Сегодня не просто пятница, а последняя пятница июля, а это значит, что ближе к вечеру небольшие группы в масках подсети с плётками из патчкорда и котами под мышкой ринутся приставать к гражданам с вопросами: «А ты на Powershell писал?», «А ты оптику тянул?» и кричать «За ЛВС!». Но это в параллельной вселенной, а на планете Земля ребята по всему миру тихо откроют пиво или лимонад, шепнут серверу «Не падай, бро» и… продолжат работать. Потому что без них не будут работать ЦОДы, серверные, бизнес-кластеры, вычислительные сети, Интернет, IP-телефония и этот ваш 1С. Ничего без них не будет. Системные администраторы, это всё о вас! И этот пост тоже для вас.


Мы жмём вам руку, сисадмины!


На Хабре уже неоднократно затевались холивары о судьбах сисадмина в XXI веке. Пользователи обсуждали, стоит ли идти в системные администраторы, есть ли у профессии будущее, не убили ли сисадминов облачные технологии, есть ли смысл в админе вне парадигмы DevOps. Это было красиво, высокопарно, местами убедительно. До марта 2020 года. Компании сели по домам и резко пришло осознание: хороший системный администратор — залог не только безбедного существования компании, но гарант быстрой трансформации в хоум-офис. По всему миру, и, конечно, в России, золотые руки и головы админов настраивали VPN, прокидывали каналы пользователям, настраивали рабочие места (иногда прямо проезжая по домам коллег!), настраивали переадресацию на виртуальных и железных АТС, подключали принтеры и ковыряли 1С на кухнях бухгалтеров. А потом эти парни следили за IT-инфраструктурой новой распределённой команды и мчали в офис настраивать и поднимать упавшее, выписывая пропуск и невзирая на опасность заражения. Это не врачи, не курьеры, не продавцы магазинов — им не ставят памятники и не рисуют граффити и даже, в основном, не платят премию за «тыж делаешь свою работу». И они справились на отлично. Поэтому мы начинаем свой праздничный пост с благодарности всем этим парням и девчонкам! Вы — сила.


Просто пользователь глазами админа

А теперь можно и расслабиться


Мы попросили наших системных администраторов рассказать истории о том, как они пришли в профессию: забавные, ностальгические, где-то даже немного трагические. Рады поделиться ими с вами и заодно немного прокомментировать их. Давайте учиться на чужом опыте.

Геннадий


Я всегда интересовался инженерией и компьютерами и хотел связать с этим жизнь, было что-то магическое и волшебное в вычислительной технике. 

Еще будучи школьником я читал bash.org: меня очень цепляли истории про котов, шредер и вся эта романтика башорга 2000-х. Я часто представлял себя в кресле админа, который все настроил и теперь плюет в потолок. 

С годами я, конечно, понял, что это неправильный подход, правильный — в постоянном движении, развитии, оптимизации, понимания, куда идет бизнес и какой я могу сделать вклад. Надо ставить себе цели и двигаться к ним, иначе трудно быть счастливым — так устроена человеческая психология.

Еще в школе мне страстно хотелось иметь компьютер и он появился у меня в 10 классе. 

История появления у меня первого ПК трагическая: у меня был приятель, у которого мы часто зависали, у него был комп, а вдобавок проблемы с психикой. В итоге он закончил свою жизнь в петле, ему было 15 лет. Тогда его родители отдали его компьютер мне.

Первым делом я переустановил винду, а потом пропал в играх. Интернет уже был подключен (мама приносила ноут с работы) и я угонял машины в GTA San Andreas c утра до ночи. 

Тогда же начал учиться базовым админским штукам: у меня возникали задачки вроде починить свой компьютер (и пришлось разбираться с его устройством), софтовой частью, иногда чинил друзьям их компьютеры. Изучал инструменты, софт, как все работает и устроено. 

В 98 году родственница подарила мне книгу по информатике Владислава Тадеушевича. Она была устарелой уже по тем временам, но мне очень понравилось читать про DOS, устройство видеоадаптера, системы хранения и накопители информации. 


Сайт Поляковского Владислава Тадеушевича — автора книги про DOS

Когда я поступил в ВУЗ, преподы начали рекомендовать книги и у меня появились более фундаментальные знания. 

Меня никогда особо не интересовало программирование и в, отличие от большинства разработчиков, меня не тянуло создавать что-то свое. Меня интересовали компьютеры как инструмент. 

Впервые я начал получать деньги за администрирование когда мне было 18 лет: знакомые помогли мне дать объявление в газету о том, что я чиню  и настраиваю компьютеры. Оказалось, что так себе предприниматель: на поездки тратил больше, чем зарабатывал.

В 22 я устроился в пенсионный фонд: починял бухгалтерам принтеры, настраивал софт и у меня появилось большое поле для экспериментов. Там я впервые потрогал FreeBSD, настраивал файловые хранилища, встретился с 1С. 

У меня было много свободы благодаря филиальной системе управления и я проработал там 5 лет. Когда появился застой и стабильность, я решил уйти оттуда в аутсорс компанию, чтобы развиваться дальше и, проработав там год, я ушел в RUVDS.

Работая здесь, быстрее всего я рос в первое время. Больше всего в текущем месте работе мне нравится корпоративная культура: офис, возможность иногда поработать из дома, нормальное руководство. 

Есть свобода в плане развития — можно предложить свои решения, что-то придумать, получать за это дополнительный доход. Этого не хватает очень многим компаниям в России, особенно это касается работы сисадмина не в IT-компаниях. 

Дальше планирую улучшать свои навыки, адаптировать их к более современным технологиям и работать дальше с более современными отказоустойчивыми системами.

?Правила настоящего сисадмина


  • Не останавливайтесь в развитии: изучайте новые технологии, обращайте внимание на передовые инструменты и автоматизацию. Такой подход поможет вам непрерывно расти как специалисту и всегда оставаться ценным специалистом на рынке труда.
  • Не бойтесь технологий: если вы админ Unix, ковырните Windows; попробуйте использовать в работе скрипты; работайте с разнообразными инструментами, расширяйте свои продуктовые скиллы. Это позволит оптимизировать работу и выстроить самую выгодную систему администрирования.
  • Учитесь всегда: в вузе, после вуза, на работе. Непрерывное обучение и самообучение не даёт мозгам засохнуть, облегчает работу и делает профессионала устойчивым к любым кризисам.

Алексей


У меня не было конкретного желания стать админом, это случилось само собой: я увлекался железками, компьютерами, потом пошел учиться на программиста. 

Лет в 15 родители купили мне долгожданный компьютер и я начал в нем ковыряться. Минимум раз в неделю я переустанавливал винду; потом начал апгрейдить в этом компьютере железо, откладывая на него карманные деньги. Одноклассники постоянно обсуждали, у кого какое «слабое» железо в ПК: я копил с карманных денег и в итоге за два года настолько проапргейдил начинку первого компьютера, что от изначальной конфигурации бедняги остался только корпус. 

Я до сих пор храню его как воспоминание с 2005-го. Помню магазин Sunrise в Москве рядом с Савеловском рынком — там я и покупал железки.


Наверное самое забавное в моей истории то, что на программиста я отучился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Я учился в церковно-приходской школе при Храме Святых в Красном селе — мама настояла, и я ездил в школу каждый день на метро. 

Я не особо горел желанием идти именно в этот институт, но в год когда я выпускался, в университете решили сделать эксперимент и запустили технический факультет. Преподов позвали из МГУ, Бауманки, МИИТа — собрался крутой преподавательский состав и я пошел учиться именно туда и выпустился по специализации математик-программист/математическое обеспечение и администрирование систем.

Моя первая работа была еще в ВУЗе: я подрабатывал лаборантом и обслуживал компьютеры в институте. На третьем курсе мамин знакомый устроил меня работать помощником админа, там я обслуживал парк компьютеров и иногда получал задачи по развитию.

Качественный скачок как сисадмин я получил на своей второй работе в Пушкине, в Российском центре защиты леса. У них 43 филиала по стране. Там и были проекты, в которых я научился многому, что умею сейчас — мне было очень интересно, поэтому я учился быстро.

Если говорить о самых ярких моментах в работе в RUVDS, то больше всего мне запоминаются фейлы в ЦОДе, после которых надо чинить сети всю ночь. Первое время это был бешеный адреналин, эйфория от успеха, когда все подняли или встретилась новая задача и нашлось ее решение. 

Но когда привыкаешь, с 50-го раза все происходит уже быстрее и без таких эмоциональных горок. 

?Правила настоящего сисадмина


  • Сегодня системное администрирование — востребованная и крайне широкая сфера деятельности: вы можете работать на аутсорсе, в IT и не-IT компаниях, в разных отраслях. Чем шире ваш профессиональный кругозор, тем глубже будет ваш опыт, тем уникальнее решённые вами задачи. 
  • Учитесь контролировать эмоции: на адреналине далеко не уедешь. Главное в работе системного администратора — логика, системное инженерное мышление, понимание взаимосвязанности всех элементов IT-инфраструктуры. 
  • Не бойтесь ошибок, багов, крашей, фейлов и проч. — именно благодаря им вы становитесь крутым профессионалом. Главное, действуйте быстро и чётко по схеме: обнаружение проблемы > анализ возможных причин > выяснение деталей аварии > выбор инструментов и стратегии устранения проблемы > работа с инцидентом > анализ результатов и тестирование нового состояния системы. При этом мыслить нужно едва ли не быстрее, чем читать эту схему, особенно если вы работаете на нагруженных сервисах (SLA это вам не шутки). 

Константин



Первый комп мне купили еще в школе, кажется, это был подарок родителей за хорошее поведение. Я начал заморачиваться с Windows, доходило до 20 переустановок в день. Я сурово экспериментировал над системой: было просто интересно что-то поменять, твикнуть, взломать, оттюнить. Не всегда мои действия были правильными и винда часто умирала: таким я и изучил винду.

Шел 98-ой год, времена диалап модемов, скрежетащей и пищащей телефонной линии, работали Россия Онлайн и МТУ интел. У меня был знакомый, который приносил бесплатные пробные карточки на три дня и мы пользовались этими дурацкими карточками.

Однажды я решил пойти дальше халявных карточек и попробовал просканировать порты. Меня заблокировали, я купил новую карточку, снова попробовал. Меня снова заблокировали, и деньги на счету тоже.

Для 15-летнего меня это была серьезная сумма и я поехал в офис России.Онлайн. Там мне говорят «вы знаете, что вы нарушили закон и занимались хакерством?». Пришлось включить дурачка и купить сразу несколько карточек. Я отмазался, что у меня просто зараженный компьютер и я не при чем. Мне повезло, что я был маленький — мне было мало лет и мне поверили.

У меня были друзья во дворе и нам всем примерно в одно и то же время купили компьютеры. Мы постоянно их обсуждали и решили сделать сетку: ломанули замки на крыше и протянули сеть VMC. Это самая поганая сеть, которая существовала: она соединяет компьютеры последовательно, без коммутатора, но по тем временам это было круто. Дети, которые сами протянули провода, обжали их, было здорово.

Мне повезло, я был в серединке этой последовательности, а крайних иногда било током. Один парнишка любил греть ноги на батарее и когда он другой ногой задевал обжатый провод, его трескало током. Через пару тройку лет после протяжки этой сети мы перешли на витую пару и современный Ethernet стандарт. Скорость была всего 10 Мбит, но по тем временам это было хорошо и мы могли гонять игры в своей локальной сети.

Мы обожали играть в онлайн-игры: рубилсь в Ultima Online, раньше она была очень популярна и стала родоначальником MMORPG. Тогда я же начал программировать ботов для нее.


После ботов мне стало интересно сделать свой сервер для игры. На то время я уже учился в 10 классе и работал в компьютерном клубе. Не сказать, что это была админская работа: сидишь и время включаешь. Но иногда в клубе происходили неприятности с компами, я их чинил и настраивал.

Там я проработал достаточно долго, а потом ремонтировал часы 4-5 лет и успел стать профессиональным часовщиком.

Потом пошел монтажником в Инфолайн: компанию, которая проводила широкополосный интернет в городские квартиры. Я протягивал провода, подключал интернет и через какое-то время меня повысили до инженера, я диагностировал сетевое оборудование и менял его при необходимости. Потом пришел дурацкий начальник и я решил уйти.

Первую официальную работу сисадмина я получил в компании, которая предоставляла ADSL интернет. Там я познакомился с линуксом и сетевым оборудованием.  Однажды я делал сайт магазину автозапчастей и там познакомился с VMWare виртуализацией, у меня были виндовые и линуксовые сервера и я неплохо вырос на этих задачах. 

За время работы в этих компаниях у меня накопилась большая база клиентов: они звонили по старой памяти и просили либо подключить интернет, либо винду настроить или антивирус поставить. Работа скучная — приходишь, нажимаешь кнопку и сидишь ждешь — некоторая часть работы сисадмина помогает прокачать терпение.

В какой-то момент я устал назначать цены и из спортивного интереса решил обновить резюме и поискать работу. Мне начали звонить работодатели, хедхантер из RUVDS прислал тестовое задание и дал на него неделю: надо было сделать несколько скриптов, найти параметр в конфиге и поменять его. Я сделал его за буквально 2-3 часа и отослал: все очень удивились. HeadHunter сразу свел меня с Виктором, я поехал на собеседование, прошел еще пару тестовых и я решил остаться. 

Работать с большим количеством серверов и высокой нагрузкой гораздо интереснее, чем помогать частникам.

?Правила настоящего сисадмина


  • Хороший системный администратор никогда не останется без работы: можно идти в большой бизнес, можно обслуживать компании в составе штата аутсорсинговой компании, можно работать как самозанятый специалист и «вести» свои компании, которые на вас молиться будут. Главное, всегда относиться к работе с максимальной ответственностью, ведь от вашей работы зависит стабильность деятельности целых компаний.  
  • Профессия системного администратора может усложняться и трансформироваться, но, как говорится, «эта музыка будет играть вечно»: чем больше в мире IoT, AI и VR, тем выше востребованность хороших системных администраторов. Они нужны в банках, на биржах, в учебных центрах и ЦОДах, в научных организациях и в оборонке, в медицине и в строительстве. Трудно придумать отрасль, куда ещё не пришли информационные технологии. А где есть они, должен быть сисадмин. Не бойтесь выбирать эту профессию — она гораздо шире, чем настройка сети из 5 принтеров и 23 ПК в офисе. Дерзайте! 

Сергей



Админом стал случайно, когда работал менеджером в торговой компании: это был дикий бизнес конца 90-х, начала 2000-х, мы продавали все подряд, включая продукты. Наш отдел занимался логистикой. Тогда только начал появляться интернет в принципе, нам нужен был обычный офисный сервер для связи с головным офисом, с файлообменником и VPN. Я его настроил и мне это безумно понравилось.

Когда я ушел оттуда, то купил книгу Олифер и Олифер «Компьютерные сети». У меня было много бумажных книг про администрированию, но это была единственная, которую я прочитал. Остальные были слишком нечитабельными. 


Знания из этой книги помогли мне попасть в техподдержку крупной компании и через год стал в ней админом. Из-за перестановок внутри компании тогда уволили всех админов, остался я один и какой-то парень. Он знал про телефонию, а я про сети. Так он стал телефонистом, а я стал админом. Мы оба тогда были не слишком скилловыми, но постепенно во всем разобрались.

Моим первым компьютером стал ZX Spectrum еще в лохматых девяностых. Это были компьютер, в который процессор и вся начинка встроена прямо в клавиатуру, а вместо монитора можно было использовать обычный телевизор. Это был не оригинал, а что-то собранное на коленке.


Привет для олдфагов: как выглядел желанный оригинальный спектрум

Родители купили комп, который я очень долго хотел. Преимущественно я играл в игрушки и писал что-то на бейсике. Потом появились денди и спектрум были заброшен. Первый реальный ПС в личном пользовании у меня появился, когда я стал заниматься администрированием. 

Почему не стал программистом? На тот момент стать программистом, не имея профильного образования, было сложно, я учился на радиоэлектронные приборы и устройства: разработка радиоэлектронной аппаратуры, электроника, аналоговых усилителей.

Тогда мыслили больше категориями бумажек и бюрократии. А вот админов тогда никто не готовил, можно было даже самоучкой получить должность. Технологии были совсем новые, никто не знал, как их настраивать: админом был тот, кто научился протягивать сеть и который умел обжимать провод.

Мне нужна была работа и первое, что нашлось, было связано с поддержкой — а там уже я вырос в системного администратора. Так что просто так сложилось.

В RUVDS я попал через объявление: у меня было два резюме, системного администратора и React-разработчика. Я пришел на собеседование и решил остаться: на фоне предыдущих менеджеров, которые ничего не понимали в технологиях и даже вопросах, которые они задавали, здесь было комфортно и хорошо. Нормальные ребята, нормальные вопросы. Скоро я собираюсь завязать с администрированием и перейти в разработку, благо, что компания это позволяет.

?Правила настоящего сисадмина


  • Если вам интересна разработка и программирование, не останавливайтесь, пробуйте. Системный администратор глубоко понимает работу железе и сетей, именно поэтому из него получается отличный тестировщик и прекрасный программист. Именно такая комплексность мышления и навыков может привести вас из сисадминов в DevOps и, что особенно важно и заманчиво, в DevSecOps и в информационную безопасность. А это интересно и денежно. Работайте на перспективу и дружите с хорошими, качественными книгами.

Анонимная история факапа


Я работал в компании-разработчике программного обеспечения, которое продавалось (и поныне продаётся) во всём мире. Как для любого рынка B2C, главным была скорость разработки и периодичность новых релизов с фичами и новыми интерфейсами. Компания небольшая и очень демократичная: хочешь ВКонтакте сиди, хочешь Хабр читай, только качественную работу в срок сдавай. Всё было хорошо до… мая 2016 года. В конце мая начались непрерывные проблемы: релиз просрочен, новый интерфейс застрял в недрах отдела дизайна, продажники выли, что их оставили без обновлений. Казалось, что у нас, как в Хоттабыче, вся команда резко заболела корью и теперь не в строю. Не помогало ничего: ни обращения генерального, ни совещания. Работа магически встала. А, надо сказать, я категорически не геймер — один из тех, кто предпочитает кодить пет-проект или паять какую-нибудь игрулю на ардуинке. Чем я и занимался на работе в свободное от работы время. А был бы геймером, знал бы, что 13 мая 2016, в эту чёртову дату вышел новый Doom. В который и резалась вся контора! Когда я просканировал рабочую сеть, я поседел — в прямом смысле слова. Как было рассказать об этому боссу? Как без ресурса босса осадить и вернуть в работу 17 человек?! В общем, снёс у всех всё что можно было и по одному провёл профилактические беседы. Было неприятно, но я осознавал свой профессиональный провал и ещё больше осознавал, что нет той компании, коллективу которой можно на 100% доверять. Босс ни о чём не узнал, коллеги погудели и перестали, я настроил мониторинг с алертами, а вскоре перешёл в разработку, а потом и в DevOps. История эпичная и местами юморная, а осадочек остался — и от себя, и от коллег.

?Правила настоящего сисадмина


  • Работа с пользователями — самое неприятное из того, что есть в работе системного администратора. Они делятся на три чёткие группы: кто уважает сисадмина и готов помогать и осторожно относиться к рабочим станциям; кто делает вид, что большой друган и под это дело просит привилегий и поблажек; кто считает сисадминов обслугой и «мальчиками по вызову». А работать нужно со всеми. Поэтому просто поставьте границы и обозначьте, что ваша работа это: создание отлаженной IT-инфраструктуры, сетевая и информационная безопасность, поддержка сервисов (включая облачные!), решение технических проблем пользователей, обеспечение лицензионной чистоты и совместимости зоопарка ПО, работа с оборудованием и периферией. А вот уборка, заказ еды и воды, ремонт офисных кресел, кофемашины, велосипеда бухгалтера, автомобиля продажника, прочистка засоров, замена кранов, программирование, управление складом и автопарком, мелкий ремонт смартфонов и планшетов, обработка фотографий и поддержка корпоративной шары с мемасиками в обязанности сисадмина не входят! Да, накипело — и, думается, у многих именно так.


Ладно-ладно, завязываем с морализаторством и приступаем к самому приятному.

Поздравляем всех с днем системного администратора!


Ребята и девчата, пусть ваши пользователи будут котиками, серверы не подводят, провайдеры не обманывают, инструменты будут эффективными, мониторинг оперативным и надёжным, руководители — адекватными. Лёгких вам задач, чётких и решаемых инцидентов, изящных подходов к работе и побольше линуксового настроения. 

В общем, чтоб пинг ходил и деньги были

* * *

Расскажите в комментариях, что вас привело администрирование? Авторам самых интересных ответов вручим по старому системному блоку в подарок )