деле, пшик. Поэтому мы уже привыкли что за громкими заявлениями скрывается популизм. И в отсутствии периодичной информации, хороним уже всё подряд.


          Нужно отойти от советской модели категоричного чёрно или белого, либо всё секретно, либо всё открыто. Ведь можно делать модель двойного назначения, гражданского и стратегического, публикуя только безопасную информацию, а остальное всё объявлять закрытой информацией. Создаётся впечатление что человек завел себе facebook, но за неумением пользоваться настройками приватности, просто закрывает свои страницу от всех кроме родственников. Хотя есть ещё 50 ~~оттенков ~~ настроек приватности, которые позволят показывать только ту информацию, которой Вы готовы поделиться...


          1. Jeffryxon
            27.06.2016 22:15
            +1

            что то на уровне 75% (поправте, не могу найти ситочник)



            Это последний, в конце прошлого года оценивал шансы на успех в 2016, ЕМНИП, как 50% успешных посадок для ГПО и 85% для НОО. Как он позже выразился, 2016 — год экспериментов. По последним запускам похоже, что им довольно быстро наскучило аккуратно сажать ступени и они теперь пытаются каждый раз испробовать что-то новенькое. Разумно делать это и смотреть, что сломается, пока цена прежняя и ракета полностью оплачена заказчиком :)


            1. eldarmusin
              28.06.2016 07:33

              Я до этого не додумался. И ведь действительно, если стоимость упадёт, то маржа на испытания будет меньше. Лучше сейчас выполнить программу без оглядки. Хотя если есть такое офицальное постановление внутри фирмы, то думаю что оно доволно быстро будет предано огласке.


      1. Robotex
        29.06.2016 12:27
        +1

        Ну мне, как разработчику, было интересно почитать. Полезно знать, что ждет тебя впереди


    1. ivancom1
      24.06.2016 18:16
      +3

      Так, что Хабр, что ГТ давно уже разбежались.

      Большинство ведь голосовать не может, а кто мог — покинули эти проекты. Из-за целого вороха проблем: начиная от системы кармы и заканчивая любителями говорить «рашка», к которым администрация лояльна.


      1. Robotex
        29.06.2016 12:38

        А она их банить должна что-ли, этих любителей? Если всех подряд банить, то все пользователи разбегуться, а Хабр между прочим это международный ресурс. Так что лучше не с администрацией боритесь, а с причинами, почему люди так делают


  1. ezhikov
    24.06.2016 10:21

    Это очень круто.

    Немного профессиональной боли про слабый сайт:
    На мой взгляд у них максимум полезной информации (на текущий момент) и нет ничего лишнего.


  1. asgard88
    24.06.2016 10:24

    Главное не забывайте пиариться, качественная рекламная компания принесет вам репутацию и толковых специалистов.


  1. susnake
    24.06.2016 10:30
    +2

    Спасибо за статью.
    Пока читал меня мучал вопрос, немного не по теме, а что стало с Даурией?


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 10:32
      +7

      В контексте той истории — ничего не стало. Дело развалилось за отсутствием состава. Компания работает над рядом проектов и развивает новые направления, как бы ни хотелось иного журналистам «Известий».


  1. lostpassword
    24.06.2016 10:57
    +2

    Большое спасибо за статью!
    Честно говоря, впервые услышал, что у нас в стране тоже развивается такой проект. Это очень круто.
    Несколько жаль, что он так мало пиарится… Хотя с другой стороны, жить в тишине, может, даже и лучше, учитывая возможный дикий поток негативных возгласов от хейтеров.
    Удачи разработчикам!


  1. KotV4
    24.06.2016 11:03
    +6

    Понимаю что вырываю из контекста но все же:

    «Поэтому у нас нет железяк. Там, где мы уверены, железяки создавать не имеет смысла, так как всё и так понятно. А по другим системам мы ещё не готовы и надо сначала всё изложить на бумаге.»

    Железяк нет, чего либо на бумаге — тоже нет. Зато пост на GT есть и уже определили себя заокеанскими конкурентами. Круто, чё.


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 11:04

      Закончат с бумагой начнут с железом. Нормальная работа.


      1. KotV4
        24.06.2016 11:22
        +5

        А они начинали? Кроме какого-то комплексного документа, аж на 30(!) страниц, нет ничего.
        Мне правда хочется верить что в нашей стране появится Конкурент Blue origin и SpaceX. Но вот это вот… эта шутка? Какая то группа в vk, страничка. Извинения за отсутствия анимации на сайте, серьезно?


        1. Zelenyikot
          24.06.2016 11:31

          То есть извинения не принимаются? Если б был сайт и анимация, то сразу получили бы признание как космопромышленники?


          1. KotV4
            24.06.2016 11:36
            +3

            Сумбурно выразился. Я хотел сказать что от таких высокотехнологичных компаний ожидают большего, а не ссылки на сайт с извинениями (какая еще к черту анимация!?) и группу в вк. Я расстроен тем, что кроме презентации с картинками, нет ничего. Так PR компанию не начинают.


            1. Zelenyikot
              24.06.2016 11:46

              Они ее в принципе не начинают. Я разместил этот пост по собственной инициативе. Отчасти в надежде, что они увидят какой-то смысл в более широком освещении своей деятельности. Но наблюдая комментарии, я пойму если они снова залягут на дно лет на пять, пока ракеты не начнут стабильно летать, как у Безоса.


              1. smartov
                01.07.2016 01:26

                Безос никому не был интересен, пока его ракета не полетела. Почему с этими ребятами должно быть по-другому? Полетит — порадуемся.


                1. Valerij56
                  03.07.2016 05:34

                  Вообще-то Безос был очень интересен, и не стоит умалять его достижения.
                  Это Безосу никто не был интересен до поры, до времени. У Безоса достаточно глубокие карманы, чтобы начальные этапы пройти за свой счёт.


        1. n00ze
          24.06.2016 12:40
          +2

          Насколько я понял, парни делают абсолютно правильно — составляют ТЗ. Область новая и ответственная с нахрапу не возьмешь.Нужны специалисты для того чтобы хотябы примерно накидать проект, разобраться как это должно в итоге выглядеть. Проработанное, четкое, соответствующее реальному проекту, грамотно составленное ТЗ, поможет в разы уменьшить расходы на переработку\доработку проекта.
          Вы правда считаете, что стоит начинать разработку имея на руках ТЗ состоящим из трех пунктов:
          -Спроектировать ракету для запуска туристов
          -Запустить в космос туристов
          -profit??
          Ну мне это представляется именно таким образом, возможно я не прав.


          1. Milliard
            25.06.2016 22:05
            +1

            Вы правда считаете, что стоит начинать разработку имея на руках ТЗ состоящим из трех пунктов

            Полагаю, что KotV4 имел в виду с точностью до наоборот. Для такого проекта ТЗ на 30 страниц — очень мало.


            1. n00ze
              26.06.2016 01:10
              -1

              Я так понимаю — он считает, что за 30-ю страницами скрывается 2 месяца ковыряния в носу.


      1. ikettu
        24.06.2016 11:35
        +2

        Не зря здесь про Даурию спрашивали, ребята что-то делают и не выпендриваются, понимая, что они не делают чего-то исключительного, разрабатывают то что могут, в той нише в которой могут, и понимают, что эта ниша не для высокопарных статей. Они приносят небольшую, но реальную пользу обществу.

        Здесь же мы имеем, вернее не имеем: специалистов, опытов с железом, денег. Зато имеем 30 страниц чего-то там непонятного, бесконечную болтовню с чиновниками, ооочень большие амбиции и конкурирование с Blue Origin, и чуть ли не с Маском.

        Когда через 1-2 года все про этот пост и эту компанию забудут, обязательно найдется тот кто вам припомнит эту публикацию. Был бы очень рад ошибиться, но давайте будем реалистами.


        1. Zelenyikot
          24.06.2016 11:40
          +1

          Сначала я не понял какой из абзацев вашего комментария о Даурии, а какой о Космокурсе. У Даурии с избытком хватает общения с чиновниками, а Коскокурс как раз и занят делом и не выпендривается раньше времени.

          Успех Космокурса зависит от инвестора, если он доведет компанию до летных испытаний, то будем сравнивать с Blue Origin. Если прекратит финансирование, то Космокурс канет в небытие, и будете пенять мне этим постом.


      1. Alexsandr_SE
        24.06.2016 12:16
        +1

        Железо не один год займет еще.А еще бумага. Через сколько лет железо будет в тестовом варианте?
        Интересно конечно, конкуренция это двигатель развития. Но пока мало информации, а железа и не видно.


        1. Zelenyikot
          24.06.2016 12:18

          Первый пуск обещают в 2020 году. Хотя, у меня есть опасения, что дата съедет.


          1. mladshij
            24.06.2016 13:28

            К этому времени Blue Origin будет запускать космотуристов по отлаженной (за несколько лет после 2017 года) технологии. И, если Blue Origin допилит-таки нормальный носитель, то уже начнут активно создавать коммерческую (надувную?) станцию для тех же туристов. Мне кажется, что выйти на сложившийся рынок будет крайне сложно. Это если даже не сравнивать особенности работы бизнеса в российской и американской юрисдикциях.


            1. Zelenyikot
              24.06.2016 13:46

              Думаю, Пушкин это понимает.


      1. NetBUG
        29.06.2016 21:18

        Виталий, я правильно понимаю, что они делают систему из двух ступеней?
        А почему эти ребята пошли по пути Blue origin? Дешевле?


        1. Zelenyikot
          29.06.2016 23:44

          Вы имеете в виду ступень и капсулу? По мнению Пушкина — это оптимальная схема для поставленных целей.


  1. ivan01
    24.06.2016 11:18

    А что вы хотите получить при продувке? Напрямую измерять сопротивление, посмотреть конфигурацию скачков уплотнения и оценить сопротивление? Найти моменты? Если учесть еще, что у вас там довольно таки экзотические параметры среды, то скорее тут нужна баллистическая трасса, для ряда задач сгодится и ударная труба с приемной камерой и соплом. Не слышал, чтобы у нас были сверхзвуковые аэродинамические трубы с условиями как на 100 км — 200 км.


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 11:53
      +1

      «Есть критические участки движения, их нам и надо дуть, чтобы получить моменты. Где продувать пока ищем.»


  1. Whisky667
    24.06.2016 12:11
    +2

    Окей, делают, круто. Но почему не показать хотя бы какие-то наработки? От пары картиночек сразу просыпается интерес у широкой аудитории, и вообще это полезно во всех отношениях.


    1. ezhikov
      24.06.2016 13:43

      Как я понял, они не готовились, поэтому не успели подготовить изображения без информации, которой на этих изображениях быть не должно. Надеюсь, что позже будет что-то более конкретное.


      1. Whisky667
        24.06.2016 14:18

        Тут речь не о всяких сложных инфографиках. Могли бы показать хотя бы схематически что-то.
        То, что за такое время появилась только что-то, приблизительно показывающее схему работы, и абсолютно не отражающее технических особенностей проекта — неправильно. Это делается за один день, и вот уже люди знают, как приблизительно будет выглядеть ракета, на непрофильных сайтах появляются новости етц.
        Пиариться полезно, и S-X нам это показал. Только некоторые почему-то считают, что это «не серьезно», видимо.


        1. ezhikov
          24.06.2016 15:29

          На счет дня ничего сказать не могу. А в остальном полностью согласен.


  1. qbertych
    24.06.2016 13:04

    Интересно. А у «Лин Индастриал» не планируется интервью взять?


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 13:10

      Не получится. Здесь мат нельзя, а без него сложно передать их опыт.


      1. qbertych
        24.06.2016 14:39
        +1

        Я немного не в теме, но год назад вы писали, что у них готовятся система управления и двигатель. В чем же тогда проблема?


        1. Zelenyikot
          24.06.2016 19:04
          +1

          С двигателем они уже хлебнули опыта. Подпишитесь на страницу Ильина, он там делится им. А еще очень много остается за кадром.


  1. Zmiecer
    24.06.2016 13:54
    -1

    Хочется под этой статьёй Виталия зацитировать самого Виталия (не дословно, но, надеюсь, смысл не искажу :D ) и написать: не занимайтесь частной космонавтикой в России, только если вам не жалко своих денег или вы не любите паять. Если вы любите паять (понятное дело, забесплатно), добро пожаловать! :D


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 14:16

      Немного не так: не занимайтесь частной космонавтикой, если вы любите паять, любите космос, но не знаете как на этом заработать.


  1. ShabanovYT
    24.06.2016 17:56
    -2

    Интересно было бы взглянуть на техзадание хотя бы краешком глаза. Неужели там прописано и проектирование двигателя с нуля?

    Строго говоря, точно выполнить техзадание невозможно — сложные системы не поддаются общему расчету. Можно только задать определенные начальные условия — мощности, импульсы и количество двигателей, объемы баков и т.д. и после этого посчитать что получится. Чем ближе мы пытаемся приблизиться к техзаданию, тем большее количество вариантов придется рассчитывать. Иногда у гениальных конструкторов случаются озарения, они выдают готовый результат и все попытки улучшить его только ухудшают параметры.

    Могу подарить хорошую идею для суборбитального (и не только) ла: Обычный носитель имеет очень низкую топливную эффективность — меньше 5%. Хотя казалось бы, химической энергии в одной сигарете достаточно, чтобы поднять человека на 9 м. Как-то посчитал — нужно 4 ящика сигарет, чтобы сделать из героя-космонавта искусственный спутник Земли на опорной орбите.
    Двигатель в основном работает на поддержание массы ракето-носителя и ему приходится это делать все время, которое занимает выведение.
    Можно улучшить ситуацию — использовать крыло. Аэродинамическое качество крыльев как правило больше 10. Не стоит заморачиваться с прямоточными двигателями, с ними слишком много проблем, двигатель нужен один — обычный реактивный. При взлете его тяга будет, например, 50% взлетной массы ла. Нужно рассчитать так, чтобы скажем на высоте 30 км, где будет происходить переход к вертикальному подъему она бы составила 140% приблизительно. Крылья используются как баки, их вес не такой уж и большой, так что не нужно ничего отделять, складывать и т.д. Любые усложнения конструкции уменьшают надежность.
    Советую программное обеспечение писать на masm32 как это делают в космическом агентстве наиболее вероятного противника. За рекурсию ставьте в угол.


  1. ser_kol
    24.06.2016 19:35
    +2

    Как прочитал в очередной раз про 30 страниц, не мог сдержать смех :-)


    1. Zelenyikot
      24.06.2016 19:35

      Может поясните шутку?


      1. ser_kol
        24.06.2016 20:35
        +3

        Просто смешно было читать статью — эти 30 страниц преподносятся как нечто очень значимое, и это в контексте сравнения с Blue Origin и SpaceX. Первый раз прочитал «30 страниц — ухмыльнулся. Дальше читаю: „работаем с 30 предприятиями“ — вырвался сдавленный смешок. Дальше снова 30 страниц — не мог сдержать хохота :-). Юмор — в несоразмерности. Это фундаментальная основа юмора. Несоразмерность смешна. Надеюсь объяснил.


  1. Kazancev
    25.06.2016 06:21
    +2

    Серьёзной нашей проблемой является очень ограниченное количество специалистов и компетенций в нашей отрасли. У SpaceX были похожие проблемы, но нам кажется, что всё-таки им было несколько проще в силу специфики рынка труда США. Так нам необходим квалифицированный и опытный специалист, который бы курировал вопросы создания ЖРД и пневмогидравлической системы подачи (в сумме всю двигательную установку ракеты и аппарата). Если найдётся Российский Томас Мюллер, который может возглавить создание ЖРД самостоятельно, то это будет просто прекрасно. Также в силу большого количества систем, нагрузка на наших проектантов очень большая. Ведь даже одно ТЗ имеет объём более 30 листов, а у каждого специалиста этих ТЗ не менее пяти штук. Поэтому мы ищем ещё одного опытного проектанта, который готов разбираться в различных системах, выполнять проектировочные расчёты, искать смежников, общаться с ними, писать ТЗ и курировать создание данных систем. А ещё у нас имеется достаточно неплохой штат специалистов, с которыми надо взаимодействовать ежедневно, а лучше ежеминутно. Есть также вакансия главного технолога проекта, которого мы тоже ищем и готовы рассматривать кандидатуры людей с опытом организации производств, которые знают и понимают вопросы механической обработки, сварки, испытаний, сборки и т.п. Следует отметить, что в ближайшее время мы переезжаем в новое более просторное помещение и будем осуществлять набор молодых специалистов, в подавляющем большинстве это будут проектанты и компоновщики. Также мы не отказываемся от опытных специалистов, в том числе по другим специальностям. Это могут быть специалисты по надёжности, динамике полёта, систем термостатирования, аэро- и газодинамике. В общем пишите нам и может быть именно Вы нам необходимы.


    Спецы по озвученным выше дисциплинам имеют свойство встречаться на досках вакансий достаточно редко, ибо у них работа есть всегда. Проще выловить их в непосредственной среде обитания. Многие из них на пространстве СНГ тусуются на форуме САПР2000 с адресом http://cccp3d.ru. Думаю иногда стоит горам давать о себе весточку, чтобы Магометы знали куда идти.
    Не рекламы ради разместил пост, а чтобы, эм, облегчить жажду фирмы касаемо кадров=)


  1. hardegor
    25.06.2016 12:49
    +1

    Статья — больше каркас, как бы планируем «это и это», договорились «здесь и здесь», летать будет «примерно так», плюс картинка. Дальше интересно было бы нарастить каркас подробностями, именно техническими, по каждому моменту/направлению/специалисту сделать статью.
    Понятно надо отвлекать специалиста, он будет всеми руками и ногами отбрыкиваться, так надо попробовать привлечь на практику студентов/выпускников по специальностям пиар/журналист/ и т.п., пусть каждый обсудит со специалистом, наваяет статью, еще раз обсудит.