Московскому велопрокату уже немало лет. Тем не менее у сервиса остаётся немало проблем. В этой статье я расскажу о них со стороны постоянного клиента и попробую предложить свои решения.

Для начала я кратко напомню механику сервиса.

В городе есть много станций с велосипедами. На любой из них можно взять велосипед, на любой можно его сдать. Больше нигде взять или сдать велосипед нельзя.

Чтобы начать пользоваться сервисом, нужно купить абонемент. Продаётся абонемент на разные сроки: можно купить на день, а можно сразу на сезон. Абонемент даёт право брать велосипеды. Однако ездить, сколько хочешь, не получится. Бесплатно можно кататься только первые 30, 45 или 60 минут. Эта длительность зависит от выбранного абонемента. После этих минут вы будете кататься уже платно. То есть будете тратить деньги ещё поверх цены абонемента. Однако ничего не мешает припарковаться через 25 минут, снова взять велосипед и покататься ещё 25 минут. Так все и делают, если хотят покататься подольше.

Теперь я расскажу о проблемах, которые заметил за полтора года использования сервиса.

1. Много сломанных велосипедов

Сломанным я считаю велосипед, у которого сдуты колёса, слетела цепь или не работает хотя бы 1 тормоз. Да, на всё это можно наткнуться.

Бывают и велики, у которых нет перечисленных дефектов, но их невозможно взять в аренду. При попытке происходит техническая ошибка. В чём проблема - загадка. Возможно не удаётся подключиться к сети на станции.

Есть велосипеды, у которых не нажимается одна или несколько кнопок. Это может быть забавно. Допустим, если у вас в логине есть цифра 7, а цифра 7 не нажимается, то взять в аренду такой велик вы не сможете.

Часто бывает так, что приходишь на станцию и приходится попробовать несколько велосипедов прежде чем наткнёшься на работающий. Или не наткнёшься и раздосадованный пойдёшь пешком. Рабочие велики на некоторых станциях (например, у метро "Парк Культуры") быстро разбирают курьеры (актуально, начиная с 2020 года) или другие клиенты.

2. Сломанные велосипеды не помечены

Когда я прихожу на станцию с целью взять велосипед, я провожу короткий ритуал. Сначала я смотрю на бортовые номера, указанные на велосипедах. Первая цифра указывает на номер серии. Чем больше цифра, тем новее велосипед. Документальных подтверждений этому не искал, но очень похоже на правду. Чем новее велосипед, тем меньше вероятность, что он сломанный.

Соответственно, я двигаюсь от более новых велосипедов к более старым.

После выбора кандидата я устраиваю ему стресс-тест. Аккуратно бью ножкой по колёсам, чтобы проверить, не сдуты ли. Затем прокручиваю цепь и прожимаю тормоза. Если что-то не так, иду к следующему кандидату. Если всё в порядке, то беру. Если взять не получается из-за технической проблемы, иду дальше.

Всего этого я мог бы не делать, если бы знал сразу, какие велосипеды работают, а какие нет. Сейчас нет удобного способа понять, что велосипед нерабочий.

Некоторые пользователи оставляют хитрые пометки на самом велосипеде. Например, разворачивают сиденье на 180 градусов. Однако универсального языка не существует.

Сервису нужен удобный способ пометить велосипед, как нерабочий. Это можно было бы организовать через мобильное приложение Велобайка или с помощью кнопок на самом велосипеде. Если несколько клиентов в течение часа сказали, что у велосипеда слетела цепь, то вероятно она действительно слетела. Таким внимательным клиентам нужно давать бонусы. Например, скидки на будущие сезоны. Можно было бы внедрить геймификацию. Чтобы человек мог получить ачивку вроде "Пометил 5 сломанных велосипедов".

К тому же такая система пометок помогла бы ремонтникам велобайка.

3. Сложно планировать маршрут

Это скорее не текущая проблема Велобайка, а предложение для улучшения.

Представьте, что вас пригласили в гости в район, где вы никогда не были. Вам нужно добраться туда на транспорте. Что вы делаете в таком случае? Я обычно планирую маршрут через какой-нибудь навигационный сервис вроде 2Гис. Ок, составили план.

Так получилось, что ваш маршрут - это поездка на метро, а потом от метро на автобусе. От поездки на метро обычно никуда не денешься. Но поездку на автобусе теоретически может заменить поездка на велосипеде. Для этого, как правило, должны быть выполнены следующие условия: есть станции рядом с метро и рядом с пунктом назначения, на станции рядом с метро есть рабочие велосипеды, на станции назначения есть свободные места. Выполнение условий надо выяснять вручную, ковыряясь попеременно в приложении Велобайка и в приложении навигации. Очень неудобно. Если вы настойчивый и очень уж не хотите ехать на автобусе, то вы сможете найти силы. Но обычно лень.

Это приводит к мысли. А что, если интегрировать Велобайк в сервисы навигации? То есть чтобы Велобайк стал видом транспорта наравне с автобусом. И чтобы этот вид транспорта мог попасться вам в оптимальном маршруте.

Яндекс.Карты уже умеют прокладывать маршрут на велосипеде. Казалось бы, чтобы уметь проложить маршрут на Велобайке, нужно добавить к существующему не так много. Нанести на карту все станции, интегрировать проверку наличия великов. Возможно я заблуждаюсь и технически всё сложнее. Знающие люди, рассудите.

Не знаю, к кому конкретно обращаться с таким предложением. Задача требует участия и Велобайка, и навигационного сервиса.

4. Нет станций вглуби парков

Станции в Парке Горького
Станции в Парке Горького

Рассмотрим Парк Горького и Нескучный Сад. Вглуби парка нет станций, есть только по периметру. Причём до станций на Ленинском проспекте (по диагонали) не доедешь из парка, сильно в горку.

Из-за этого по парку на Велобайке ездить сложно. Вдруг ты хочешь остановиться, спешиться, чтобы покушать сахарную вату. Тогда твоя поездка затянется, тебе нужно ещё возвращаться ко входу в парк. Придётся заделиться деньгами.

Станции в Битцевском лесу
Станции в Битцевском лесу

Как ситуация в других парках - не знаю.

Решение проблемы простое - поставьте станции посреди парков.

5. Ненавистное подтверждение по СМС

Как сейчас происходит сдача велосипеда? Вы заводите его в парковочный лот, он заходит с приятным щелчком. После этого на дисплее отображается "Return OK". Интерфейс явно говорит пользователю расслабиться. Но при этом ещё нужно дождаться СМС! И не важно, что вам уже сказали "Return OK". Если СМС не пришла, то считайте, что велосипед не сдался. И извольте потом платить, если уже ушли.

Эта забавная картинка взята отсюда: habr.com/ru/company/usedesk/blog/301052/
Эта забавная картинка взята отсюда: habr.com/ru/company/usedesk/blog/301052/

Мне кажется, это проблема пользовательского интерфейса. Дайте пользователю понять, что когда он затащил велик в лот, не всё ещё кончено. Да, вы пишете об этом везде на сайте и в приложении. Но когда мне говорят "Return OK", я об этом не вспоминаю.

А ещё лучше, чтобы сдача происходила не в 2 этапа, а в 1. Уж не знаю, возможно ли это технически.

6. Неравномерная нагрузка на станции

Есть станции, на которых хотят припарковаться слишком много людей. Например, станции у метро под вечер буднего дня, когда люди возвращаются с работы. На таких станциях иногда занимают все слоты и свой велосипед сдать невозможно. Приходится ждать, пока кто-то другой возьмёт велик, или ехать на другую станцию, которая теоретически может быть далеко.

Есть и станции, у которых всё наоборот. Там велосипеды быстро разбирают, ухватить себе невозможно. Приходится поступать аналогично. Ждать, пока кто-то припаркуется здесь, или идти на соседнюю станцию. Ещё есть вариант сдаться, часто оптимальный.

У меня впечатление, что эта проблема решается вручную. Если оператор видит, что на станции всё плохо, он передаёт это ответственному лицу. На станцию отправляется фургон, чтобы восполнить дефицит или наоборот забрать лишние велики.

Возможно я заблуждаюсь и у Велобайка есть система, которая строит прогнозы загрузки, старается оптимально распределять велосипеды. Если её действительно нет, хорошо было бы, если бы появилась.

Итог

Велобайк пока не может стать полноценным видом транспорта, так как к нему нет полного доверия. В метро я знаю, что в какой бы момент времени я не зашёл, максимум через 5 минут я сяду на поезд. С Велобайком так не работает. В какой бы момент времени я не воспользовался сервисом, я должен закладывать время на то, что мне попадётся плохой велик, что я не смогу припарковаться и так далее.

Однако если есть право на опоздание, я с удовольствием пользуюсь. Велобайк, вы делаете хорошее дело и я желаю вам стать лучше.