Меня зовут Олег Сенин, я программист, художник и музыкант на разных ретроплатформах. В этом году я присоединился к команде музея Яндекса. Не повезло: переехал из Санкт-Петербурга, собирался выйти на работу в музей, и тут началась самоизоляция. Но знакомить людей, в том числе профессионалов, с историей ретротехники можно и в режиме онлайн. Если вы когда-нибудь делали игры или хотите попробовать, но опасаетесь масштаба современных платформ, этот пост для вас.

В прошлом году я ещё не работал в музее, но вместе с командой MAYhEM & CONSCIENCE участвовал в Yandex Retro Games Battle 2019. Это конкурс музея, посвящённый созданию игр для легендарного компьютера ZX Spectrum. Игра, с которой мы участвовали, называется Space Monsters meet THE HARDY. Всего до финала дошло 19 новых игр — коллеги писали о них, и читатели Хабра помогли в выборе команды, получившей награду зрительских симпатий. Тогда победил коллектив Zosya Entertainment c игрой Valley of Rains, a наша игра заняла второе место.


Сегодня я рад объявить о новом конкурсе — Yandex Retro Games Battle 2020 — и поделиться ресурсами и книгами, которые я собрал. Они помогут вам в геймдизайне и программировании под ZX Spectrum.

Условия нового конкурса


Правила остались прежними. Необходимо разработать новую, свободную от авторских прав игру для ZX Spectrum 48K или 128K. Важно, чтобы игра управлялась с клавиатуры, джойстика и/или мыши, использовала звук Beeper и/или AY, а также имела загрузчик Tape (.tap) или TR-DOS (.trd). Присланные игры мы опубликуем на сайте — любой посетитель сможет в них поиграть в веб-эмуляторе ZX Spectrum (вот страница с 19-ю играбельными проектами для конкурса прошлого года).

Прислать игру на Yandex Retro Games Battle 2020 можно здесь. Заявки принимаются до 16 ноября 2020 года, а итоги конкурса мы объявим 12 декабря. Жюри оценит в играх звук (максимум 5 баллов), графику и геймплей (по 10 баллов). Сумма трёх оценок и определит тройку победителей. Кроме того, 17 ноября откроется голосование зрительских симпатий — выбранную вами игру ждёт специальный приз.

Полезные ресурсы и книги


Редакторы графики: ZX Paintbrush и multiArtist_v0.96

Конвертеры графики для ZX Spectrum: bmp2scr2.11a и justscr1.0.4

Редактор спрайтов SevenUp

Музыкальные редакторы AY и beeper

Сжатие данных для современного программирования под Z80

Как настроить среду разработки под VSCode

Особенности архитектуры фирменных моделей ZX Spectrum

Коллекция полезных процедур для ZX Spectrum (исходники)

Описание графических режимов ZX Spectrum

Крупнейший архив системных программ и утилит для ZX Spectrum

Эмуляторы ZX Spectrum для PC, в частности:


Книги по ZX Spectrum: в коллекциях полных книг на сайтах ZXPRESS и Virtual TR-DOS много интересного в разных форматах, но особенно рекомендую эти:


И эту: How to Write ZX Spectrum Games от Джонатана Колдуэлла, автора Arcade Game Maker

Серия статей на русском языке об игровом движке Churrera, из которой можно узнать, как делать игры на C под ZX Spectrum и разжиться инструментарием/конвертерами для работы с тайлами и спрайтами:


Конструктор игр Arcade Game Designer (AGD) с редактором карт, спрайтов и скриптами

AGDX — улучшенная версия конструктора AGD

z88dk — компилятор C с возможностью написания под ZX Spectrum (в составе есть splib, на которой работают движки от Mojon Twins)

Мультиколорные движки с интерфесами для ассемблера, C через z88dk или Borel ZX Basic:


База знаний о ZX Spectrum

И ещё немного полезных ссылок

* * *


Удачных экспериментов! Я буду рад, если кому-нибудь из вас этот пост поможет приблизиться к написанию собственной игры.