Питерский музей пока небольшой. В нём 11 экспонатов — компьютеры и игровые консоли. Разумеется, всё это работает — можно воочию оценить старые интерфейсы, клавиатуры, джойстики и мыши. К каждому экспонату прилагается набор легендарных игр, в которые можно играть. Вот какую технику мы подготовили для музея:
Арифмометр «Феликс»
Арифмометр позволял работать с неотрицательными числами до девяти знаков и получать результат сложения, вычитания и умножения до 13 знаков. Результат деления мог быть до восьми знаков. Средняя производительность машины (количество операций в час): при умножении пятизначных чисел на четырёхзначные — 115, при делении пятизначных чисел на четырёхзначные — 85.
Серийный выпуск: 1929–1978, вес «Феликса» с футляром: 6 кг. Более подробный рассказ и видео на Хабре
Внутри корпуса арифмометра был звонок, который выполнял роль флага переноса: сигнализировал о переполнении через границу представления чисел. Верхняя граница — 9999999999999 (13 девяток), нижняя — ноль. Звонок звенел, если результат получался за пределами этого диапазона.
Siemens Nixdorf PCD-4Lsx
Siemens Nixdorf была образована в 1990 году путём слияния компании Nixdorf Computer AG и подразделения Data Information Services (DIS) в Siemens AG. Выпускала операционные системы, мейнфреймы, серверы, персональные компьютеры, мониторы и т. д. До 1998 года Siemens Nixdorf была крупнейшей европейской IT-компанией.
Серийный выпуск: 1991
Процессор: Intel A80486SX-25, частота 25 МГц, техпроцесс 600–1000 нм, 1 185 000 транзисторов
Оперативная память: 4 МБ
Жёсткий диск: Conner CFA170A 170 МБ IDE
Звуковой контроллер: Creative Vibra 16 ISA
Интерфейсы: два порта PS/2, два COM-порта, порт LPT, VGA-видеовыход
Операционная система: MS-DOS 6.22 и Microsoft Windows 3.1
В конце 80-х – начале 90-х часто встречались подобные компьютеры — по нынешним меркам непривычно низкие и широкие. Их в шутку называли «Pizza box». В 1991 году реклама американской фирмы Data General прямо спрашивала: «Кто поместил производительность мейнфрейма в коробку из-под пиццы?» Примеры таких компьютеров — SPARCstation 1 и SPARCstation 5 фирмы Sun Microsystems, NeXTstation компании NeXT и бюджетная серия Apple Macintosh LC.
Sony PlayStation
PlayStation — первая приставка, проданная в количестве более 100 миллионов экземпляров.
Серийный выпуск: 1994
Процессор: 32-битный R3000A-совместимый RISC MIPS, 33,8688 МГц
Оперативная память: 2 МБ
Видеопамять: 1 МБ
Оптический привод: CD-ROM с двойной скоростью 300 КБ/с
Сначала игры распространялись на специальных компакт-дисках из чёрного пластика. Оптический дисковод проверял диски на оригинальность и без специальных ухищрений не позволял запускать неоригинальные CD. Кроме игр PlayStation могла воспроизводить аудиодиски.
К середине 2007 года библиотека игр и программ для PlayStation насчитывала почти восемь тысяч наименований.
Две приставки можно было подключить через последовательный порт друг к другу и играть вместе.
Sega Mega Drive
У Sega Mega Drive было два микропроцессора: основной — Motorola 68000, дополнительный — Zilog Z80. Объём оперативной памяти — 72 КБ, видеопамяти — 64 КБ. Игры распространялись на картриджах.
В 1993 году Sega выпустила компактную версию приставки с уменьшенной системной платой — Sega Mega Drive II (Sega Genesis II). В ней отсутствовал разъём для подключения наушников и регулятор громкости.
В Японии, Европе, Австралии и Бразилии приставка называлась Mega Drive, а в США — Genesis. Дело в том, что Sega не смогла зарегистрировать торговую марку Mega Drive на американском рынке: название уже использовалось малоизвестной компанией Mega Drive Systems.
В 1990-м, за год до запуска всемирного веба, заработала Sega Meganet — онлайн-служба для Японии, позволявшая играть в некоторые игры по сети. Подключение осуществлялось с помощью специального устройства Sega Mega Modem. Запуск аналога для США был запланирован, но сорвался.
Atari 800XL
Atari 800XL была представлена на выставке CES в 1983 году и стала самой популярной моделью семейства: за полтора года компания продала более 600 тысяч экземпляров. Устройство получило слот для картриджей, что позволяло позиционировать его как компьютер с игровыми функциями. Из интересного: встроенный интерпретатор языка BASIC, параллельный и последовательный порт — к компьютеру можно было подключить более десяти устройств. Клавиатура выполнена на основе гибридных механически-ёмкостных переключателей, за счёт чего клавиши имеют очень мягкий, бесшумный ход.
Сильной стороной Atari 800XL были мультимедийные возможности. Для обработки графики, звука и ввода-вывода предназначались специальные микросхемы (ANTIC, GTIA, POKEY, PIA), поэтому процессор можно было использовать для других задач. Такая производительность и архитектура позволяли успешно конкурировать с другими домашними компьютерами того времени — Apple II и Commodore PET.
Atari 800XL выпускался в Гонконге и на Тайване до 1985 года, когда ему на смену пришли компьютеры серии Atari XE.
Серийный выпуск: 1983–1985
Процессор: восьмибитный MOS Technology 6502C 1,79 МГц
Оперативная память: 64 KБ с возможностью расширения до 128 КБ
Постоянная память: 24 КБ
Графика: разрешение 320?192, 16 цветов из 256
Звук: чип POKEY, четыре канала
Операционная система: встроенный интерпретатор BASIC
Последовательный порт (Atari SIO — Serian Input/Output) был разработан инженером Джо Декёром, который также участвовал в разработке стандарта USB. Часть патентов на USB принадлежат именно Джо.
Commodore 64
Одним из ключей к успеху C64 стала агрессивная ценовая политика компании Commodore. При довольно низкой цене в 595 долларов компьютер мог похвастаться качественной цветной графикой (в нём стоял отдельный видеопроцессор), хорошим звуком (за счёт микросхемы трёхканального звукового синтезатора), возможностью подключаться не только к монитору, но и к обычному телевизору, а также большим количеством доступных периферийных устройств. Секрет в том, что Commodore сама производила микросхемы. Это позволило сократить себестоимость одной машины до 135 долларов.
Apple II не мог в полной мере конкурировать с такой новинкой по техническим характеристикам, а Atari 800 был слишком дорог в производстве, хоть и похож на C64. Commodore продавала свой компьютер через разные розничные сети: его можно было встретить не только среди электроники, но даже в магазинах игрушек и бытовой техники.
Выпуск C64 прекратился в апреле 1994 года.
Серийный выпуск: 1982–1994
Процессор: восьмибитный MOS Technology 6510 900 КГц или 1,023 МГц
Оперативная память: 64 КБ
Постоянная память: 20 КБ
Графика: VIC-II, разрешение 320?200, 16 цветов
Звук: SID 6581
Считается, что именно на C64 сформировалась киберкультура под названием «демосцена». Это направление компьютерного искусства, главная особенность которого — написание программ, которые в реальном времени создают на экране визуальные эффекты, синхронизированные с музыкой и объединённые стилистически и сюжетно. Тем самым демо служит симбиозом программирования и искусства. Демосцена существует по сей день.
iMac G3
Стив Джобс называл мышь iMac прекраснейшей в мире, но шайбообразная форма подходила не всем. Приходите и попробуйте поводить курсором по экрану, открыть пару приложений.
Продажи iMac спасли Apple от банкротства: к началу 2002 года было продано шесть миллионов экземпляров.
Серийный выпуск: 1998–2003
Процессор: PowerPC G3 500 МГц
Оперативная память: 256 МБ
Графическая карта: ATI Rage 128
Жёсткий диск: 40 ГБ
Экран: ЭЛТ, 15 дюймов, разрешение 1024?768
Интерфейсы: два порта USB 1.1, два порта Firewire 400, Wi-Fi 11 Мбит/с, порт Ethernet RJ-45, 56-килобитный модем
Операционная система: Mac OS 8, 9 и 10
Apple постоянно расширяла линейку цветов iMac G3. В разное время было доступно 13 вариантов: все цвета радуги, кроме жёлтого, плюс вариации и экстравагантные расцветки, например голубая в белую крапинку.
iMac G4
iMac G4 выпускался в одном цвете — молочно-белом. При этом динамики, клавиатуру и мышь, которая была одной большой кнопкой, обычно делали полупрозрачными. Всё это создавало запоминающийся образ.
Серийный выпуск: 2002–2004
Процессор: PowerPC G4 1,0 ГГц
Оперативная память: 2 ГБ
Графическая карта: nVidia GeForce 4 MX 32 МБ
Жёсткий диск: 80 ГБ
Экран: 15 дюймов, TFT LCD, разрешение 1024?768
Интерфейсы: три порта USB 2.0, два порта Firewire 400, Wi-Fi 54 Мбит/с, порт Ethernet RJ-45, 56-килобитный модем
Операционная система: Mac OS X 10.5.8 Leopard
Пользователи придумывали прозвища для iMac G4: «настольная лампа», «лампа Джобса» и «iLamp». Компьютер также напоминал Люксо-младшего — персонажа-настольную лампу из заставки и мультфильма студии Pixar, в работе которой Стив Джобс принимал активное участие.
iMac G4 стал одной из последних машин с поддержкой Mac OS 9 — операционной системы предыдущего поколения, предшественницы нынешней macOS. Можно было установить обе системы и выбирать нужный вариант при загрузке.
Денди
Бренд Денди придумал и разработал Виктор Савюк, слонёнка Денди придумал художник-мультипликатор Иван Максимов, рекламные тексты помогал составлять специалист по «нейролингвистике» Алексей Ситников, рекламный джингл сочинила и исполнила группа «Несчастный случай», а блогер Рустем Адагамов занимался дизайном коробок. На российском ТВ выходила реклама: «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!»
В 1992 году приставка стоила 94 доллара, затем цена снизилась до 20 долларов. Купить Денди можно и сейчас.
Серийный выпуск: 1992–1996
Процессор: UMC UA6527P 1,79 МГц (аналог чипа Ricoh 2A03), совместимый с MOS Technology 6502
Оперативная память: 2 КБ
Постоянная память: страничная, по 8 КБ на страницу, количество страниц зависело от картриджа
Графика: разрешение 256?240, 16 цветов из 52
Звук: встроенный pAPU, пять каналов
С октября 1994 года на канале 2x2 раз в неделю выходила передача «Денди — Новая реальность» с обзором игр. Второй сезон программы (1995–1996) выходил на канале ОРТ.
ZX Spectrum
Полноценный графический видеорежим — не единственное, что отличало ZX Spectrum от предшественников этого же производителя. Компьютер получил улучшенную клавиатуру, звук, стало доступно множество периферийных устройств, в том числе и от сторонних производителей. Из-за удачной архитектуры и простоты реализации ZX Spectrum неоднократно копировался во многих странах, в том числе в СССР.
Ещё одним элементом успеха стало огромное количество видеоигр — ZX Spectrum фактически был лидером в этой области. Но по-настоящему массовым его сделала низкая цена — от 200 долларов.
За первый год было продано более миллиона машин, за всё время — пять миллионов. Серийный выпуск прекратился в 1992 году, однако силами многочисленных энтузиастов компьютер производится по сей день.
Серийный выпуск: 1982–1992
Процессор: Zilog Z80 3,5 МГц
Оперативная память: 16–48 КБ
Постоянная память: 16 КБ
Графика: цветная, разрешение 256?192, 15 цветов
Звук: beeper
Программы и игры для ZX Spectrum выходят до сих пор. Поиграть в игры 2019 года можно на сайте конкурса Yandex Retro Games Battle.
Amiga 1200
Компьютеры серии Amiga опережали время. Великолепную графику и звук дополняла изощрённая операционная система AmigaOS — с такими же идеями многозадачности и распределения памяти, как, например, в современной macOS. Расширяемая, масштабируемая архитектура и производительность при довольно низкой цене делали эти машины одними из самых популярных на рынке. Компьютеры Amiga позиционировались как домашние, но также использовались в кино и на ТВ. C их помощью делали 3D-модели, ТВ-заставки, компьютерную графику и спецэффекты.
В 1994 году из-за ошибок в менеджменте корпорация Commodore обанкротилась, несмотря на то, что компьютеры Amiga были самыми продаваемыми на рынке. Они на полтора года исчезли с прилавков. Затем производство возобновила компания ESCOM, но у неё не было чётких планов развития платформы и никакой базы для этого: отсутствовала команда идеологов, а инженеры-разработчики классической Amiga уже перешли к конкурентам. В июле 1996 года ESCOM тоже объявила себя банкротом, и производство этих компьютеров прекратилось окончательно.
Серийный выпуск: 1992–1996
Процессор: 32-битный Motorola 68EC020 14 МГц, разгоняется акселераторами
Оперативная память: 2 MБ, расширяемые до 256 МБ
Постоянная память: 512 КБ
Графика: чип Lisa, разрешение от 320?200 до 1448?566, палитра до 16,8 млн цветов
Звук: восьмибитный чип Paula, стерео, четыре аппаратных канала
Операционная система: AmigaOS 3.0–3.9, Minix, Debian Potato, NetBSD
Ошибки в менеджменте обанкротили Commodore, несмотря на то, что компьютеры Amiga были самыми продаваемыми на рынке. Производство выкупила и возобновила компания ESCOM, но затем и она обанкротилась, потому что команда разработки успела уйти к конкурентам.
Мониторы Sony PVM
Обеспечивают картинку высокой чёткости и цветопередачи, поддерживают любую, в том числе нестандартную частоту развёртки, обладают мгновенным откликом и поддержкой разных типов видеосигнала. Это очень важно при использовании с ретрокомпьютерами: многие из них передают картинку по экзотическим стандартам страны происхождения.
В последнее время Sony PVM и их аналоги крайне популярны в сообществе энтузиастов ретротехники. Эти мониторы обрели вторую жизнь в руках людей, бережно хранящих наследие индустрии.
В отличие от большинства ЖК-экранов, Sony PVM позволяют играть в Денди со световым пистолетом.
Музей открыт каждый день с 10 до 22. Приходите! Мы постарались сохранить элементы старой петербуржской квартиры: старинную печь и высокие двери. В этом же помещении расположен магазин Яндекса с умными устройствами.
Тем временем московскому музею уже больше двух лет — мы продолжаем пополнять экспозицию действующей техникой, работать с коллекционерами, проводить мероприятия. Теперь мы будем развивать сообщество вокруг ретрокомпьютинга в обеих столицах.
PereslavlFoto
Нелегко будет «развивать сообщество вокруг ретрокомпьютинга в обеих столицах», если Яндекс запрещает использовать записи звучания своих компьютеров. Поэтому прошу вас, пожалуйста, разрешите использовать звукозаписи по свободной лицензии Creative Commons Attribution Share-Alike. Спасибо.
BarakAdama
Конечно же, не запрещает. Звуки опубликованы по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial, которая даёт право на некоммерческое использование, модификацию и т. п.
PereslavlFoto
Как же «не запрещает»? Эта лицензия не совместима ни с каким свободным программным обеспечением. Эта лицензия ничего не добавляет к fair use, поэтому она бесполезна.
Вот поэтому я и спрашиваю про свободную лицензию.
BarakAdama
Всё же замечу, что между «запрещает использовать» и «разрешает использовать по CC-ND» бесконечно огромная разница.
Теперь я понял, о чём вы. Посмотрим, что можно сделать.
PereslavlFoto
Я хотел бы подчеркнуть: всё то, что разрешено по ND — всё это разрешено и безо всякой лицензии, просто в силу 1274 статьи Гражданского кодекса. Публикуя произведение, вы автоматически выпускаете его по ND лицензии, потому что такую льготу всем нам даёт закон. Вот :-).
middle
Открыл статью 1274 и текст лицензии, и не увидел в статье 1274, например, права на создание произвольных производных произведений.
PereslavlFoto
NC-лицензия запрещает коммерческое использование, то есть не разрешает создавать любые производные произведения. Разрешает только некоммерческие производные.
А вот 1274 статья позволяет цитировать, использовать целиком и в отрывках, сообщать в эфир. Это и есть создание производных произведений. Как видите, некоммерческие производные разрешены в законе, и лицензия тут не даёт ничего дополнительного.
А вот свободная лицензия разрешает любое использование любым способом для любой цели. Именно она и нужна. Именно о ней я и рассказываю сотрудникам «Яндекса».
middle
> NC-лицензия запрещает коммерческое использование, то есть не разрешает создавать любые производные произведения. Разрешает только некоммерческие производные.
Создание и использование — разные вещи.
> использовать целиком и в отрывках, сообщать в эфир.
… При выполнении определённых условий, с которыми большинство сталкивается довольно редко. Просто так произвольное произведение, например, песню, в эфир не передашь (потому что это не новость, не политическая речь и т.п.).
> Это и есть создание производных произведений.
Это лишь очень узкий класс производных произведений, и то надо разбираться, является ли отрывок производным произведением (судя по статье 1260 — не очень).
А вот простой пример: я могу взять роман, опубликованный на китайском языке под лицензией CC-NC, перевести его на суахили и легально опубликовать у себя в блоге (перевод — действительно производное произведение). Какой пункт статьи 1274 позволяет такое провернуть?