Сейчас мало кто воспринимает СПб, как родину отечественной космонавтики, он легче представляется городом морской или военной истории. Задумываясь о космосе, кто-то вспомнит Калугу Циолковского, Звездный городок в Подмосковье или Байконур. Но именно в Ленинграде возникли первые ракетные кружки, которые в XX веке выросли в лидирующие конструкторские бюро. Сейчас о космосе в Питере напоминает немногое, но если хорошо поискать, то найти можно.

Музей Связи

Еще в мае, в День музеев, меня заинтересовала афиша Музея Связи, приглашавшая на экспозицию, посвященную связи с внеземными цивилизациями. Тогда выбраться не удалось, но на днях заглянул.

Сам музей довольно объемный, с богатой коллекцией, которую не ожидаешь увидеть при виде скромного входа в полуподвальное помещение. Основная выставка посвящена почте, телефонии, радио и телевидению. В общем рай для техногика. Для многих посетителей выставка может стать причиной ностальгических чувств, и воспоминаний об архаичных телевизорах и радиоприемниках, занимавших комоды в домах бабушек и дедушек. А если выбраться во внутренние атриумы (внутренние дворы, накрытые прозрачной крышей), то там уже можно найти больше космоса.

Например пообедать под огромным спутником связи "Луч-15" (фото в начале).
Я думал это макет, но потом оказалось, что это настоящий космический аппарат, которому в 2000-м году не нашлось ракеты. Сейчас три таких аппарата нового поколения выведены на геостационарную орбиту, и готовятся к обеспечению широкого канала связи для космонавтов МКС, и выполнению кучи других задач. Когда заработают — расскажу подробнее.

Во втором атриуме Музея Связи нашлись и инопланетяне. Видимо я наткнулся только на остатки выставки, в которой достойными внимания оказались только реплики табличек Pioneer-10 и Voyager.





Несмотря на скромную "внеземную" выставку, музей однозначно достоин посещения.

Музей космонавтики им. Валентина Глушко

Пару недель назад в Петропавловской крепости, после долгого ремонта, открылся еще Музей Космонавтики. Старого я не видел, а вот на новый взглянуть хотелось.

Космос в Петропавловской крепости начинается направо от входа со стороны Заячьего моста.
Если искать специально, то можно найти мемориальную табличку, которая рассказывает о первенстве Питера в космосе.



Но гораздо больше внимания привлекает капсула топографического спутника "Комета". Она фактически является беспилотной копией гагаринского "Востока", только вместо космонавта и пульта управления — фотоаппаратура.



Капсула обгоревшая, т.к. возвращалась на Землю, когда в фотоаппарате заканчивалась пленка, и приходила пора ее проявлять. Мхом поросла за годы нахождения под открытым небом где-то во дворе отраслевого предприятия. На люди ее вывезли лишь недавно.



Установили капсулу только в июне 2015 года, но какой же Питер без древней мистической легенды?



Идем дальше, и натыкаемся на ракетный двигатель в аквариуме. По секрету, мне рассказали, что в этом аквариуме когда- то стоял раритетный автомобиль"Руссо-Балт" Владимира Ленина, но сейчас ему нашлось более достойное наполнение.



Модель одной из первых жидкостных ракет РЛА-1 указывает на вход в музей.





Здесь, согласно классике отечественного музееведения, вначале выставлено все самое скучное и неинтересное для 95% всех посетителей: книги, научные журналы, публикации пионеров теоретической космонавтики, вдохновлявшие пионеров практической.



Наверное чтобы хоть как-то разнообразить зал, организаторы привлекли дизайнеров.
И дизайнеры… Не сказать, что они плохо дизайнерили. С эстетической точки зрения зал оформлен довольно гармонично.



Но, создается впечатление, что оформители хоть и делали исправно свою работу, но с изрядной долей пофигизма.



— Как нам удержать внимание посетителя?
— Давай в проходе положим скелет ракеты, из стальных ребер, о которые так легко разбить голову. И натянем между ними веревки, чтобы дети пытались по ним взобраться, а музейные служащие нарушали свой сон окриками "Не залезать на ракету!"
— Точно! Это наверняка привлечет дополнительное внимание к выставке пороховых двигателей.



Даже если не углубляться в тонкости дизайнерского искусства, то я не мог спокойно пройти мимо изображения оскорбляющего мои религиозные чувства:



Радарную карту Венеры подписать "Марс"!
Да, она такая же рыжая, и середина вырезана, но как можно было проигнорировать горы Максвелла?

Ладно, идем дальше, и в углу находим настоящий раритет: первый прототип, от которого началось рождение отечественного электроракетного двигателя.



Это сейчас плазменные двигатели рулят многотонными спутниками на геостационарных орбитах, вроде того же "Луча", а меньше ста лет назад все начиналось с фонарных изоляторов, газоразрядных ламп и классического рубильника в соседней комнате.

Но пока дизайн не отпускает. Вот есть стена с цитатами о конструкторских талантах Глушко.



Цитаты не известно кем высказаны, и непонятно где и когда опубликованы. Может просто приснились дизайнеру, и он не оставил свой автограф из природной скромности.

Стены вообще лучше не читать, а то можно пострадать от когнитивного диссонанса при виде патента на теплоизоляцию ракетной камеры, который выдан за разработку ракетного топлива.



Видимо другие бланки в патентном бюро закончились, поэтому выдавали какие есть. Да в 20-е годы люди часто изобретали ракетное топливо, и бланки печатались оптом.

Дальше, наконец-то дизайн отступает, и можно запереть внутреннего дизайнера и выпустить внутреннего инженера.



Эх, зря верстак в аквариум спрятали. Это же такой интерактив — промерить штангелем движок, покрутить какую-нибудь гайку, зажать ее в тисках. Все равно ведь это макеты, так отдали бы их на растерзание детворы. Или опасаются, что угловатым штангенциркулем могут покалечиться дети, которые смогли без травм преодолеть скелет ракеты?

Все-все, больше никакой критики, только космос!

Нетривиальным занятием оказывается попытка разобраться в двигателе: куда что втекало, откуда вытекало и как циркулировало:



Как старому знакомому по музею в "Энергомаше" киваем ракетному ускорителю РД-2 для самолетов времен Войны.



И выбираемся, наконец на оперативный простор.
Космическая аллея начинается с макета королевской "семерки", и "Спутника".



Тут уже можно спустить с поводка своего внутреннего фаната космонавтики.



Встречаемся с марсианским малышом ПрОП-М, роняя скупую слезу о его нелегкой судьбе — не добраться до Марса всего 70 см.



Любуемся на модель сверхсекретного спутника-шпиона "Лотос-С", разработанного в питерском "Арсенале", и запущенного в конце 2014 года.



Останавливаемся возле редкого экспоната — модели межпланетной станции "Марс-1".



Этот космический аппарат стартовал к Марсу раньше всех — в 1962 году, но связь с ним была только на первой части маршрута. Уже неуправляемый аппарат пролетел мимо Марса на расстоянии около 200 тыс. км, поэтому первенство досталось Mariner-4 NASA в 1965-м. Иначе все бы звали самый большой каньон в Солнечной системе не Valles Marineris, а Dolina Marsodina.

Под макетом зонда расположена длинная полоса черно-белого снимка марсианской поверхности, видимо из какой-то более поздней миссии. Фото не подписано, поэтому обращаемся к ближайшему музейному смотрителю, дремавшему неподалеку:

— Подскажите пожалуйста, а это его снимок? — указываю на "Марс-1".
— Да-да, его.
— Спасибо…

А на пути снова раритет: пульт управления "Луноходом". Оригинал этого пульта когда-то находился в Крыму, но под Ленинградом проектировали и ПрОП-М, и шасси "Лунохода", поэтому такие экспонаты неслучайны именно в Петропавловской крепости.



Было бы круто "воскресить" пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.

Ощутить романтику освоения космоса, представить команды Подготовка к сеансу, Девятое колесо опущено, Расчековка антенны произведена, отдаваемые хорошо поставленным военным голосом, немного мешает детская мебель, расставленная неподалеку.



Вероятно тут проводят занятия с младшими группами, но мне почему-то представились операторы "Лунохода", уставшие и довольные, после интенсивной рулежки по Луне, с радостным галдежом рассаживающиеся по разноцветным стульчикам, чтобы выпить по стакану молока и разойтись на тихий час.

Дальше место пилотируемой космонавтики, но оно еще не готово.
Ложементы — космические кресла — только устанавливают. Витрины оформляют.



Поэтому на прощанье остается только приложить ладонь к белоснежной спускаемой капсуле "Союза-16".



И найти выход, стараясь не перепутать его с люком "Бурана".



Дверью не хлопаем, чтобы не потревожить спящего в углу космонавта…



В общем, музей однозначно достоин посещения. В нем найдутся экспонаты, которых не найти больше нигде, или мало где. На дизайнерское баловство можно не обращать внимания (некоторые мелочи несложно исправить, и я надеюсь это будет сделано). Коллекция насыщенная, хоть и слишком быстро заканчивается. Думаю, по запасникам питерских предприятий пылится еще немало раритетов зари освоения космоса, и, надеюсь, они когда-нибудь доберутся до экспозиции.

Комментарии (4)


  1. Halt
    02.07.2015 12:35
    +2

    Здорово, спасибо за экскурсию! Поеду на следуюей неделе туда, будет шанс увидеть своими глазами. Видимо, материалы надо будет искать самому; судя по диалогам со смотрителями, они того еще понарасскажут…


  1. xandr0s
    03.07.2015 14:14

    Где можно про судьбу ПрОП-М более детально прочитать, не подскажете? в вики как-то скудновато


    1. Zelenyikot Автор
      04.07.2015 05:26
      +1

      Сам прочел бы, если б знал где. Попробую покопать эту тему.


  1. stalinets
    03.07.2015 19:12
    +1

    Хотелось бы как-нибудь в будущем увидеть Вашу статью про самые первые отечественные шаги в деле покорения космоса, про довоенный и военный период. Ракеты ГИРД, ракетные самолёты, Бахчиванджи и прочее.