Случайно наткнулся на видео про лифт убийцу на Arduino. В этом видео автор показывает, как некая компания выполнила заказ по разработке и установке лифта для инвалидов. То , что там было сделано, это пример преступной некомпетентности разработчиков.

Я остался под таким впечатлением, что бросил все дела и решил срочно выкатить статью об огромной проблеме в инженерном сообществе, которая становится все ощутимее.

Уже 20 лет платформа Arduino помогает энтузиастам преодолевать порог входа в мир электроники и программирования. Выросло целое поколение инженеров, электронщиков и программистов, которые начали свой путь именно с этой платформы.

Самым большим преимуществом плат Arduino является простота разработки, дети уже в возрасте 10-12 лет в состоянии самостоятельно разобраться с ними и начать делать свои первые проекты. Благодаря такому раннему старту возраст среднестатистического специалиста понижается и это в целом хорошо. Но есть и побочный эффект.

Далеко не все вырастают из подгузников и становятся профессионалами. Проблема не в Arduino, проблема в людях. Реальность такова, что даже инженер с высшим образованием в своём развитии может быть на уровне школьника. Мало того, что такие недоучки занимают рабочие места, так они ещё и несут реальную угрозу безопасности, здоровью и жизни людей, которые будут пользоваться их оборудованием.

К сожалению, таких людей и вправду берут на работу разработчиками оборудования и они начинают заниматься вредительством. Очень часто они даже не осознают, насколько некомпетентны. Эта проблема начала набирать обороты только сейчас, потому что поколение детей выросших на Arduino заканчивает университеты и выходит на рынок труда. Я и сам являюсь представителем этого поколения, поэтому вижу проблему на расстоянии вытянутого спиннера.

В истории можно насчитать немало примеров вопиющей некомпетентности , которая привела к трагедиям. Вспомнить хоть печально известный Therac-25 (который метко упомянул один из комментаторов того самого видеоролика).

Все это примеры инженерных ошибок , которые привели к трагедии. Подобные трагедии практически неизбежны, ведь все люди ошибаются, но сейчас все иначе. Помимо выше озвученной проблемы есть ещё один фактор, который является катализатором, усугубляющим ситуацию - появление нейросетей, которые могут написать код целиком.

Развитие нейросетей в последние годы набирает обороты, можно сказать , что произошёл новый технологический прорыв , который изменит всё. Можно долго рассуждать о том, насколько нейросети великолепны, и я с этим согласен , но я хочу сконцентрировать ваше внимание на влиянии нейросетей на молодых специалистов. В руках сформировавшегося специалиста нейросеть - это мощнейший инструмент , который ускоряет работу и увеличивает производительность труда, но начинающий специалист с нейросетью - это обезьяна с гранатой. Хорошо, если человек пользуется нейросетью как продвинутым поисковиком или как самоучителем, но что происходит, когда человек начинает пользоваться нейросетью как другом , который все сделает за него? Приобретаются поверхностные знания, фальшивый опыт и огромное самомнение. Ведь человек начинает считать , что это он сам все сделал, и начинает браться за более сложные и ответственные проекты. А самое печальное , что работодатель зачастую не знает о реальной глубине знаний человека и доверяет ему более ответственные задачи. Но эти более ответственные задачи оказываются не под силу нейросети, и "инженеру" приходится справляться с непосильной задачей. Хорошо, если он с ней не справляется, хуже, если справляется в ущерб надежности и безопасности.

Но остаётся ещё одна неосвещенная сторона. А как эти проекты вообще доходят до потребителей? Где контроль? Кто допустил? Как показывает практика, во многих конторах подход к контролю качества и безопасности находится на уровне картошки. Контролирующий орган во многих компаниях отсутствует. Я не знаю, о чем думает работодатель, когда проявляет такую слепую веру в успех, но факт есть факт, такое практикуется повсеместно. Не трудно догадаться, что большинство таких проектов загибается на ранних этапах, но бывают и исключения, когда такая поделка оказывается там, где оказаться не должна была.

Этой статьёй я хочу обратить внимание IT сообщества на эту проблему и призвать всех тех, кто узнал себя, срочно принять меры.

Я не хочу сказать, что проекты на Arduino плохие или являются индикатором некомпетентности, вовсе нет, сама по себе платформа великолепна и существует огромное количество удивительных проектов на ней. Эта статья была криком души, не судите строго, лучше опишите свой опыт в комментариях. Было бы очень интересно почитать ваши истории.

Комментарии (106)


  1. xVICTORINOXx
    30.07.2025 11:24

    Проблема тут в принципе одна - экономия на всём, чтобы после исполнения заказа осталось побольше "сдачи"


    1. Goron_Dekar
      30.07.2025 11:24

      Есть вторая проблема: экономия появляется не на пустом месте.

      Зарегулированность и отсутствие конкуренции на рынке ПЛК привели к тому, что за блок питания, полностью аналогичный зарядному устройству от телефона, «именитые конторы» просят слишком много.

      И если ты разбираешь блок питания, видишь там ту же начинку, что и в телефонном, но ценник выше раз в 40, то логично предположить, что подобная наценка есть и на всё остальное. Мне ясно, что это не совсем так: стоимость сертификации БП не зависит напрямую от комплектующих, и покупатель оплачивает не только сам девайс, но и сертификацию, хранение на складе и многое другое. Факторизация цены сертифицированного устройства вообще не сводится к «железу», а складывается из разработки, сертификации и маркетинга.

      Но конечный пользователь хочет платить за решение своих задач. Маркетинг и сертификация его задачи не решают, а вендор включает их в счёт. В итоге получается навязывание услуг — и попытки выйти из таких токсичных отношений. Со всеми вытекающими.


      1. VT100
        30.07.2025 11:24

        Рекомендуем "кроильщикам" читать здешние обзоры "200 Вт зарядник за дайм" и понимаем, что кое-где "зарегулированность" - не 100 % зло.
        Так?


      1. joseph-cansas
        30.07.2025 11:24

        я сильно не уверен, что Вы хоть сколько-то знакомы с КИПиА в части электропитания. Иначе Вы бы это не писали бы.

        Потому как есть блоки питания для автоматики со стоимостью, сравнимой со стоимостью зарядок для телефонов (естественно, минимально брендовых, типа Vivo). Отличие же как между совковой и штыковой лопатой - в назначении. На мой смартфон зарядка стоит около 7000 тенге, и блок питания mean well можно найти за эти же деньги.


      1. AuroraBorealis
        30.07.2025 11:24

        Блок питания от ПЛК вообще ни разу не аналогичен, а имеет гораздо более жесткие требования. Более того, если вы видите к ПЛК блок питания от телефона, бегите от такого "ПЛК"


  1. iliasam
    30.07.2025 11:24


    1. Superzoos Автор
      30.07.2025 11:24

      Да, это действительно жесть


      1. ktrofimov
        30.07.2025 11:24

        Меня попросили разобраться почему накануне открытия перестала работать декорация в интерактивном музее. Вскрыл и ужаснулся. Выкинули то что ардуинщик делал месяц и за несколько часов заменили на собственный контроллер. Объект сдали. После увиденного к "ардуинщикам" отношусь как к диагнозу, хотя сам использую такие платы для прототипирования.


        1. Superzoos Автор
          30.07.2025 11:24

          Спасибо большое, за фотографию этого шедевра


        1. xSVPx
          30.07.2025 11:24

          У вас контроллер прям "силовой" ? Половина из этого повышайки вообще-то :), еще треть похоже какие-то ключи или драйвера для движков.

          Как вы силовые транзисторы на мк заменили ?


        1. Coder007
          30.07.2025 11:24

          Все правильно! Для прототипирования!


        1. CalcuJIator
          30.07.2025 11:24

          Я мимокрокодил-программист, но не могу не отметить, что такие вот "прототипы", "mvp" и тому подобные поделки, присущи и в других отраслях, и выкатываются в прод, не редко на постоянку


          1. kma21
            30.07.2025 11:24

            Работаю в крупной компании. Концепция MVP настолько укоренилась в умах людей, что тут это нормальный подход в принципе.

            Не редко можно услышать что-то типа "Я всё сделал. Оно работает! Ну там надо доделать, не работает пара вещей". Просишь какую-то отказоустойчивость, тебе дают неполноценную реплику.

            Жить становится страшно, на самом деле...


            1. strvv
              30.07.2025 11:24

              А если, помимо крупных, промкомпаний, взять тюнингаторов...
              Те же автомобили, все эти RATCU и прочие TCU.
              С одной стороны как RusEFI - развились из силовой платы для мезонина STM32F4DISCOVERY,
              с постепенной заменой всей компонентной базы на автокомпоненты,
              с другой - когда такой прототип в виде силовой обвязки для платы какой-либо ардуино-нано или блю-пилл (stm32f103 в китайском массовом поделии) и продолжают штамповать и ставить.
              А цена как за взрослое изделие и главное - что реклама как за взрослое изделие.


        1. Nullix
          30.07.2025 11:24

          А что именно здесь не так? (кроме некоторого хаоса из проводов)

          Трассировать и производить PCB ради единичного устройства, выглядит как оверхед который значительно увеличивает стоимость устройства. Я вижу тут вполне стандартные модули, и как будто это даже хорошо, что автор решил не пилить очередной велосипед, а использовал готовые модули. Да и при разработке своей PCB куда выше шанс ошибиться, чем просто взяв стандартные проверенные модули.


        1. YDR
          30.07.2025 11:24

          Тогда подробнее про контроллер, пожалуйста. Я понимаю, что это что-то типо ПЛК, вот и интересно.


        1. ris58h
          30.07.2025 11:24

          Фото вашего решения приложите, пожалуйста.


        1. L1stiks
          30.07.2025 11:24

          Ну у вас там подписано, термоусадка и пайка, так что все не так плохо


    1. Goron_Dekar
      30.07.2025 11:24

      Эх, глянули бы вы внутрь мелкосерийных измерительных научных девайсов. Там, конечно, не такое, но очень похоже.


      1. woddy
        30.07.2025 11:24

        Научные девайсы, как правило, не могут убить посторонних пользователей. Делайте что угодно пока оно не убивает


    1. biktimirko
      30.07.2025 11:24

      В краце, для тех кто не смотрел видяху, можешь пояснить в чем убийственность лифта? Он там кого-нить убил, или просто собран на коленке?


      1. iliasam
        30.07.2025 11:24

        Я не очень внимательно видео смотрел, и не целиком. Если верно помню, там разработчики использовали NC выводы реле для запуска мотора. Итог - при обесточенной Ардуине лебедка начинала работать, и на концевики не реагировала.


        1. igrushkin
          30.07.2025 11:24

          и причем тут ардуина? если у разрабов ардуина головного мозга, МК пофиг


          1. iliasam
            30.07.2025 11:24

            Тут не "ардуина головного мозга", тут люди, которым лучше не давать настольную лампу ремонтировать, делают электронику для управления пассажирским лифтом.


            1. igrushkin
              30.07.2025 11:24

              И причем тут ардуина?


              1. Mishootk
                30.07.2025 11:24

                Поразумевается, что это доступный способ самоубиться. Снижает порог входа. Сейчас ИИ еще ниже планку сбрасывает, для простых случаев достаточно просто не спалить прибор подав питание. А уж "имитацию" выполнения простой задачи этот ИИкод выполнит. К сожалению, вкатыши этим и удовлетворятся, отдав в работу такой девайс - ИИкод+сборка на беспаячной макетке дюпонами.


                1. xSVPx
                  30.07.2025 11:24

                  Да нихрена. Мне тут присылали код из чатбота, простой проект, датчик, экран пара кнопок.

                  Пока я эти авгиевые конюшни разгреб сжег втрое больше времени чем с нуля сделать. И получилось "говно говном".

                  А без меня человек не смог почти за месяц добиться, чтобы работало. Он и за год не смог бы. И за десять лет.


                  1. Superzoos Автор
                    30.07.2025 11:24

                    Если вы видете , что ИИ не справился с этой задачей, то зачем вы начали его дописывать? Сами же сказали, что с нуля было бы проще.

                    Вообще я сам регулярно пользуюсь ИИ и разбираюсь в коде, который он пишет. Я пытаюсь понять как этот код работает. Я не даю нейронке сверхзадач, только тривиальные конечные задания с понятным результатом. С этим действительно можно работать, даже дипсик пишет приличный код, если правильно написать промт. Нейросети ускоряют разработку, если правильно ими пользоваться.


                    1. xSVPx
                      30.07.2025 11:24

                      Потому, что человек просил "сделать из этого". Ему хотелось сравнить результаты и понять. В целом нормальный грамотный человек, но несколько далекий от it.

                      Я и не пользуюсь чатботами, не вижу смысла. Это просто трата времени и потеря качества. Lose-lose какой-то.

                      Но я работаю с медикал. Тут как с лифтами. Лучше перебдеть.

                      Единственное что хотелось подчеркнуть: не получится ничего годного сделать в вопросе не разбираясь. Как чатбота не напрягай. Увы. Так что тут опасности в целом нету.

                      ЗЫ. Зачем вы чатбота угадывающего слова ИИ называете :)?


                      1. Mishootk
                        30.07.2025 11:24

                        Зачем вы чатбота угадывающего слова ИИ называете

                        Животный инстинкт - то что превосходит тебя в мыслительном процессе, то интеллект. Не важно, что у самого оценивающего способности в сравниваемой области на уровне цыпленка.


                      1. sdore
                        30.07.2025 11:24

                        А вы ещё покажите такого, кто превосходит. Я пока не встречал, да и вы вряд ли.


              1. Goron_Dekar
                30.07.2025 11:24

                Создала у этих ребят иллюзию что они могут решить задачу.


                1. xSVPx
                  30.07.2025 11:24

                  Да нет, никакой чатбот для этого не нужен, я уже там ниже писал, что иллюзия у некоторых ребят возникает даже при полном отсутствии компьютера...

                  Это особенность душевной организации.

                  Море по колено. Не ссы (слова после которых в 50% наступает несчастный случай или авария) итд итп.


              1. ailcat
                30.07.2025 11:24

                Ардуина провоцирует подход "возьмем говна и палок и соорудим сарай. А когда понадобится построить Empire State Building - просто возьмем больше говна и палок" (пардон за мой "французский").

                Если говорить более инженерным языком - решение доводится до состояния, когда оно работоспособно "здесь и сейчас", и на этом задача считается выполненной. Неспмотря на полное игнорирование потенциальных уязвимостей (типа множества проводов, подсоединенных через изначально ненадежные контакты, использования "того что было под рукой" вместо реализующего нужный функционал и т.д.) и, конечно же, расчета надежности как таковой.
                А о таких вещах, как независимые защиты от сбоя оборудования или блокировки от ошибки оператора (не говоря уж про защиту от дурака) - "ардуинщики" даже не слышали (а если и слышали - то тут же и забыли).


                1. randomsimplenumber
                  30.07.2025 11:24

                  ардуина никого ни к чему не провоцирует. отличная платформа для хоббийщиков. все вопросы к заказчику. если, конечно, он существует. В случае чего, сядет не самодельщик, а тот кто допустил это к эксплуатации. И он этого не может не понимать.


        1. biktimirko
          30.07.2025 11:24

          Тут тогда вопросы не к ардуине, а к принимающей стороне, как они это приняли и даже деньги заплатили.


          1. Goron_Dekar
            30.07.2025 11:24

            Никаких вопросов к ардуине. Вопросы к "ардуинщикам" - людям, считающим, что раз они освоили Arduio IDE то могут решать задачи.

            Да и при любом косяке первый вопрос всегда к пренимающей стороне: "как же ж вы этот баг не выявили, он же очевиден?!" А вот так бывает! И сваливать некомпетентность исполнителей на принимающую сторону так себе виктимблейминг.


            1. biktimirko
              30.07.2025 11:24

              сваливать некомпетентность исполнителей на принимающую сторону

              Если приняли - значит все устраивает.
              Приемка - это процесс перекладывания ответственности с исполнителя на принимающего и для принимающего он важнее, чем весь процесс разработки.

              Это блин ппц какой важный процесс, чтобы его пройти, обе стороны должны знать, что они хотят сделать, к этому моменту уже должны быть критерии приемки. Если принимающая сторона ставила задачу "чтобы лифт туда сюда ездил" - то в чем не прав сварганивший сие чудо исполнитель? Лифт? - лифт. Ездит? - ездит. Приемка завершена.

              Бюрократия? - да бюрократия. Но когда этим лифтом раздавит человека, должен сесть не разнорабочий "Вася" - а тот, кто принял это в эксплуатацию.


        1. YDR
          30.07.2025 11:24

          Вот, дело не в Ардуине, а в подходе, в не рассмотрении всех возможных вариантов состояний, зависания контроллера, и пр., и отсутствии дополнительных явных каскадов защиты.


      1. Heorenmaru
        30.07.2025 11:24

        • Отсутствие системы контроля шахты (лифту пофигу на открытые двери)

        • Пытается ехать когда ардуина не работает

        • Игнорирование концевых (упирался в потолок, сжигал двигатель лебедки)

        • Все это собрано максимально не надежно

          Но самое главное то, что прошивка ардуины может иметь баги, а ардуинщики обычно в используемые библиотеки никогда не заглядывают и не в курсе как оно себя может повести в какой-то момент времени.

          И проблема тут еще и в образе мышления, ардуиншики привыкли к таким поделкам и о надежности думать не умеют (также часто и мысли не возникает о том "а что если провод отпадет и оно поедет само?")


        1. randomsimplenumber
          30.07.2025 11:24

          Но самое главное то, что прошивка ардуины может иметь баги

          Это уже мелочи. Главным бы это было, если бы железная часть была безупречной. А если они из говна и палок - какие претензии к прошивке, которую никто даже не видел?


        1. Mishootk
          30.07.2025 11:24

          И проблема тут еще и в образе мышления, ардуиншики привыкли к таким поделкам и о надежности думать не умеют

          Таймауты, контроль тока, помеха, перезагрузка в работе, пропадание питания, обрыв проводника, контроль линии - это слова не из их лексикона.


          1. Goron_Dekar
            30.07.2025 11:24

            И не из лексикона лифтёров. Почти все древние доцифровые лифты, которые я видел, вообще никак не контролируют обыв обмотки двигла, например. Там механические концевики и релешки. Иногда (иногда!) термуха на двигле. Всё!


            1. sdore
              30.07.2025 11:24

              Лифтовиков. Лифтёры это не то.


        1. xSVPx
          30.07.2025 11:24

          Да причем тут прошивка и ардуина "в общем"? Лифт должен иметь безопасность уже на уровне железа, чтобы никакие команды мк не могли никого убить.

          Это как светофор. Хоть убейся - включить одновременно два зеленых не получится. Схематически невозможно. Не будут они гореть.


          1. nafikovr
            30.07.2025 11:24

            Увы, это давно не так.


            1. Droid3000
              30.07.2025 11:24

              Что не так?


              1. p07a1330
                30.07.2025 11:24

                Лично видел светофор с одновременно горящими табло

                Светодиодный, для пешеходов


            1. VT100
              30.07.2025 11:24

              И на ЖД, с "гравитационно безопасными" реле?


          1. Coder007
            30.07.2025 11:24

            Это когда светофоры на командоаппаратах работали, а сейчас ты можешь хоть все цвета одновременно включить. Реле это хорошо, но не панацея. То-же самое и с лифтом. Несомненно, там должны быть цепи безопасности, которые заблокируют движение на уровне разрыва контакта, но если все делать по такому принципу то схема станет максимально сложной и не практичной. Вы вышедшую из строя релюху будете смену искать.


            1. sdore
              30.07.2025 11:24

              Лучше искать релюху смену, чем угробить пассажира.


    1. Anatoliy_rnd
      30.07.2025 11:24

      Проблема в том, что люди не читают или не хотят нормативную документацию, там есть четкие требования ик функционалу и к безопасности. ТР ТС, гост,


    1. Tirarex
      30.07.2025 11:24

      Обычный импульсный бп по видимому вольт на 12 и с током 1-2А, естественно такой бп не может питать ардуину напрямую, справа приделана плата с импульсной понижайкой, она по виду из модуля что ставится в прикуриватель авто и дает пару USB портов. И они такой кривой формы не потому что их ломали, а потому что сделаны под корпуса странной формы.

      Зачем правда это все городили если минвел на 5вольт 15вт на озоне стоит аж 600 рублей?


      1. Antares1991
        30.07.2025 11:24

        Возможно потому, что зарядки нашлись в коробке с хламом, а минвел ещё покупать надо


  1. VirtualVoid
    30.07.2025 11:24

    Самая обычная халатность и экономия. Когда нужно срочно и недорого и чтоб работало.
    Приёмки у этого чудища явно не было, но кем оно допущено в работу? Вот тут и весь корень зла.


  1. pavel13th
    30.07.2025 11:24

    Контроль качества в инженерии - очень актуальный и серьёзный вопрос. Согласен с автором полностью. Я - промышленный инженер-программист и цену ошибкам знаю очень хорошо. Я долгое время работал на крупном химическом предприятии и, по-моему, каждому из моих тогдашних коллег по отделу удавалось своими неверными действиями или ошибками как минимум по разу остановить какой-нибудь химический цех. :)

    Лично мне удалось только однажды остановить котельную неработающего цеха (очень повезло) из-за того, что я не слишком серьёзно относился тогда к встроенным в систему разработки ПАЗ (противоаварийных систем) анализаторам контроля целостности и перекрёстных ссылок, и я забыл всего об одной инверсии в логике, которая при определённом сценарии привела к незапланированной остановке котельной. После происшествия я сел и проанализировал свой код и довольно быстро нашёл проблему, пошёл к начальству и честно признался в ней. И с тех пор к инструментам контроля кода (и в целом к его качеству) отношусь сильно серьёзнее.

    Я здесь намеренно упоминаю только ситуации, которые не приводили к вреду для людей. А ведь при корявой инженерии всё может быть сильно хуже (приходит на ум случай с рентген-аппаратами, которые долгое время облучали людей 1000-кратными дозами - как потом выяснилось - из-за Ctrl+С / Ctrl+V - методики разработки софта, контролирующего эти аппараты).


    1. biktimirko
      30.07.2025 11:24

      Ну так для этого, должен быть второй человек, который это независимо проверит. Ну и тесты. Еще хорошо помогают блоксхемы, ну и проход по всем вариантам входных данных.
      Если техпроцесс завязан в районе одного человека, шанс накосячить выше, должен быть ответственный за задачу, и это плюсом не должен быть исполнитель.


    1. Goron_Dekar
      30.07.2025 11:24

      Вы упускаете из виду что система должна сама помогать выявлять ошибки и не допускать их. В мире, где из-за одной инверсии, которую инженер должен помнить иначе остановит цех, этот цех будет остановлен. Это ошибка даже не дизайна цеха, а дизайна инструмента. Вы работаете с системами, идеология которых разрабатывалась в 60-х, если не раньше. Им больше полувека! Представьте, что вы строите бизнес на использовании, к примеру, автомобилей 60-летней давности. Удивительно ли, что такой бизнес прогорит? Вот и не удивительно, что цех встаёт.

      В этом плане arduino - мощнейший шаг вперёд! Код можно проверять, тестировать автоматически, переносить из проекта в проект и обновлять поэтапно. Вот и выходит, что производительность труда, а, следовательно, и стоимость разработки у решений на базе высокоуровневых абстракций существенно выгоднее.


    1. boulder
      30.07.2025 11:24

      "После происшествия я сел..." — как-то очень легко эти слова вместе сложились, у меня бы ещё на уровне обдумывания "блок" сработал :)


  1. shurutov
    30.07.2025 11:24

    Вашу боль (я бы сказал - БОЛЬ, ибо целиком и полностью разделяю) весьма красноречиво иллюстрируют успешные хакерские атаки...

    * горько заплакав крокодиловыми слезами
    Скучный и нудный этап разработки технически грамотного ТЗ и дальнейшего проектирования систем - это фантастика, сынок! (с)

    PS. Детали - это неиллюзорные сроки ни разу не по одной совсем не лёгкой статье УК, увы...


  1. sim2q
    30.07.2025 11:24

    да тут же есть классика : https://habr.com/ru/articles/221663/


  1. BobovorTheCommentBeast
    30.07.2025 11:24

    Анпопуляр опинион:

    Все это душнота. Сколько кривой, косой и дерьмово спроектированной техники постоянно производится и продается — никто не помнит.

    Сраный ардуинолифт, которому скоро 20 лет в обед все помнят. А еще есть херак25, которому уже все 50, слава богу тоже помнят, но забывают, что его вполне себе ИНЖЕНЕРЫ делали по СТАНДАРТАМ.

    А еще есть тойотовские DriveByWire, тысяча упавших Боингов и хрен знает что еще. Все сделано инженерами и по стандартам.

    Все это нытье — душная дедовщина и попытка самоутверждения за чужой счет. Таков путь всех человеческих поделий - нет возможности доказать обработку всех кейзов, тысяча мест где можно накосячить.

    И камень тут кидать может только человек ни разу не глушивший ворнинг, не релизевший без 100% кавереджа и не выключающий pedantic и правил в мисра. (Не может, он ворнинги правит)

    Все ломается, все говно, все кривое. Делай с желанием сделать нормально, остальное приложится.

    Inb4: на ардуине не писал ни разу, но считаю ее крутой штукой.


    1. SuperTEHb
      30.07.2025 11:24

      А еще есть ...

      Это не оправдание, что надо наклепать подобного ещё больше. Это пример как делать не надо было.


      1. BobovorTheCommentBeast
        30.07.2025 11:24

        Это самый хреновый пример, какое то разовое решение в разовой ситуации.

        Лучше бы обзор тойотовских авто, ловящих полный газ с нехрена.

        Там у чуваков все сертификаты и уголовные ответственности и еще куча туалетной бумаги была


        1. exTvr
          30.07.2025 11:24

          Лучше бы обзор тойотовских авто, ловящих полный газ с нехрена.

          Был где-то на хабре разнос тойотовского овна.

          Тыц


  1. Dart55
    30.07.2025 11:24

    Показанное в видео устройство является частью какой то местной (Киев) коррупционной схемы, и не имеет ни какого отношения ни к инженерам, ни к ардуино, ни к доступной городской среде.


  1. Indemsys
    30.07.2025 11:24

    Самый трэш - это мужик делавший видео и которому дали ремонтировать этот лифт.
    Первое, что в таком лифте проверяют - это цепь безопасности и ловитель.
    Но мужику до лампочки, он только помнит, что один раз на реле делал ОБХОД! цепи безопасности. Вот это настоящий диверсант!

    Все адруники, PLC и прочая обвязка - это чтобы проверять и перепроверять цепи безопасности. И чтобы делать остальной сервис, как: таймауты нажатия кнопок, таймауты замков дверей, сигнальные индикаторы, работу подсветки, аварийный спуск, диагностику, точное позиционирование, слежение за перегрузкой.

    А этот кадр все хочет сделать на реле. Так теперь даже грузовые лифты не делают.
    На реле можно делать если работа идет только под наблюдением оператора, прошедшего инструктаж и подписавшего личную уголовную ответственность и еще застраховавшего свою ГО.

    Про цепи безопасности ничего не было показано, поэтому судить о качестве исполнения тут никто не может. Сертификаторам при проверке будет без разницы на чем сделаны сервисные функции. Они бы дали добро на такой лифт, если бы увидели нормальную цепь безопасности.
    А вот кто ее обошел - вопрос!


    1. iliasam
      30.07.2025 11:24

      Хорошо, если цепь безопасности там была...


  1. Fox_Alex
    30.07.2025 11:24

    Увы, но в среде ПЛК дела не сильно лучше. За изделие уровня "чуть выше детсада и ардуино" просят 100500 денег. И не за какие-то ноу-хау, отказоустойчивость и супер-надежность, а за наличие нужных бумажек.


    1. Indemsys
      30.07.2025 11:24

      Ну вот такая штука. Стоит тыщи евро. Французы сделали. Делает лишь - поднять/опустить занавес на складе и все! Но, безопасно!
      Поэтому обслуживает: инфракрасный барьер, сенсорный барьер, кнопки экстренного стопа, ключи доступа, удаленные кнопки, сервисный режим и проч. и проч. без чего просто не дадут продавать и даже втихаря эксплуатировать. Потому что придет охрана труда.


      1. BSOZ
        30.07.2025 11:24

        Устройство за тысячи долларов вот так вот смонтировать: что за макаронная фабрика в нижней монтажной планке? Я прямо не сомневаюсь, что при первом же обслуживании что-то где-то потеряет контакт. Или ещё хуже, если возникнет плавающая неисправность. Монтаж с тем же почерком, как у специалистов в сабже. А можно просто потратить лишние 20 минут и сделать надёжно и эстетично, чтобы каждый провод имел необходимую длину и был уложен без петель и наслоения.


        1. nafikovr
          30.07.2025 11:24

          Ну длина с запасом, допустим, это не плохо, если конечно уложено аккуратно


          1. Wlas
            30.07.2025 11:24

            Так то видно, что просто подкинули щит на полу, чтобы проверить, так что это временные провода


        1. Indemsys
          30.07.2025 11:24

          Здесь ящик лежит на полу. Подключен только чтобы запустить механику.


        1. Coder007
          30.07.2025 11:24

          Лапшу накрутили уже не французы, а наши. А европейцы, американцы и прочие всегда делают шкафы с кучей защиты, только в 99,9% случаев они не нужны, но у них такое требование.


        1. j_aleks
          30.07.2025 11:24

          а помните публичное, по ящику показывали, вскрытие "черного ящика" со сбитого самолета, вот где был "испанский стыд" за конструктив, так все фундаментально начиналось, вскрыли первую оболочку, вторую, теплоизоляцию, и достали , платку на стоечках, с микрухами памяти все висело в воздухе... я бы шкуру эффективных менеджеров после этого к воротам прибил за такое...


        1. biktimirko
          30.07.2025 11:24

          что за макаронная фабрика

          Расключение аварий на пульт. С низу не монтажная плата, а блок зажимов. Судя по красным пипкам сверху, под индивидуальные ножи - так что с контактом проблем не будет. А вот почему не уложили и не стяжковали - это вот вопрос, рейка снизу перфорированная стяжкуйся не хочу.
          С учетом того, что щит на полу лежит - возможно еще аварии не сдавали, и как раз идет процесс сдачи. Сдадут аварии, повесят на место и уложат все по человечески.


      1. tormozedison
        30.07.2025 11:24

        Кабель между дверью и шасси так прокладывать нельзя. Когда дверь открыта, он должен не натягиваться, а заметно провисать. И крепиться к двери не в одной точке, а в двух-трёх.


      1. CitizenOfDreams
        30.07.2025 11:24

        Ну вот такая штука. Стоит тыщи евро.

        И при этом не имеет в составе полноценного реле безопасности:

        Скрытый текст


  1. xSVPx
    30.07.2025 11:24

    Тридцать лет назад мне предлагали автоматизировать аэропорт.

    По быстрому.

    Точнее возглавить процесс.

    Никто в "компании-интеграторе" не мог отличить монитора от принтера. Вообще.

    "А чего там делать, купим эти ваши компуктеры, напишешь нам этот свой код и готово"....

    Проблема не в ардуине. Проблема в распиле.


  1. BerZerKku
    30.07.2025 11:24

    Ко мне лет 15 назад обращались с подобной просьбой: сделать систему управления лифтом. На мои вопросы, кто будет за мной всё это тестировать и как будет обеспечиваться безопасность, ответили "да там всё просто, раз плюнуть". Не стал я с ними свзяываться.


  1. tormozedison
    30.07.2025 11:24

    Ещё раз: смотря, что именно в лифте сделано на одноплатнике, отладочной плате, и т.п.

    Управление - ни в коем случае, для этого подходит только помехозащищённый ПЛК, не способный зависнуть от броска тока в проходящем рядом проводе.

    А табло, отображающее номера этажей - это на чём хошь. Те из них, которые на TFT, наверняка выполнены на чём-нибудь-Pi безо всяких экранировок. И реализовано всё это так, что если оно повиснет, то только перестанут меняться цифры на экране (ни разу не встречал таких случаев, кстати). А ездить по командам от ПЛК продолжит.

    И любые взаимоблокировки, исключающие включение одновременно тех или иных двух вещей, которым включаться одновременно не полагается - только аппаратно - последовательным соединением реле, например.


    1. tormozedison
      30.07.2025 11:24

      И ещё. Бывают лифты крошечные для двухэтажного общепита. Готовые блюда доставить, грязную посуду забрать. Человек туда почти гарантированно не влезет, но таблички «перевозка людей запрещена» присутствуют всё равно. И органы управления снаружи. Вот на таких штуковинах разработчики лифтов «из игрушек» могут отрываться сколько хотят. Лишь бы к полноразмерным не притрагивались.

      Не просто так на некоторых советских предприятиях были подразделения по производству сувениров наподобие таких:

      https://rw6ase.narod.ru/index1/radiopriem/rp_ps_suw/_rp_ps_suw.html

      Туда можно было отправить и практиканта, и просто сотрудника, показавшего себя как не очень пряморукий. Причём - и на роль разработчика в том числе, если тянется. И при деле, и дров не наломает.


      1. konst90
        30.07.2025 11:24

        Человек туда может руку сунуть, или голову. А веса у лифта хватит для внеплановой ампутации.


        1. tormozedison
          30.07.2025 11:24

          Естественно, там необходимо сделать, чтобы хотя бы при одной открытой дверце не работал. Как микроволновка. Или применить настолько маломощный двигатель, чтобы можно было рукой остановить. Но лучше и то и другое одновременно.


    1. Coder007
      30.07.2025 11:24

      В чем проблема помехозащищенности микроконтроллеров? Если человек напрямую тащит кнопку через перекрытия, вдоль силовых линий в порт микроконтроллера, то он по умолчанию - бездарь, а если у меня кнопка заводится через оптопару (как это делается на ПЛК, кстати), то мне вообще плевать на помехи. Что касается взаимоблокировок, так это делается ещё проще и без реле, программный код отрабатывает быстрее чем срабатывает контакт реле, а обработку дребезга кнопки так вообще без проблем. Да, я понимаю о чем вы говорите и даже частично поддерживаю, но не настолько категорично.

      Какой смысл ставить промышленный ПЛК для простого проекта, брать для него модули ввода-вывода, искать программиста (именно для этого ПЛК), возможно покупать софт, а потом наполнить его банальной логикой и загрузить на 0,1% от его мощности??? Вот это то как раз и не логично! Проект, который должен быть доступным становится неприступным для людей, а потом санкции и нет возможности замены, софт не поддерживает старые ПЛК и так далее.

      P. S. А табло для отражения этажей 1 или 2 сделай в виде одного 7-ми сегментного индикатора, которому при помощи диодов сформируй цифру 1 и 2. И отдавай 2 битовых сигнала с реле, от микроконтроллера, которые развязаны оптопарой. Если понимаешь о чем я...


      1. tormozedison
        30.07.2025 11:24

        В том и дело, что на ПЛК все без исключения входы на оптике, и все выходы на реле. А ещё их испытывают на температурный диапазон, например.

        Если ПЛК сдох, и эта модель более недоступна - меняется на ПЛК другой модели. Если логика сверхпростая - вообще без ПЛК, на одних реле, но нормальных, которые устанавливаются в панельки с винтовыми клеммами. А не таких, с проволочными выводами, вроде тех, что на платах микроволновок стоят. И с запасом по току. Где уместно - воткнуть контактор вообще. У советского автомата с газировкой логика так реализована. Прекрасно работал.

        А табло - понятно, что кисс-принцип был бы к месту, но хотят-то покрасивше. Вот и делают на TFT уже много где. Причём, на очень дешёвых TFT, где с завода несколько битых пикселей торчат, и угол обзора никакой. Но поскольку именно от этой железки безопасность лифта не зависит - требования к ней уже другие.


        1. Coder007
          30.07.2025 11:24

          Что за бред? Кто сказал что на ПЛК все без исключения входы на оптике, а выходы на реле? Вы с какими ПЛК имели дело? Их множество видов! Входы есть и изолированные а есть и прямые, но высокоскоростные, высокочастотные импульсные. Есть и с транзисторным выходом и с симмисторным, есть и просто транзистор на оптопаре. Сначала в теме разберитесь.

          Да, а за чей счёт будут менять ПЛК? Кто это будет делать, для инвалидов? Будет как в видео, закрыли и забыли.

          Я не против реле, только какой смысл толкать их всюду? Да, простую логику можно сделать на реле, но уж самую простую. Если можно поставить контроллер и залить туда программу, то лучше сделать так. И обслуживание проще и нет необходимости в промежуточных реле.

          Автомат газировки сейчас никто не будет делать на реле, глупо, дорого и не функционально. Да он раньше работал, так и технологии были другие. Вы обслуживал автомат с газировкой, тот старый, советский? Там же без поллитра не разобраться было!

          А если клеммы безвинтовые, типа wago, все - плохо? Они пружинные.


    1. Indemsys
      30.07.2025 11:24

      Тут вы сильно заблуждаетесь.
      Если цепь безопасности выполнена электромеханически по сертифицированной схеме, то управление можно делать на чем угодно.
      Цепь безопасности должна обчеспечивать двойной резервирование, электрическую и механическую прочность..., ну и все. Естественно все концевики должны иметь соответствующий сертификат и контакторы тоже. Тормоза двойные, управляются специальными реле безопасности, связанными с цепью безопасности. По последней директиве тормоза также должны иметь диагностические контакты. Всё из-за троссовой конструкции. Платформы на винте меньше требуют страховок.
      Если это есть, дальше хоть ардуино, хоть самопал на утюжной технологии. Для инвалидов так. Они все равно должны держать руку на кнопке (защита мертвеца) , поэтому от управления мало что надо.


      1. tormozedison
        30.07.2025 11:24

        На КДПВ нет никаких реле для коммутации цепей безопасности таким образом, что МК в этом процессе не участвует. И в комментариях сказано, что двигатель коммутируется неким оставшимся за кадром (возможно, единственным) реле через NC-группу. Вырубилось по той или иной причине питание МК - двигатель едет, и хрен чем остановишь. А кнопка для руки, возможно, на одной из ног МК висит, да ещё и без оптопары, непосредственно.


        1. Indemsys
          30.07.2025 11:24

          Там сказано что лифт сделан не тельфере. Тельферы как правило идут со своим блоком с защитами.
          Но я не про видео, а про утверждение что все только на ПЛК можно делать.
          Мы делаем на таком - https://habr.com/ru/articles/779072/ и там еще есть фотки на чем делают. На ПЛК делают самые непутевые производители.


          1. tormozedison
            30.07.2025 11:24

            Тогда смотря как подключили к коробке с контакторами, которая обычно у тельфера бывает. С сохранением защит, или в обход. И куда подключили кнопку, которую надо удерживать нажатой.


            1. tormozedison
              30.07.2025 11:24

              Вот только ни один тельфер не сертифицирован для транспортировки людей. И лифт, сделанный из тельфера, необходимо испытывать и сертифицировано заново.


    1. Heggi
      30.07.2025 11:24

      У меня в лифте в доме вообще планшеты на андроиде стоят. И постоянно то висит, то рабочий стол планшета показывается. Чтобы циферки показывались, да правильно - это прям редкость.


      1. tormozedison
        30.07.2025 11:24

        Вот видите. Ездить же продолжает, на кнопки адекватно реагировать, на датчики, независимо от состояния планшета. Значит, нормально. Видеоэкраны в транспорте тоже иногда так себя ведут. Одни показывают рабочий стол чего-то андроидоподобного, другие - вообще меню чего-то похожего на полузабытую цифровую фоторамку. Пока «игрушкоподобное» железо на транспортном средстве - только в видеоэкране, и больше нигде - бояться нечего.


    1. MaFrance351
      30.07.2025 11:24

      Да, не так давно как раз ковырял такое табло. Линия связи там развязана (стоит обычная оптопара), питание - насколько помню, неа. В качестве управляющего МК - обычный LPC. Видел где-то линуксовое табло на одноплатнике (которое кроме этажей ещё может рекламу показывать), но пока что не попадалось.

      Ну и да, порой они таки дохнут. У товарища лежит несколько штук с вылетевшими цепями питания и ещё парочка, которые загораются и не реагируют ни на что.


  1. xemos
    30.07.2025 11:24

    И что характерно - этот лифт с Украины


  1. Coder007
    30.07.2025 11:24

    Я так понимаю что к МК Atmega328 или 168 или 8 вопросов нет, это достаточно надёжные микроконтроллеры и вполне себе может (сам видел лично в куче датчиков и модулей промышленной автоматизации) быть использован для управления хоть лифтом, хоть самогонным аппаратом, хоть конвейером. С автором соглашусь во многих аспектах: исполнение проектов горе-ардуинщиками, когда они собирают из кучки готовых модулей проект и выглядит это как комок проводов, которые связаны в "Гордеев узел". И то, что эти-же горе-ардунщики клепают управление микроконтроллерами при помощи нейросетей. А ещё, вместо того, что бы взять более мощный МК, начинают добавлять модули расширителей входов/выходов, что тоже накладывает отпечаток. С другой стороны, если это все собрано на нормальной плате, с корректными входами и выходами, реле, расчитанные на определённые токи и так далее, а так-же отлаженный программный код, то можно сложные проекты делать и на более простых МК. Взять тот-же лифт, много ли ему нужно? 2 кнопки вызова лифта, 2 кнопки для этажей, 2 концевика и 2 реле управления контакторами двигателя (ну или УПП или ЧП), возможно ещё что-то, для лифта на 2 этажа, но это уже мелочи, 20 входов/выходов, с учётом всех датчиков безопасности, кнопок и даже подсветки, хватит с головой. Как бы логика не сложная, тут и Atmega8 справится. А что касается зависаний, то Watchdog timer никто не отменял. Просто делается программа инициализации, при которой лифт уходит на определённый этаж и там останавливается, ожидая команд. И работать это все будет без проблем. А для надёжности можно ещё один такой МК запрограммировать и положить рядом. 20 лет он точно стабильно отработает. Потом поставить второй, если будет актуально.


    1. tormozedison
      30.07.2025 11:24

      За 20 лет лежания без питания у запасного МК флеш сотрётся.

      Датчикам безопасности положено взаимодействовать не с МК, а непосредственно через релейную логику с теми узлами, поведение которых должно меняться при срабатывании этих датчиков.


      1. Coder007
        30.07.2025 11:24

        Вы прежде чем такое писать, с datasheet ознакомьтесь.

        Вот вырезка из описания МК atmega328 :

        • Энергонезависимая память данных и программ

        — 4/8/16/32 кБ внутрисистемной энергонезависимой ФЛЭШ-памяти программ

        — 256/512/512/1 кБ EEPROM ПЗУ

        — Количество циклов запись/стирание: 10,000 Flash/100,000 EEPROM

        — Хранение данных: 20 лет при температуре 85 °C/100 лет при температуре 25 °C

        Это во первых, а во вторых я слова не сказал про датчики безопасности.

        Они однозначно должны быть и их задача - остановить при возникновении опасной или аварийной ситуации. Они не участвуют в процессе управления. Иными словами, в лифте - это аварийные концевые датчики, кнопки аварийного остановка, контроль перегрева двигателя, контроль тормозов и так далее. А что касается рабочих датчиков, то это обычные, хорошие концевики, кнопки и так далее, механические и если необходимо то с взаимными блокировками.


  1. firehacker
    30.07.2025 11:24

    Такое бывает, когда команда разработчиков сделала архи-сырой прототип, только чтобы показать заказчику, что механическая часть жизнеспособна и работает, а заказчик на словах «теперь пора приступать к блоку управления» просто забрал то, что есть, со словами «зачем что-то ещё изобретать, если и так всё уже работает»...


  1. engine9
    30.07.2025 11:24

    На мой взгляд ардуина ни при чём, наблюдается деградация технической культуры. Моя гипотеза в том, что корпорации и политики задают тон всему "оркестру" страны, применяя подход "после нас хоть потоп, надо сейчас капусты нарубить".

    Ну и еще проблема в том, что современного человека с детства окружает плохо спроектированный софт на смартфонах и хронический информационный перегруз.

    Сложным мыслям и стратегическому мышлению сложно развиться в такой среде. Если всюду легкомыслие и коррупция, тонны шлак контента и т.п.


  1. Uporoty
    30.07.2025 11:24

    Ну а чему удивляться-то... Тут говно сделали в железе, поэтому оно так явно бросается в глаза и все забегали и заговорили. А гораздо чаще бывает, что по железу более-менее все прилично (и даже очень прилично), а вот софт для этого железа написан так, что он чудом никого не убьет (но это невооруженным глазом не заметишь). Такое ощущение, что наплевательское отношение к программированию в индустрии встраиваемых систем и промышленной автоматики - это не исключение, а скорее правило, причем чаще всего делают это не "ардуинщики", а наоборот матерые бородатые электронщики (и аналогичные им деды), которые с закрытыми глазами любую плату тебе по всем правилам разведут. Прям отличный пример, как нередко люди, очень компетентные в одном, абсолютно некомпетентны в другом (но при этом об этом даже не догадывается, мешает самооценка и распространенные заблуждения). Вот тут есть ветка комментариев по этой теме: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/925028/comments/#comment_28569190


  1. ancc
    30.07.2025 11:24

    скорей всего каких-то школьников/студентов за спасибо озадачили. для "кружка робототехники" так-то норм проект))


  1. multiprogramm
    30.07.2025 11:24

    Hidden text

    Запятая пишется слитно с предшествующим текстом. И ладно бы это была однократная опечатка. Блин, ну тут же прям в тексте о грамотности какой-то говорится и следовании стандартам каким-то, ну ё-моё.


  1. isNikita
    30.07.2025 11:24

    Прослеживается снобизм в статье. Всё дело в подходе и реализации. Как нейронка напишет код с меньшей вероятностью критической ошибки, чем средний мидл, так и ардуину можно сделать хорошо. А можно дорогое оборудование прикрутить на изоленту и "заглушить безопасность"