Всем привет! Это спецпроект "Три трюка" от ИнженеркиТех, где мы разговариваем с CTO об их пути и подходах к управлению командами.

Мы любим мифы про CTO: всезнающий технобог, который одним глазом смотрит архитектуру, вторым следит за продакшеном, а параллельно растит команду как дзен-мастер. На деле все одновременно проще и сложнее.

В этом интервью опытный CTO Дмитрий Самоваров из AgroDigital расскажет, как прошел путь от разработчика до управленца, пережил удаленку, учился на ошибках с наймом и научился говорить о факапах без стеснения.

Как вы пришли к роли CTO и что оказалось самым сложным?

Как и многие CTO (интересно было бы услышать коллег по цеху), я начал простым разработчиком.

Первая профессиональная развилка случилась, когда я уверенно почувствовал себя сеньором - окопаться или двигаться дальше? Мое сознание нарисовало яркий образ: мне 50 лет, я отличный специалист на давно забытой платформе... ну не знаю, например, Cobol. Перспектива не вдохновила.

Значит, движемся дальше - тимлид. И тут вторая развилка: менеджмент или технологии? В те времена я был жутким интровертом, которого вымораживало даже спросить дорогу на улице. Я выбрал технологии - профессию архитектора. Но оказалось, что архитектура даже больше про коммуникации, чем про технологии, и даже больше, чем менеджмент.

И вот тут случилось то, что стало главным вызовом в карьере. Пришлось полностью себя сломать и выстроить заново. Если раньше всеми моими социальными взаимодействиями занималась супруга, то теперь я даже иногда даю ей фору - а она, между прочим, директор по маркетингу.

Что стало бустом в развитии коммуникативных навыков?

Выделю несколько факторов.

Первый — производственная необходимость. "Партия сказала: надо, комсомол ответил: есть". Все мое естество восстает против ответа "я не знаю" или "я не умею". Я воспитан в духе: не знаешь — узнай, не умеешь — научись, не можешь — сделай. С коммуникациями так же: иди и общайся, засунь дискомфорт поглубже и налаживай связи.

Второй — желание развиваться. Знать о слабом месте и не пытаться его исправить — это не про меня. Да, даю себе поблажки, но такое слепое пятно было невыносимо.

Третий — ковид. Знаете, я ему даже благодарен. Нет, это трагедия — множество заболело, были осложнения, многие умерли. Но он вытащил всю планету из зоны комфорта. Локдаун и удаленка перевернули мою жизнь: коммуникации, контроль, дисциплина. Привычные практики исчезли, остались только официальные зумы. Оказалось, без живого общения команды разваливаются. Пришлось учиться работать по-новому.

Есть у меня пример. Я учился коммуникациям у продажников. Даже просил брать меня на встречи, чтобы преодолеть интровертность. Многому научился. Но одного не понимаю до сих пор: делал все то же самое, но они приходили с контрактом, а я — без. Спустя годы, уже как CTO, я тоже стал приходить с контрактами с потенциальных встреч. Что изменилось — загадка.

Что самое сложное в управлении командой?

Одним словом - коммуникации.

Это нервная система команды. Не будет коммуникаций - не будет команды. Организм может жить без нервной системы.

Постановка задач — донести смысл, цель, дух задачи. Зачем делаем? Какой эффект? Какую пользу принесет? Это критически важно.

Это и статусы выполнения, и обратная связь, и обучение.

Все в цепочке от CEO до джуниора принимают решения. Каждый на своем уровне, в зоне своей ответственности. Кто-то большие решения, кто-то поменьше. Но принимают все.

А что нужно для принятия решений? Правильно - информация. Если информация теряется или искажается, люди начинают принимать неверные решения. И все - система рассыпается, продукт ломается, компания банкротится.

Как выстроить эффективную систему обучения в команде?

По моему убеждению: если айтишник перестает учиться - он умирает как специалист.

Но сразу встает вопрос - чему?

У нас в команде есть система. Мы поощряем обучение. Хочешь учиться вышивать крестиком — отлично, поддержим, похвалим.

Но есть интересы бизнеса. Мы же не клуб по интересам создаем, а деньги зарабатываем. Поэтому правило простое:

  • Учишься тому, что нужно бизнесу здесь и сейчас — оплачиваем полностью, выделяем время, все за наш счет

  • Учишься чему-то перспективному для компании — 50/50

  • Что-то только для себя — поддерживаем, аплодируем, но не оплачиваем

Недавно приходил наш QA. Говорит, хочет заниматься тестированием кибербезопасности. "Смилуйся, государыня рыбка, — говорю, — у нас QA на 50% неукомплектован, автотесты на 30% покрытия, нагрузочного тестирования нет. А ты с кибербезом!" Договорились: возьмет на себя нагрузочное + кибербез, и мы поддерживаем на 100%.

Золотое правило команды: обучился — поделись. Митап или мини-лекция. Не рассказал команде — значит, учился для себя.

И последнее — нельзя учить "из-под палки". Желание и мотивация — must have. Иначе получится как с абонементами в фитнес: деньги тратятся колоссальные, а ходят единицы. Инициатива обязательно снизу.

Какие технические компетенции наиболее дефицитны сегодня?

Как и во все времена — в дефиците хорошие специалисты. Квалифицированные, ответственные, надежные.

Если говорить про конкретные профессии:

  • Продакты — профессия все еще новая, качественного обучения не выстроено, много "случайных" людей

  • QA — традиционная точка входа в IT, поэтому средний уровень размывается притоком новичков

  • Разработчики — нестареющая классика, дефицит с момента возникновения профессии

  • DevOps — тоже новая профессия, качественное обучение вызывает нарекания

Все компетенции востребованы. Но я именно про грамотных, квалифицированных, ответственных специалистов. Хорошие специалисты всегда в дефиците — в любой профессии, в любой отрасли.

Как вы подходите к найму инженеров?

Сложная задача. По сути, отбирая людей, мы пытаемся понять, понравится ли нам книга по обложке. Предсказать по одному-двум интервью, будет ли это качественный сотрудник — невозможно. Человек может блистать на собеседовании и быть бесполезен в команде. И наоборот.

Как он поведет себя в кризисной ситуации? Под нагрузкой и стрессом? Как проверить многолетний опыт за час?

Я для себя решил: главное качество кандидата — желание и умение учиться. Это важнее опыта. Если да — для него не будет преград. Не умеет — научится.

Расскажите об ошибках в своей работе

Их было много. Архитектурные, стратегические, продуктовые, коммуникационные. CTO — профессия про решения. Каждый день принимаем решения, и не всегда правильные.

Есть поучительная история. Разрабатывали мобильное приложение для агрономов. Проработали юзабилити — все аккуратно, продумано, эргономично. Подобрали цветовую гамму — мягкую, спокойную, не утомляющую. Протестировали в соседнем парке, восхитились гениальностью. Запилили в MVP.

Потом пришло время внедрять. Получив набор инструментов агронома, натянув резиновые сапоги, выехали в поле с приложением.

И тут жестокая реальность: солнце бьет в экран, в руках куча барахла, насекомые атакуют, проваливаешься по колено в грязь...

Пришлось полностью пересмотреть и юзабилити, и цветовую палитру, и способы взаимодействия. Стоило нам два месяца и перенос сроков запуска.

Главные ошибки CTO — ошибки в людях. Нанял не того, поручил не ту задачу, не учел контекст, недооценил риски. CTO строит успех на людях, с которыми работает. На микроменеджменте далеко не уедешь.

Но надо позитивно относиться к ошибкам. То, что мы из себя представляем — построено на фундаменте из ошибок, а не успехов. Надо их признавать, анализировать и не позволять повториться.

Каждый вечер гуляю с собакой — лучшее время для рефлексии. Прокручиваю день, думаю, что пошло не так, что можно было сделать лучше. Очень помогает. Всем советую.

Чем отличается роль CTO в стартапе и в корпорации?

Довелось поработать и там, и там. Знаете что? Они не сильно отличаются.

Да, стартап — это динамика, молниеносные решения, зашкаливающая неопределенность. Но каждой корпорации, особенно сегодня, требуются эти качества. Каждая корпорация сталкивается с неопределенностью. Кто не принял новые правила игры — умирают. Nokia, Blackberry, Kodak... Примеров море.

Стартап тоже обладает качествами корпорации. Это не броуновское движение. Есть стратегия, регламенты, согласования. Стартаперские Scrum, DevOps, Continuous Delivery, IaC, TDD — те же регламенты. Никто не даст денег без бизнес-плана и стратегии.

Да, развернуть на 180 градусов стартап из 20-50 человек проще, чем корпорацию из тысяч сотрудников.

Есть интересная мысль: бюрократия — это иммунная система корпорации. Она нужна и полезна. Защищает от вредных, нежизнеспособных "вирусов" и "мутаций". Да, иногда уничтожает и полезные. Но может, этой "полезной мутации" не хватило экономической целесообразности, харизмы или энергии инициатора? Этой энергии должно хватить, чтобы изменить процессы тысяч человек.

Как используете ИИ в работе?

В основном LLM и генеративные модели: обработка текстов, сбор и анализ информации, генерация изображений.

Работа CTO, если быть циничным — читать длинные документы, рисовать схемы и презентации, много говорить на разные темы: от болей клиентов до хобби сотрудников. Главный вызов — как удержать все в голове. Как не забыть методику расчета EBITDA и P&L, помнить отличия алгоритмов сортировки и найти место для информации о предательстве Хоруса, потому что лид бэкенда увлекается Warhammer.

Не знаю, что бы делал без ChatGPT. Поставлю выход генеративных ИИ в один ряд с изобретением колеса, одомашниванием животных, электричеством, ДВС, появлением интернета. Мы еще не догадываемся, как это изменило наш мир.

Последний курс, на котором обучались?

Data Science, нейронные сети, машинное обучение и искусственный интеллект.

Нужно быть в тренде. Всегда. Знать, как работает то, что на острие прогресса. Понимать плюсы и минусы. Применять не потому, что "стильно-модно-молодежно", а с полным пониманием: что получу, какую пользу принесет, когда окупится.

Оказавшись перед Максутом Шадаевым, что вы ему скажете?

"Вы делаете отличную работу. Спасибо."

Правда, не лесть. Очень ценю его вклад в развитие IT в РФ. В моем рейтинге он один из лучших министров связи. Щеголев и Шадаев — лучшие. Они проделали и продолжают делать важную работу. Знаю не понаслышке — довелось плотно поработать.

Три вещи, которым я научилась из этого интервью:

  1. Коммуникации решают все. Михаил Барышников (экс-редактор Anima) как-то сказал мне: "Контакты натусовывают". Дмитрий это подтвердил на практических примерах.

  2. Бюрократия как иммунная система — неожиданный, но логичный взгляд на корпоративные процессы, который заставляет переосмыслить отношение к "медленным" структурам.

  3. Микро-неверные решения в цепочке — концепция того, как искажение информации на каждом уровне может разрушить всю систему. Вопрос управления этим "сдвигом" остается открытым.

Автор: Фаря, продакт и со-основатель платформы InzhenerkaTech. Делаем тренажеры для мидл+ инженеров, включая симулятор коммуникаций.

Комментарии (0)