К сожалению, как и до карантина, на 70% этот водоворот состоит из кала.
Побывав на очередном time-waste мероприятии и в очередной раз поразившись, как организаторам удаётся так самоотверженно игнорировать все принципы модерации и здравого смысла, я понял, что не могу молчать.
В своё время я организовал и отмодерировал не один десяток мероприятий самого разного формата и размера. И выработал пачку базовых принципов, соблюдение которых отличает хорошие ивенты от плохих.
Вот они.
0. Самое главное — модерация
Модерация невероятно важна. Это crucial thing любого хорошего мероприятия. Роль модератора – краеугольная, именно от него зависит, получат ли люди удовольствие и пользу или потеряют пару часов жизни.
Что происходит на митапах без модерации:
- На нетворкингах интроверты смотрят в телефоны и уходят, не раскрывшись, без новых знакомств
- На питч-сессиях самые громкие/наглые участники отбирают всё эфирное время, и остальные остаются не услышаны
- Спикерам люди задают нерелевантные вопросы и тратят общее время
- Спикеры заговариваются, отходят от темы и тратят время/размывают фокус
Хороший модератор, будто бы дирижёр, управляет мероприятием и поддерживает его качественный уровень.
Но как быть хорошим модератором?
1. «То, что сейчас происходит, приносит пользу участникам?»
Это универсальный вопрос, который модератор должен задавать себе раз в 10 секунд.
Тема, на которую рассуждает спикер, релевантна аудитории? Может быть, его стоит чуть-чуть направить?
Заданный из зала вопрос важен для остальных? Может, это слишком узкая тема, и стоит вежливо отказать и передать микрофон следующему желающему?
В кофе-брейках люди знакомятся друг с другом или разбредаются по углам?
Вы должны понимать – кто ваша аудитория и зачем они к вам пришли. Если в данный момент они не получают пользу, а вы просто сидите и стесняетесь направить спикера или намекнуть участнику, когда он вышел за временнОе ограничение, – вы разрушаете ваше мероприятие и уничтожаете десятки (а то и сотни) человеко-часов.
2. Знакомьте людей на нетворкингах
Нетворкинг – это не про собрать в одном месте много людей. Нетворкинг – это про создать контекст, в котором им будет легко знакомиться. В идеале – чтобы знакомства ещё и происходили между полезными друг другу людьми.
Хороший нетворкинг ивент начинается с того, что модератор знакомит участников. Дайте каждому 20-30 секунд на короткое интро. Начните с себя – подайте пример.
Людей слишком много? Разбейте их на группы по 8-10 человек, а потом перемешайте и устройте новый круг.
30 секунд на 10 человек это всего лишь 5 минут. Но за эти 5 минут каждый мысленно отметит: кто ему показался интересным и с кем ему хотелось бы пообщаться поближе. Более того, это помогает завязать диалог: согласитесь, «Привет, ты значит онлайн-ритейл делаешь? О, как знакомо, а я, как ты слышал, интернет-магазины создаю. Расскажешь подробнее?» гораздо лучше чем стандартное «Привет, я Вася, а чем ты занимаешься?».
Экспериментируйте: попросите людей назвать самую странную вещь о себе или рассказать про самый безумный фейл. Такие откровенности всегда становятся хорошей почвой для будущего общения между участниками.
Пробуйте разные игры на знакомства, которые будут создавать непринуждённый контекст общения. В этом суть нетворкинг митапа. Просто запилить встречу на фейсбуке может каждый.
3. Следите за повествованием спикеров
Далеко не всегда доклады согласуются заранее. И это прекрасно: есть форматы интервью, есть вопросы из зала, есть много опций, позволяющих спикерам раскрывать темы в свободной форме, без заготовленных слайдов и сценария.
Опытные ораторы справляются с этим хорошо. Но куда чаще спикер – профессионал своего дела: дизайна, разработки, менеджмента, whatever. Но никак не мастер публичных выступлений. Он может волноваться, он может терять нить повествования, он может уходить в лишние детали или выходить за пределы тайминга.
Помогите ему. Не надо сидеть и наблюдать, как человек фейлит выступление, а зрители тихонько выходят из зала. Да, перебивать и прерывать человека бывает неприятно, но это необходимо: благодарен будет не только он, но и все зрители, драгоценные часы жизни которых вы спасли.
Есть много способов сделать это вежливо и тактично.
«Александр, это невероятно интересно, но я боюсь, что немногие в зале настолько глубоко разбираются в X. Ты упомянул Y – мне кажется это гораздо более популярная история – расскажи подробнее, как вы её решали?»
«Мария, ты поразительно много знаешь об X, и я уверен, можешь сутками рассказывать про это. Но увы, у нас всего пара часов, поэтому мне приходится немного сужать темы: могла бы ты поподробнее рассказать про Y – популярную сегодня вещь?»Улыбайтесь, будьте вежливы и добры. Вы – не воспитатель, отчитывающий вышедшего за тайминг человека. Вы искренне хотите помочь человеку поделиться своим самым полезным опытом с залом.
Нет ничего печальнее, чем видеть грустных спикеров в конце мероприятия при полупустом зале. Особенно больно, когда люди выходят прямо во время их выступления. «Я что-то заговорился про Х… Видимо, здесь это было не всем интересно…». А ведь будь рядом хороший модератор – всё было бы хорошо.
4. Модерируйте вопросы спикерам
В некоторых форматах предполагаются свободные вопросы из зала. К сожалению, очень часто здесь возникают дыры в модерации: люди спрашивают супер-нишевые и интересные только им вопросы, задают токсичные (пассивно-агрессивные) вопросы, задают странные вопросы не по теме или задают по 10 вопросов сразу.
Во-первых, для некоторых мероприятий такой формат в принципе не совсем подходит. У вас питч-сессия? Соберите классное жюри – пусть задают вопросы и дают фидбек они, а не зал. Это гарантирует хорошие и вдумчивые экспертные вопросы, ответы на которые интересно будет слушать всем.
Окей, формат мероприятия требует диалога с залом? Не стесняйтесь срезать или менять вопросы.
«Извините, но я боюсь это слишком узкая тема. Лучше поймайте спикера после выступления и обсудите её тет-а-тет»
«Я позволю себе дополнить вопрос: мне кажется, всем было бы интересно услышать не только про X, но и про весь сегмент в целом»
«Извините, ответ на этот вопрос уже прозвучал чуть раньше»И так далее. Зал – это хаос, это очень много разных людей. Некоторые из них плохо формулируют вопросы, кто-то отвлекся и спрашивает то, что уже было, и так далее.
Не идите на поводу у стеснения – вежливо откажите человеку в вопросе и передайте микрофон следующему. Весь остальной зал скажет вам спасибо.
Послесловие
Модерировать мероприятия совсем несложно. Вежливость, аккуратные фразы, направляющие людей, желание помочь им раскрыться – главные орудия в арсенале хорошего модератора. Всегда держите в голове ответ на вопрос «Зачем к вам пришли люди?». И беспрерывно помогайте им это получить.
Помните, что 15 минут бесполезного времени на митапе в 100 человек, – это сожённые в никуда человеко-сутки.
AntonioXXX
Всё так.
Интересно было бы услышать какой-нибудь конкретный пример организации нетворгинга и как получилось начать общение людей.
ElKornacio Автор
Спасибо!
Примеры из статьи я взял буквально из своей практики :) Поставить 8-10 человек в круг и попросить всех за 20-30 секунд представиться — один из простейших способов перезнакомить людей друг с другом за несколько минут. После этого им гораздо проще «сцепляться языками» — общая тема для разговора уже есть.
Дополнительный плюс: представиться один раз для 10 человек удобнее, чем представляться по 10 раз в тет-а-тет беседах. Так что это ещё и экономит время :)
Что касается игр, я пробовал разные форматы: спид-дейтинг, когда люди по 1-2 минуты общаются в случайных парах, а потом меняются, необычные вопросы, когда ты идёшь по аудитории и спрашиваешь «Твоё самое большое достижение?», «Твой самый дикий фейл?», «Что посоветовал бы себе 15-летнему?», «Как думаешь, какая будет главная проблема у твоего бизнеса через год?» и так далее.
Вновь же: задача модератора — создать почву/контекст, в котором люди смогут легко начать разговор, зацепившись за какие-то услышанные факты.
TheGodfather
Конкретно на митапах такая активность вряд ли взлетит, но вот например на конференции SQA Days практикуется такое, что по нескольку раз в день есть особый таймслот типа «нетворкинг с кипишологом», вот как раз для тех, кто сам в нетворкинг не умеет, но не прочь пообщаться. И да, там было примерно так, как описывает автор — приходят условные 5 человек, садимся в кружочек и модератор проводит разные активности. Банальные «расскажите о себе» (что, в общем-то, может сработать, если есть интересные люди, чувак говорит «бла-бла, а еще я недавно вернулся из кругосветки на полгода, посетив 5 континентов..» — ну вот, и интересная неочевидная тема, за которую можно зацепиться), «что вам больше всего нравится в данной области» и все такое. Собственно, да, обычно модератору достаточно как-то «свести» людей и начать разговор, а дальше можно ретироваться. Хотя, по своему опыту (я не очень в нетворкинге), зачастую бывало так, что как только модератор уходит, то беседа быстро сходит на нет. А еще на таких эвентах быстро надоедает одно и то же по кругу говорить, ну т.е. пришел на митап, поболтал с, допустим, двумя человеками, а с третьим уже даже начинать лень, опять представляться, опять то же самое рассказывать. Пойду поем пиццу и поеду домой.
Можно представить себе это как игру и, например, попробовать за один вечер митапа «представляться» каждому новому человеку по разному. Ну там, вы же разными штуками увлекаетесь, ну так и представьтесь одному типично «Да вот работу работаю в ХХХ, делаю YYY», второму про рабочее хобби «Да я тут пишу свой проектик вот про ХХХ, контрибьючу в опен-сорс, Hacktoberfest вот *показывает на футболку*, слышал о таком?», третьему про нерабочее хобби «Да нунафиг это айти, я за последний год был в 10 странах разных, особенно круто было ночное сафари в Африке под звездами». Так что тут уже для себя в первую очередь надо решить, чего вы хотите от митапа получить. Я, честно говоря, прихожу в первую очередь послушать презентацию, во вторую очередь поужинать и только в третью — поболтать.