В США роботы подвозят стеллажи, сортируют товары и укладывают коробки. В России те же задачи выполняют люди с тележками. Почему разрыв в технологиях достиг десятилетия и можно ли его сократить?

В крупнейших логистических сетях мира складская роботизация определяет скорость обработки заказов, себестоимость и конкурентоспособность. Amazon за последние десять лет превратил свои центры исполнения заказов в полностью интегрированные технопарки, где человек скорее оператор системы чем рабочая сила. В России же склад по-прежнему остаётся ручным процессом: тележки, сортировка, конвейеры и почти без автономных машин.

Разрыв оценивается как минимум в два поколения технологий. И фактически наша автоматизация пока находится на базовом уровне. Там где для мировых лидеров эта стадия осталась в прошлом десятилетии. Давайте разбираться почему на примере крупнейших маркетплейсов США и России.

Три волны складской роботизации

Пойдем с самого начала.
Мировое развитие робототехники в логистике шло неравномерно, но с чёткой внутренней логикой. Если упростить таймлайн прогресса, то можно выделить три крупных этапа, каждый из которых переопределяет роль человека на складе и степень автономности процессов.

Волна первая – транспортная
Началась она с того, что человек перестал ходить за товаром.
Появились автономные тележки (AGV) и мобильные роботы (AMR), которые взяли на себя простейшую, но самую энергоёмкую часть – перемещение массивов товара.

Для Amazon эта революция случилась в 2012 году, когда компания купила стартап Kiva Systems и интегрировала его решения по всей логистической сети. С тех пор десятки тысяч одинаковых жёлтых платформ непрерывно курсируют между зонами хранения и сборки, подвозят товары и оптимизируют маршруты с помощью центральной системы управления. Человеческий труд конечно сохранился, но стал сосредоточен в точках отбора и контроля. Скорость складских операций выросла кратно, а стоимость квадратного метра полезной площади снизилась, потому что роботам не нужно оставлять проходы между стеллажами.

Вторая волна – сортировочная.
Когда перемещение стало автоматическим, следующей логичной целью стало освобождение человека от ручного отбора. На этой стадии появились роботизированные манипуляторы с присосками и компьютерным зрением, способные брать отдельные предметы, различать их по форме и массе, сортировать или перекладывать из контейнера в контейнер.

И это гораздо сложнее, чем кажется: коробки и пакеты могут быть нестандартными, мягкими, бликующими, требующими разных типов захвата. Amazon потратил почти десятилетие, чтобы довести эту технологию до промышленного уровня. Системы Robin и Cardinal, внедрённые на складах компании умеют обрабатывать тысячи позиций в час и работают совместно с роботизированными тележками, формируя единый конвейер без участия человека.

Третья волна – универсальная
Здесь робот уже не просто исполнитель, а автономный агент способный адаптироваться к ситуации. Он получает зрение, по сути осязание, обратную связь по силе захвата, анализирует форму и материал предмета, принимает решение, как действовать. Фактически это переход от механики к интеллекту.


Amazon называет эти решения Blue Jay и Vulcan: потолочные робот-руки, которые перемещаются над рабочей зоной, захватывают предметы, укладывают их в коробки и взаимодействуют с другими машинами. В их основе системы машинного обучения, которые учатся на реальных данных из миллионов операций. Компания рассматривает эти роботы как следующий шаг после манипуляторов: универсальные, самоуправляемые, совместимые с другими типами автоматизации.

Три волны можно рассматривать как ступени усложнения взаимодействия человека и машины. Если первая это механизация движения, вторая автоматизация действий, то третья – начало автономии.

В России

А вот роботизация российских складов пока остаётся на уровне отдельных экспериментов. Даже у лидеров рынка автоматизация воспринимается как сложный и дорогостоящий проект, а не как базовый элемент операционной модели.
Пока Amazon внедряет автоматизированные инновации  у нас большинство площадок всё ещё проектируются под человека: с проходами, зонами хранения и ручной комплектацией.

Самым продвинутым примером можно назвать Wildberries.
Компания первой публично заговорила о внедрении мобильных роботов и автоматических линий. В 2023 году был запущен первый участок, где перемещение выполняется без участия человека. Позже Wildberries сообщила о тестах с шестью осевыми манипуляторами, которые способны поднимать и перекладывать коробки. Но важно понимать масштаб: это не запущенная и настроенная сеть, а пилотный проект.

Роботы на складе WB
Роботы на складе WB


В нём несколько линий с ограниченным участком и постоянное присутствие контролирующих процесс инженеров. Большая часть операций (комплектование, маркировка, упаковка, загрузка) всё равно остаётся ручной. Фактически это гибрид, где автоматизация работает на уровне демонстрации возможностей, а не промышленной эффективности.

Изображение манипулятора WB от Татьяны Бакальчук (Ким).
Изображение манипулятора WB от Татьяны Бакальчук (Ким).

С Ozon дела ещё хуже – на их складах пока вообще не пахнет автоматизацией.
Компания активно инвестирует в IT-инфраструктуру, строит распределительные центры и открыла собственную лабораторию робототехники. Но по факту на крупнейших складах в Петербурге, Подмосковье и Казани всё выглядит очень традиционно. Автономных платформ или манипуляторов там нет, а единичные эксперименты пока не вышли даже за рамки прототипов. При этом Ozon действительно готовит внутреннюю базу для дальнейшей автоматизации: если ориентироваться по новостям ведётся разработка ПО, создаются интерфейсы управления потоками. Однако до внедрения полноценной робототехнической инфраструктуры всё ещё далеко.

Остальные игроки вроде Яндекса, СберМегаМаркета, KazanExpress  движутся примерно в том же направлении. Они оптимизируют маршруты, внедряют адресное хранение, устанавливают автоматические весовые и габаритные линии, но это механизация, а не роботизация. Машины выполняют строго заданные функции и не принимают решений, а это то что десять лет назад считалось стандартом для развитых рынков.

В целом можно сказать, что Россия находится в переход��ом состоянии между «нулевой» и первой волной. Мы уже понимаем, что без автоматизации рост e-commerce упрётся в потолок производительности, но пока этот процесс держится на энтузиазме отдельных компаний. Нет серийных решений, нет отлаженной инфраструктуры, нет массового спроса со стороны рынка. Даже на современных складах всё ещё требуется множество операторов, которые вручную перемещают, сортируют и комплектуют заказы. Машины присутствуют, но они подстраиваются под людей, а не наоборот.

Причина не в отсутствии компетенций — в экономике масштаба. В США каждая новая волна роботизации становилась стандартом и быстро тиражировалась. В России всё пока происходит точечно: один пилот, одна площадка, одна новость. Мы фактически стоим у входа в первую волну, где автономная тележка остаётся редкостью, а робот с рукой новостью на целый год.

Причины отставания

Формально можно говорить о дорогих кредитах, санкциях и нехватке интеграторов. Но существуют две простые причины, которые объясняют почти всё. Первая дешёвая рабочая сила. Вторая – нехватка мозгов, способных построить и обслуживать сложные системы.

Российская логистика держится на людях, которых можно нанять на смену. Без страховок, соцпакета и долгих обязательств. Сегодня человек вышел, а если завтра и не пришёл на его место найдется другой. 

Средняя ставка сборщика или грузчика в несколько раз ниже, чем в США (16$/час против ~4-5/час), а автоматизация требует сотен миллионов рублей инвестиций и лет на окупаемость. В такой экономике робот проигрывает человеку просто потому, что человек пока что слишком дешев. Компании не видят смысла вкладываться в технологии, когда можно за ту же сумму закрыть десяток вакансий.

Добавьте сюда текучку и отсутствие стимулов.
Когда рабочие не задерживаются на местах, нет смысла обучать их работе с техникой или менять процессы. Гораздо проще держать постоянный поток новеньких и поддерживать логистику людьми, а не алгоритмами. 

Вторая причина кадровый голод.
Даже если кто-то захочет поставить роботов, их просто некому будет интегрировать. Не хватает высококвалифицированных инженеров и программистов, а те кто действительно умеет строить сложные системы, либо давно работают за границей за достойную оплату, либо ушли за ней же в оборонку. Молодёжь конечно идёт в IT, однако чаще в качестве хайпа – реально хорошие спецы не могут получить предложений соответствующих их навыкам, поскольку многолетний вклад в обучение и степень ответственности не перекрываются предложениями рынка. 

Без инженеров нет автоматизации, а без автоматизации – спроса на инженеров. Этот замкнутый круг и есть главное объяснение того, почему российские склады до сих пор остаются ручными. 

Что это значит для рынка

Разрыв в уровнях автоматизации напрямую отражается на экономике: на скорости доставки, себестоимости заказа, конкурентоспособности и даже на географии складской сети. Для Amazon роботизация не разовая инвестиция, а инструмент снижения переменных издержек. Чем выше доля машин, тем стабильнее производительность и ниже зависимость от человеческого фактора. Это позволяет работать с минимальной маржой и при этом удерживать сервис – доставка в день заказа, возврат без контакта, обработка миллионов позиций без простоев.

В России ситуация обратная.
Каждый новый склад решает задачу закрыть сезон, а не повысить эффективность ,а логистика растёт линейно  вместе с количеством людей. Чтобы увеличить пропускную способность на 30%, нужно нанять на 30% больше работников. Это ограничивает темпы роста и делает бизнес уязвимым: любая текучка, кадровый кризис или повышение зарплат сразу отражаются на себестоимости.

Уровень автоматизации влияет и на структуру цепочек поставок. Там где склад работает как единая цифровая система, можно перераспределять нагрузку между регионами, объединять заказы, гибко управлять ассортиментом. Российские площадки часто действуют как изолированные узлы: каждая живёт по своей схеме, и любая перегрузка вызывает сбой по всей сети.

Для рынка труда последствия тоже очевидны.
Без роста автоматизации e-commerce остаётся трудоёмким сектором с низкой производительностью и ограниченным потенциалом зарплат. В условиях, когда рабочая сила дорожает, а молодое поколение не стремится в физический труд, эта модель становится всё менее устойчивой.

Наконец, отставание замедляет инновации. Пока зарубежные компании оттачивают взаимодействие ИИ и робототехники, в России инженеры заняты адаптацией базовых решений. Это создаёт эффект накопленного технологического долга: даже если завтра появятся деньги и оборудование, рынок всё равно будет догонять, и без опыта эксплуатации.

Таким образом, отставание в роботизации не минус к имиджу, а системный тормоз для всей логистической экономики.

Куда смотреть дальше

Будущее логистики зависит не от самих роботов, а от способности выстроить вокруг них экосистему – кадры, стандарты, инфраструктуру и устойчивую экономику. Технологии, которые Amazon развивал десятилетиями, требуют не просто закупки оборудования, а среды где это оборудование имеет смысл.

Для России ближайшая задача эволюции логистики пройти первую волну. Сделать автономные тележки и простые сортировочные линии не экспериментом, а нормой. Нужны собственные производители AGV-платформ, сервисные компании, доступ к компонентам и единые стандарты интеграции. 

Главное изменение должно произойти в подходе.
Роботизация не способ сократить людей, а инфраструктура, такая же базовая, как связь или электричество. Она определяет не только себестоимость, но и способность бизнеса масштабироваться.

Ну а государство может ускорить процесс: налоговыми льготами, поддержкой интеграторов, субсидиями на внедрение. Но решающее всё равно за самим рынком. Как только автоматизация перестанет восприниматься как эксперимент, первая волна завершится сама, а айсберг тронется с места.

И к слову: я веду блог о технологичных компаниях, которые привносят в мир инноваци��, и успешно реализуют себя на бирже, на pre-IPO и IPO-стадиях и рассказываю где их можно купить.

С вами был Александр Столыпин.
Увидимся в будущем!

Комментарии (29)


  1. achekalin
    04.11.2025 09:03

    Рассказано, что так поколения складской автоматизации. Но не показано, чем это так уж плохо.

    Вб с озоном вроде справляются?

    Я не про то, что расти не надо, а про то, что "смысл пути в самом пути" - это вроде не про бизнес? А речь идет, видимо, о затратах бизнеса, и о его же прибылях.

    И еще о рабочих местах.


    1. onlyahead Автор
      04.11.2025 09:03

      Да, я и не говорил что использовать ручную раб силу плохо для бизнеса. В данных условиях - так выгоднее. Но вот если однажды откроются границы и Амазон придет в РФ и построит свои склады - это может быть шах и мат локальным игрокам.


      1. ufopilotes
        04.11.2025 09:03

        в озоне пик (скан кода) это +рубь работнику - вокруг этого пик/рубль всё выстроено и только в пункте выдачи 3+ раза пикнут каждый а на сортировке 15k делают люди: робот будет явно дороже обходится


      1. Yagoditseps
        04.11.2025 09:03

        Глобализации уже не будет никогда и как по политическим причинам, так и по чисто экономическим он больше невозможен. Мир неминуемо разделится на несколько независимых валютных зон.

        И да, в России фактически запрещены частные рублёвые инвестиции, а долларовых нет из-за санкций, но стоит опустить ключевую ставку, привести налоговые реформы, снизив налоги на бизнес, земанив НДС на налог с продаж (как в штатах, где на кассе платишь на несколько процентов больше, чем в ценнике - этот налог платят покупатели, а не производители) и тогда в России прогресс во всём прям очень заколосится. Откуда деньги? Если зайти на сайт ЦБ РФ, то видно, что денег в России около 120 триллионов (М2), а ВВП около 220 триллионов, а денег должно быть примерно столько же, то есть около ста триллионов можно тупо напечатать и если их инвестировать в промышленность, а не раздать конечным потребителя на пожрать, то инфляции не будет.

        Но если в России промышленность сильно недоинвестирована и денег слишком мало в экономике крутится, то в штатах всё наоборот - переивестирована и денег с избытком и вообще, их макроэкономическая модель, действовавшая с 1981 года, полностью исчерпала себя и ещё в конце 2008-го, когда учётная ставка опустилась до 0, а принципиально надо её снижать постоянно. Новую модель не могут сочинить никакие нобелевские лауреаты по экономике и уже много лет. Короче, средний класс везде на Западе постепенно исчезает, покупательная способность населения падает, идут массовые сокращения персонала, продажи падают, а значит не то что не будет денег на инновации, а будет откат в технологиях везде на Западе и уже скоро. Это десятилетие переходное. Мир уже никогда не будет прежним. Настаёт новая эпоха без доминирования Запада.


        1. Yagoditseps
          04.11.2025 09:03

          В штатах ещё и растёт вероятность гражданской войны - 2. Слишком сильно разделена нация и не приямлят стороны мнения противоположной стороны, и примерно равное количество людей с каждой стороны.

          Короче, технологические преимущества Амазона, ещё кого-то - временные.


  1. norguhtar
    04.11.2025 09:03

    Гуглим численность работников в Amazon

    всего в Amazon работает 1,55 млн человек, пишет Reuters.

    Смотрим в новость. А точно в Amazon все тоже пошло дальше пилотных проектов? Если бы были серийные дешевые решения они были бы доступны и наши компании не занимались бы экспериментами.


    1. bungu
      04.11.2025 09:03

      Как я понял эти решения не на алиэкспрессе куплены. Думаю есть ряд причин почему их просто нельзя купить у Амазон - от дороговизны до просто того что им это не хочется продавать


      1. onlyahead Автор
        04.11.2025 09:03

        Вы правы. Амазон никому не продает свои решения.


    1. onlyahead Автор
      04.11.2025 09:03

      В 2025г. Amazon достиг 1 миллиона робо сотрудников. Такими темпами через пару лет число роботов достигнет числа людей. Продуктивность сотрудников улетает в космос. За 10 лет число обработанных посылок на 1 человека в год выросло со 175 до 3870.


  1. mSnus
    04.11.2025 09:03

    Вопрос в упомянутом вскользь горизонте окупаемости. Если твой бизнес могут отнять или внезапно устроить маленькую победоносную войну или обрушить курс валюты по иным причинам - использование рабского труда становится намного выгоднее даже для китов бизнеса


  1. Shpankov
    04.11.2025 09:03

    Пока люди дешевле - будут работать люди. Станут роботы дешевле - установят их.

    Зачем такая длинная статья?


    1. onlyahead Автор
      04.11.2025 09:03

      Чтобы можно было понять (при желании разобраться конечно) размах инноваций у глобального лидера индустрии и текущий технологический гэп у ВБ и Озон в 10+ лет.


      1. Shpankov
        04.11.2025 09:03

        Вы не поняли, что нет никакого технологического отставания. Вообще. Есть стоимость рабочей силы, и когда она ниже, чем автоматика - будет использоваться человек. А если человек станет дороже, чем машина - мгновенно будут установлены машины.


  1. bow
    04.11.2025 09:03

    Образцовый кликбейтный заголовок под унизительную дихотомию: там умно, а тут глупо. Почему бы не назвать:

    "Как Amazon сделал склад дорогим, а Россия - рентабельным"?

    Почему именно одна частная компания сравнивается с целой страной? Мой любимый ритейлер Walmart до сих пор в шоке от технологий Яндекс Лавки по прогнозированию спроса и доставкой от 15 минут.

    Наивно упоминать санкции как "формальную" причину. Вы хоть раз пытались сейчас купить и импортировать высокотехнологичное оборудование? Санкции еще как делают свое дело.

    Amazon внедрял роботов не из-за любви к технологиям. Это вынужденная мера с их оборотами и острой нехваткой рабочей силы. Рабочие в Калифорнии стоят как золотые. Озону и ВБ вкладываться в робота, который возможно окупится через 10 лет, вместо найма условного гастарбайтера нет смысла. Пилотные проекты - это как раз адекватный и осторожный путь в текущих условиях.


    1. yargolubev
      04.11.2025 09:03

      Автор очень хитро умолчал что многая автоматизация амазона достигается тем что на людей вешают gps датчик и раздает задаяи робот. И работнику некогда сходить в туалет.


  1. yargolubev
    04.11.2025 09:03

    Я напомню что во времена СССР , россия была лидерам автоматмзации. И у нее были автоматические склады. На фото ныне разрушенный автоматический склад Зила


    1. ufopilotes
      04.11.2025 09:03

      фото до постройки завода


    1. onlyahead Автор
      04.11.2025 09:03

      Можете дать ссылку на факты и цифры из надежного источника? А то видно только кучу железок.


    1. alexs963
      04.11.2025 09:03

      1. PetyaUmniy
        04.11.2025 09:03

        Спасибо за ролик.
        Вот это по-настощему "назад в будущее".


  1. RingoAl
    04.11.2025 09:03

    Автор как-то зря Яндекс обидел, у них как раз есть решения и они вроде как используются.

    https://robotics.yandex.ru/robots


    1. onlyahead Автор
      04.11.2025 09:03

      Возможно и есть, но я о таких не слышал. Сайт с картинками - это еще не значит практическая роботизация складов. В Яндекс тем более слабо верится после ампутации его мозга (Nebius), Волож даже ложечкой выскреб все.


      1. RingoAl
        04.11.2025 09:03

        https://habr.com/ru/companies/yandex/articles/938728/

        Ну вот вам цельная статья.


        1. onlyahead Автор
          04.11.2025 09:03

          Там в самом начале написано, что это прототип


          1. RingoAl
            04.11.2025 09:03

            Прототип пикера.
            До этого были и другие роботы.
            Вот нашлась даже статья про склад:

            https://t-j.ru/supersklad/


            1. onlyahead Автор
              04.11.2025 09:03

              Там тоже написано, что это прототипы в режиме обучения и тестирования. Амазон это делал еще 13 лет назад.


              1. RingoAl
                04.11.2025 09:03

                Ну так выше вы писали, что только картинки показывают. А тут склад в процессе тестирования есть, но этого вам мало. Тем более указано, что инвентаризатор уже в проде.

                И как замечали другие участники, масштабы слегка разные: у Амазона только в Алексе работало 10 000 человек, а во всем Яндексе меньше 40 000.


  1. MEGA_Nexus
    04.11.2025 09:03

    Статья вроде и содержит какие-то факты, но выводы совсем безграмотные.

    Amazon за последние десять лет превратил свои центры исполнения заказов в полностью интегрированные технопарки. В России же склад по-прежнему остаётся ручным процессом: тележки, сортировка, конвейеры и почти без автономных машин.

    Amazon - флагман электронной коммерции в Америке. В США кроме Amazon имеются сотни других компаний со своими складами и даже им очень далеко до Amazon.

    И фактически наша автоматизация пока находится на базовом уровне. Там где для мировых лидеров эта стадия осталась в прошлом десятилетии. 

    Смешно. Маркетплейсы у нас появились совсем недавно, так что им требуется некоторое время, чтобы создать свою первоклассную логистику и хранения. Через 3-5 лет склады Яндекс, WB и Ozona будут не хуже, чем у Amazon.

    Азиатские гиганты электронной коммерции уже сейчас превосходят Amazon в роботизации, автоматизации и объёмах товаров.

    Причина не в отсутствии компетенций — в экономике масштаба.

    Вторая – нехватка мозгов, способных построить и обслуживать сложные системы.

    Первое противоречит второму. Так всё же есть компетенции ли их нет?

    С мозгами и компетенциями у нас никогда проблем не было. Сначала должна появится бизнес-потребность в этих решениях, а только потом мозги эти решения реализуют. Чтобы делать решения уровня Amazon нужно иметь товарообороты уровня Amazon. Как много компаний в РФ таким могут похвастаться? Ozon, WB, Yandex, Почта России и это всё. Не густо. Почта России - это гос, поэтому в расчёт не берём. Ozon, WB, Yandex как раз сейчас выходят на большие обороты и именно сейчас активно улучшают свои склады и логистику. Так что всё хорошо, вы зря паникуете.


  1. PetyaUmniy
    04.11.2025 09:03

    А обществу какая практическая польза от этой автоматизации?

    • Допустим появится какой-то онлайн маркетплейс который смог, он сделает комиссии на своей платформе ниже и выжмет с рынка всех тех кто не смог. А затем поднимет комиссии не просто назад, а еще чтобы компенсировать R&D и чтобы получить прибыль. Ой... в штатах ведь примерно так и есть.

    • Или вся та высвободившаяся после автоматизации добавленая стоимость просто превратится в прибыль владельца.

    Мне то какая в этом польза?
    Достижения маркетплейсов на мне никак не отражаются. Мы живем не в раннем СССР, когда кто-то превзнемог/сделал и теперь может понастоящему гордиться что помог всему обществу, а не какому-то дяденьке которому это теперь пренадлежит.

    Ну допустим процентов на 50 будут быстрее обрабатываться заказы на складе. Я живу в Сибири, у нас по городу в тот же день доставляют с высокой точностью - ничего. А основное время заказ едет из соседнего региона по дороге в грузовике. Как будто бы если это будет даже 3 дня на фоне 4рех ранее, это не то что должно меня хоть как-то беспокоить.