image

Несколько раз меня спрашивали о способах стерилизации советских аппаратов, отправлявшихся на Венеру, и о том, могли ли на них занести микроорганизмы. Решил дать развернутый ответ.

Но для начала решил выложить таблицу из своей книги по структуре облачного слоя Венеры. Кроме данных по давлению и температуре, я еще и расположил там данные с нефелометра и прибора ИФП «Веги-2», который получил распределение газов, содержавших фосфор/серу/хлор, по высоте. Хотел бы отметить, что максимум в облачном слое Венеры по данным нефелометра и ИФП отличаются из-за того, что нефелометр получал данные на дневной стороне Венеры, а ИФП на ночной. На ночной, облака немного снизились.

Таблицу с самыми точными данными по соотношению давлению/температура, опять же по данным с «Веги-2», можно скачать здесь.

Теперь к стерилизации. Так как основной моделью Венеры, при разработке наших первых спускаемых аппаратов, была принята так называемая «ионосферная» модель, подразумевавшая наличие жизни, то вопрос стерилизации стоял одним из первых.

Здесь хотелось бы отметить, что основная проблема была в герметичном объеме спускаемого аппарата. Наружная поверхность спускаемого аппарата выдерживала вход в плотные слои атмосферы, во время которой не выжил бы ни один живой организм. Перелетный модуль вообще сгорал в атмосфере. А вот внутри спускаемого аппарата, во время перелета, поддерживались достаточно комфортные условия для бактерий, так что стерилизовать нужно было именно его.

Наши первые межпланетные станции, направляемые на другие планеты, были простерилизованы по рекомендации Института микробиологии АН СССР смесью окиси этилена с углекислотой, соответственно 10-12% окиси этилена и 90-88% углекислоты, применяемой для уменьшения взрывоопасности окиси этилена.

Однако в 1964 году уже Центральный научно-исследовательский дезинфекционный институт Минздрава СССР рекомендовал более эффективную по бактерицидности газовую смесь окиси этилена (60%) и бромистого метила (40%), названную смесью ОБ. Высокая эффективность смеси ОБ достигается благодаря бактерицидности обоих её компонентов.

Также изучение жидкостей ЛЗТК-2 и ЛЗТК-3, используемых в системах термостатирования космических кораблей типа 3МВ, показало, что эти жидкости обсеменены споровыми микробами и не обладают бактерицидными и бактериостатическими свойствами. Кишечная палочка и золотистый стафилококк сохранили свою жизнеспособность при пребывании в этих жидкостях в течение 30 дней. Результаты проведенных исследований показали, что эти жидкости необходимо стерилизовать. Например, при нагревании до 180 градусов Цельсия в течение 45 минут.

Новые правила были утверждены в мае 1966 года. Вот только первый земной спускаемый аппарат вошел в атмосферу Венеры уже 1 марта 1966 года (станция «Венера-3»), и я не могу сказать, проводили ли на этом СА стерилизацию жидкости.

Про конструкцию СА «Венеры-3» вообще мало известно. Не смотря на то, что эта станция первой достигла Венеры, сигнал от нее не получили. Более известна следующая станция — «Венера-4». На той станции вообще отказались от газо-жидкостной системы терморегуляции, применив более надежную, газовую. Стерилизация этой станции также проводилась. Вот выписка из технического описания данной станции:

«Внутренние полости окончательно собранного спускаемого аппарата АМС подвергаются газовой стерилизации смесью ОБ в объеме предусмотренном ОКБ-1 в инструкции ИН-53А1. При стерилизации производится подогрев СА до 35 градусов С в течении ~ 20 часов с последующим многократным вакуумированием и заполнением сухим азотом»

image
Аналог СА «Венеры-4» в мемориальном музее космонавтики

После «Венеры-4», узнав о тяжелых условиях на ее поверхности, стерилизацию аппаратов прекратили. По крайней мере, в документах об этом уже не упоминается.

Возникает вопрос, а могли ли наши СА занести микроорганизмы в облачный слой Венеры? Это могли сделать только те станции, которые разрушались в облачном слое Венеры из-за высокого давления, не успев долететь до поверхности. Это были четыре станции (в скобках температура при которой они разрушились): «Венера-3» (неизвестно), «Венера-4» (262? С), «Венера-5/6» (326? С).

Видно, что «Венеры-5/6» разрушились при достаточной большой температуре. Земные микроорганизмы при такой температуре не выжили бы. Это же можно сказать и про «Венеру-4». Плюс она гарантировано была тщательно простерилизована.

Так что вопрос остается только по «Венере-3». По сравнению с «Венерой-4» у нее был менее прочный корпус, и он должен был разрушиться на большей высоте, ориентировочно, при температуре порядка 130? С. Что, тоже, конечно, не мало. Плюс, газовую стерилизацию он точно проходил, нельзя только сказать, была ли нам нем не простерилизованная жидкость. К сожалению, без телеметрии нельзя сказать, на какой высоте он разрушился. Так что вопрос остается. И вряд ли на него можно будет когда-нибудь дать точный ответ.