Многие морщат нос от фразы «личный бренд». Перед их глазами сразу возникает картинка веселого пустоголового продажника, который впаривает себя всем вокруг без необходимости. Но это не так. Поделюсь своим мнением, почему личный бренд важен для айтишников и расскажу, как его поддерживать даже минимальными усилиями.


Я почти два года занимаюсь продюсированием авторских образовательных программ для IT-специалистов. Работаю я преимущественно с людьми, которые осознают, зачем им нужна добавочная стоимость. Наши преподаватели хотят не только передавать знания и быть часть коммьюнити, но и поднабрать баллов в свой гудвилл.


Тем не менее, не все эксперты, которые приходят в нашу школу преподавать, понимают, что им даст подобное самопродвижение, какая от этого польза и как правильно продвигаться. Начнем с главного.


Если лень читать, у меня есть видео на эту тему


Зачем нужен личный бренд


1. Он облегчает поиск вас как специалиста HR-у или рекрутеру. Вас проще найти, сложно потерять и невозможно отказать.


Я думаю, что HeadHunter уже становится, как Одноклассники, для совсем дубовых ребят. Рекрутеры давно не живут в одном HH, и при поиске кандидатов он не занимает первое место.


2. Личный бренд позволяет обрасти связями, а нетворкинг – наше все. Как минимум, жизнь становится интереснее, а главное – вы собираете полезные контакты.


3. Впечатление – вещь сильная.


Вы ведь ищите людей в соцсетях прежде, чем с ними встретиться? Я не встречала ни одного человека, который не серфит в фейсбуке или LinkedIn перед встречей. Даже если вы такой уникальный, рекрутер или руководитель подразделения потенциального партнера/работодателя будет вас искать. Поэтому личный бренд – это возможность заранее задать тон вашему образу и повысить вероятность настроить на свою строну в каких-то вопросах.


Это только основные причины задуматься о личном бренде, у вас могут быть еще какие-то свои. Например, у кого-то просто может чесаться ЧСВ, а кому-то интересно побыть блогером.


Конечно, не стоит думать, что все это даст вам +300% выхлопа в части дополнительной стоимости, но пользу вы получите в любом случае. Тем более, что


Личный бренд – это не сложно


Чтобы его поддерживать, вам даже не нужно дуться и носить пиджаки (если только вы не метите в определенные круги).


А самое приятное заключается в том, что ради него не обязательно даже напрягаться. Порой достаточно простых действий, чтобы просто поддерживать определенный имидж и демонстрировать свою активность, но об этом чуть позже.


А что часто случается так, что личный бренд формируется сам собой, нужно просто направлять и корректировать этот процесс. Например, один мой знакомый занимается дистрибьюцией американского софта для инженеров в России. По работе он вынужден много выступать и обучать людей, поэтому поневоле растет его узнаваемость среди потенциальных клиентов. Личный бренд сам за ним пришел и ему остается лишь корректировать свои соцсети, чтобы получать адекватные предложения от рекрутеров и предложения по сотрудничеству.


Отношение к личному бренду


А сейчас расскажу, на какие группы я делю айтишников в плане отношения к теме личного бренда (найдите себя).


1. Ребята, которые любят крайности.


«Ерунда это все, пустословы, аррргхх!» — говорят одни. «Я – звязда!» — говорят другие. Эта статья не для них. Первым в принципе невозможно угодить, а вторым нужны немного другие инструменты.


2. Вы осознаете пользу, но чувствуете, что это не для вас. Вам некогда, вы не понимаете, что можно сделать, и вообще светиться для вас сложновато.


В основном я встречаю именно таких ребят. Им просто не хочется из-за всего этого напрягаться. Они не любят вести соцсети, но при этом хотят сделать свой цифровой образ приличным для профессиональной сферы, настраивающим на правильный лад. Если это про вас, читайте дальше. Я расскажу, как вести личный бренд не напрягаясь.


3. Ребята, которые хотят себя показать, активные, динамичные, коммуникабельные. Их цель не просто почистить свой образ, а управлять им конкретно.


Если вы такой (такая) и уже ведете личный бренд, то эта статья для вас простовата. А если только собираетесь, но не знаете, с чего начать, то вот вам мануал.


Соцсети и GitHub


Банально? Да. Но давайте к сути.


1. Рекрутеры в IT – это машины по подбору и хантингу. Они часто не врубаются в смысл того, что в резюме, и просто ищут какие-нибудь метрики, чтобы хоть как-то вас оценить.
В таком случае важны ключевые слова в ваших постах и… подписчики на GitHub. На одной из конференций услышала от рекрутера: «Если у вас на гитхабе один подписчик – хорошо, два – лучше, три и более – вас надо брать».


Я рекомендую не пренебрегать этим и выкладывать все, что у вас есть.


2. «О боже, опять соцсети!» Скорее всего и аккаунты у вас закрыты.


Не парьтесь. Если вам лень и некогда, делайте это СУХО. Например, вы были на конфе, ходили там, ели булочки, слушали умных людей и попались фотографу. Возьмите фотку, запостите в LinkedInи напишите «Конференция» + название. ВСЕ. Вот ваш личный бренд.


Еще пример: серфили по новостям, понравилась заметка из вашей профобласти – репостните. Это минимальные усилия, которые вас нисколько не утомят, но при этом помогут задать тон вашему цифровому образу.


Часто возникает вопрос, стоит ли удалять нелепые и личные фотки. Тут все зависит от степени их нелепости и личности. Показывать свою жизнь – не плохо. Это может ваша семья, жизнь в путешествии, отпуск. А вот сабантуй с однокурсниками наверно лучше спрятать, только если они не с гуру вашей области.


Конференции


Попробуйте податься на профессиональную конференцию. Поверьте, если ваша тема откровенно не очень, вас и так не допустят. Комитеты обычно работают очень профессионально, там сидят умные люди. Они не просто обсудят с вами тему, но и дадут предложения, расскажут, как подготовиться. После коррекции и обсуждения темы, вы готовите план. Снова обсуждаете с ними. Потом готовите речь и так далее, до репетиции.


Конференции – это большая площадка и сильный нетворкинг с относительно отлаженными процессами. И на большинстве конференций выступления бесплатны, а супер-классным спикерам вообще оплачивают проживание и перелет. Выступать на конференциях весело и совсем не больно, хоть по началу и страшно. Рекомендую.


Преподавание


Моя любимая часть. Лет 15 назад еще существовало мнение, что преподают одни люди, а работают другие. Сейчас же есть возможность сделать образование более точечным и «правильным» по меркам практиков, сконцентрированном на опыте и «реальной» жизни. Онлайн-школы позволяют совместить две роли и направить студента на путь истинный, показать ему, так сказать, реальную жизнь.


Когда я опрашивала наших преподавателей, почему они преподают, все как один указывали также на нетворкинг и повышение узнаваемости в своей области.


Студенты часто обращаются к ним со своими рабочими задачами и просятся на консультацию. А ведь в нашей школе студенты – это не маленькие мальчики и девочки, которые «получают путевку в жизнь». Это как правило бородатые дяди и серьезные тети, которые порой занимают руководящие места и даже могут предложить вам проект или «замолвить словечко».


Мое выступление на тему проблем в образовании и зачем крутым спецам учить других (за качество извиняюсь)

При этом преподавание – не такое сложное ремесло, как кажется на первый взгляд. Онлайн-курсы в любых школах никогда не ведутся полностью одним преподавателем. Как правило, есть один разработчик курса и остальные, кто просто преподает и проверяет ДЗ.


Начать можно с простого – взять одни-два урока, чтобы вкусить и понять суть. И не стоит переживать, что не получится. В OTUS, например, имеется штатный методист, который помогает подготовиться к уроку и даже есть специальный курс для преподавателей. Мы понимаем, что эксперт далеко не всегда способен преподавать, поэтому помогаем адаптироваться.


Ну если все совсем окажется плохо, то вас просто не допустят к уроку, так что вы ничем не рискуете.


А самые продвинутые ребята создают свои авторские курсы, что приносит им не только контакты, но дает мощный бонус в копилку личного бренда. И следующая за этим ступень – это создание своего комьюнити или, по-простому, ведение блога.


Ведение блогов


Блог позволяет формировать личный бренд, управлять им, отвечать на выпады СМИ, делиться своим мнением о разных событиях, учить других людей.


Но в ведении блога есть одна загвоздка: это подходит только упертым, трудолюбивым и тем, кто любит себя показывать. Ведь будут такие трудности, как поиск тем, регулярность постов, анализ, что заходит, а что нет, продвижение… А если при этом кто-то напишет, что вы не очень, а ваши посты унылы? А если еще и обоснует? А если таких много? В общем, с этим надо работать. Работать с мнениями и ошибками людей.


Если вас все это не пугает, то блог – это очень хорошее поле работы, хорошее хобби, которое реально масштабировать в дополнительный проект. Реально, но не легко, на это нужно время. Темы наработаются, стиль придет, маркетинг тоже.


Начать, в любом случае, просто: выбираете удобную площадку, интересную тему и пишите-пишите-пишите (ну или снимаете-снимаете-снимаете).


Заключение


Личный бренд нужен не только тем людям, которые хотят о себе заявить, это прежде всего вопрос чистоты цифрового следа и первого впечатления о себе. А если вы айтишник с амбициями, то личный бренд вам попросту необходим.


Поддерживать личный бренд можно разными способами – от простого постинга фоточек с конференций до преподавания и ведения блогов. Все зависит от того, сколько времени вы готовы этому уделять. Даже ленивые люди могут оставаться привлекательными в глазах рекрутеров и потенциальных партнеров.


Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях. А если понравилась статья, то можно и плюсануть. Спасибо за внимание!


P.S. Приходите к нам в OTUS, онлайн-школу для профессионалов, чтобы преподавать и создавать свои курсы. Это не только поможет вашему личному бренду, но углубит ваши знания в теме, а еще вы познакомитесь с классными специалистами из вашей и других областей.