Вот такие вот они типичные учредители ООО. В нашем случае даже типажи из любимой всем классики очень схожи с нами (расшифровка внизу статьи).


А теперь по сути вопроса.


Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения. Интересно, что бы он делал на месте учредителя российского ООО? Нам вот известны всего шесть честных или сравнительно честных способов вывода денег из компании, да и те связаны с дополнительными расходами.

Надо признать, что проблема получения дохода от бизнеса, если это формат юридического лица, действительно существует. Деньги учредителя, которые он внёс в уставный капитал, ему, как физическому лицу, уже не принадлежат, так же, как и заработанная фирмой прибыль. Возможно, что после изучения этого вопроса ваш выбор при регистрации бизнеса склонится на сторону ИП, хотя и у него есть свои минусы.


1. Выплата дивидендов. Это единственный кристально чистый и прозрачный способ получить прибыль от бизнеса. Но для этого надо соблюсти следующие корпоративные процедуры:


  1. Рассчитать по данным бухучёта чистые активы организации. Если активы меньше, чем уставный капитал, то выводить здесь попросту нечего.
  2. Созвать собрание учредителей (единственный участник решает вопрос самостоятельно) и подписать протокол об утверждении бухгалтерской отчётности, а также решения о распределении прибыли и срока выплаты дивидендов.
  3. В утверждённый срок выплатить дивиденды учредителю, предварительно удержав НДФЛ в размере 13%. Если за последние 12 месяцев собственник компании находился на территории России менее 183 дней, то ставка НДФЛ составит 15%.

Распределять дивиденды можно не чаще, чем раз в квартал, но можно разделить распределённую сумму на три месяца и выплачивать каждый месяц. В этом нет особого смысла, просто если хочется получать доход ежемесячно, то такая возможность есть.


2. Получение зарплаты. Существенно более дорогой способ, зато гарантирующий ежемесячный доход (если, конечно, есть из чего платить зарплату).  Для этого учредитель должен оформить себя в штат по трудовому договору. Должность, как правило, директорская, но можно и рангом пониже.


Здесь есть определённый нюанс: если руководителем является единственный учредитель, то гарантированы споры с госорганами на тему права/обязанности заключать с собой трудовой договор от имени фирмы. Удивительно, но по этому вопросу у чиновников уже больше десяти лет нет единого мнения: одни требуют договор заключать, а другие считают, что у единственного учредителя нет права платить самому себе зарплату.  Суды, как правило, всегда голосуют за право собственника взять себя в штат, платить зарплату и получать впоследствии пенсию.


Если спорить ни с кем не хочется, можно назначить в директоры жену, тёщу или любое другое доверенное лицо, которое согласится, не споря с вами, расписываться там, где вы скажете.  Самого же себя оформить замом. Другой вариант – взять кого-то в партнёры с минимальной долей в уставном капитале. Когда участников хотя бы двое, спора о возможности заключать трудовой договор с руководителем-учредителем уже не возникает. Наоборот, появляется обязанность оформить директора официально.


Но вернёмся к экономической составляющей. На зарплату надо начислить и уплатить за счёт фирмы страховые взносы в размере 30% (в ПФР – 22%; ФОМС – 5,1%; в ФСС – 2,9%). Далее удержать с зарплаты 13% подоходного налога, это уже за счёт директора. Итого, чтобы учредитель ООО получил в руки 100 000 рублей, в бюджет в виде налогов и взносов надо отдать около 49 000 рублей (т.е. +49% сверху).


Посмотреть расчёты
Директор хочет получить 100 тыс. в руки 100 000
Организация начисляет ему с учётом НДФЛ /(1-13%) 114 943
Сверху рассчитываются страховые взносы (+30%) 34 483
Размер НДФЛ 13% для уплаты в бюджет 14 943
Итого: НДФЛ + Взносы 49 425
   
Итого:  
директор получил на руки (или на карточку) 100 000
государство получило 49 425


В целом, этот способ нельзя назвать именно получением денег от бизнеса. Работа есть работа, даже если на самого себя. Плюс потери при таком способе составляют почти 50%. А это очень много.

3. Передача управления компанией учредителю-ИП. Выгодный и законный вариант, который очень не любят налоговые инспекторы. Суть его в том, что учредитель регистрирует ИП и оказывает услуги по управлению собственной фирме. Если предприниматель выбрал ту же самую упрощёнку с налоговой ставкой 6%, то здесь мы имеем существенную экономию на страховых взносах и НДФЛ. Да, ИП тоже платит за себя взносы, но они намного меньше, чем 30% от зарплаты, а подоходный налог на УСН не платят вовсе. Дополнительно, за счет правильного порядка уплаты страховых взносов, можно уменьшать рассчитанный налог к уплате.


И всё бы хорошо, но бюджет при этом «недополучает» значительные суммы. Мы взяли это слово в кавычки, потому что НК РФ позволяет снижать налоговую нагрузку всеми законными методами, а этот способ – законный. Учредитель-ИП честно оказывает управленческие услуги и честно платит с полученных доходов налоги.


Увы, фискалы считают иначе, поэтому будут всеми силами пытаться доказать, что здесь налицо подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Если докажут, то все выплаты пересчитают плюс выставят штраф. Так что, способ хорош, но с высокими рисками. Большое значение здесь имеет правильно составленный договор на оказание услуг по управлению, грамотная отчётность руководителя, положительная динамика развития самой организации.


4. Одолжить деньги у компании. По-другому это называется получение беспроцентного займа.  Строго говоря, заём – это долг, который рано или поздно надо вернуть. Тем не менее, способ очень популярен в ситуации, когда дивиденды нельзя выплатить, а деньги учредителю нужны срочно.  Срок договора займа можно продлевать несколько раз, поэтому это долг из категории – отдашь, когда сможешь. А что будет, если не смог и не отдал? Ничего страшного, долг организация простит, но учредителю придется заплатить с суммы займа те же самые 13% НДФЛ, как и при получении дивидендов.


Дополнительно здесь набегает ещё небольшая сумма в виде подоходного налога на экономическую выгоду (формулу приводить здесь не будем, но это намного выгоднее, чем кредитоваться в банке). И главное — прощать долг собственнику может только успешная фирма. Если невозвращенный заём мешает рассчитаться с партнёрами, работниками или бюджетом, ждите разборок с налоговиками.


Прямо скажем, результативность двух последних способов получить деньги от бизнеса зависит от искусности вашего бухгалтера и лояльности проверяющих. Кроме того, учредитель обязательно должен быть оформлен в штат.


5. Получить деньги под отчёт. Предполагается, что денежные средства организации могут тратиться только на цели, связанные с предпринимательской деятельностью. Разумеется, все расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (квитанции, чеки, счета, накладные, договоры). То есть, деньги получить можно, но за их расходование надо отчитаться. Как именно? Поинтересуйтесь у грамотного бухгалтера.


6. Представительские расходы. За счёт компании можно купить автомобиль, поесть в хорошем ресторане, заказать гостиницу класса люкс и даже купить себе дизайнерскую одежду. Фирма платит, а ваш бухгалтер должен объяснить проверяющим, как шелковые носки директора с вышитой монограммой помогают делать деньги. Если серьёзно, у представительских расходов должна быть деловая цель, а цель у коммерческой структуры одна – получить прибыль. То есть, если вы докажете, что не просто пускали контрагентам пыль в глаза, а проводили переговоры, заключили протокол о намерениях или договор, то расходы могут признать обоснованными. Минус способа в том, что именно деньги таким образом не получить, только определённый перечень услуг или вещей, которые остаются собственностью компании.



Напоследок расскажем, как не стоит выводить деньги из фирмы, потому что это:
  • рискованно;
  • незаконно;
  • невыгодно.

Сомнительный. Вывод денег через конторы по обналичиванию. ООО заключает с такой конторой фиктивный договор по оказанию услуг или поставке товаров. На основании договора выставляется счёт, который ООО оплачивает безналом, ведь наличные расчёты между коммерческими субъектами ограничены суммой в 100 000 рублей. Затем деньги возвращаются обратно наличными, но уже в руки самого учредителя.


Прежде всего, здесь существует огромный риск, что деньги просто не вернут. Да, можно делать это через проверенных людей, но даже при их искреннем намерении отдать деньги, расчётный счёт конторы может быть заблокирован банком, а все участники схемы привлечены к уголовной ответственности. Про то, что это незаконно, и говорить не будем, налицо —  уход от налогов.


С точки зрения выгоды этот способ тоже весьма сомнителен. Как шутят знающие бизнесмены – обнал нынче дорог, дешевле платить налоги. Даже если участников обналички ещё никто не накрыл (а рано или поздно это происходит в большинстве случаев), то подсчитаем, во что это обойдется.


ООО перевело «некой конторе» миллион рублей за якобы поставленные товары. Контора, если она какое-то время хочет выглядеть легальной, должна заплатить с этой суммы налог 6% (это если на УСН). Комиссия на получение наличных в банках разная, возьмем скромную – 2%. Плюс около 5% получает за услуги сам обнальщик. Итого, имеем те же самые 13%, что и с дивидендов, но уже с огромным риском. Смысл?


Вот, собственно, и всё, что нам известно о получении денег из ООО. Будем рады обсудить в комментариях, как это происходит у вас на практике, и, возможно, узнать что-то новенькое.


Легенда к фотографии
Слева направо:
Миша Л. — наш ПиЭм. Говорит просто, но непонятно.
Александр Р. –худ.рук компании. Постоянно активен и беспричинно весел.
Дмитрий Валерьевич К. — наш тех.дир., а также мизантроп и социопат, поэтому ему всегда всё не так.

Другие статьи из нашего блога на Хабре:


Как вам предложенные варианты?

Проголосовало 436 человек. Воздержалось 97 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (68)


  1. GreenBee
    22.11.2016 13:10

    А не подскажете, чем обосновывали наши законотворцы увеличение налога на дивиденды с 9% до 13%?


    1. i_Alexander
      22.11.2016 13:23

      Насколько я помню, думами о народе и понятием «справедливости». Помню, что обсуждали пару лет тому назад, что неверно (или «несправедливо»), что в одном случае физлицо с доходов платит 13%, а в другом случае с тех же трудовых доходов (пусть и через дивиденды) всего 9%. Привели в итоге к общему знаменателю. Жаль, что не в сторону понижения склонились.


      1. GreenBee
        22.11.2016 13:28
        -1

        Блин, неужели они не понимают, что таким способом только еще больше подтолкнули людей к услугам «обнальщиков»?
        Когда разница — это либо заплатить честные 9%, либо 6% + маржа обнальщика (кажись 2% и брали тогда) составляет всего 1% — не каждый полезет в это дерьмо.
        Но когда речь идет уже о 5%, то думаю многие задумаются.

        Хорошо хоть (пока) не додумались еще и страховые взносы обязать платить с дивидендов.


    1. i_Alexander
      22.11.2016 13:31
      +1

      Ещё один момент по поводу «справедливости»: пока делал для статьи калькуляцию 49%-ти обратил внимание, что страховые взносы начисляются на полную сумму с НДФЛ, т.е. получается, что на сидящий в доходах 13% НДФЛ также начисляются сверху 30% страховых взносов. Т.е. налог на налог (или взносы на налог). Возник резонный (риторический даже) вопрос: почему мы должны платить 30% взносов с 13% НДФЛ, который вообще к нам не приходит?


      1. GreenBee
        22.11.2016 14:29
        +5

        Потому что 30% — это же не налог, а взнос (сарказм). Назовем часть налогов взносами и будем везде кричать, что у нас самые низкие налоги в Европе.


        1. Indrani_N
          22.11.2016 14:47

          Да нет, не сарказм, увы(( именно из такой логики новый платеж в бюджет назвали торговым сбором (пока взимают только по Москве). А на вопрос – как же так, ведь обещали три года не менять налоги, так и ответили, что это ж не налог, а сбор, мы обещали не трогать только налоги.


        1. novice2001
          22.11.2016 14:47
          -4

          Да, потому что 30% — это не налог, и платит его работодатель. Если сомневаетесь — загляните в свой трудовой договор.


          1. Indrani_N
            22.11.2016 14:52
            +1

            А никто и не говорит, что 30% — это налог, это взносы, они идут на счет застрахованного лица, но пока учредитель доживет до своей пенсии, неясно, какая сумма будет ему оттуда выплачена, и что она будет собой представлять на фоне инфляции. Сравнение в комменте касалось совсем другого вопроса — налога и торгового сбора. Где вы тут видите, что 30% — это налог?


            1. novice2001
              22.11.2016 17:57
              -2

              Внимательно прочитайте коммент, на который я отвечал. Если вдруг не найдете фразы «налог на налог», то вам стоит сходить к доктору. В то же время о торговом сборе в том комменте нет ни слова.


          1. GreenBee
            22.11.2016 14:55

            А зарплату платит не работодатель?

            С такой логикой и 13% не налог — ведь их тоже платит работодатель самостоятельно.

            С точки зрения работодателя ваша з/п это то, что выдали вам на руки + все налоги и сборы.


            1. i_Alexander
              22.11.2016 16:08
              +4

              С точки зрения работодателя ваша з/п это то, что выдали вам на руки + все налоги и сборы.

              Вы, наверное, хотели сказать, что с точки зрения работника ЗП — это то, что он получил в руки или на карту.

              С точки зрения работодателя полная статья расходов на работника — это всё вместе. В общем, тут надо все желания работника умножать на 1,5. Сидит у вас, например, программист на собеседовании и говорит «хочу 150 тыс чистыми», а вы сразу умножаете в уме на 1,5 и думаете «225 тыс. однако… дороговато» )))


      1. novice2001
        22.11.2016 14:46

        Это не «налог на налог». В данном случае зарплата — это именно 114943 руб. Налог с зарплаты платит работник (пусть и через налогового агента в лице работодателя), взносы с зарплаты платит сам работодатель. И то, что в данном случае работодатель и работник ПОЧТИ одно и то же ничего не меняет.
        Это оборотная сторона хитрости с оказанием самому себе услуг по управлению с помощью ИП, когда ПОЧТИ одно и то же лицо ведет себя как 2 совершенно разных субъекта.


        1. Indrani_N
          22.11.2016 14:55

          Речь в статье идет не просто о работнике, а о том, во что обходится учредителю его зарплата. Потому для него вся нагрузка в бюджет (это еще без учета налогов самой фирмы) составляет 49%.


          1. novice2001
            22.11.2016 17:47

            А почему работнику-учредителю его зарплата должна обходиться дешевле, чем не учредителю? Точнее не учредителю, а принадлежащему ему юрлицу.
            Он точно также будет пользоваться медицинским и социальным страхованием, пенсионным обеспечением.
            В конце концов никто не заставляет учредителя платить себе зарплату, можно просто выплачивать дивиденды — и нет проблем.


            1. Indrani_N
              22.11.2016 17:54

              Да никто и не заставляет — в статье зарплата указана как самый дорогой способ. Просто если учредитель хочет иметь пенсионный стаж, оплачиваемый отпуск и прочие привилегии работника, то надо заключать трудовой договор (конечно, для этого можно просто работать у какого-то работодателя). Но если учредитель сам руководит фирмой, то не заключать договор он может, только если других участников нет.


              1. novice2001
                22.11.2016 18:10
                -1

                Зачем ему оплачиваемый отпуск, если он может просто выплачивать себе дивиденды?
                Пенсионный стаж элементарно решается установлением зарплаты в 1 МРОТ.


      1. DrZ0idberg
        22.11.2016 14:47
        +1

        Ну на самом деле это просто кажется, что сумму НДФЛ мы не получаем, благодаря налоговому агенту — работодателю. В терминах законодательства НДФЛ является частью нашего дохода. Если бы каждый должен был самостоятельно уплачивать НДФЛ с полученного дохода, такого ощущения не возникало бы.


      1. D_T
        23.11.2016 10:15

        Иногда НДФЛ можно вернуть, например при покупке жилья.


        1. RiseOfDeath
          24.11.2016 14:04

          Вцелом не более 50 тысяч в год.
          Можно (насколько я знаю) вернуть за покупку жилья (один раз в жизни), за медицинские услуги и за образовательные (возможно еще за что-то, но я тут не в теме).

          Касательно жилья, когда я узнавал — учитывается стоимость до 2 миллионов (т.е. если вы купите жилье за 10 миллионов, вам все равно посчитают как 2).
          Так что вот считайте… за всю жизнь за жилье вы вернет 260 тысяч (если я не ошибся в расчете в уме), причем возвращать их будете в течении 6 лет.

          Как приятная прибавка к семейному бюджету пойдет, но как способ сократить налоговые издержки, увы нет. ну разве что лечиться получится на 13% дешевле.


          1. D_T
            24.11.2016 16:03

            Если есть желание сэкономить на налогах и работодатель не против отдать все что он платит, то надо регать ИП и заключать с работодателем договор оказания услуг.

            Например при ЗП 50 т.р. в месяц (600 в год) налогов получается 276,5 т.р. (НДФЛ 89655, ПФ 51724 ФОМС 35172), т.е. работодатель заплатит 876,5 т.р. за год. Если эти 876,5 т.р. получит ИП (тут работодатель налоги не платит), то ИП заплатит 90 т.р. (6% 52593, ПФ 25121, ФОМС 12262). Т.е. прибавка в кармане будет 186.5 т.р. в год (276,5 — 90) или +15.5 т.р. в месяц.
            Плюсом немного придется бюрократией позаниматься (декларация, акты вып.работ), возможно придется р/счет открыть (не знаю разрешено ли на счет физ.лица перечислять) это ~500 р/мес.

            Мне кажется +30% к ЗП того стоят.

            Источники цифр для расчета:
            http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/uplata_str_vz/
            http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/porjadok_upl_ip/~371


          1. Grab
            26.11.2016 08:50

            Ограничение в 50 тысяч относится только к налоговому вычету за образование ребёнка.

            Вычет за жильё, помимо общего ограничения в 13% от 2 млн (260 тысяч), ограничен лишь суммой уплаченного за год НДФЛ. Например, если за 2015 год заработан 1 млн, то с него уплачено 130 тыс. налога. Следовательно, за 2015 год можно получить эти самые 130 тыс. Остаток можно получить в следующем.


          1. polar11beer
            30.11.2016 10:48

            Если жильё приобретается в ипотеку, то можно дополнительно вернуть ещё 13% с кредитных процентов, учитывается сумма процентов до 3 млн руб. (это для кредитных договоров, заключённых после 1 января 2014; если договор заключён ранее – то лимит другой, по-моему без ограничений).


          1. Ktator
            01.12.2016 11:32

            Вцелом не более 50 тысяч в год.

            Это не совсем так. Можно вернуть не более того, что ты заплатил виде НДФЛ в налоговую за этот год. Если за год Заработал 1М, уплатил 130к, то вернут < 130к.


        1. Indrani_N
          24.11.2016 22:14

          Если вы про НДФЛ с дивидендов, то нельзя. «В отношении доходов от долевого участия в организации налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 — 221 настоящего Кодекса, не применяются» (из статьи 210 НК РФ).


  1. Nekto_Habr
    22.11.2016 14:06

    Полезная информация, спасибо. Все эти тонкости крайне удручают. Не потому, что чересчур сложно или несправедливо, а потому, что не хватает ресурсов в мозге заниматься еще и этим. Вот я бы еще почитал про сервисы, которым просто даёшь денежку и они полностью избавляют тебя от любых забот по вот таким вот запросам, чтобы можно было сконцентрироваться исключительно на своей непосредственной работе. Если такие сервисы вообще есть, конечно.


    1. novice2001
      22.11.2016 14:48

      Есть такие сервисы, называются «грамотный бухгалтер». Даешь ему денежку, а он все это разруливает.


    1. DrZ0idberg
      22.11.2016 14:56

      Да есть такие сервисы — «Моё дело», например. Кроме того что они львиную долю бюрократического геморроя автоматизируют, у них ещё есть услуга бухгалтерского сопровождения. Думаю, что и в Эльбе что-то подобное есть.


      1. JediPhilosopher
        22.11.2016 17:01

        С точки зрения фрилансера-ИП:

        «Мое Дело» дороже стоит (примерно 10к в год для ИП без сотрудников), но нафаршировано по-максимуму, в том числе есть включенные в стоимость консультации (которыми правда я не пользовался, так как ИП на УСН простое, а вот для тех же ООО может понадобиться наверное).

        Эльба дешевле — тот же год для ИПшника будет где-то 2-3к вроде. Зато на минимальном плане кроме собственно подсчета налогов и напоминалки там ничего больше и нет. Всякие консультации и прочее — на более дорогих планах, в итоге с ними примерно столько же выйдет.

        Зато Эльба умеет работать с валютными счетами (что для работающего на заграницу фрилансера критично), а МД — нет. Точнее может, но в ручном режиме (движения по счету придется вручную создавать).


        1. i_Alexander
          22.11.2016 17:24
          +1

          Я бы здесь фрилансеру-ИП (без сотрудников) рекомендовал попробовать встроенные бухгалтерии Модульбанка, Тиня и Точки. У меня в одном из этих банков обслуживается счёт ИП, там в же в личном кабинете вся бухгалтерия, благо для ИП на УСН без сотрудников всё очень примитивно. В итоге нет никакого смысла переключаться в «МД», в «Эльбу» и т.д. Из минусов отмечу, что счета и акты приходится рисовать в Экселе и Ворде )) не так всё автоматизировано, как в МД и Эльбе.

          Зато плюсы перекрывают минусы: 490 р. в месяц за счёт, бухгалтерию и онлайн отчётность, плюс не надо одновременно работать в нескольких сервисах (всё в одном окне) и всякие выписки со счёта выгружать/загружать.

          Кстати, в Тине бухгалтерию поднимает бывшая сотрудника МД (унесла туда свои знания).


          1. JediPhilosopher
            22.11.2016 17:54

            У меня счет в Альфа-банке, у них ничего такого нет. Да и онлайн-банк сам наиубогейший с кучей проблем (начиная от принципиально не работающей у меня конвертации долларов в рубли с валютного счета (с транзитного продаются нормально, а с валютного — всегда отказ без объяснения причин), заканчивая просто плохим интерфейсом).
            Сейчас-то походив по граблям я бы наверное действительно открывал новый счет уже в Точке какой-нибудь.


            1. zamboga
              23.11.2016 15:47

              А в чем проблема поменять банк? Дел на один час бумажки подписать.
              Тоже с альфы начинали (были счета и карточки у физиков-учредителей, нравилось все), потом был сб-банк (отобрали лицензию, АСВ для ИП все вернуло) сейчас Точка.


          1. Nekto_Habr
            22.11.2016 22:15

            Кстати, в Тине бухгалтерию поднимает бывшая сотрудника МД (унесла туда свои знания).


            Поясните, пожалуйста:
            — Тинь — это Тинькофф?
            — МД — это что?
            — «унесла туда свои знания» — в смысле, ушла из т.н. «Тиня» и кидает палки в колеса его велосипеда?


            1. i_Alexander
              23.11.2016 10:22

              — Тинь — Тинькофф
              — МД — это Моё_дело (сокращение было у товарища в комментарии выше)

              в смысле, ушла из т.н. «Тиня» и кидает палки в колеса его велосипеда

              наоборот, ушла из МД в Тинькофф и делает конкурентный продукт, но уже встроенный в банковский личный кабинет предпринимателя


          1. i_Alexander
            23.11.2016 10:52

            Кстати, в Тине бухгалтерию поднимает бывшая сотрудника МД (унесла туда свои знания).

            М-да, описался. Не «бывшая сотрудника МД», а «бывшая сотрудниЦА МД». Редкая нелепица вышла из-за ошибки в окончании.


        1. D_T
          23.11.2016 10:33

          Зато на минимальном плане кроме собственно подсчета налогов и напоминалки там ничего больше и нет.

          Если это упрощенка 6%, то для ИП больше и не надо. Выписку о поступлении на р/с взял, на 6% умножил и плати.
          Декларацию заполнить — экселя достаточно. Только болванку добыть. Декларация заполняется в течении часа. Другое дело подать: тут или ногами лично топать в налоговую (у нас только лично от ИП принимают), или оформлять ЭЦП и подавать электронно, тогда эксель не поможет, там свои форматы, т.е. нужен будет какой-то софт для заполнения.


  1. beaverBox
    22.11.2016 15:09

    НК РФ позволяет снижать налоговую нагрузку всеми законными методами, а этот способ – законный. Учредитель-ИП честно оказывает управленческие услуги и честно платит с полученных доходов налоги.
    Увы, фискалы считают иначе, поэтому будут всеми силами пытаться доказать, что здесь налицо подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Если докажут, то все выплаты пересчитают плюс выставят штраф.

    А как это происходит — доказывание незаконными законные деяния?
    И на каждый одинаковый случай своё дело шьется чтоли?


    1. Indrani_N
      22.11.2016 18:01
      +1

      Именно так — в каждом конкретном случае (обычно при выездной проверке) налоговики проверяют договор об управлении и отчеты по нему вдоль и поперек. Ищут условия трудового договора, например, указание на оклад, а не на вознаграждение исполнителю; о соблюдении графика рабочего времени; создании условий труда и прочее. В подробностях разницу между этими договорами можно посмотреть здесь https://www.regberry.ru/malyy-biznes/trudovye-otnosheniya-kak-oformit-personal
      Ну и акты по договору должны доказывать не просто отработанное/просиженное рабочее время, а какие-то весомые результаты управления (рост удоев, покосов, продаж).


  1. MaxAkaAltmer
    22.11.2016 15:21

    По поводу варианта получения зарплаты, хотелось бы отметить, что огромная пенсия простым смертным не грозит и страховые взносы начисляются на сумму не более 700 с чем-то тысяч рублей, все что выше облагается только подоходным налогом, так что не такой уж и плохой вариант, ну по крайней мере — не такой страшный как указанно в статье, при условии, что зарплата будет исчисляться миллионами в год =)


    1. MaxAkaAltmer
      22.11.2016 15:28

      Уточнение: 700 с чем-то тысяч в год.


      1. Indrani_N
        22.11.2016 16:00

        Не совсем так. Сумма предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в ПФР) в 2016 году – это 796 тыс. рублей. По достижению этой суммы вместо 22% работодатель платит только 10% (ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Но есть довольно обширный перечень, для которого действительно верно ваше утверждение, что взносы сверх этого лимита не взимаются. Список есть в ст. 58 N 212-ФЗ.
        По взносам в ФОМС (5,1%) и по взносам «на травматизм» в ФСС ограничений нет, т.е. платить надо с любой суммы. Но есть ограничение на взносы в ФСС по больничным и материнству – предельная сумма в 2016 году – 723 тыс. рублей, после чего взносы не платят.
        IT компании, кроме того, могут платить пониженные взносы на работников (8% в ПФР, 4% в ФОМС, 2% в ФСС, итого 14% вместо 30%). Но это только до 2018 года, далее общая сумма взносов будет 21% с 2018 года и 28% с 2019. Чтобы подтвердить право на пониженные тарифы, надо получить государственную аккредитацию в области информационных технологий. https://habrahabr.ru/special/minsvyaz/


  1. vanxant
    23.11.2016 06:34
    +3

    Несколько поправок.

    * Прибыль для выплаты дивидендов вполне себе может быть виртуальной (бухгалтерской), а сама выплата производиться по факту появления свободных денег на счету. Типичная ситуация, когда акты по ряду работ уже подписаны, но деньги ещё не пришли.
    * Для собрания учредителей, когда их в конторе больше 2, достаточно двоих. В протоколе всё равно ставится две подписи — председателя и секретаря. Собственно, если сумма их долей больше 50%, другие как-бы не очень-то и нужны, если иное прямо не оговорено в Уставе. Имейте это в виду, если ваша доля меньше 50% и вы не очень доверяете партнёрам.
    * Для айтишников взносы в ПФР меньше, причём заметно меньше. Если в штате больше 7 туловищ, то 14%.
    * Схему с ИП-директором использовал Ходорковский, его в том числе за это привлекали. Очень не советую.
    * Представительские расходы это здорово, но есть одно но: они ограничены 3% выручки. Зато их можно из кассы брать пост-фактум (ну т.е. оформлять пост-фактум). Т.е. посидеть в ресторане за счёт фирмы это ок, но знайте меру.
    * Можно выплачивать самому себе всякие компенсации. Например, за использование личного автомобиля в служебных целях. Правда, собственно за использование много не выведешь: есть смешные нормы для чиновников, они вроде как бизнесу не указ, но больше чем в пару раз превышать не стОит. Зато документально подтверждённые расходы — бензин, и главное, ОСАГО, КАСКО, ТО, ремонт — пожалуйста, нет проблем. А это уже немаленькие суммы, проходящие абсолютно мимо налогов.
    * Не забываем про вычет для УСН-щиков. Из 6% можно платить только 3%, если сумма взносов конторы в ПФР больше, чем другие 3%. По факту для айтишников оно почти всегда так.


    1. i_Alexander
      23.11.2016 19:02
      +1

      В целом всё верно пишите, но по ряду вопросов требуются следующие уточнения:

      * Для айтишников взносы в ПФР меньше, причём заметно меньше. Если в штате больше 7 туловищ, то 14%.

      Меньше, да. Но для этого надо получить госаккредитацию в области информационных технологий либо прописаться в Особой экономической зоне. А это не всем по силам, т.е. не применимо для большинства. Да и такая льгота ненадолго – включительно до 2019 года.

      * Схему с ИП-директором использовал Ходорковский, его в том числе за это привлекали. Очень не советую.

      Лично дело Ходорковского не вёл, но «слышал», что в деле была еще и незаконная приватизация, хищение бюджетных средств, оплата векселями, незаконное использование льгот по инвалидам, дело Гусинского, «Апатита» и прочее.

      Если же брать только управление компанией в качестве ИП, о котором вы пишите, то суд пришел к выводу, что услуги консультационного порядка в реальности не оказывались; исполнители (таким же консультантом был еще и Лебедев) не могли ответить, в чем заключалась суть услуг, объясняя это соблюдением коммерческой тайны. При этом контракты на консультирование были заключены одновременно с шестью основными акционерами «ЮКОСа».

      А в принципе сам способ легальный, бояться его не стоит, надо просто реально оказывать услуги, оформлять отчет, ну и не наглеть в плане сумм. Дополнительно прикладываю ссылочку на мнение эксперта http://www.garant.ru/consult/business/649924/.

      * Представительские расходы это здорово, но есть одно но: они ограничены 3% выручки. Зато их можно из кассы брать пост-фактум (ну т.е. оформлять пост-фактум). Т.е. посидеть в ресторане за счёт фирмы это ок, но знайте меру.

      Да, лимит есть, только не 3% от выручки, а 4% от фонда оплаты труда (п. 2 ст. 264 НК РФ). Если есть пруф на 3%, то пришлите. Есть еще всякие бухгалтерские хитрости, которые позволяют немного этот лимит превысить, но способ, конечно, можно рассматривать только как дополнительный.

      * Не забываем про вычет для УСН-щиков. Из 6% можно платить только 3%, если сумма взносов конторы в ПФР больше, чем другие 3%. По факту для айтишников оно почти всегда так.

      Согласен. Но здесь надо, чтобы сумма страховых взносов за работников была достаточно большой, чтобы за счет этой суммы налог (6% от оборота) можно было снизить наполовину. Для интересующихся мы быстренько запили калькулятор УСН плюс вот эта ссылка с примерами уменьшения УСН может быть полезна.


  1. u_story
    23.11.2016 08:20

    А где же продвинутые схемы — вида регистрации товарного знака на Кипре, и выплат из российской компании за его использование в офшор?


    1. RiseOfDeath
      23.11.2016 09:44

      Видимо авторы отнесли это к гибриду «Рисовано» и «Не законно».


      1. i_Alexander
        23.11.2016 10:26

        Примерно так. У нас же всеобщая "деоффшоризация" наступила плюс обо всех зарубежных банковских счетах и движениях по ним надо сообщать в родную налоговую.

        Если честно, то деталей и реальную выгоду таких способов мы не знаем. Если у кого есть реальный кейс с учётом новой гос.политики, присылайте, добавлю в статью.


  1. beTrue
    23.11.2016 09:59

    не проще ли регу зарубежом? сейшелы, кипр, виргинские острова? масса вариантов по минимизации проблем.


    1. i_Alexander
      23.11.2016 10:28

      Возможно. Ответил на похожее чуть выше.


  1. begemot_nn
    23.11.2016 12:47

    Если я правильно помню, то при использовании способа №1 нужно учитывать, что дивиденды выплачиваются из прибыли компании, после уплаты всех налогов.
    а при использовании способа номер шесть, как минимум, налог на прибыль с этой суммы не платится.
    Таким образом способ номер шесть — всё равно ощутимо дешевле.
    Никого не призываю, и сам не использую.


    1. maxfox
      24.11.2016 10:27
      +1

      Тоже смутил этот момент в статье. Налог на прибыль организаций составляет 20%. Итого со 100 тысяч рублей 80 остается после уплаты налога на прибыль. Из них на руки учредитель получает 87%, т.е. 69600 р.
      В случае с заработной платой ситуация такая: 79623р заработной платы при взносах 30% дают 100000р. расходов на з/п сотрудника. Таким образом прибыль нулевая и налог на нее тоже (это само по себе не хорошо, но сейчас речь не об этом). Итого с этой суммы на руки сотрудник получает 87%, т.е. 66923р. Но если вы болеете (а болеют все, просто не все берут больничный), организация может получить обратно часть денег, отданных ФСС. Т.е. в среднем то на то и выйдет.
      Другое дело, что организации лучше показывать прибыль, чтобы иметь возможность взять кредит/лизинг. Так что дивиденды на общей системе налогообложения — все же лучший вариант. Вообще, не стоит без необходимости выводить деньги из организации. Автомобиль можно оформить на фирму и пользоваться в личных целях. Бензин туда же. Ноутбуки, телефоны и гаджеты тоже можно покупать за счет предприятия. Да и питание сотрудника в заведениях общепита тоже можно списать на расходы. Насчет жилой недвижимости не знаю, но, вероятно, тоже возможно. Остаются деньги на «карманные» расходы.
      Конечно, тут много нюансов, лежащих в сфере правоприменительной практики, это лишь мое поверностное понимание ситуации. Слышал, что налоговая может попросить НДФЛ с выгоды, полученной сотрудником (например с компенсации услуг сотовой связи в личных целях). Тонкостей не знаю, сам ИП на УСН, но в будущем может случиться и ООО на общей системе.


    1. arctic-fox
      30.11.2016 16:57

      И вообще в ИТ денег нет (с)


  1. ssh24
    23.11.2016 18:26

    >государство получило 49 425

    Хорошо, однако, быть государством.
    Ничего не сделал, а 50% от ЗП получил. Еще некие наивные персоналии говорят, в РФ низкие налоги…


  1. anko_2000
    23.11.2016 18:35

    Дарю лайфхак — вывод денег на ИП или ООО на ЕНВД


  1. Viktor14
    24.11.2016 10:26

    Из своего опыта — для фрилансера удобнее всего открыть удаленно счет за границей. Я например открыл в Хорватии (Primorska banka) с обслуживанием на русском языке.


    1. i_Alexander
      24.11.2016 10:34

      А в чём реальная выгода? Всё равно же по нашему законодательству вам надо заплатить с ваших доходов всё те же налоги. Как минимум НДФЛ. Ну максимум, что тут можно оптимизировать, т.к. в рамках соглашений между странами об избежании двойного налогообложения сделать зачёты. А так в целом же платите всё тоже самое. Разве не так?

      Или вы просто вообще ничего не платите и даже в ФНС не сообщаете о ваших зарубежных счетах и доходах? Если так, то выгода понятна )))


      1. Viktor14
        24.11.2016 17:00

        Никому ничего не сообщал ))) Банк только попросил подтверждение что есть договореность с фриланс биржей и все. Складываются в кубышку, благо 100 кило евро гарантировано в ЕС, у нас же все что гарантировано это получить по носу)))) Вот и вся выгода.


  1. Stanislav_F
    25.11.2016 20:11

    Есть еще один вполне законный способ — учредитель регистрирует ИП и оформляет на себя товарный знак. Фирма заключает с ним лицензионный договор на использование товарного знака, по которому выплачивает вознаграждение. Остается открытым лишь вопрос сколько налогов при этом платит получатель — 6% (т.е. роялти считаются доходом от его предпринимательской деятельности) или 13% (т.е. роялти облагаются налогом подобно дивидендам ФЛ). Однозначного ответа на него я пока не нашел. В любом случае, нет проблемы с подсчетом активов, утверждением бухотчетности и т.п.


  1. anko_2000
    28.11.2016 11:53

    http://www.klerk.ru/buh/articles/453776/


  1. MaratKh
    28.11.2016 13:21

    в целом — слабовато. Если сделать скидку, что статья рекламная и демонстрирует глубину знаний у рекламируемого, то все равно охватывает печалька.

    Стандартные схемы вывода денег включают перевод 100% предоплаты «подрядчику» (в частности за рубежом) без выполнения работ (стандартный пакет документов, например, исследования рынка уже сгенерирован), или же с последующим банкротством исполнителя (вопрос суммы). Рисковые схемы с обналом прикрываются.

    Можно выводить прибыль на сеть ИП с совсем другим % по налогам.

    Есть стандартная схема, когда физ лицо покупает копеечный патент, который продает компании за бешенные деньги (вопрос обоснования стоимости патента для компании) и т.п.

    В общем настоящий финансист может набросать ещё с десяток вариантов… а не те 6 голимых предложения, «высосанных из пальца...»


  1. farang7
    29.11.2016 11:20

    очень интересен этот вариант
    3. Передача управления компанией учредителю-ИП

    у меня ооо. при этом ИП разве не должен платить в ПФР ФСС и тд? сколько налогов надо заплатить обязательных?


    1. i_Alexander
      29.11.2016 11:36

      Если вы УСН Доходы 6%, то надо платить 6% с дохода. Далее, если доходы ИП за 2016 год не превысили 300 тыс. руб, надо заплатить взносы ИП в ПФР в размере 19 356,48 руб. Если же полученный доход больше, то сумма страховых взносов в ПФР увеличивается еще на 1% доходов, полученных сверх этого лимита. При этом предусмотрен верхний предел размера страховых взносов в ПФР в размере 154 851,84 рублей (пруф тут и тут).

      Плюс взносы ИП в ФОМС около 3 796,85 руб.

      Итого, взносы ИП в 2016 году за себя во внебюджетные фонды при годовом доходе, не превышающем 300 тыс. рублей (в том числе при отсутствии деятельности или прибыли от нее), составят 23 153,33 рублей. Если доходы больше 300 тыс., то с дельты плюс ещё 1%.

      Но (!) ИП без работников может свои авансовые платежи по УСН уменьшить на всю сумму оплаченных страховых взносов. Например, заработали вы в квартале 3 млн. рублей и при этом заплатили страховых взносов ~33 тыс. (23 153,33/4+1%*(3'000'000-300'000)), тогда вы свои 6% УСН с 3 млн. в сумме 180 тыс. уменьшаете на 33 тыс. В итоге при авансовых платежах по УСН получается, что вы теряете не больше 6% с дохода. И всё. Калькулятор тут.

      В общем, вы теряете всего 6%.


  1. arctic-fox
    30.11.2016 12:07

    Почему-то в схеме с дивидендами никто не напомнил о налоге на прибыль организации.
    Т.е. раньше 20% + 9%, и сейчас 20%+13%, а в случае «сомнительных» схем «прибыль» также благополучно выводится.
    Поправьте меня, если не правильно посчитал.


    1. i_Alexander
      30.11.2016 12:20

      Я осознанно не писал про то, как эта чистая прибыль получается, т.к. получился бы винегрет из разных систем налогообложения:
      — на ОСН — 20% + 13% для физ.лиц.
      — на УСН Доходы — 6% + 13% (причём минимальная ставка по УСН может достигать в некоторых регионах 1% вместо 6% )
      — на УСН Доходы минус расходы — 15% + 13% (причём минимальная ставка по УСН Доходы минус расходы может достигать в некоторых регионах 5% вместо 15% )
      — на ЕНВД своя фиксированная ставка, рассчитанная по формуле БД * ФП * К1 * К2 * 15% и 13% сверху для физ.лиц
      — и т.д.

      В общем, мне показалось, что вышла бы каша, если бы для каждого варианта делался бы свой расчёт прибыли и возможных вариантов. По факту каждый предприниматель примерно понимает, как у него получается прибыль, а дальше уже встаёт вопрос «как ей лучше распорядиться».


      1. arctic-fox
        30.11.2016 12:29

        К сожалению финансы не позволяют избирательно подходить к информации.
        Вы писали о про выводе прибыли, и это означает налогообложение двух субъектов налогообложения — юр.лица котороые выводит средства и физ. лица на которое производится вывод. Дальше идёт дерево решений приводящее к той или иной стоимости в процентах от направленных на вывод средств.

        Полагаю вам стоит дополнить публикацию информацией о налоге на прибыль и НДС, т.к. в противном случае вы вводите аудиторию в заблуждение.


        1. i_Alexander
          30.11.2016 12:57

          Полагаю вам стоит дополнить публикацию информацией о налоге на прибыль и НДС, т.к. в противном случае вы вводите аудиторию в заблуждение.

          Готов дополнить, но тут хотелось бы уточнить, как на ваш взгляд НДС пересекается с прибылью и дивидендами?

          С 2009 по 2014 год моя компания работала на УСН 6%, с конца 2014 года на ОСН с НДС, налогом на прибыль и т.д. При этом я до сих пор не знаю, как можно легально заработать на НДС и как его можно отнести к прибыли или же дивидендам. Для меня НДС — это налог на добавленную стоимость в чистом виде, я его плюсую сверху к стоимости своих услуг, получаю его в общей сумме от заказчика и перечисляю в бюджет РФ. Максимум, что я могу ещё сделать, так это уменьшить сумму НДС за счёт входящего, если покупаю товары/услуги у кого-то тоже с НДС. Но так или иначе я получаю НДС, отдаю государству и забываю про него.

          Как-то так. А как у вас?


          1. arctic-fox
            30.11.2016 13:30

            Вы написали многое про НДС — самую большую часть, полностью проигнорировав мои слова о налоге не прибыль.
            Моё обращение к вам большей частью касалось именно информации о базовом налоге на прибыль, т.к. это более существенный налог (20%) и с ним возможно больше операций — например снижение базы (которая при выплате дивидендов не снижается).

            К сожалению я не могу озвучить определенные схемы с НДС, но при некоторых схемах, НДС также зачитывается (18% не так уж и мало, не так ли?).
            О законности методов я писать не буду, т.к. это может вылиться в политическую дискуссию. В любом случае, без 100% уверенности что НДС правильно пройдёт — не стоит ввязываться в «сомнительные схемы», т.к. ФНС за такими проводками следит достаточно внимательно.


            1. i_Alexander
              30.11.2016 17:41

              Моё обращение к вам большей частью касалось именно информации о базовом налоге на прибыль, т.к. это более существенный налог (20%) и с ним возможно больше операций — например снижение базы (которая при выплате дивидендов не снижается).

              Чем сильнее вы снижаете налоговую базу (за счёт увеличения затрат или уменьшения дохода, или и того, и другого), тем меньше у вас дивиденды (легальные дивиденды). Тут вроде как линейная зависимость, т.е. нельзя свести налоговую базу к нулю, не обнулив в итоге дивиденды. Или можно? За счёт убытков прошлых периодов? Или как?


              1. arctic-fox
                30.11.2016 19:46

                Теперь вы зафиксировались только на дивидендах? Исключив вывод средств как оплату услуг по управлению и по другим моделям. Т.е. 20% погрешности для вас значения не имеют?


                1. i_Alexander
                  30.11.2016 20:19

                  ? Я уже выше написал, что не очень понимаю, что вы хотите, чтобы я поправил/дописал/донёс/уточнил в статье.

                  Если у вас есть полезные знания/уточнения, то напишите тут, что да как. Если эти знания/уточнения буду ценными, я перенесу их из вашего комментария в статью.