![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/c45/2e1/6e2/c452e16e2138d11ad9dd54314929c128.jpg)
Китайский корабль официально вернулся на Землю. Это занимательное событие произошло 8 мая в 13:49 по Пекинскому времени (5:49 UTC).
В этой же статье немного разберу его полет. В частности, оценю энергетику корабля. При полетах к Луне это будет важно. Для анализа привлекались ТЛЕшки с сайта www.space-track.org Объект 2020-027A
Носитель отправил корабль на орбиту с параметрами: перигей- 169 км, апогей — 384 км, наклонением 41.08 градуса. По крайней мере эти параметры НОРАД выдал на него на втором витке.
Сброс головного обтекателя:
Собственно вскоре после выведения корабль начал корректировать свою орбиту. Если на пятом витке корабль был на орбите 234 км/621 км, а на девятом — 306 /726 км.
Чтобы так поднять орбиту корабль должен был изменить скорость на 85 м/с и 49 м/с.
Параллельно было выпущено официальное сообщение Китайской аэрокосмической и технологической корпорации (CASC/China Aerospace Science and Technology Corporation), в котором говорилось:
5-я Академия аэрокосмической науки и техники ведёт управление экспериментальным пилотируемым кораблём нового поколения после его выведения на орбиту 5 мая на ракете-носителе CZ-5B. Корабль развернул панели солнечных батарей, сориентировав их на Солнце, и ретрансляционные антенны в соответствии с планом полёта.
В настоящее время, экспериментальный КК имеет стабильную ориентацию, нормальное энергоснабжение, действующие измерительные и контрольные линии и т.п. Состояние систем КК штатное, корабль продолжает полёт по высокоэллиптической орбите.
По плану полёта будут реализованы ещё три подъёма орбиты с заключительным торможением в апогее перед возвращением в предполагаемую зону посадки.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/614/dc0/6bc/614dc06bcfb3fbf9242343773a51bb95.jpg)
Дальше в данных НОРАД небольшой перерыв и следующая информация о девятнадцатом витке.
На нем корабль уже был на орбите с параметрами 327 / 4987 км. Очень приличная орбита. Чтобы на нее попасть, необходимо было отработать импульс в 832 м/с.
При такой орбите корабль уже очень серьезно «забирается» в радиационные пояса Земли. Там уже опасные дозы, люди на такой высоте обычно не летают. Для эксперимента на корабль поместили семена для изучения воздействия радиации.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/757/5bc/e4e/7575bce4ecd93235aec17aff446a563a.jpg)
Также во это время на корабле был проведен эксперимент по 3Д печати в невесомости:
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/51a/10d/8a2/51a10d8a21b5e0bd3db77de017d7b993.jpg)
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4d9/32a/bbe/4d932abbe1a21d74edcbcaab21f6af40.jpg)
Еще был снимок с наружной камеры:
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/991/848/729/991848729f9123a0ec9b629230de02c9.jpg)
На двадцать третьем витке корабль оказался на орбите с параметрами 529/ 6285 км. Для перехода на эту орбиту достаточно импульса в 216 м/с, а орбита выглядит заметно ниже обещанной в 8000 км, но не все так просто. Дело в том, что последним импульсом корабль не только поднял орбиту, но и изменил наклонение. Было 41,08 градуса, стало 42,85. Разница выглядит небольшой, но на подобную смену наклонения необходимо изменить скорость на 141 м/с.
Причем, если бы он не изменял наклонение, а потратил эту энергию на высоту, то корабль оказался бы на орбите с апогеем в 7600 км., что достаточно близко к обещанному. Причина смены наклонения не ясна. Очень может быть, что корабль почему-то нарушил ориентацию во время коррекции.
![](https://habrastorage.org/webt/0a/wi/di/0awidikgb11kerpqljd5pyquevu.jpeg)
Собственно это был последняя операция по изменению орбиты. Корабль отработал тормозной импульс и пошел на посадку. Поисковые службы поймали корабль вскоре после раскрытия трехкупольного парашюта, и было опубликовано официальное сообщение о успешном возвращении корабля на Землю.
Спуск на парашютах:
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/d4b/629/b57/d4b629b575c891dcac5b3aa865ab0e9f.png)
По ТЛЕшкам это оценить сложно, но для спуска с финальной орбиты кораблю нужно отработать порядка 120 м/с. Так что теперь можно точнее оценить общую скорость на которую способен данный корабль. У меня получилось 1450 м/с. Запас должен быть, так что, думаю, на 1500 м/с рассчитывать можно. Весьма приличный запас. При отправке корабля к Луне (при наличии нужного носителя) этого будет достаточно и для коррекций по пути к Луне, выхода на орбиту спутника Луны и сход с нее для возвращения на Землю.
Видео посадки:
Несколько необычно выглядел спускаемый аппарат после посадки.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/c45/2e1/6e2/c452e16e2138d11ad9dd54314929c128.jpg)
![](https://habrastorage.org/webt/w7/hj/xd/w7hjxdtarzpobwqaozl8_ihqxtc.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/zw/lx/9b/zwlx9beueeajl0wbjcsuxxasofi.jpeg)
Такой вид, как будто на нем применена не многоразовая, а абляционная уносимая теплозащита. Если это правда, то достаточно интересный факт. Это означает, что Китай в первую очередь создал корабль для полета к Луне, без сложных дополнительных требований, не влияющих на этот результат. В этом случае их корабль может быть даже надежнее, хотя под каждый пуск его придется создавать с нуля.
![](https://habrastorage.org/webt/p2/s_/aw/p2s_awbq16mdzy7mlucejcoiauy.jpeg)
Javian
off
Честно говоря думал, что в следующей строке будет написано про сходство с пепелацем.