Привет, я Фаря, ко-фаундер InzhenerkaTech. Это цикл статей про наши тренажеры. В этой я расскажу про суть самого продукта. А в следующих наши разработчики поделяться технической подноготной каждого модуля.
До того, как начать заниматься образованием, я 7 лет была инженером и писала код. После я попала в EdTech, в крупную онлайн-школу. Мы делали курсы для айтишников в формате живых вебинаров.Еще я сама преподавала Product managment и математику. Мне нравилось учить и делиться опытом, но были и проблемы:
Видео и живые вебинары.
Персональный фидбэк.
Невысокое качество контента, соответственно, низкое доверие и клеймо “инфоцыганства”.
Стоимость без потолка.
Прежде чем пойдем дальше, давайте разберем каждый пункт отдельно. В чем, собственно, проблемы того, о чем все говорят как о достоинствах?
Видео и живые вебинары
У меня СДВГ. Хорошее начало? :-) Я не выношу видео и вебинары. Преподаватель, который может удержать мое внимание — явление редкое, такие случаи я обычно фиксирую в календаре и отмечаю как национальный праздник. А вот эти «ааааа», «эээээ» вызывают у меня жуткое бесилово. Я просто НЕ МОГУ ВЫНЕСТИ все это.
Вебинары подаются онлайн-школами как нечто невероятно крутое и эффективное. “Вы сможете задать вопрос сразу!” — кричат они. Но почему-то умалчивают о том, что у них куча недостатков:
Интересность и полезность вебинаров зависит от харизмы преподавателя и его умения структурировать.
Мидлы и сеньоры никогда не смотрят их до конца. Как правило, им нужно из курса что-то конкретное.
Хрен (простите) вернешься, если что-то вдруг понадобилось уточнить. Иногда преподаватель проводит вебинар часа 3 вместо обещанных полутора. Отмотать, найти, переслушать, а чат джипити подавится обрабатывать и искать это место в видео…
Возможность задать вопрос препу сильно переоценена, как, собственно, и…
Персональный фидбэк
Этот зверь всегда вызывает у меня улыбку умиления. Фидбэк! Только о том, что он всегда превращается из категории “развернутый ответ» в «ок», «принято», «отличная работа» — не говорит никто.
Да и часто бывает, что смысла выдавливать из себя фидбэк просто нет. Он просто не нужен)
Персональный фидбэк для специалиста мидл‑уровня сильно переоценен. Как правило, такие ребята сами знают, что им надо. А подходы и техники в работе можно перенять и иными способами.
Есть еще один страшный недостаток, только со стороны бизнеса. Учащихся становится много, а проверяющих дз всегда мало. И в какой‑то момент происходит коллапс. Студенты ждут свои фидбэки неделями, чтобы в конце получить «принято».
Низкое качество контента и клеймо «инфоцыганства»
«ИНФОЦЫГАНЕ!» — орут сеньоры на курсы, после которых бедные задолбанные джуны ходят на собесы) Благо я с новичками никогда не имела дела. ИнженеркаТех не учит новичков, и я никогда не работала в образовании для нуляшек. Я не знаю их.
Но что такое качество образования для специалиста, который шарит? Для инженера уровня мидл и выше?
Возможность применить полученные знания в своей работе здесь и сейчас и/или в ближайших проектах в течении года‑двух.
Веселая и задорная подача, которая ему приятна.
Актуальность материала.
Автор, опыт которого вызывает доверие.
Давайте подумаем, какова вероятность, что в вебинарах вы совместите все эти критерии??
Про новичковые курсы я молчу, я не знаю, почему все от них плюются. Поверхностность продаваемых знаний, слабость в предметной области — все это то, с чем я не имею дела. Я работаю уже с опытными специалистами.
Повсеместная проблема для спецов в вебинарных курсах — это ВОДЯРА :) Мутная, мерзкая и съедающая душу.
Стоимость без потолка
Я тот человек, что устанавливает цену. Тот, кто считал экономику и pnl всего бизнеса. Конечно, курсы — это недешево. Но НЕ СТО ПЯТЬДЕСЯТ, МАТЬ ЕГО, ТЫСЯЧ! Не, смотрите. Если курс с нуля и на год, эта цифра оправдана только за счет сервиса. Кандидату лень гуглить, делать что-то самому, поэтому мы ему все соберем и подадим на блюдечке. Но три-пять месяцев вебинаров для мидла — это просто нецелесообразно в силу критериев выше.
А теперь давайте к самому интересному. Как мы решили эти проблемы
Мы делаем интерактивные тренажеры и симуляторы и внедряем в это дело искусственный интеллект.
Да, у нас есть вебинарные курсы. Но в основном для инженеров железа. Это другая история и другое наше направление.
Наши правила:
Мы делаем тренажер на узкую профессиональную тему, которая болит у спеца сейчас и востребована на международном рынке. Например: DWH на dbt, Dagster, Playwright для QA, софт скиллы для teamlead, Rust. Короче, ровно то, что ему надо тут и прям ща.
Мы включаем в тренажеры не просто таски типа “Делай раз, делай два”, а бизнесовые проекты и задачи. Вопрос применимости всегда остается актуальным для всех, более того, у технарей вообще проблема с пониманием, что их нанимают не для того, чтобы покодить, а чтобы решать проблемы бизнеса. Мы же показываем применимость технологии на реальных проектах и бизнесовых задачах. Например, если тренажер по DWH, то студент попадает в среду дата-инженером в кикшеринговую компанию и решает ее задачи на основе реальных данных.
Мы сохраняем тон оф войс и стиль автора с его иногда бредовым юмором (дааа, нас возбуждает такая подача). Наша теория — всегда в тексте. В таком формате трудно лить воду, но очень легко свалиться в академичность. Мы делаем так, чтобы тексты были с персонажами, интересные, забавные, и вызывали желание вернуться к ним снова.
Помимо смешной и интерактивной теории, где наш бот может тупо отвечать на вопросы студента и давать саммари, мы создали свою облачную IDE со встроенным ИИ (его, кстати, зовут ДуДу). Как это выглядит:
Почему это круто?
В таком формате есть поле для экспериментов. Вот тебе задача, вариант решения и ИИ для объяснения твоих извращений. Нам кажется, это намного ценнее вебинаров на 3 часа с разбором базовых вопросов и без возможности попробовать что‑то самому. А если и попробовал, то непонятно, что ты сделал и зачем:)
Студент сразу учится использовать промпт‑инжиниринг. Оказалось, только у трети СЕНЬОР‑спецов есть этот навык.
Можно не переключаться между вкладками, а сразу получать ответ на вопрос, на месте, здесь и сейчас.
Есть возможность разобраться, что в IDE не так и что можно улучшить.
В отличие от ChatGPT, наш встроенный ДуДу не генерит фигню:) Ему хотя бы можно доверять.
Вариативность решения. Для мидла и сеньора важнее не фидбэк, а количество вариантов решения задачи. Он может справиться с ней лучше препода, и это нормально. У такой ЦА нет кумиров. Поэтому тренажер с ИИ может предложить еще версии кроме «эталонного» варианта автора.
С помощью ИИ мы не только получаем качественный фидбэк и релевантные рекомендации, но и снижаем загрузку автора на дачу этих самых фидбэков. Если вы преподаете, вы знаете, что вопросы студентов, как правило, повторяются. А еще вы знаете, что они обычно простые и не содержат ничего экстраординарного. И вот с ними искусственный интеллект справляется на ура, а на долю человека достаются действительно интересные кейсы. То есть мы не исключаем из образовательного процесса препода и общий чат с ним, он всегда открыт для любых вопросов. Но ИИ помогает решить львиную долю простых задач, и студенты приходят к автору только со всякий сложнятиной, которую интересно будет разобрать совместно.
Все это упрощает процесс обучения, делает его приятнее, дает больше возможностей. А вместе с поставленной бизнес‑задачей и авторской интерактивной теорией заставляет вовлекаться даже людей с СДВГ:)
Что дальше?
Сейчас мы с помощью ИИ делаемреальную рабочую среду‑симулятор. Это имитация рабочего чата команды с персонажами, которых «играет» все тот же искусственный интеллект. Мы хотим сделать обучение максимально приближенным к реальности, где каждый специалист качает не только харды, но и софты. Суть продукта заключается в следующем:
Студент попадает в чат как сотрудник и примеряет на себя роль члена команды. В чате его встречают тимлид и проджект. Тимлид ставит задачу, проджект занимается чайка‑менеджментом и всячески бесит.
Задача студента — выполнить таску.
Что в таком случае происходит?
Реальному человеку нужен тимлид, который всегда поможет и ответит на все вопросы.
Реальному айтишнику помимо хардов нужно качать софты. Это действительно проблема.
Реальному студенту нужно научиться работать с той или иной технологией.
Что мы имеем:
Тимлида, который ответит на вопросы.
Бизнесовую реальную задачу.
Проджекта, который даст фидбэк по твоим софтовым коммуникациям.
Ах да, если ты не справишься, тебя уволят?
Мы сделали его в формате бота в Телеграм и внедрили AI‑стажировку, где каждый участник установит Docker и Docker Compose, развернет веб‑приложение и получит базовые навыки работы с ними. Если вам интересно попробовать можно тут.
В следующей части мы расскажем техническую подноготную бота от лица наших разработчиков, а также покажем как мы смогли сделать тренажер для курсов по работе с микросервисами. Чтобы следить за нашими результатами и попробовать наш продукт первым, вступайте в наш чат в телеграм.
Резюме: мы ушли от традиционного онлайн‑обучения и создали продукт, который решает проблемы реальных специалистов. Интерактивные тренажеры и ИИ делают обучение полезным, увлекательным и эффективным.
Если у вас есть идеи или вопросы, пишите! Мы всегда готовы к диалогу:)