
Когда-то я уже признавался в любви к персоналкам «Искра». С «Искрой 1030» я познакомился ещё в институтские годы, и с тех пор у меня остались к ней самые тёплые чувства. Но совсем недавно на глаза попалась другая машина — «Искра 1080 Тарту». Внешне и внутренне это уже совсем иной компьютер: необычный, с непривычным для советских ПК обликом. Впервые увидев его, я понял, что не смогу пройти мимо — мне стало интересно, откуда взялась эта машина и чем она отличается от хорошо знакомой мне «Искры 1030»?
История этой персоналки началась в 1984 году, когда в Тартуском университете взялись за создание компьютера, который мог бы работать под управлением операционной системы CP/M. Компьютер, что характерно, назвали «Тарту». Известно, что он основывался на процессоре КР580ВМ80А, отечественном аналоге Intel 8080, и был способен выводить на дисплей только чёрно-белое изображение. Схему и архитектуру разрабатывал Лео-Хенн Хумал, программное обеспечение, в частности, подсистему ввода-вывода, Бейсик и вшитую в ПЗУ часть CP/M — Олев Тоом.
Удивительно, но даже в музее Тартуского университета не сохранилось ни одного экземпляра этой персоналки, хотя её разработчики вспоминали, что машина существовала не только в виде прототипа, но даже выпускалась малой серией. Зато участвовавших в её разработке специалистов пригласили в город Курск на предприятие «Счётмаш», где их наработки неожиданно пригодились. Там как раз шёл поиск идей для нового советского персонального компьютера, который смог бы составить конкуренцию «Агату» и «Корвету», и при этом оказался бы максимально совместимым с мировыми стандартами. В результате совместной работы курских и тартуских инженеров на свет родился проект «Искра 1080 Тарту».

Вообще, в первой половине восьмидесятых «Счетмаш» считался одним из ведущих отечественных объединений в области производства вычислительной техники и контрольно-кассовых машин, так что технический багаж там был накоплен солидный. Исторически предприятие начинало с арифмометров «Феликс», затем в 1960-х разработало настольный калькулятор «Вега» с оригинальной архитектурой, а позже выпускало спроектированные в Ленинграде ПК «Искра», которыми оснащались учебные заведения и научно-исследовательские институты по всему Союзу. Но «Искра-1030» — это серьёзная и дорогая IBM-совместимая машина для решения серьёзных же научно-технических задач вроде «Принца Персии». А в первой половине 80-х в Советском Союзе образовался дефицит современных персональных компьютеров, особенно домашних моделей для обучения и любительских целей.
То есть, такие компьютеры, конечно, существовали, но их было мало — растущий спрос они удовлетворить не могли. Назрела необходимость в создании доступного ПК с возможностью загрузки программ с кассет и дискет. Иными словами, перед инженерами поставили задачу разработать отечественный 8-разрядный домашний компьютер с функционалом, сопоставимым с западными аналогами конца 1980-х годов. Такой машиной и стала «Искра 1080», к названию которой добавили топоним «Тарту» в честь эстонских специалистов, заложивших архитектурный базис этой персоналки.
Хард
Как и многие советские персоналки середины 1980-х, «Искра 1080 Тарту» оказалась компромиссом между желаниями инженеров и возможностями промышленности. В основу компьютера лёг процессор КР580ВМ80А — клон Intel 8080, знакомый по «Апогею», «Радио-86РК», «Корвету» и множеству других отечественных машин. Процессор работал на частоте 2,2 МГц, а объём оперативной памяти составлял 64 килобайта, что для середины восьмидесятых было довольно неплохо, особенно, если сравнивать со «Спектрумом» и его 48 килобайтами.

Часть оперативной памяти — от 12 до 24 килобайт — использовалось видеоподсистемой, всё остальное было доступно для запускаемых на компьютере программ. Оперативка собиралась на «рушках» — популярных микросхемах КР565РУ5, тех же самых, что применялись, например, в клонах ZX Spectrum на базе платы «Ленинград».
Объём ПЗУ составлял 20 Кбайт — для этого использовались 10 чипов КР556РТ7 объёмом 16 Кбит (2048 байт). При этом по умолчанию питание на все микросхемы ПЗУ не подавалось: отдельные микросхемы постоянной памяти включались только в момент обращения к ним. Поскольку процессор КР580ВМ80А мог адресовать только 64 килобайта, система динамически «подменяла» участки памяти в зависимости от того, по какому адресу выполняется команда. Если процессору нужен был системный код — в адресное пространство проецировалось ПЗУ. Когда же программа работала с данными пользовательских приложений, на том же месте оказывалось ОЗУ. Также на плате было отведено место для подключения контроллера дисковода (на основе микросхемы КР1818ВГ93) и контроллера последовательного порта, по умолчанию же основным накопителем для «Искра 1080 Тарту» считался кассетный магнитофон, при этом способ записи данных на кассету был идентичен компьютерам семейства MSX.
Видеоподсистема «Искры 1080 Тарту» позволяла работать в нескольких режимах. Для учебных задач и офисных программ был предусмотрен текстовый режим с символами и псевдографикой. Но куда интереснее выглядели графические возможности: в распоряжении пользователя оказывался режим 384 х 256 точек с четырьмя цветами и более «продвинутый» вариант — 768 х 256 точек, пусть и всего с двумя цветами. Первый вариант «низкого» разрешения имел дополнительный «урезанный» режим с двумя цветами, дававший прирост производительности. Для переключения между высоким и низким разрешением на задней части корпуса компьютера был предусмотрен специальный тумблер, а сигнал выводился в формате RGB, благодаря чему машину можно было подключить к бытовому телевизору (предварительно распаяв на нём соответствующий вход). По меркам конца восьмидесятых такая видеосистема выглядела серьёзно: при некоторой фантазии можно было чертить диаграммы, рисовать схемы и даже запускать простые игры с цветной графикой. Палитра была программируемой и состояла из 15 базовых цветов, что открывало простор для экспериментов.
А вот звуковой генератор в «Искра 1080 Тарту» отсутствовал, поэтому звук можно было воспроизводить только программными средствами. Выводился он на встроенный в корпус динамик.
Пожалуй, одной из самых интересных деталей «Искра 1080 Тарту» был корпус — именно он и привлёк моё внимание, поскольку в отличие от многих других советских ПК того времени к его внешнему виду без малейших колебаний можно было применить буржуазное слово «дизайн». Помимо платы самого компьютера и клавиатуры в корпусе размещался и блок питания, при этом сам этот корпус имел удобный наклон, позволявший комфортно работать с клавиатурой. Все элементы соединялись без излишней паутины проводов: для советской техники того времени это было нетипично. Выполнен он был из серого пластика, в верхней части располагалась кнопка «Reset», по нажатию которой выполнялась не перезагрузка и сброс содержимого ОЗУ, а возврат системы в приложение «Монитор». Там же размещались три световых индикатора (питание, CapsLock и NumLock), и круглый выступ с наименованием модели, под которым прятался динамик. В целом, корпус выглядел очень элегантно, и в чём-то имел сходство с западными Commodore и Atari. «Искра 1080» выделялась продуманностью и даже какой-то зарубежной инженерной эстетикой — видимо, сказывалось благотворное влияние участвовавших в создании этой машины эстонских специалистов.

Клавиатура с русской и латинской QWERTY-раскладкой была герконовой — решение дорогое и экзотическое, зато надёжное. Каждое нажатие фиксировалось мягко, набор текста на такой клавиатуре был очень комфортным. Имелся отдельный цифровой блок, совмещённый с блоком управления курсором, а вот клавиши Ctrl и CapsLock на этой клавиатуре почему-то поменялись местами, да и клавиша Del находится на месте правого Shift, что наверняка добавит пользователям, привыкшим к современным раскладкам, массу приятных ощущений.

На задней стенке корпуса, помимо RGB и выхода ВЧ-модулятора, располагались разъёмы для подключения дополнительного внешнего блока питания (5 din), магнитофона, джойстика и интерфейс расширения, к которому можно было присоединить внешние устройства. Например, модуль дополнительной памяти или контроллер дисковода. А через параллельный порт, располагавшийся сбоку, несколько «Искр» можно было объединить в локальную сеть.
Софт
Если «железо», на котором собрана «Искра 1080 Тарту» можно назвать довольно-таки самобытным, то набор софта вполне себе традиционен для бытовых компьютеров 80-х. Всё базовое ПО хранилось в ПЗУ и представляло собой классический «суповой набор»: программа «Монитор», отвечавшая за ввод-вывод, дизассемблер и Бейсик, по составу и синтаксису команд похожий на Бейсик MSX, который, в свою очередь, представлял собой модификацию Microsoft BASIC.
Видимо, после добавления этих программ в ПЗУ ещё оставалось свободное место, поэтому разработчики добавили туда CP/M BIOS, позволявшую запускать на компьютере эту операционную систему, причём двумя способами. Первый, вполне очевидный — с дискеты, если контроллер дисковода был распаян на плате или подключён к интерфейсу расширения в качестве внешнего устройства. Второй способ применялся, если физического контроллера дисковода на машине не имелось, и он оказался куда более необычным. Параллельный порт «Искры 1080» можно было соединить специальным кабелем с параллельным портом IBM PC (или совместимого с ним советского компьютера), а на самом IBM запускалась вспомогательная программа.
В результате «Искра» воспринимала образ дискеты, записанный на жёстком диске или вставленный в дисковод IBM, как реальный носитель, и загружала с него CP/M. На практике это решение выглядело почти волшебным: маленькая советская персоналка без физического контроллера дисков начинала работать, будто сама обладала дисководом, хотя на самом деле всё управление велось через чужой компьютер.

Большой поклонник «Искры 1080 Тарту» Алексей Морозов (кстати, снявший об этом компьютере великолепное видео) отмечал ещё одну характерную особенность программной архитектуры этой машины: символы кириллицы расположены в знакогенераторе в точном соответствии с основной кодировкой ГОСТ, что облегчает работу с текстом, зато остальные символы — например, линии для рисования рамок — разбросаны в случайном порядке. Это обрекает на неудачу практически любые попытки нарисовать на экране таблицу с помощью псевдографики или написать под «Искру» файловый менеджер вроде «Нортона».
Поскольку «Искра 1080 Тарту» могла работать под управлением CP/M, для неё были доступны некоторые программы, созданные для этой ОС. Тем не менее, большинство приложений требовало модификации для работы на «Искрах», даже несмотря на то, что ПК имел CP/M BIOS, который обеспечивал базовую совместимость с CP/M. В основном требовалось адаптировать работу с графической подсистемой компьютера. Сегодня известно о существовании для этой машины менее тридцати программ под CP/M, включая как оригинальные, так и порты с других CP/M-совместимых компьютеров. Среди известных программ были утилиты, текстовые редакторы, игры (например, игра «Змейка» была специально написана для «Искры 1080 Тарту») и диагностические программы. Большинство сохранившихся сегодня приложений для этой персоналки Алексей Морозов заботливо собрал на своём GitHub.
Судьба проекта
Видимо, недостаток софта и стал одной из причин, по которым «Искра 1080 Тарту» сегодня считается коллекционной редкостью, в отличие от тех же «Спектрумов» в их всевозможных видах и модификациях. Компьютер производился на «Счётмаше» с 1988 по 1991 год, и всего по разным подсчётам было выпущено от 8 до 10 тысяч экземпляров. Но в этот период на рынке стремительно нарастал поток зарубежных IBM-совместимых ПК и ширилось производство Spectrum-совместимых моделей, более доступных и универсальных. Они и определили судьбу компьютера.
Для инженеров того времени это была не просто попытка создать ещё одну «домашнюю персоналку», они провели настоящий технический эксперимент — постарались совместить отечественные стандарты с международными программными интерфейсами. В целом, поставленных целей добиться удалось, но полученный результат получился слишком уж узкоспециализированным. «Искра 1080 Тарту» была достаточно сложной в освоении, для неё отсутствовала периферия, а главное — софта для повседневного использования почти не существовало, и большинство программ писали сами инженеры или энтузиасты.
Предприятия, учебные заведения и пользователи-любители быстро переходили на более привычные и массовые платформы, где имелись готовые игры, редакторы и утилиты. Со временем рабочие экземпляры «Искры» стали редкостью, и сегодня найти полностью функционирующий компьютер почти невозможно — чаще попадаются отдельные платы или машины в состоянии «не включается, на запчасти или под восстановление». Но этот компьютер в корпусе с элегантным дизайном до сих пор привлекает внимание, если не своей короткой судьбой, то как минимум великолепной эстетикой и инженерным изяществом.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (0)

ezguru
19.09.2025 10:10дельта-са со стекляными клавишами да распечаткой под ней тоже покоряли красотой но как их потом нажимать было некомфортно людям

Holmogorov Автор
19.09.2025 10:10Вот моя личная Дельта-С со стекляными клавишами да распечаткой под ними, все нажимаеется очень даже комфортно :)

ezguru
19.09.2025 10:10опять попутал -с с -са (подумал что с бумажулями са-лд-адская) тк у -са не стекляшки да нажимается прям нормально а у эсс как-будто клавиши цепляются за друг-друга ... как-раз эссники/стекляшники советовали брать нормальную - хотя эсска прям эфектно выглядит для детского глаза особенно когда увидел на полке да смотришь с краюхотя в -с потом тоже офигиваешь что не только сверху надписи ... вот бы еще -сс (эсэс) была

lleo_aha
19.09.2025 10:10это Вы БК с бумажной клавиатурой не видели, наверное :) с микрокнопочками :)
или нафаню

gr0grig
19.09.2025 10:10Ничего себе, ты и здесь публикуешься)

Holmogorov Автор
19.09.2025 10:10Привет! Не то, чтобы прям очень часто, но публикуюсь, да.

lleo_aha
19.09.2025 10:10Но статья прямо скажем слабоватая у Вас вышла. Читаю Вас с удовольствием, но не в этот раз чтото

100h
19.09.2025 10:10Я бы сказал не "искра прошлого", а что-нибудь вроде "остывший уголёк, опоздавший на 10 лет".
Для 1990 года использовать проц ВМ80 на частоте 2.2МГц это, выражаясь современным языком, кринж. Процессор требует 3 питания, при этом сов.промышленность уже склонировала более эффективный i8085 (а.к.а. 1821ВМ85А).
10 штук однократно-программируемых ПППЗУ !!!! Это тупик, хрен проапгрейдишь прошивку.
Особенно позабавило:...объём оперативной памяти составлял 64 килобайта, что для середины восьмидесятых было довольно неплохо, особенно, если сравнивать со «Спектрумом» и его 48 килобайтами.
Какая середина 80-х ? Середина 80-х это Commodore 128 (1985г.), Amiga A500 ( 1987г., 1Мб), Atari ST (1986г., 1Мб) и прочее.
Кроме того, судя по фоткам сохранившихся экземпляров, массовый выпуск происходил не ранее 1991г. : зав. номер 400 - выпуск 1990г., зав.номер 00686 - дата вып. 12-1990г., зав. номер 15117 - вып. 05-1991г.
Для 1991 года это даже не кринж, а попросту перевод материалов в неликвиды.
Хотя дизайн корпуса на удивление хорош для сов. ширпотреба, тут соглашусь.
jar_ohty
19.09.2025 10:10Абстрагируясь от того, что в 90-91 году ПЭВМ на 8-битном процессоре сама по себе кринж, ИМ1821ВМ85 был просто очень дефицитным и дорогим микропроцессором. Его не предполагалось ставить в гражданские изделия, в отличие от ВМ80. Уж тогда стоило брать за основу Z80, клон которого как минимум корпусировался в СССР.

randomsimplenumber
19.09.2025 10:103 питания и устаревший процессор ерунда. Каждая такая машинка совместима только с собой , вот в чем кринж. Там знакогенератор уникальный, там видеопамять интересно организована.

AlexMih
19.09.2025 10:10В точку. Тоже невероятно грустно об этом думать. Казалось бы, плановая экономика. Причем в верхах есть какое-никакое понимание необходимости информатизации, хотя бы в школах - и уроки ввели, и Бейсик с Ершолом дети в тетрадках изображали. Ну так согласуйте уже между министерствами какий-нибудь единый вариант КР580-совместимого компьютера, тот же 86РК с полной 64К памятью, и наклепайте миллионами, чтоб дети ломали и учились, чтоб софт писали все кому не лень, и подходил бы он всюду. Так нет же, даже здесь умудрились потратить кучу средств, и все в итоге впустую - наплодили зоопарк забавных зверюшек, на практике несовместимых между собой.
Похоже, тогда вообще не было понимания перспективы, что компьютер - это только основа, а главное и будущее в нем - это написанный в будущем софт. Считалось, что завод выпустил изделие "Счетно-решающее устройство бытовое" в комплекте с Бейсиком и игрой в Тетрис - и так оно и будет эксплуатироваться.

randomsimplenumber
19.09.2025 10:10не было понимания перспективы
Нигде не было. Но у капиталистов то что неудачное- само померло, а на том что удачное люди деньги сделали. А в плановой экономике - средства получены, их нужно освоить.

vanxant
19.09.2025 10:10система динамически «подменяла» участки памяти в зависимости от того, по какому адресу выполняется команда. Если процессору нужен был системный код — в адресное пространство проецировалось ПЗУ
Да они прям гарвардскую архитектуру реализовали в железе поверх фон-неймановской!
Круто с академической точки зрения, но "на проде" это решение из тех, за которые увольняют.

randomsimplenumber
19.09.2025 10:10Круто с академической точки зрения
Примитивно на самом деле. В РК86 было. Там ПЗУ с монитором находилось по адресу 0х8000, а пользовательская программа в озу начиналась с 0х0000, и туда же процессор переходил по reset. Старший бит шины адреса управлялся триггрером, сигнал reset его устанавливал, и вместо 0х0000 проц читал команду из ПЗУ. После выполнения первой команды триггер сбрасывался, и 0х0000 отображался в 0х0000.
Вот какая необходимость для пользовательской программы начинаться именно с 0х0000 - непонятно. В spectrum так не заморачивались, ПЗУ всегда надходилось по адресу 0х0000, все и так прекрасно работало.

AlexMih
19.09.2025 10:10В некоторых клонах ZX Spectrum с подобным баловались. Там обратная ситуация была - ОЗУ физически 64К напаяно, но младшие 16К подменяются ПЗУ, и получается что из дорогущих (на то время) 64К ОЗУ четверть просто гуляет. Энтузиасты лепили регистр в пространство портов ввода-вывода и делали программную переключалку нижних 16К временно обратно в ОЗУ. Получали для своих программ лишние 16К ОЗУ и радовались.
Ну а то что в верхние адреса таким же образом постранично загоняли 128 КБ и более, это было стандартное решение для выхода за ограничение 64К адресуемого пространства.

vanxant
19.09.2025 10:10Не, вы не поняли. В рассматриваемом девайсе чипсет каким-то образом определял, идёт ли чтение команды или данных, и соответственно подсовывал ПЗУ или ОЗУ. Я, если честно, уже не помню распиновку 8080, но мне кажется линии "читаю инструкцию" там не было.

shiru8bit
19.09.2025 10:10По адресу, в котором находится текущая выполняемая команда. Запись всегда идёт в ОЗУ. Чтение - код ниже #c800 читает в верхних адресах ОЗУ, выше - читает в этих адресах ПЗУ.

PerroSalchicha
19.09.2025 10:10Чтение - код ниже #c800 читает в верхних адресах ОЗУ, выше - читает в этих адресах ПЗУ.
Не, так не получится. Когда процессор выставляет на шину адрес, который он хочет прочитать, дешифратор адреса понятия не имеет, откуда был загружен код, который этот адрес запрашивает. Это надо, чтобы нечто (системный монитор) определял, с какого адреса стартует программа, и писал во внутренний регистр дешифратора адреса, какие микросхемы мапить на адресное пространство. Ну т.е. тут тоже как на Спектруме и сделано, только переключается оно автоматически в момент запуска программы. Если это условный Бейсик, монитор перед его запуском мапит ПЗУ в верхние адреса, если нечто затянутое в ОЗУ с кассеты, монитор мапит вернюю часть ОЗУ.

randomsimplenumber
19.09.2025 10:10Няп в Спектруме ПЗУ никуда не мапилось. лежало всегда в 0х0000. Программа грузилась в верхние адреса памяти. Как именно переключались страницы в 128к не интересовался, но для сохранения совместимости с 48к логично ничего не ломать.

shiru8bit
19.09.2025 10:10В 128К одно 16-килобайтное окно в C000, запись в регистр выбирает нужную страницу ОЗУ для отображенрия туда.

shiru8bit
19.09.2025 10:10Инфа от автора эмулятора, как я её запомнил. Регистр вроде выбирает 16К-половинки 32-килобайтного ПЗУ.

PerroSalchicha
19.09.2025 10:10Я понимаю, но там вопрос, как дешифратор адреса поймёт, что обращение к памяти запрашивает код, лежащий по адресу С000 или там код по адресу С800? Для него это никак не определить, он же не полезет проверять Instruction Pointer процессора перед каждым циклом обращения к памяти. Единственное, что можно - это в момент запуска программы операционная система или программа-монитор может посмотреть, в каком адресе лежит её точка входа и в зависимости от того, в какой диапазон адрес точки входа попадает, соответствующим образом настроить слово состояния дешифратора, чтобы в период выполнения этого кода все обращения к памяти мапились куда было задумано.

PerroSalchicha
19.09.2025 10:10Круто с академической точки зрения, но "на проде" это решение из тех, за которые увольняют.
Это не академическое решение, а обычный инженерный хак 1980-х, когда у тебя процессор умеет только в 64К адресного пространства, а программы уже хотят больше. Если видите комп на 8080, Z80 или 6502, у которого ОЗУ+ПЗУ больше 64К, там точно что-то такое есть.

vanxant
19.09.2025 10:10нет конечно, в том же спекки вы явно переключали банки памяти при помощи команд ввода-вывода. Здесь типа автоматически как-то работало.

PerroSalchicha
19.09.2025 10:10Здесь типа автоматически как-то работало.
И здесь точно так же. Я глянул схему этой Искры, там мудрёная схема дешифрации адреса, но в ней есть программно доступный регистр, управляющий дешифрацией, и очевидно, монитор Искры туда пишет адрес ПЗУ или ОЗУ в зависимости от того, откуда была запущена программа.
shiru8bit
Да вроде ничем это не мешает. Какая разница, какой конкретный код у искомого символа псевдографики, если он всегда один и тот же. На куча платформ нет никаких рамочек в шрифте, а есть загружаемый шрифт - каждый грузит куски рамок куда хочет, вместо любых символов, и никаких проблем это не вызывает.
Holmogorov Автор
Наверное, можно сказать, что это будет связано с дополнительными сложностями. Видимо, под СР/М для этой машины никто заморачиваться не хотел :)
Oangai
в тогдашних архитектурах обычно еще небыло возможности сделать загружаемые шрифты: шрифт был всего один зашит в ПЗУ и назывался знакогенератор, занимал обычно 2кб и обращение к нему происходило чаще всего аппаратно. Но портировать программы под каждую платформу было тем не менее возможно и даже довольно просто, банальной перекодировкой строк в программе, вопрос был только кто бы этим занялся.
Newbilius
А что имеете ввиду под "тогдашними"? Если я ничего не путаю, то в Commodore 64 (1982 год) и Vic-20 (1980 год) - возможность подменить шрифт программно была. А тут компьютер из 1984 года.
Oangai
я всетаки имею в виду советские архитектуры "персональных компьютеров" того времени, их не следует сравнивать по годам с западными моделями, там было несколько лет отставания, в основном изза ограниченности доступной материальной базы - процессоры, видеоконтроллеры, даже микросхемы памяти, всего этого советским разработчикам было доступно в меньшем сортименте и худшего качества, приходилось каждый раз как-то выкручиваться. И заказать кастомный ASIC вот просто так под свою архитектуру они не могли от слова совсем, из всех советских персоналок "БМК" присутствовали только в БК-0010, на удивление вообще-то, да потом в самом конце уже для клонов Спектрума
PerroSalchicha
Ну чего, УКНЦ, ДВК, Электроника-1502. Или если пожирнее, то Электроника-0585. Вообще, тут тенденция хорошо прослеживается: компьютеры Минэлектроники БМК активно использовали, ресурсы и техническая база материнской "корпорации" позволяли. Конкурирующие с ними компьютеры Минприбора и Минрадио не использовали, выкручивались другими способами.
shiru8bit
Так тут и не надо загружать шрифт, рамки уже есть в нём, просто их коды символов не совпадают со стандартными кодировками.