Всем привет! Надеюсь, вы помните меня по рассказам о жизни в ABBYY и Оргкомитете Сочи-2014. Давно ничего не писал, и вот наконец дошли руки. Я поменял работу в разгар коронавируса, поэтому хочу поделиться своим опытом и на личном примере рассказать о том, как компании справляются с такими нестандартными ситуациями, и успокоить, что менять работу в условиях «высокой неопределенности» совсем не страшно.



В начале года я понял, что хочу поменять что-то очень важное в жизни, и решил, что этим важным будет работа. Время было довольно спокойное: я предупредил команду, смахнул пыль с профиля в LinkedIn, посмотрел несколько видео про поиски работы, прикинул, в каких частях мира мне хотелось бы побывать, и начал проверять вакансии. Параллельно прикидывал, что умею делать и какие требования к новому месту работы у меня есть.

Я понял, что умею многое в областях разработки и продвижения мобильных приложений, машинного обучения и инноваций в международных компаниях. Если говорить о корпоративной культуре, то я был воспитан на классных книгах вроде «Открывая организации будущего», «Менеджмент 3.0» и «Принципы» и пытался взрастить эту культуру в ABBYY Mobile. Поэтому я понял, что не смогу работать в политизированных и бюрократизированных корпорациях с позицией «я начальник, ты дурак». Я жаждал настоящей открытости, меритократии и постоянного роста.

Поэтому сразу приходилось отказываться от довольно почетных предложений крупных компаний (их было порядка пяти). Тогда я понял, что нужно определиться в первую очередь с компаниями, а потом уже смотреть на подходящие вакансии. В итоге я составил список и написал знакомым, работающим в них. Очень советую иметь круг таких людей. Я обычно знакомился на конференциях и выступлениях, плюс есть чат бывших коллег и довольно объемный список «друзей» в соцсетях. В итоге получилось практически в каждую интересующую компанию написать напрямую.

Так как мы (семья с 2 детьми и шотландским котиком) не были привязаны к Москве и слегка уже подустали от неё, рассматривали предложения в разных крупных городах. Мы с женой учились и довольно долго жили в Краснодаре, там же родился первый ребенок, а потом в 2012 году меня позвали работать над олимпийскими приложениями в Москву. Очень тяжело было возвращаться, например, в Краснодар и видеть абсолютно те же самые проблемы, что и 8 лет назад… Поэтому этот город мы не рассматривали. Так как один ребенок в этому году заканчивал 3-й класс, а второй только родился, качество медицины, образования и услуг все-таки были очень важны. Так что рассматривали варианты из топов всяческих рейтингов и недалеко от Европы: Москву, Питер, Нижний Новгород, Калининград, Сочи, Казань и релокацию за рубеж.

Собеседования проходили довольно неспешно, в том числе зарубежные. В это время кризис и закрытия границ только разгорались. Было забавно видеть, как постепенно закрываются окна возможностей, и компании останавливают найм прямо у тебя на глазах, когда оставалось сделать буквально последний шаг.

Собеседования в Wrike


Про Wrike я был очень хорошего мнения из-за классных мероприятий Wrike TechClub и докладов на продуктовых конференциях, к тому же я интересовался системами управления проектами, борьбой с прокрастинацией и повышением производительности. Мне на глаза попалась вакансия менеджера продукта в AI, и я написал знакомому в компании, чтобы навести справки и получить рекомендацию для HR.

Так как я нахожусь в Москве, а центральный российский офис в Санкт-Петербурге, все основные собеседования проходили онлайн. Сначала было довольно простое собеседование с HR: на общую осведомленность и соответствие навыкам. Потом — с продакт-менеджером. Обменявшись мыслями про развитие искусственного интеллекта и поговорив о моих навыках, мы закончили на довольно неожиданном вопросе: «Что меня драйвит?». Я ответил, что хочу делать счастливыми коллег и пользователей и улучшать процессы. Я много времени посвятил этому в ABBYY (опять же ссылка на статью) и мне хотелось бы продолжать улучшать среду вокруг себя в Wrike. К счастью, никто не был против.

Дальше было довольно сложное и объемное тестовое задание, которое заставило поковыряться в источниках, оценить конкурентов, вспомнить все возможные методы приоритезации бэклога и анализа. Но к моей большой удаче эта работа помогла очень быстро войти в курс дела и сэкономить несколько часов во время важного задания в первые месяцы работы в Wrike. Потом мы побеседовали с ML-командой и обсудили уже совсем рабочие ситуации.

Дальше был довольно интересный тест на логику. Когда мне прислали материалы для подготовки, и я попробовал их пройти, то понял, что я попал… Но оказалось, что на реальном тесте все не так страшно. В ABBYY мы тоже проверяли людей на логику, чтобы прикинуть, насколько в целом «голова варит», так что это хороший вариант для быстрой оценки потенциальных проблем.

Последние этап — собеседование с новым лидом машинного обучения из США и Head of Product. Было страшновато, потому что я не считал себя максимально продвинутым в прохождении собеседований «по-западному»: с обсуждением рабочих кейсов по разным нужным софт-скиллам, безупречной самопрезентацией и соблюдением тонкой грани политкорректности. Но это ощущение быстро прошло, и разговор получился дружелюбным и интересным. До Wrike лид работал в AI Evernote, про который я много знал, так что нашли общий язык.

Все эти этапы потянули на 2 месяца, но так как я особо не рвался вылететь из гнезда и спокойно завершал работу, мне было комфортно.

«Переселение» в Wrike и начало работы


И вот в конце апреля я покинул работу в ABBYY (HR-службы отработали хорошо даже в разгар кризиса) и «переселился» в Wrike. Это было довольно забавно, потому что я просто переехал из одного ноутбука в другой. Офисы в то время были уже закрыты, так что рабочий ноут, документы и велком-пак мне прислали курьером.



Вот такую коробищу привезли из Питера в Москву для начала работы



Welcome-pack с сувениркой (MacBook Pro и аксессуары с документами я уже прибрал к рукам)



Котику большего всего понравилась серая майка

Я не очень-то хотел переезжать в Санкт-Петербург в середине учебного года, так что кризис и закрытия были как раз в тему. Работа из дома позволила нам спокойно завершить аренду квартиры, а также закончить музыкалку и обычную школу сыну.

Айтишникам довольно сильно повезло, потому что работа часто связана просто с наличием компьютера и подходящего интернета. В итоге, мечта «работать где угодно» (а я постоянно настаивал на открытии доп.офиса в Сочи, чтобы перебираться туда в самые депрессивные месяцы) таким вот странным способом реализовалась. Кризис и закрытия офисов позволили выехать из Москвы к родителям в Краснодарский край и наслаждаться ягодами, фруктами и солнцем практически каждый день.



Конечно, об интернете я позаботился заранее и провел в дома родителей GPON на 200 мегабит. С мобильным (даже 4G) сигналом совещания по зуму все-таки были гораздо хуже



Наслаждался не только я

В итоге и все активности для новичка были удаленные — знакомство с командой, Welcome Breakfast (завтрак-знакомство для новых сотрудников в ближайшем ресторане), Wrike Quest (набор заданий по знакомству с Wrike (продуктом, а не компанией)), обучающие тренинги, оформление ДМС (компания оплачивает страховку еще и на детей и половину от ДМС жены).



Все активности внутри компании заносятся в Wrike (ха-ха), так что в целом это был хороший тренинг по собственному продукту

Переезд в Питер




Несмотря на сворачивание рейсов, между Питером и Краснодаром регулярно летало 4 штуки и цены были гораздо ниже прошлогодних

Так как поиск школы и музыкалки для ребенка стоял у нас в приоритете, решили, что надо быть в Питере хотя бы в середине июля, чтобы неспешно найти квартиру и попытаться попасть в хорошую гимназию/лицей и музыкальную школу. К счастью, Wrike дает возможность 1 месяц пожить в корпоративной квартире и оплачивает билеты всем членам семьи + «подъёмные» на новом месте. Месяца вполне достаточно для поисков семейного жилья.





Корпоративная квартира в 7 минутах от офиса

В целом, привыкание далось несложно. В Питере действуют те же офигенные Самокат и Яндекс.Лавка, Деливери Клаб и Яндекс.Еда, Ситимобил и Яндекс.Такси. А еще Пятерочки, Магниты, Перекрестки и ВкусВилл. Есть возможность «самоизолированно» перемещаться по городу — велосипеды SmartBike (60 рублей за полчаса и далее 5 рублей в минуту) и электросамокаты (больше понравились Molnia и Whoosh, правда расценки недетские и динамично меняющиеся — 45 рублей за старт плюс 4/5/7 рублей за минуту и 50 рублей за старт плюс 5/7 рублей за минуту соответственно).

Погода, конечно, оказалась гораздо «суровее», чем московская и тем более краснодарская. Но дни тепла и солнца были регулярно, а красивые дома и парки дарили ощущение радости. Из необычных впечатлений — булочные реальном на КАЖДОМ углу, иногда по несколько на перекрестке, и, кстати, довольно вкусные и недорогие (после эклеров за 100 рублей в Москве я очень удивлялся ценам в 40-50 в Питере). Ну и, конечно, любимый «Буквоед», который все такая же мимишная версия «Читай-города».

Чтобы подобрать квартиру ближе к офису, я использовал классные возможности Яндекс.недвижимости: время на дорогу и слой с инфраструктурой. Таким образом удалось понять, возле каких станций метро искать квартиры и школы.



Из этих районов города можно за 45 минут добраться до Wrike



Тепловая карта инфраструктуры для жизни и развлечений. Есть еще аналогичная для транспортной доступности

Квартиру искал уже на месте. Несмотря на попытки искать через знакомых или всякие группы «без агентов», хороший поток вариантов давали только циан и авито. Коронавирусные времена довольно сильно ударили по аренде, так что варианты попадались прям хорошие, несмотря на наши ограничения по расположению, необходимость временной регистрации и согласия на котика.

Мы предварительно отправили все вещи из московской квартиры на склад, и далее они уже ждали от нас сигнала, чтобы перевезти все в Питер. Так как компания давала приличную сумму на релокацию, решили воспользоваться «Деликатным переездом», а не городить комбинацию из грузчиков, складов и автоперевозок. Они практически единственные предложили нормальную логистику этого процесса, к тому же у них был склад в Питере дешевле. В целом, получилось вполне неплохо. 4 человека упаковали квартиру за 6 часов (получилось 100 наименований вещей).

Музыкальные школы я искал по 2GIS (поиск по типам заведений все-таки у него работает лучше. Например, «Музыкальный лицей» Яндекс так и не нашел, хотя по сути это музыкальная школа). Везде нужно пройти экзамен, но и поступление тоже довольно прозрачное — подавай заявку и приходи на экзамен в указанное время.

Со школами всё было сложнее. Хотелось попасть в действительно хорошую. В итоге в качестве рабочего инструмента использовал рейтинги по ЕГЭ и рейтинги Комитета по образованию. Вычеркнул школы, не попадающие в зоны проживания выше, потом отсортировал по количеству «номинаций» и среднему месту и получил список из 6 классных школ, гимназий и лицеев. Дальше «олдскульный» обзвон, мотивационные письма, встречи с директорами, и вот нам удалось попасть в хорошую гимназию недалеко от метро и от работы.

Переезд с котиком тоже существенно упростился. Если раньше справку из ветеринарии перестали требовать при ЖД-перевозках по России, то теперь и при авиа-перевозках. Я сначала по старой памяти пошел в гос.ветеринарную клинику, где мне показали распечатки закона о том, что зря я пришел, но так уж и быть зафиксировали в паспорте, что кот на осмотре показался здоровым. Дальше в день вылета побежал в ветеринарную службу аэропорта, где прервал обед служащего, который грустно посмотрел на мои документы и тоже спросил, что я тут делаю, ведь мне по России надо лететь. Удивленный вернулся обратно и без проблем оформил «багаж» на рейс. Раньше все эти процедуры занимали довольно много времени.

Так как в Питере обстановка в связи с коронавирусом была так себе, офис решили открыть только для очень нуждающихся, не более 90 человек, работающих в индивидуальных кабинетах (кстати, распределение команд по кабинетам, а не тотальный опенспейс, при сравнении с другими компаниями тоже радовало). И, конечно, всем продолжали доплачивать за питание на банковскую карту, вместо специальной — для обедов. Обсудив с командой, решил пока все-таки работать «из дома». Но офис, в целом, уже готов к приему гостей, и желающих пока оказалось даже в 2 раза меньше доступных мест.









Адаптация


Стресс на удаленке присутствует у каждого. Приятно, что современные компании пытаются сделать все возможное, чтобы это исправить. Так было и в ABBYY, и в Wrike. В ABBYY мне очень нравился TED Friday с просмотром любимого видеоролика кого-то из коллег и обсуждения идей оттуда, а также выступления коллег на разные образовательные темы.

Я там показывал одно из любимейших видео — Shawn Achor: The happy secret to better work | TED Talk.



Секреты довольно простые, но и очень сложно интегрируемые в жизнь

Приятно было видеть подобные активности и в Wrike. За «коронавирусный квартал» прошло несколько классных мероприятий.



Знакомство с домашними животными коллег



Кулинарный мастер-класс



Музыкальный квартирник с коллегами



Подражание картинам художников



Вебинар по борьбе с прокрастинацией от Максима Дорофеева

И еще семинар по медитации и практике внимательности, встречи по культурам разных стран, турнир по Counter-Strike, классные обзоры путешествий коллег, лекции по экологии. Ну и дистанционно идут уроки английского, йога и много всего другого. Также переехали в онлайн ежемесячные All-hands meetings на все 1000+ сотрудников Wrike по всему миру с основными достижениями и проблемами месяца, открытые результаты кварталов и OKR, еженедельные продакт-менеджерские встречи, staff meetings на всю компанию.



Engineering All-hands June 2020 — викторина в перерывах между рассказами

Когда я более-менее освоился, тоже провел внутри команды мини-тимбилдинг: попросил ребят записать 3 правды и 1 ложь о себе, ответить на вопрос, кем хотели стать, когда вырастут, приложить любимую песню и фотографию рабочего места. Мы много узнали друг про друга и хорошо провели время. С августа можно будет проводить такие тимбилдинги и офлайн — на каждого человека выделена сумма на полугодие, которую можно потратить на мероприятие по выбору команды.



80% коллег посчитало, что это ложь, хотя это правда )

Вспоминая кудо-карточки, которые я вводил в мобилках ABBYY, был рад увидеть здесь централизованную систему «благодарностей» — bonus.ly. Ежемесячно каждому начисляются 100 бонусных баллов, которые можно в любой доле перечислить сотруднику Wrike за какие-то классные действия. Например, понравившуюся презентацию или помощь с работой.



Потом на эти бонусные баллы можно «купить» сувениры Wrike или перевести их на благотворительность.



А еще мне очень нравится корпоративный аккаунт в Amazon, с которого можно покупать, читать и слушать книги, и корпоративные Kindle. Я дикий фанат чтения, и у меня у самого киндл с 2012 года.

В целом, не смотря на страхи и опасения от смены работы и переезда в другой город, получилось довольно неплохо. Опыт показал, что:

  1. Компании продолжают искать людей, в том числе расширился список удаленных вакансий. Многие впервые в своей истории стали искать сотрудников из других городов.
  2. Компании перестраивают процессы, чтобы соответствовать новому режиму работы, так что вы сможете действительно легко переключиться на новое рабочее место, даже если оно фактически находится в сотнях километров. Курьерские службы все сделают в лучшем виде.
  3. Кризис позволил сократить затраты на перемещения, а рынок аренды квартир буквально перевернулся с ног на голову, так что искать жильё и переезжать сейчас стало гораздо приятнее.

В общем, если вы действительно давно присматривались к смене работы или места жительства, советую вам еще раз взвесить все за и против. Возможно, сейчас — самое подходящее время.