Франция всегда выбирала свой собственный путь — особенно там, где остальные считали, что всё уже давным-давно придумано. В те времена, когда весь мир для передачи информации ещё пользовался дискетами, а компьютерные сети не вышли за пределы научных лабораторий, французы вовсю строчили любовные признания и заказывали билеты через Minitel — предка всемирной сети, построенного на основе местных технологий. Именно в начале восьмидесятых французы решили превратить свою страну в одного из лидеров на рынке персональных компьютеров. Так в домах обычных пользователей и в школьных классах появились персоналки Thomson TO7 и TO8 — амбициозная попытка Франции доказать, что она в состоянии создавать не только высокую моду, но и моду на домашнюю электронику. И хотя этот проект в итоге ушёл в историю, компьютеры Thomson — это целая эпоха, которую прекрасно помнят французы, впервые запускавшие учебные программы с кассет и мечтавшие освоить программирование во времена, когда само слово «компьютер» ещё звучало как магия.

Предыстория

Эта история началась 29 марта 1853 года, когда в английском Манчестере появился на свет Илайхью Томсон: в будущем — известный изобретатель и инженер, создатель системы дугового освещения, магнитного молниеотвода и других полезных электрических устройств. Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья Томсона перебралась в США. Там будущий изобретатель получил техническое образование и со временем в партнёрстве с Эдвином Хьюстоном основал компанию Thomson-Houston Electric Company, которая в конечном итоге вошла в состав General Electric.

Илайхью Томсон

В 1893 году General Electric открыла в Париже своё представительство, зарегистрированное под названием Compagnie Française Thomson-Houston (CFTH). Эта фирма успешно просуществовала до 1982 года, когда усилиями Франсуа Миттерана была национализирована и превратилась в Thomson Société Anonyme (Thomson SA). На тот момент в состав компании входило два подразделения: Thomson-CSF, которое выпускало радиовещательное оборудование (в том числе для аэрокосмической отрасли и Министерства обороны Франции), и Thomson Multimedia, специализировавшееся на потребительской электронике. Именно это второе подразделение и стало создателем персональных компьютеров Thomson, о которых мы ведём наш сегодняшний рассказ.

Как и многие другие персоналки, получившие распространение на заре восьмидесятых, компьютеры Thomson увидели свет благодаря принятой в то время национальной программе «Информатика для всех» (Informatique pour Tous). Правительство под руководством президента Франсуа Миттерана решило, что если страна хочет сохранить культурную и технологическую независимость, школьники должны с детства уметь обращаться с компьютерами. В рамках этой инициативы Министерство образования планировало закупить для государственных школ более 100 000 персоналок, при условии, что они будут произведены во Франции и смогут отвечать целому ряду утверждённых критериев. То есть, компьютеры, помимо национальной раскладки клавиатуры и наличия образовательного ПО, просто обязаны были обладать определённым французским колоритом. Под этот проект выделили щедрое финансирование, а за разработку «железа» взялась Thomson — компания, чьё имя французы прекрасно знали по популярным радиоприёмникам и телевизорам.

Thomson TO7

На самом деле, национальные французские компьютеры могли и вовсе не появиться на свет: изначально в Thomson SA не собирались запускать слишком амбициозный и масштабный проект по разработке всей аппаратной платформы с нуля, а вместо этого планировали пойти по наиболее простому пути — адаптировать к французскому рынку какой-нибудь американский или британский компьютер. Молодому инженеру Мишелю Ледюку поручили составить список наиболее интересных в этом отношении брендов, и он остановил свой выбор на Apple, Atari и VideoBrain. Однако коммерческие переговоры с производителями этих машин не увенчались успехом, в результате чего Thomson SA была вынуждена заняться разработкой своего собственного компьютера… которую в конечном итоге и поручили тому же Ледюку.

Мишель Ледюк

Ледюк начал с того, что приобрёл и разобрал на запчасти самые популярные компьютеры того времени: Apple II и TRS-80. Как устроены и как работают эти персоналки, инженер прекрасно понимал, однако воплотить свои теоретические знания в принципиально новую конструкцию, сочетающую в себе и аппаратную платформу, и обеспечивающее работоспособность машины базовое ПО, было чрезвычайно сложно — в Thomson просто не имелось подходящих специалистов. И Ледюк начал нанимать людей. Кого-то он переманил из европейского отделения Bell, кто-то приходил к нему по рекомендации. Всего группа разработки французского персонального компьютера насчитывала 6 человек, включая самого Ледюка.

В 1980 году проект оказался на грани закрытия: после смены руководства Thomson команда осталась без поддержки и зарплаты. Инженеры и программисты из группы Ледюка продолжали работать на собственном энтузиазме, и, подготовив яркую презентацию, добились встречи с новыми руководителями компании, что в конечном итоге и спасло их детище. Первенцем команды стал Thomson 9000, выпущенный в ноябре 1982 года и поступивший в продажу под наименованием Thomson TO7. Компьютер стоил около 7 000 франков (эквивалент 2 700 евро сегодня) — довольно дорого по тем временам. И тем не менее, в гипермаркетах, где продавался компьютер, дети с нетерпением ждали своей очереди, чтобы набрать на клавиатуре несколько команд и увидеть на экране ответ системы, появляющийся словно по волшебству.

Thomson TO7

Компьютер был собран на базе процессора Motorola 6809 с тактовой частотой 1 МГц и оснащался 24 КБайтами оперативной памяти — 8 КБайт базовой оперативной памяти (RAM) и 16 КБайт, выделенных под видеосистему (VRAM), которой напрямую управлял видеоконтроллер для вывода графической информации на экран. Процессор Motorola 6809 адресовал всю доступную память, но оперативка и видеопамять использовались раздельно. Для полноценной реализации возможностей компьютера (например, для запуска объёмных программ или расширенных версий BASIC) была необходима плата расширения памяти — внешне подключаемый модуль на 16 КБайт, соединявшийся с машиной через специальный разъём сзади корпуса.

Базовый объём ПЗУ составлял всего 4 Кбайта — в нём хранилась только программа «монитор», обеспечивающая базовый ввод-вывод, и необходимый для запуска машины набор микропрограмм. Дополнительно к персоналке можно было подключить внешние ROM-картриджи MEMO7 c BASIC и другим прикладным софтом объёмом 16 Кбайт, но основное программное обеспечение для Thomson TO7 распространялось на обычных аудиокассетах, причём в корпус компьютера был встроен магнитофон-стример, как в ZX Spectrum +2. Позже для этого компьютера поступил в продажу привод QDD ( Quick Disk Drive ) — разновидность 8-дюймового дисковода, разработанного компанией Mitsumi.

Компьютер был оснащён встроенным накопителем на аудиокассетах

QDD (Quick Disk Drive)

Для вывода изображения на бытовой телевизор использовался стандартный разъём SCART. Как это часто бывало на домашних компьютерах того времени, активная область размером 320 x 200 пикселов не покрывала весь экран телевизора и была окружена рамкой. Графика ограничивалась 8 цветами (генерируемыми комбинацией основных цветов RGB) с ограничениями по близости (2 цвета на каждую область размером 8 x 1 пиксел).

Аудиоподсистема представляла собой одноканальный звуковой генератор, но к компьютеру можно было подключить «игровую аудиоплату», которая расширяла звуковые возможности машины до 4 каналов. Мембранная клавиатура с французской раскладкой насчитывала 58 клавиш с отдельным блоком, включавшим клавиши со стрелками. Также на задней стенке персоналки имелся коммутационный порт, позволявший использовать этот ПК в качестве терминала Minitel.

Световое перо Thomson TO7

Но самой интересной деталью в конструкции Thomson TO7 было световое перо, которым оснащались все машины этой серии — этой особенностью не могли похвастаться другие персоналки того времени. Световое перо имело специализированный датчик света, который ловил свет, испускаемый или отражаемый от экрана. Компьютер TO7 оснащался аппаратной поддержкой для определения координат, на которые указывало перо, подключавшееся к специальному порту на компьютере. Оно могло использоваться в образовательных программах и графических приложениях. Поскольку компьютер имел выделенную видеопамять (VRAM) и аппаратное обеспечение для работы с графикой, световое перо обеспечивало сравнительно точное позиционирование для работы с изображениями.

В 1984 году Thomson выпустил MO5 — более доступную версию компьютера стоимостью 2 390 франков, что на сегодняшний день составляет порядка 800 евро. Всего предприятие изготовило около 200 000 таких машин, из которых половину выкупило французское правительство для своей программы «Информатика для всех». Остальное поступило в свободную продажу — и эти компьютеры быстро завоевали популярность у французской публики.

Thomson TO8

TO8 — это следующая модель персонального компьютера, появившаяся в 1986 году как преемник Thomson TO7/MO5, при этом сохранившая полную совместимость с ним. В основе этой модификации лежал всё тот процессор Motorola 6809E, а вот оперативная память была увеличена до 256 КБайт (с возможностью расширения до 512 КБайт), объём ПЗУ также вырос до 80 КБайт. К машине можно было подключить внешний 3,5-дюймовый дисковод (со временем Thomson выпустила модификацию компьютера под названием TO8D со встроенным дисководом).

Thomson TO8

Заметно улучшилась видеосистема: в её основу лёг графический чип Thomson EF9369, поддерживающий до 16 цветов на экране из палитры в 4096 цветов и несколько режимов с разрешениями 160×200, 320×200 или 640×200 пикселов. Аудиосистема была реализована с использованием всё того же одноканального генератора звука.

Thomson TO8 со встроенным дисководом

Клавиатура с раскладкой AZERTY насчитывала 81 клавишу, имелась поддержка светового пера, джойстиков и мыши. Компьютер поступил в продажу по цене около 2990 французских франков (что составляет примерно 456 евро на сегодняшний день).

Встроенное ПЗУ содержало Microsoft BASIC 1.0 и Basic 512 (версии BASIC для работы с расширенной памятью до 512 КБ), которые выполнялись непосредственно из ROM. Также была возможность использовать Disk Basic для работы с внешним дисководом, что добавляло некоторые возможности управления файлами. Настоящей операционной системы, как в современных компьютерах, на TO8 не было — управление осуществлялось через BASIC и связанные с ним программные средства.

Сколько именно экземпляров этой машины было выпущено компанией Thomson — достоверно неизвестно, но Thomson TO8 производился до 1989 года, таким образом, срок выпуска этой модели составил около трёх лет.

Закат проекта

Главным недостатком TO7 и MO5 считался дефицит игр для этой платформы: основными приложениями для компьютеров Thomson оставались Microsoft BASIC и образовательные программы. Для TO7/MO5 существовало всего-навсего 84 игры, а на TO8 можно было запустить более 120 игр, что тоже очень немного, если сравнивать с конкурирующими персоналками того времени. Кроме того, выбор необычного процессора вынудил разработчиков программного обеспечения переписывать свои программы специально для машины, предназначенной исключительно для французского рынка, что совершенно не вдохновляло международные корпорации. Не говоря уже о том, что порт для игрового контроллера был реализован в форм-факторе DIN, в то время как конкуренты использовали более популярный формат Atari.

Thomson попыталась наладить продажи своих персоналок в других странах — Бельгии, Швейцарии, Испании, Канаде, в странах Африки и Ближнего Востока, но нигде странный французский компьютер не оказался востребован. Когда в 1987 году продажи стали падать, Thomson попыталась объединить силы с другими компаниями для создания единого французского стандарта бытовых ПК, но безуспешно. Окончательно добило французский проект появление IBM PC: американский IT-гигант предлагал более продвинутую архитектуру, более широкий каталог профессиональных программ и лицензировал производство в Азии, что обрушило цены на персональные компьютеры в Европе. Thomson ответила выпуском собственного PC-совместимого TO16, собранного преимущественно из импортных комплектующих, но он не смог выдержать конкуренции, и производство персоналок компанией Thomson на этом было прекращено. А сама фирма после повторной приватизации и ряда сляиний-поглощений осталась на рынке под названием Vantiva SA, и теперь занимается развитием телекоммуникаций.

Так закончилась эта увлекательная история. Но даже если проект национального французского компьютера не перевернул мировой рынок, он подарил целому поколению жителей этой страны первые уроки цифровой грамотности — и кусочек романтики той эпохи, когда компьютер в доме был настоящим окном в будущее.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (5)


  1. 0mogol0
    30.07.2025 17:48

    В 1984 году Thomson выпустил MO5 — более доступную версию компьютера стоимостью 2 390 франков, что на сегодняшний день составляет порядка 800 евро.

    ...

    Компьютер поступил в продажу по цене около 2990 французских франков (что составляет примерно 456 евро на сегодняшний день).

    одно из двух, или с 1984 по 1986 была большая инфляция, или с арифметикой какой-то затык.


    1. salnicoff
      30.07.2025 17:48

      Восьмидесятые — период выской инфляции франка, вроде до 15% в год доходило.


      1. Antares1991
        30.07.2025 17:48

        Если в момент выпуска MO5 800 евро стоили 2390 франков, а через 2 года 456 евро стоят 2990 франков, то у франка годовая инфляция 48.3%, что чуть больше озвученных 15...


  1. CrashLogger
    30.07.2025 17:48

    выбор необычного процессора 

    Почему необычного, если он полностью совместим с процессором, применявшимся в Apple 2 ?


  1. tormozedison
    30.07.2025 17:48

    Ещё в середине семидесятых производители кинескопов массово переходили на «сверхспрямлённые углы». Но тот кинескоп, что в мониторе на КДПВ, продолжали производить по старым нормам. Хотя это восьмидесятые уже. Ну или запас залежавшихся кинескопов в дело пустили.

    Вот так выглядели экраны кинескопов до массового «сверхспрямления»:

    https://rw6ase.narod.ru/index1/tw/tw_chb_stand/rasswet304_2.jpg

    А так - после:

    https://rw6ase.narod.ru/index1/tw/tw_chb_stand/rasswet307.jpg