Чем доступнее средства производства, тем острее проблема подделок. А уж если продукт массовый и легко подделываемый, то волна контрафакта практически гарантирована. Для борьбы с этой напастью мы — Центр развития перспективных технологий — разрабатываем систему маркировки и прослеживания товаров. Она получила название Честный ЗНАК. Производитель наносит на каждую единицу своей продукции уникальный код DataMatrix, а покупатели могут по этому коду посмотреть, настоящий ли перед ним товар, кто его произвёл и как он попал на прилавок.

Этим вводным постом в нашем блоге мы хотим познакомить вас с системой и принципами её работы, а в следующих статьях подробнее опишем техническое устройство и особенности разработки.

Кто мы и чем занимаемся


Мы — компания ЦРПТ, Центр развития перспективных технологий. Одним из направлений нашей деятельности является разработка, внедрение и развитие цифровой системы маркировки и прослеживания любых товаров. Она нужна для того, чтобы каждый покупатель мог прямо в магазине убедиться наверняка, не подделка ли перед ним.

Сегодня к нашей базе данных подключены российские производители сигарет, обуви, лекарств. Пока что самыми активными пользователями являются представители табачной отрасли – по этой группе уже началась обязательная маркировка всей производимой в стране и импортируемой продукции. Уже сейчас через систему проходит до 50 млн пачек в сутки. Также активно присоединяются лёгкая промышленность, производители молока, покрышек, фотоаппаратов и другие отрасли, которые пока отрабатывают технологию в режиме «пилотирования».

Как работает система маркировки


Правительство РФ принимает решение о необходимости проведения пилотного проекта по маркировке в какой-то группе товаров. Обычно это решение появляется по инициативе представителей бизнеса. Мы запускаем пилотный проект, внутри которого производители выбирают удобный для них формат маркировки и дополнительную информацию для каждой единицы товара, которая будет помещаться в базу данных и зашифровываться в уникальных кодах маркировки — DataMatrix. Эта дополнительная информация может быть самой разной – например, рекомендованная розничная цена или срок годности. Затем производители внедряют у себя ПО, которое позволяет проставлять DataMatrix на упаковках, а мы, как оператор системы, выдаем им бесплатное оборудование — регистраторы эмиссии, которые нужны для передачи цифровых кодов по защищенным каналам связи.

Пока длится пилотный проект, мы помогаем участникам отлаживать процессы маркировки и обмена информацией. И когда всё готово, участие других производителей из этой отрасли в нашей системе становится обязательным.

По мере перемещения товара от производителя на прилавки все участники цепочки присылают в Честный ЗНАК различную информацию:



В результате мы собираем всю информацию о происхождении и движении каждого изделия, произведённого участниками системы, и предоставляем её производителям, ритейлерам и покупателям. Когда вы приходите в магазин, перед прилавком можете зайти в мобильное приложение Честный ЗНАК (AppStore, Google Play), просканировать код на упаковке и сразу узнать страну, город и адрес производства. То есть сразу узнаете, подделка перед вами или нет.

Наверняка вы спросите: «А что мешает подделать ваши коды?» Дело в том, что каждый код маркировки подписывается небольшой защищенной частью, криптокодом. И поддельный код просто не пройдёт проверку в системе, ни при нанесении, ни при сканировании покупателем, ни на кассе.

Откуда берутся коды? Есть два способа их получения:

  • Либо мы сами целиком генерируем уникальные невоспроизводимые коды и предоставляем их производителям.
  • Либо производитель выпускает серийную часть кода самостоятельно, чтобы было удобнее использовать маркировку со своими учетными системами, и добавляет сгенерированную нами криптографическую часть.

Как устроена наша система


Принципиальная схема работы выглядит так:



Она включает пять блоков.

«Входными воротами» в систему является роутинг — своеобразный шлюз. Сюда поступает вся информация от каждого участника торговой цепочки: производителей, оптовиков и розницы. Роутинг обогащает поступающие данные дополнительными атрибутами и решает, по какому конвейеру должна пройти обработка той или иной информации.

Процессинг занимается обработкой всей входящей информации, профильтрованной и обогащённой роутингом. Каждая отрасль отличается своими наборами бизнес-процессов, которые мы постоянно автоматизируем. Например, у табака это акцизы, у молока — срок годности.

Система хранения построена поверх распределенной key-value базы. Туда мы помещаем всю информацию о каждом поле маркировки, о каждом документе, который повлиял на изменение статуса этого кода. У каждой крупной товарной группы своя база, потому что объём информации, которую необходимо резервировать и масштабировать, очень велик.

Хранилище данных мы используем по-разному: делаем выборки, формируем графическое отображение информации в личном кабинете, отдаём участникам системы по внешнему API.

Системные компоненты выполняют целый ряд задач: аутентификацию, авторизацию, межсервисное взаимодействие. Иными словами, всё, что связано с проверкой прав доступа и взаимодействием компонентов системы между собой.

Наконец, личный кабинет — это графический интерфейс для участников системы: производителей, оптовиков и розничных организаций. То есть для компаний, которые занимаются сбытом, выводом из оборота и продажей конечному потребителю. В личном кабинете в удобном виде генерируются отчёты и графики о том, сколько кодов прислала компания, за какой период, по каким товарным категориям, сколько товаров уже реализовано в рознице и так далее.

Как информация проходит по системе?


Производитель генерирует партию кодов и присылает нам или создаёт заказ на получение кодов. В ответ мы присылаем либо результаты проверки кодов по шаблонам, либо список готовых кодов. После этого производитель наносит эти коды и сообщает, что они были использованы или утрачены в процессе производства, то есть товар с кодом отбракован. Эта информация передаётся из роутинга в процессинг, который напрямую взаимодействует с хранилищем данных. Также с ним работают личные кабинеты, в которых зашита бизнес-логика для участников системы.

Иными словами, мы получаем от участников данные:

  • какие коды нанесены на товары,
  • какую дополнительную информацию о товаре нужно показывать конечным пользователям.

Далее мы агрегируем эти данные, обеспечивая уникальность и защищённость кодов от подделки, и в удобном виде предоставляем всем пользователям через мобильные приложения. А представители бизнеса в любой момент могут получить отчёты по всей имеющейся в нашей системе информации об их товарах.

Технологии


Поскольку мы создаём национальную систему маркировки, то она будет ежесуточно «переваривать» информацию обо всех производимых в стране товарах и отдавать десяткам миллионов пользователей. Поэтому мы выбрали такие технологии, которые не только обеспечивают высокую производительность, но и позволят быстро масштабировать систему.

Сегодня мы за секунду обрабатываем до 300 проданных единиц товаров, и примерно с такой же частотой ­– записи о товарах, которые проходят через стадии «выпущен», «нанесён код», «передан от одного участника к другому». По одной только табачной продукции ежемесячно в систему поступает около миллиарда записей, и общий объём информации достигает десятков Тб.

Все сервисы в рамках системы — а их около 250 — развёрнуты на Kubernetes-кластере, поэтому мощность и объём хранилища мы спокойно наращиваем по мере необходимости.

По большей части система написана на Java 11, процессинг — на Scala. Для межсерверного взаимодействия мы выбрали Kafka. Сами коды маркировки хранятся в Hbase, а сопутствующая информация — в PostgreSQL. Код системы мы упаковываем в Docker-контейнеры, доставляем Helm’ом в Kubernetes-кластеры, мониторим Prometheus’ом и следим за здоровьем в Grafana.

К хранилищам данных у нас подключены разработанные нами аналитические серверы, которые строят отчёты для участников системы. Пока что серверы построены на основе Hbase, но мы очень активно экспериментируем с ClickHouse.

Развитие системы


Многие участники ожидают от нас обратную связь — получаем ли мы всю отправляемую информацию, не возникло ли проблем при обработке документа, владеет ли участник системы кодами, которые передает? Такой механизм обратной связи должен быть сквозным, без использования хранилища, чтобы не дублировать информацию и не нагружать дополнительно систему. Поэтому мы будем уходить от промежуточных хранилищ и уже работаем над реализацией сквозных транзакций через роутинг, процессинг и в обратную сторону.

В следующих публикациях мы подробно расскажем, как реализован каждый из пяти архитектурных блоков, о нашей системе, технологиях и людях, которые её создают.

Материал подготовлен при поддержке Дмитрия Полуянова, руководителя группы разработки (Java) ЦРПТ.

Комментарии (100)


  1. tvr
    19.09.2019 10:21
    +3

    Центр развития перспективных технологий — разрабатываем систему маркировки и прослеживания товаров. Она получила название Честный ЗНАК.

    Уйдите отсюда, вы не нужны вообще и в принципе. Никому. Ни покупателям, ни продавцам, ни производителям. Вы вредная паразитическая контора, создающая искусственно навязанный продукт/услугу, которая ведёт только к усложнению и удорожанию процесса доставки товаров от производителя к конечному покупателю.


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 12:00
      -1

      Но мы останемся и постараемся доказать, что вы заблуждаетесь. Маркировка сигарет, кстати, началась. Удорожания пока не видим, перебоев и дефицита тоже.


      1. ne_kotin
        19.09.2019 12:33

        Угу, с 20 рублей в конце 90-х до 200 сегодня — ну совсем нет удорожания ) и это только за акцизы, а теперь еще за маркировку.
        У вас, кстати, в статье не написано, что ЦРПТ является субсидиарием (или входит в) группу компаний Mail.Ru, основным бенифициаром которой является небезызвестный Алишер Усманов.


      1. leooverlight
        19.09.2019 12:41

        А когда подорожают — то это не из-за маркировки, а из-за акциза, да?

        Нет, на самом деле маркировка удорожает продукцию на какие-то копейки, растворяющиеся в общей наценке. И каких-то сильно титанических усилий от импортёров действительно не требуется — оборудование и правда можно получить и встроить «в линию» без особых проблем.

        Есть лишь один нюанс. Что данная система абсолютно не нужна. Совсем. Точнее, она действительно не нужна ни производителям, ни потребителям, ни регуляторам. Нужна она лишь г-ну Усманову (и «г-н» здесь не обозначает «господина»).

        Что мне, потребителю, с этой маркировки? Какой-то мутный код, который я могу отсканировать каким-то мутным приложением, которое мне скажет, что товар подлинный, или подделка. Или волшебное «вероятно подделка». Хотя чаще всего приложение выдаёт какую-то ошибку или не может отсканировать код.

        Как работает это приложение? Почему что-то подлинник, а что-то подделка? Почему розничный магазин не может взять «подлинный» код и наклеить его на «левую» продукцию? Он может. Почему нельзя давать ссылку на какую-то страницу продукции, где показывать — когда была завезена партия, на каком таможенном посту, когда были проведены испытания, в какой лаборатории, каким органом зарегистрированы документы о соответствии? Дайте мне, потребителю, эту информацию — я уже сам решу, подделка это или нет.

        А если не могу решить — куплю подделку, и мне будет абсолютно похрену, оригинал это или контрафакт. И не поможет мне никакое приложение.

        НСС от Росстандарта получше в этом плане — они хотя бы эту ссылку и показывают. Тоже, конечно, та ещё пурга, но хотя добровольная — и на том спасибо.

        Есть существующая в стране (даже уже в ЕАЭС) система подтверждения соответствия, результат работы которой: нахождение на полках магазинов ТОЛЬКО оригинальной продукции. Если система эта не работает, или работает плохо — давайте её как-то чинить? Нахера что-то городить сверху? Тем более, что эта система — фундамент той же маркировки, если не работает она — не работает и ваша маркировка.

        Зачем? Зачем нужна маркировка, кроме пополнения кармана Усманова?


        1. Faina_Rodionovna
          19.09.2019 13:16

          1. leooverlight
            19.09.2019 16:19

            Громко и эффектно, но по факту?

            500 миллионов — это сколько нарушений? Сколько лиц привлечено? Сколько дел об АП возбуждено? Сколько единиц «фальсификата» было выявлено? Сколько это от общего объёма оборота?
            500 миллионов — это уже постановления или только протоколы? Вина доказана?
            500 миллионов — это сколько относительно того, что выявлялось Розздрав- и потребнадзорами раньше, до внедрения маркировки?

            В той же статье:

            Мурашко отметил, что нарушения в основном были связаны с несанкционированным перемещением лекарств. Отмечается, что значительную долю этих препаратов составили иммунобиологические лекарства, которые при отсутствии правильного хранения могут иметь риск для здоровья пациентов.


            Из этих 500 миллионов — 300 за хранение «без холодильника»? Как в этом помогла маркировка?


        1. Nikobraz
          19.09.2019 13:41

          Почему розничный магазин не может взять «подлинный» код и наклеить его на «левую» продукцию?


          Всё просто. Код уникальный для каждого экземпляра товара. Его можно отследить в том же приложении. Если код бьется не по тому месту, где вы смотрите товар, то очевидно, что это подделка.


          1. Anderson
            19.09.2019 15:07

            В том-то и дело, что в приложении честного знака не показывается местоположение упаковки. А в первоначальном тексте у них ошибка


            1. Nikobraz
              19.09.2019 15:39

              Подтверждаю.
              Pj1zrp-Z9el-A


      1. tvr
        19.09.2019 12:43

        что вы заблуждаетесь

        Эмм, в чём я заблуждаюсь? В усложнении и удорожании логистических цепочек?
        Т.е. вы утверждаете, что вся вот эта вот ваша лабуда достанется мне (как розничному продавцу/федеральному дистрибьютору/производителю) даром, то есть абсолютно безвоздмездно, установится, настроится и интегрируется сама — по щучьему веленью, по моему хотенью, ага, и будет работать без сбоев и глюкобагов на волшебном дыму до скончания лет? И что в один прекрасный момент всё это не превратится в тыкву ( вспоминаем эпичное падение онлайн касс по всей стране не так давно, ага)?
        Или вы мне сможете доказать, что эта система будет каким то образом окупаться? За счёт чего?
        Или вы сможете доказать, что вся эта система несёт какую-то пользу для производителя — продавца — потребителя?
        Тут контингент не тот, здесь в сказки не верят. Вы площадкой ошиблись.


        1. Faina_Rodionovna
          19.09.2019 13:23

          Или вы мне сможете доказать, что эта система будет каким то образом окупаться? За счёт чего?
          Или вы сможете доказать, что вся эта система несёт какую-то пользу для производителя — продавца — потребителя?


          Сможем :-) Список тем по мотивам комментариев уже составляем.


      1. Mykola_Von_Raybokobylko
        19.09.2019 13:22

        Удорожания пока не видим, перебоев и дефицита тоже.
        Звиздешь. Рекомендованная цена на табачные изделия увеличена на 15-30 рублей в зависимости от марки. Повышение не зависело ни от ввода новых акцизов или инфляции.

        Дешевые локальные марки сигарет из-за повышений цен скоро могут совсем исчезнут ибо потребители не смогут покупать.


      1. adictive_max
        20.09.2019 05:01

        Удорожания пока не видим
        Это ПОКА. Пока обязательная маркировка работает только на товары, которые покупают преимущественно в розницу.

        Сама маркировка не стоит почти ничего, тут спорить глупо. Однако, теперь под всю эту хрень с маркировками придётся переделывать все складского системы с ресурсного учёта (наименование + количество) на поштучный.
        А для онлайн-торговли, в которой момент оплаты и момент списания со склада (причём заранее неизвестно, с какого) разнесены во времени, это может вылиться в просто титанических размеров геморрой.
        А если заставят ещё и в чеках индивидуальные коды пробивать, 90% интернет магазинов можно сразу закрывать, они такую модернизацию не потянут.

        Вот в этом собственно и проблема, вы нихрена не смотрите дальше границ своих полномочий. Для вас учёт меток можно «просто взять и внедрить». А то, что это может повлечь лавину затрат, которые не каждый бизнес сможет пережить — это пофиг, ради всеобщего блага не жалко.


        1. tvr
          20.09.2019 12:50

          придётся переделывать все складского системы с ресурсного учёта (наименование + количество) на поштучный.

          Ооо, да, это отдельный лютый трэшак, подтверждаю — построить нормальный учёт сим-карт со списанием как единицы товара, так и номера — весьма геморройное занятие в своей, локальной системе, а масштабировать это на 5-10 тысяч SKU — проще самоубиться с учетом того, что всё это будет завязано на сторонний сервис.


  1. murzix
    19.09.2019 10:24
    -1

    Забавное сочетание текста статьи с первой цитатой и ником автора =)


  1. opckSheff
    19.09.2019 10:24
    +1

    Ведь так важно знать, настоящие ли у тебя джинсы Dolce&Gabbana, или поддельные (но сшитые на той же самой фабрике теми же рабочими).


    1. eumorozov
      19.09.2019 10:41

      В Камбодже эти джинсы шьют рабочие на фабриках с зарплатой $175 в месяц (максимум). И там их можно купить едва ли не на вес, если знать места. Очень необычное зрелище, когда видишь работягу или водителя тук-тука всего в брендовых шмотках. Причем, часто не подделки, а просто сшитые на той же фабрике во вторую смену, или брак, который продается за копейки.


      Затем в евпропах те же джинсы продаются на пару-тройку порядков дороже.


      1. crustal
        19.09.2019 12:09

        В Камбодже эти джинсы шьют рабочие на фабриках с зарплатой $175 в месяц

        С 1 января 2019 года согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ составляет 11 280 рублей в месяц. Так, берем калькуллятор: минус НДФЛ и делить на курс доллара
        11280 * 0.87 / 64,2 = US$153 — полтораста баксов на руки в месяц.

        Задумался, зарплата вроде как и не выше, а себестоимость выше раз в десять наверное. Непонятно.


        1. eumorozov
          19.09.2019 12:15

          Честно говоря, 175$ — минимальная установленная государством оплата (МРОТ). Сколько они получают на самом деле — не знаю. Не удивлюсь, если меньше.


          Водитель машины компании рассказывал мне, что до того, как стать водителем, работал на мебельной фабрике за $30 в месяц. Правда я не спросил его, как давно это было, но он рассказывал, что переехал в Пном Пень в поисках работы несколько лет назад.


          Про себестоимость выше в 10 раз не понял. Думаю, что себестоимость любых тряпок, что брендовых, что не очень, пренебрежимо мала. Основной вклад в стоимость наверняка вносит транспортировка и маркетинг (сшить кто угодно сможет, а вот продать на перенасыщенном рынке ­— сложно, продать десятицентовые джинсы за $500 — во много раз сложнее).


          1. crustal
            20.09.2019 12:27

            Про себестоимость выше в 10 раз не понял. Думаю, что себестоимость любых тряпок, что брендовых, что не очень, пренебрежимо мала.

            Я имел ввиду, что себестоимость производства у нас (в глубинке) раз в 10 наверное выше, чем там в Камбодже. А по зарплате они уже приближаются к нашей (в глубинке). То есть те кто рулит этой планетой здорово недополучают с этой территории. Перефразируя кого-то там из классиков марксизма, — если они, эти самые глобальные олигархи, недополучают с этой территории свои 300 процентов, то они пойдут на любое преступление, чтобы таки свои законные про?центы дополучить.
            Какое это имеет отношение к этой статье? Ну так ведь хотят дополучить свои про?центы, не при производстве, так хоть при продажах, так, что не отвертеться от противоконтрофактного контроля. Как в том анекдоте про свадьбу: — драку с поножовщиной заказывали? — Нет. — Не важно (там другое слово), уплочено.


            1. eumorozov
              20.09.2019 12:42

              Не знаю, как сравнить себестоимость. Это наверняка коммерческий секрет. И уровень зарплат не знаю у кхмеров. Но явно очень невысокий.


              Про фабрики говорю только потому что в газетах местных читал про забастовки рабочих на швейных фабриках, требующих повышения МРОТ.


              Лично у меня интуитивное ощущение, что значительная часть населения там (процентов 70-80) получает намного меньше этого МРОТ. Тут надо учесть, что если у нас есть какие-никакие налоговые, суды, и прочие бюрократические службы, то в Камбодже практически анархия. Поэтому они могут сколько угодно публиковать законы о МРОТ и прочих вещах, но 95% этих законов не исполняются и у государства нет абсолютно никакой возможности это проконтролировать.


              Ну а то, что олигархи со всех территорий хотят получить максимум — это однозначно. Просто мы деталей этой борьбы не знаем и не узнаем.


              В частности, в Камбодже с одной стороны все скупает Китай (землю, недвижимость, просто все). С другой стороны, их пытаются обложить санкциями Европа и США (за «недостаточную демократичность» правительства повышают пошлины на рис и сшитые тряпки после каждых выборов — видимо ухудшая и без того беспросветную жизнь крестьян и швей удастся повысить уровень демократии).


              Какая-то борьба ведется за каждый кусочек земли, и все, что с него можно поиметь, но мы можем лишь гадать о том, кто с кем и за что борется.


    1. marika_reka
      19.09.2019 10:45
      +1

      Ну, справедливости ради, речь ведь не о джинсах, точнее, далеко не только о них. К тому же маркировку будут внедрять только на товарах, произведённых в родных пенатах. А проблема подделок лекарств, алкоголя и сигарет, насколько мне известно, стоит весьма остро. Не то, чтобы я переживала за алкоголь и курево — если люди хотят травиться, так не всё ли равно, «настоящим» или «поддельным» — а вот покупать шлак в аптеке, где и без того полно бесовщины вроде гомеопатии и БАДов, как-то не хочется.


      1. tvr
        19.09.2019 11:06

        К тому же маркировку будут внедрять только на товарах, произведённых в родных пенатах.

        Вы сильно ошибаетесь — импортное спиртное и табачные изделия так же маркируются.


      1. Faina_Rodionovna
        19.09.2019 12:03

        Маркируется всё, что продается на рынке. Импорт должен быть замаркирован до таможенных процедур.


      1. leooverlight
        19.09.2019 12:51

        Покупать шлак не хочется никому, нюанс в том, что «Честный знак» вас от шлака никак не убережёт.


    1. esc
      20.09.2019 08:29

      А как определите на той же фабрике шили подделку или где-то в другом месте с уже другими стандартами качества? Проверка на «настоящие» джинсы потребителю нужна, в основном, из соображений стабильности качества. А подделок оно может очень сильно плавать и далеко не всегда это заметно при покупке.


  1. Pythonpy
    19.09.2019 10:28

    так вот откуда наценка теперь будет


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 12:04

      Уверены? Мы её не видим. Сигареты уже с маркировкой выпускаются в промышленных масштабах


      1. newbie_java
        19.09.2019 12:16
        +1

        Я, например, тоже не вижу, но так я и не курю.
        В любом случае, кто-то должен заплатить и за приложение, и за оборудование, и за вашу зарплату.


        1. Polaris99
          19.09.2019 14:07

          Видимо, Усманов все проспонсирует из своих кровных.


  1. WhiteUnicorn
    19.09.2019 10:40

    Вообще, будет любопытно почитать про процессинг и роутинг. Вы ещё упомянули автоматизацию, хотелось бы знать, как вы увязываете бизнес-логику для разных индустрий?


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 12:04

      Принято!


  1. Anderson
    19.09.2019 11:03

    Вы говорите, что

    Когда вы приходите в магазин, перед прилавком можете зайти в мобильное приложение Честный ЗНАК (AppStore, Google Play), просканировать код на упаковке и сразу узнать страну, город и адрес производства, а также текущее местонахождение товара.

    То есть розничный покупатель может узнать текущее местоположение маркированной упаковки. При этом вы не даете участнику обмена (юр лицу) через api узнать текущего владельца. Почему так?


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 11:58

      Приложение показывает производителя товара, а местонахождение скрыто. В тексте неточность была. Спасибо, что заметили. Поправили :-)


      1. Anderson
        19.09.2019 12:09

        Тогда в чем ценность данного приложения? Ничего не помешает валидный чек маркировки скопировать много раз и он успешно будет считываться приложением


        1. Polaris99
          19.09.2019 14:08

          А что мешает продавать подделки в том же месте? Официально продали 10, неофициально, но с теми же кодами — 100. В чем вообще может быть критерий оригинального товара?


  1. amarao
    19.09.2019 11:13
    +3

    Я ничего не понял. У вас есть QR-код на изделии. Я беру, делаю его ксерокс/копию, наношу на другое изделие. Каким образом отличить оригинал от подделки?


    Звучит как накуаривание ничего не подозревающего обывателя.


    1. alexxisr
      19.09.2019 11:14

      Кто первый встал того и тапки, я так понимаю.
      Каждый код уникален и вторая копия не пройдет на кассе.


      1. alexxz
        19.09.2019 11:49

        Предлагается покупателю самостоятельно проверять, что код валидный. Только вот продавцу совершенно ничего не мешает купить один оригинальный товар и сделать копии картинки для поддельных. И даже местонахождение товара будет совпадать. Еще может показаться, что продавец будет дорожить репутацией, но нет, если продавец торгует поддельным товаром, то репутацией он не дорожит.


        1. alexxisr
          19.09.2019 12:23

          Но вот тут же на картинке показано, что розничный продавец уведомляет систему, что данный товар продан. Или я неправильно понял, или код должен быть уникальным, и касса отказываться пробивать чек, если код невалидный при продаже.
          Если эти коды только для показа покупателям, то можно было просто зеленый квадратик приклеить — если он есть, значит товар «хороший, мамой клянусь».


          1. Anderson
            19.09.2019 12:27

            Касса заблокирует продажу только если сказать ей, что это маркированный товар. А так можно спокойно пробить как немаркированный. За этим по сути придется следить покупателю! Левый товар как продавался, так и будет продаваться


          1. Klenov_s
            19.09.2019 16:51

            Тогда очень удобно гадить конкурентам путем порчи этих кодов у них в магазине. Товар есть, продать нельзя, оборота нет )))


            1. Nikobraz
              19.09.2019 16:52

              Камеры и наказание за порчу имущества?


              1. Klenov_s
                19.09.2019 16:55

                Это не имущество.


      1. amarao
        19.09.2019 12:16

        Какая касса? Вы говорите про покупателя, который сканирует.


    1. tvr
      19.09.2019 11:17

      Звучит как накуаривание ничего не подозревающего обывателя.

      Это очередная регистрация IMEI, во избежание использования телефонов купленных не у члена АКИТ. Та инициатива вроде загнулась, но на смену ей пришла вот эта обязательная мракировка всего и вся.


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 12:10

      Код не QR, а Data Matrix. Код разделен на 2 части: код идентификации, определяющий позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки, или криптокод, который создаем мы. При продаже легальность кода подтверждается онлайн-кассой с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не продаст подделку.
      История непростая, напишем об этом в ближайшее :-)


      1. amarao
        19.09.2019 12:18

        Т.е. достаточно на складу насканировать ваших data matrix'ов, и можно продать контрафакт раньше легального?


        Идиотская затея. Можно ещё приватный ключ в datamatrix встроить, чтобы только оригинальный datamatrix мог подписывать сообщения.


      1. Klenov_s
        19.09.2019 17:13

        Кассовый чек вобще не обязан содержать никакой информации о товаре, все эти расшифровки наименований дело сугубо добровольное. Так что фискальный накопитель может ничего и не узнать о какой-то там маркировке.


        1. chestny_znak Автор
          19.09.2019 19:09

          Если предприниматель не торгует подакцизными товарами (которыми, к примеру, являются сигареты) и применяет ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН, то он может не указывать полное наименование в чеке, но только до 1 февраля 2021 года. Но указывать реквизит «код товара» при торговле маркируемыми товарами нужно:
          Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», определяемый Правительством Российской Федерации и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.
          (п. 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 487-ФЗ)
          (см. текст в предыдущей редакции)


  1. katok535
    19.09.2019 11:23

    Очевидно, что все это — способ обложить бизнес поборами в пользу конкретных частных лиц. К примеру, бенефициар всей этой маркировки — Усманов, насколько я понимаю. А уж он дальше распределяет.

    Вы не нужны ни бизнесу, ни потребителю. Вы разорите мелких предпринимателей, принудив их закупать совершенно не нужное дорогостоящее оборудование и, главное, засылать вам денег за его «обслуживание» постоянно.

    Не зря подобного нет нигде в мире, но мы, россияне, стерпим. Не впервой!

    А за контрафактом привычно пойдем на рынки типа Люблино, а кому далеко — покликаем на АлиЭкспресс.

    ТЬФУ!


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 12:13

      И часовню тоже мы развалили :-)
      Мы никого не будем разорять, не заставляем ничего покупать, и тем более «засылать» деньги за обслуживание оборудования.
      И, кстати, с Люблино и Садоводом уже работаем


  1. katok535
    19.09.2019 11:30
    +1

    И еще мысль — сколько сил же брошено вот на это! Что полезного можно было бы сделать с теми же ресурсами вместо еще одной доморощенной системы слежки и ограничений?


  1. yurisv3
    19.09.2019 11:35

    Поменяйте название — «Честный способ отъема денег у населения».


    1. tvr
      19.09.2019 11:45

      «Честный способ отъема денег у населения»

      Честный — это в обмен на что-то нужное, а это четыреста первый способ отъёма денежных знаков у населения не входящий в конфликт с УК и АК.


  1. Oval
    19.09.2019 12:13

    Маркиза! Маркиза! Маркиза Ротенберга!


  1. nerudo
    19.09.2019 12:40

    Вы вправе делать что угодно на пользу производителю и потребителю. Пока это находится в рамках свободного рыночного решения. Но когда вас начинают навязывать законодательно — хорошего отношения не ждите.


  1. ader
    19.09.2019 13:03

    [offtop]
    Меня искренне удивляют сентенции о «защите населения от подделок», «поддержке интересов производителей» и прочий словесный флёр, пропихиваемый мне при анонсе подобных технологий. Я не против всего современного и «инновационного», но давайте уже говорить то, что есть на самом деле.
    Мне, как потребителю, крайне фиолетово где и кем был произведёна условная таблетка аспирина, а, главное, какие буквы в названии его производителя. И уж меньше всего меня интересует откуда он ехал, из Германии, Индии или из Воронежа. И будет ли на пачке какой-то код (его ещё прочитать как-то надо!) меня не интересует. Да и стоимость штуки товара не та, что бы я поднял бучу в аптечном ларьке и вызывал налоговую, пожарных, полицию, ФАС и прочий ФСБ.
    Производителю совершенно фиолетово добавлять на продукт еще какую-то этикетку или нет (маркетологи, конечно, по первости могут хайпануть, но недолго). А уж продать неучтёнку — милое дело.
    А вот государству очень даже важно знать сколько сделали, куда везли и где продали всякого товара. Важно для точного учёта налогов и сборов, и на основе этого для грамотного формирования бюджета. Тем более, присмотритесь, товарные группы в первую очередь сплошь подакцизные и подпошлинные.
    Так давайте уже так и писать, мол, сделали хороший инструмент для нужд государевых, польза от него будет большая. Не стоит пропихивать «благо народное» там, где его нет.
    [/offtop]


    1. qwertyRu
      19.09.2019 13:40
      +1

      <сарказм>
      значит нормально, что таболетку произведенную в гаражах на восстановленом оборудовании, (на метал сдали, а в гаражах восстановили) вместо ацетилсалициловой кислоты кладут мел, ( он же дешевле! а эфект плацебо ни кто не отменял и передоза не будет — забота о покупателе), продают по цене немецкой, а так как они дорогие (настоящие) то продают поштучно, без упаковки и блистера — Главное вера!
      </сарказм>
      :)
      а государство и так знает (может узнать) что, сколько и куда. Это все через налоговый учет видно.


  1. tonad
    19.09.2019 13:08

    Так и не понял, что мешает купить 10 пачек сигарет, сделать 1000 пачек подделок с кодом из настоящих, и слить все это в 1 ларек?


    1. Faina_Rodionovna
      19.09.2019 13:29

      а где купить?


      1. tonad
        19.09.2019 13:35

        По сигаретам, на сколько знаю, заказывают у поставщика, он привозит. В ларьки можно мелким оптом. Не 10 к 1 000, так 100 к 10 000.
        Или мы ко всему и мелкий бизнес уберем в угоду «защиты», пусть только в супермаркетах покупают.


        1. Nikobraz
          19.09.2019 14:34

          После первой продажи коду ставится статус «Продано» и всегда перед покупкой можно отсканировать код и проверить.

          Вообще система по идее, должна реагировать на повторное появление кодов в системе.


          1. alexxisr
            19.09.2019 14:43

            Что делать в случае, если подделку со скопированными кодами продали раньше оригинала?


            1. Nikobraz
              19.09.2019 14:52

              Наказывать магазин где продали и по горячим следам раскручивать цепочку.

              Я думаю большие сети не смогут позволить себе подобных издержек и в них всё будет отлично.


          1. tonad
            19.09.2019 15:01

            Не нашел в статье информации, что проставляется статус «продано». Только путь до прилавка.
            Интересно техническое решение для мелкого бизнеса данного функционала.


            1. chestny_znak Автор
              19.09.2019 15:41

              Это первая статья. Про приложение расскажем отдельно непременно. А статус конечно проставляется. И он крайне важен, потому что защищает от, например, вторичной продажи лекарств, которые поставлялись по гос.контракту и должны были выдаваться бесплатно, но внезапно оказались в аптеке.


              1. SandroSmith
                19.09.2019 18:10

                Так кто проставляет этот статус то? Продавец? Так он не заинтересован в этом. Покупатель? Каким образом? Просканировав код и нажав кнопку «Я купил»? No comments.


              1. Anderson
                19.09.2019 18:12

                И как приложение поможет увидеть, что упаковка должна быть в больнице (если больница не вывела из оборота, а еще числится на больнице до истечения срока годности....), а сейчас в аптеке?


  1. Mykola_Von_Raybokobylko
    19.09.2019 13:11

    Обычно это решение появляется по инициативе представителей бизнеса.


    Что правда? Бизнесмены сами лично просили законотворцев? Оно им сильно нужно?


    1. chestny_znak Автор
      19.09.2019 15:47

      Правда. Один из примеров — Компания «Холдинг Аква» (производитель «Ессентуков»), попросила Минпромторг ввести маркировку минеральной воды. Цель — борьба с контрафактом, доля которого на рынке может достигать 80%


      1. Mykola_Von_Raybokobylko
        19.09.2019 16:03

        А сами учесть потребности рынка не могут?


      1. Gryphon88
        19.09.2019 16:04

        А разве вся минералка не реминерализованный дистиллят? Её ж продаётся в разы больше, чем все источники Кавказа выдают.


        1. safari2012
          19.09.2019 17:36

          зачем реминераллизовывать дистилят, когда можно досыпать солей по вкусу в водопроводную воду :)


  1. Klenov_s
    19.09.2019 13:18

    Один простой вопрос: висит в магазине дорогущая шуба, на которой должен быть наклеен ваш код, но он потерялся в дороге, как быть продавцу?


    1. vassabi
      19.09.2019 13:26

      (… или его отклеил\повредил нехороший посетитель)


      1. chestny_znak Автор
        19.09.2019 14:11
        -2

        Если RFID потеряли или испортили его надо промаркировать повторно. Все шаги давно описаны (еще до перехода шуб в Честный ЗНАК). Продавать шубы без меток нельзя.


        1. Klenov_s
          19.09.2019 15:44

          Это бесплатно? Сколько времени займет процедура? И если это не шуба, а что-то гораздо дешевле?


          1. tvr
            19.09.2019 15:49

            Это бесплатно?

            Нет, сынок, это фантастика! ©


  1. ka1enka
    19.09.2019 15:04

    Вы там под хабраэффектом упали? Пытаюсь сканировать и всегда «Ошибка. Повторите позже.»


    1. chestny_znak Автор
      19.09.2019 15:06

      А что сканируете? Если это не наш код, то такой ответ — норма.


      1. ka1enka
        19.09.2019 15:12

        На пачке сигарет код. Это не норма, норма — это явно сказать что код не ваш, а не просить пользователя повторять это бессмысленное действие.


        1. chestny_znak Автор
          19.09.2019 16:07

          Если скинете фото самого кода, то проверим. У нас все работает.


          1. ka1enka
            19.09.2019 16:19

            1. Nikobraz
              19.09.2019 16:29

              Всё там работает

              b-IJs3jf-PUZQ


              1. ka1enka
                19.09.2019 16:36

                Теперь и у меня заработало. До это было так habrastorage.org/webt/_i/_x/4p/_i_x4pxay4comvupkeqnpcc2_1y.png
                не обращайте внимания что экран черный, приложение после сканирования долго думало и телефон на столе лежит.


                1. ka1enka
                  19.09.2019 16:38

                  Только вот «торговая точка» совпадает с местом производства. Это норма?


                  1. Nikobraz
                    19.09.2019 16:41

                    Я думаю нет. Заявлено отслеживание от производства до точки продаж.

                    В приложении есть FAQ

                    Osj-Wmb3-Uhw


                  1. chestny_znak Автор
                    19.09.2019 19:00

                    Это не будет нормой с 1 июля 2020 года. С этого момента все участники рынка будут обязаны сканировать код на каждом этапе. Сейчас обязательства по работе с кодами есть у производителя. Они должны наносить код в 100% случаев.
                    Переходный период был введен для того, чтобы все успели подготовиться к работе с маркировкой.

                    В случае с вашей пачкой кассир продал ее, просканировав штрихкод, а не Data Matrix.


  1. Chagevare
    19.09.2019 15:13

    /сарказм on
    Покупать можно только лицензированный товар. У лицензированных продавцов. Лицензированным покупателям.
    Ох уж эта биг-дата… А еще можно в туалетах квартир поставить счетчики на испражнения, чтобы сравнивать кол-во потребленного с кол-вом вышедшего, на случай, если граждане нажрались левой гречки. Стоп… Ow, shi…


  1. paranoya_prod
    19.09.2019 17:19

    Ок.
    Вася — честный бизнесмен, закупает Дольче и Габбану у Дольче и Габбаны. Везёт в Россию и маркирует этой матрицей
    Петя — честный бизнесмен, закупает Дольче у китайцев. Везёт в Россию и маркирует матрицей.
    С точки зрения системы, у обоих легальная Дльче и Габбана, с точки зрения реальности у Пети контрафакт.
    С лекарствами ещё интересней. Есть такая штука, как доказательная медицина, по которой арбидол не является лекарством, но он входит в стратегический запас России и по факту сахарок обыкновенный. Но, по системе арбидол лекарство, а по факту обман.
    Далее, если есть много контрафакта, особенно в таких жизненно важных отраслях как лекарства, то это крайне плохая работа соответствующих органов, это плохая проработка законов, раз допускается контрафакт.
    Если говорить о джинсах, то это просто говорит о том, что у людей нет денег на настоящие Дольчи и Габбаны.
    Кроме этого, сами чипы маркировки стоят денег. Если вести поштучный учёт всех товаров, то это огромные суммы денег. Откуда будут браться деньги на закупку этих ДатаМатриксов? При этом не важно будет это отдельная статья расходов в налогах или с предпринимателей начнут брать рупь за штуку, это приведёт к удорожанию всей продукции у всех.
    Далее, если кода нет в Вашей системе, то касса не должна его пробивать, а если касса живёт
    в деревне, где 3G ловится только на чердаке дома Иван Иваныча? Как тогда продавать?

    Кстати, вот я собираюсь выпускать стулья, денег у меня не много, но на оборудование для ста стульев в месяц мне хватает. Из-за онлайновых касс и необходимости Интернета пришлось взять оборудование по хуже и по старее. А после введения обязательной маркировки всего, мне придётся где-то брать помещение чтобы поставить ваше оборудование. То есть, не нужные расходыдля бизнеса начинают превышать все разумные пределы для того, чтобы начать вести бизнес в России.
    Да и с контрафактом эта система ничего не сделает, просто будет маркированный контрафакт и его цена увеличится.


    1. av220
      19.09.2019 17:53

      Задача — откусить себе копейку с каждого проданного товара по всей стране. Это частный налог, как с процентом от dvd-болванок. Ответ на вопрос "зачем это делают?" прост: потому что могут.


    1. chestny_znak Автор
      19.09.2019 17:53

      Кейс с Васей и Петей взяли в работу и в будущих статьях постараемся объяснить. Работа с брендодержателями, нац.каталог и вот это вот всё.

      Лекарства: маркировка скажет, что таблетка «Плацеборин» была выпущена легально, а не в 3-ю смену, прошла весь путь по цепочке и пришла в аптеку, она не просрочена и описана в ЕСКЛП.

      Далее, если кода нет в Вашей системе, то касса не должна его пробивать, а если касса живёт в деревне, где 3G ловится только на чердаке дома Иван Иваныча?


      Для удаленных местностей, где нет возможности отдавать данные в онлайне взаимодействие с системой будет происходить через фискальный накопитель.

      А после введения обязательной маркировки всего, мне придётся где-то брать помещение чтобы поставить ваше оборудование.

      Уточните, пожалуйста, оборудование для чего?


      1. paranoya_prod
        20.09.2019 10:12

        Эпизод первый
        Вася и Петя должны завозить в Россию уже промаркированный товар. Вася идёт к Дольче и Габбане, и говорит: — Чтобы я мог продавать ваши джинсы у нас, вам нужно установить у себя оборудование по нанесению кодов. Подключиться к системе, которая выдаёт коды и начать эти коды шлёпать.
        То есть, производитель уже на этапе производства должен делать отдельную линию для России. В связи с этим возникают вопросы:
        1. Имеют ли право иностранные производители без регистрации в России подключиться к новой системе?
        2. Будет ли иностранный производитель менять свой процесс только ради какой-то России?

        Эпизод второй
        Петя приходит к китайцам и говорит им, что их Дольче-джинсы должны быть маркированы. Китайцы говорят «хорошо», подключаются и всё так-же продолжают гнать контрафакт, но уже маркированный как честный. То есть, это будет честный маркированный контрафакт.


  1. wyp4ik
    20.09.2019 08:26

    1.Объясните, почему компания которая якобы занимается на благо страны, на 49% принадлежит г-ну Усманову? Почему не на 100% государству?
    2.Объясните почему из-за идиотскихгениальных идей должны страдать люди, предприниматели и покупатели?
    Почему мы за все это должны платить?
    3.Когда вы утверждаете, что цены на товар снизятся, вы отдаете себе отчет в том, что эта ложь, потому-что продавец включит в цену модернизацию своей техники(сканеры и прочее) за счет покупателя?
    4.Скажите мне пожалуйста, каким образом какой-то штрих-кодик на этикетке способен спасти от контрафакта?
    А если этот штрих-код будет напечатан на 100 000 футболок одинаковый? Как проверить какая из них истинная?
    И почему вы считаете, что все население страны будет проверять эти штрих-коды?
    Кто мешает что попало наклеить на контрафакт и продавать его тем людям, которые не будут проверять штрих-код в приложении?

    Лично я вижу эту систему — как обогащение олигарха, за счет простого народа, и все это прикрывается властью.


    1. chestny_znak Автор
      20.09.2019 10:43

      Объясните, почему компания которая якобы занимается на благо страны, на 49% принадлежит г-ну Усманову? Почему не на 100% государству?


      Это ГЧП проект (кстати, первый ГЧП в IT в нашей стране) и на него государство не будет тратить бюджетные средства. Все затраты на создание системы, ее развитие, поддержание, а также на выдачу бесплатного оборудования (регистраторы эмиссии для всех производителей и импортеров, а также регистраторов выбытия для больниц) — ЦРПТ.

      На другие вопросы о цифровых кодах, мотивации населения на проверку, опасениях, связанных с возможными затратами на ее внедрение расскажем asap.

      P.s. Спасибо за вопросы :-)


      1. victor_2004
        20.09.2019 23:47

        При этом црпт получает 50 копеек за каждый выпущенный код (это 12 р с каждого блока сигарет). А производители эти 50 копеек вшивают в себестоимость.
        В итоге покупатель оплачивает все нововведения. Как и стоимость обновления оборудования.


        Уж лучше бы бюджетные потратили. А то помимо НДС теперь и за КМ будет платить покупатель.


  1. victor_2004
    20.09.2019 08:58

    Схема работы следующая — при пробитии товара необходимо просканировать уникальный код товара. Он укладывается в чек и фискальную память (тег 1162). Далее передается в ОФД в составе чека.
    ОФД обязано выявлять такие чеки и передавать их в ЦРПТ.


    Сейчас ряд ОФД активно подумывает, а не брать ли с пользователей доп денюжку за передачу чеков в ЦРПТ.


    Так же операторы ЭДО при обнаружении УПД с кодами маркировки обязаны передавать информацию в ЦРПТ. Так отслеживается смена владельца кода маркировки.


    Как отслеживается текущее местонахождение кода — не знаю. Скорее всего уже WMS владельца должна отчитываться.


  1. muzzle
    20.09.2019 17:31

    Итак, гипотетическая таблетка проходит цепочку: Фарм-завод, Оптовик, Аптека.

    Производитель:
    Придется изменить учетную систему.
    Допустим завод пользуется 1С: УПП, за доработку которой заряжают в среднем 1 миллион рублей.

    Изменить техпроцесс.
    Купить лазерный маркер, или струйный или чтото аналогичное. Сканеры, чтобы читать этот датаматрикс. Собрать из этого добра линию маркировки.
    Или купить готовое решение, тот же ЦРПТ предлагает свой вариант, за 3.5 миллиона рублей, который «дешевле зарубежных аналогов на 40%».

    Обеспечить интеграцию линии маркировки с учетной системой и с «честным знаком».
    Тратить деньги на расходники, на поддержку этого добра.
    Код не бесплатный, 50 копеек за штучку.

    Запаковали, промаркировали, отправили в учетную систему и «честный знак».
    Код плохо пропечатался/прочитался — упаковка испорчена, надо распаковать, запаковать, промаркировать снова.
    Коробочки сложили в оригинальную упаковку — снова промаркировали, отсканировали, отправили в учетную систему и «честный знак»
    Оригинальные упаковки сложили на паллету — снова промаркировали, отсканировали, отправили в учетную систему и «честный знак»
    Продали оптовику, отправили в учетную систему и «честный знак».
    У оптовика плохо прочитался код — все поехало обратно, надо принять, распаковать, перепаковать, промаркировать, все телодвижения — в учетную систему и «честный знак».

    Оптовик:
    Придется изменить учетную систему.
    Оптовик распаковал паллету, продал в аптеку оригинальную упаковку, отправил в учетную систему и «честный знак».
    Легко отделался.

    Аптека:
    Надо переделать учетную систему, купить недешевые сканеры, т.к. дешевые тупо не будут читать это мелкий датаматрикс.
    Надо купить ЭЦП, и продлять ее ежегодно. Мало того, сменилась заведующая — купи новую ЭЦП.
    Все телодвижения с каждой коробочкой (в том числе и внутренние перемещения) — снова надо отправить в систему.
    Плохо прочитался код — вернули поставщику, см. выше.

    Был учет посерийный, стал поштучный.
    Главные атрибуты у таблетки — серия и срок годности, которые в датаматрикс не лезут и включать туда их не хотят.
    Все в цепочке имеют усложнение техпроцесса, увеличение затрат, лишние проблемы.
    Какое время реакции у техподдержки «честного знака»? ТРИ дня.

    Вот такая забота о покупателе.


    1. victor_2004
      20.09.2019 19:31

      По идее часть этого функционала пытаются спихнуть на операторов ОФД и ЭДО.
      Продал товар по накладной через ЭДО, данные сами ушли в ЦРПТ. Пробили чек на кассе — данные ушли в ЦРПТ от оператора ОФД.


      Однако интеграция с ЦРПТ что для первых, что для вторых — еще то увлекательное приключение.