Photo: Bikeshare Museum
В 2018 году такси-сервис Uber купил стартап по аренде электросамокатов Jump за $200 млн. Однако всего спустя два года дела у проекта идут плохо. Создатель Jump и ключевые члены команды проекта покинули Uber еще в январе, а большинство сотрудников сократили, когда Uber продала Jump конкурентам из Lime. Вскоре после этого в интернете появилось видео огромного хранилища, на котором находятся тысячи никому больше не нужных красных электровелосипедов.
В нашей новой статье мы вспоминаем историю этого проекта и пытаемся разобраться в причинах падения стартапа на $200 млн.
История создания Jump
Вдохновившись истрией парижского сервиса аренды велосипедов Velib, Райан Ржепецки (Ryan Rzepecki) основал компанию Social Bicycles в 2010 году. Компания планировала предлагать городским администрациям закупать свои электровелосипеды и док-станции.
Велосипеды были оборудованы GPS-системой и встроенным замком, и это позволяло пользователям завершать аренду как используя док-станцию, так и обычные велопарковки. Это стало отличительной «фишкой» проекта.
У компании была миссия – сделать электротранспорт доступным для всех – сотрудники верили в нее, но с технологиями не все получалось гладко. В первые годы жизни Social Bicycles постоянно сталкивалась с проблемами и претензиями со стороны заказчиков. Так в 2012 году компания заключила контракт на поставку электровелосипедов для аэропорта Сан-Франциско, но они так толком и не заработали.
Тем не менее, к 2016 году компания вышла на прибыльность, и поучаствовала в проекте Biketown – его спонсором стала компания Nike, и в рамках инициативы в Портленде (штат Орегон) была размещена тысячи электровелосипедов.
Бурное развитие
Если первые годы проходили в упорной работе и постепенном продвижении вперед, то начиная с 2016 года ниша аренды велосипедов стала очень востребованной. Здесь появилось большое количество различных стартапов, в том числе китайский Mobike и американский Lime.
Инвесторы активно вкладывались в такие проекты, многие из которых использовали модель «free lock», разрешая клиентам бросать велосипеды и самокаты прямо на улицах города. Вскоре во многих городах по тротуарам стало трудно передвигаться из-за брошенного электротранспорта. Стартапы Lime, Spin и Bird делали это в Сан-Франциско, что приводило к конфликтам с городскими властями.
Райан Ржепецки не хотел идти по этому пути. Вместо маркетинговых уловок, основатель с командой сфокусировались на доработке технологии. В итоге им удалось создать электровелосипед, который многие аналитики признавали самым удобным на рынке.
«Это было как в первый раз использовать iPhone – просто магия», – так характеризовал продукт один из топ-менеджеров Uber, который тестировал его перед покупкой стартапа.
В 2018 году Social Bicycles провела ребрендинг, взяв имя Jump. Вскоре состоялась и $200-миллионная сделка с Uber. Для компании это стало первым поглощением стартапа, который предоставлял в аренду какой-то другой вид транспорта, а не автомобиль. По задумке топ-менеджмента Uber, аренда самокатов и велосипедов для коротких поездок должна была помочь нарастить базу пользователей.
На момент поглощения велосипеды Jump были доступны в Вашингтоне и Сан-Франциско, а в Uber планировали начать сдавать их в аренду пользователям городов по всему миру.
Когда начались проблемы
В мае 2019 года Uber провела IPO, которое стало крупнейшим к тому моменту. Начальная оценка компании составила $75,5 млрд.
Uber никогда не была прибыльной, а после IPO давление на топ-менеджмент возросло – руководителям нужно было думать о том, как показать прибыль. Все это затронуло и Jump – она была вынуждена начать поднимать цены на аренду электровелосипедов.
Повлияла на проект и общая атмосфера внутри Uber. На момент поглощения Jump вокруг основателя такси-сервиса Трэвиса Каланика гремел один скандал за другим. Под сомнение ставились опыт, навыки и способность управлять коллективом многих руководителей.
В частности, подразделением Uber Mobility, в которое входил Jump, руководили люди без опыта работы в сегменте аренды электровелосипедов. В отличие от сегмента такси, это практически бизнес, построенный вокруг «железа», но руководители этого не понимали. В их числе и руководитель Mobility Unit Рэйчел Холт, про которую бывшие сотрудники Jump говорили, что она понятия не имеет, как управлять hardware-компанией.
В какой-то момент Uber заказала «тысячи тысяч» велосипедов, которые просто пылились на складах в ожидании поставок на локальные рынки за рубежом. На это были потрачены огромные средства. Также в 2019 году Jump выпустила новый велозамок – он оказался не очень надежным, и в итоге сотни электровелосипедов были украдены. Uber решила нанимать охранников для док-станций, но это также приводило к проблемам, вроде той, когда один из них ударил молодую афроамериканку, пытавшуюся воспользоваться велосипедом.
Зимой 2020 года журналисты выяснили, что Ржепецки и часть основной команды Jump покидают Uber. В начале мая появились и новости о том, что Uber будет один из основным участников инвестраунда стартапа по аренде электросамокатов Lime. Одним из условий сделки стало право Uber на покупку Lime в период с 2022 по 2024 год. Бизнес Jump теперь входит в состав Lime, а CEO компании стал Уэйн Тинг, много лет работавший топ-менеджером Uber.
В ходе реорганизации многих сотрудников Jump сократили – на фоне пандемии коронавируса у Uber возникли финансовые трудности. Lime нужны только велосипеды, которые еще не были поставлены в города. Все остальные – отправились на свалку.
В конце мая появилось видео, на котором запечатлены тысячи никому не нужных красных электровелосипедов и самокатов, отправляющихся на переработку.
Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital
Andriy1218
А чего сразу на переработку новые велосипеды? В чем проблема их просто продать?
nixtonixto
Расходы на организацию и проведение продажи превысят полученный доход и будут выше расходов на утилизацию… Это вам не ведро лисичек на трассе продать, тут всё по куче бумаг надо провести.
Superl3n1n
Так а в чем проблема продать их гораздо ниже стоимости? Ведь это все равно будет доход, чем просто списание и расход.
nixtonixto
Зарплата продавцам, бухгалтерам, расходы на склад, рекламу и пр. могут превысить полученный доход от продажи и превысить расходы на утилизацию. А продавать по бросовым ценам нельзя, т.к. подорвёшь рынок и покупатели, купившие товар подешёвке, не скоро начнут менять его на новый. Поэтому и фермеры предпочитают сливать излишки молока на поля, чем отдавать его малоимущим. Не надо думать, будто вы умнее компании с миллиардными оборотами. Значит, им так выгодней.
Вам кстати, не надо пару тысяч блоков питания 1 А 5 В? Знакомые их тупо утилизируют, т.к. дешевле заплатить за утилизацию, чем продавать. Но по одной штучке не продадут, только палетами. А организации не берут, т.к. беда с документами, это комплектные БП от используемой ими техники.
Superl3n1n
Какая цена? Причина утилизации?
anonymous
Они реально платят за утилизацию? У нас покупают любую электронику на вес от 20р/кг
drWhy
Заключая контракт на покупку электроники, Вы обязаны иметь договор с тремя организациями: на утилизацию упаковки, собственно электронных приборов, и отдельно различных вредных компонентов — батарей, ламп и пр. Каждая организация должна иметь актуальную лицензию.
Но можно продать на вес. Но справку о такой продаже Вы к акту списания не подошьёте.
anonymous
Ну так не списывайте, пускай на балансе лежат
drWhy
Нельзя — новое не привезут.
nitro80
А я б купил БП такие, даже пакетик, ибо расходник
Andriy1218
Ну не знаю. Видел недавно в Киеве начали продавать б/у велосипеды от немецкого сервиса велопроката. Не знаю, насколько эти велосипеды будут продаваться, но продать их за минималку все равно выгодней чем утилизировать.
А тут новые электровелосипеды.