Связано это с попыткой Nvidia решить проблему с конденсаторной группой из шести элементов типа SP-CAP в тыльной части GPU, которые плохо справлялись с работой на высоких частотах, что приводило к сбоям. Основные проблемы связаны с картами производителя Zotac — именно у него все шесть конденсаторов были проблемного типа.
О проблемах с SP-CAP стало известно как от самих пользователей, так и от производителей, которые сообщали о том, что конденсаторы не справляются с работой на максимальных частотах. При этом при использовании конденсаторов MLCC по информации от самих производителей (MSI, ASUS), проблема решалась.
Представители Nvidia пытались прокомментировать проблему с производительностью, но вышло неочень:
Что касается сторонних плат, наши партнеры регулярно разрабатывают свои дизайны, и мы тесно сотрудничаем с ними в этом процессе. Соответствующее количество групп конденсаторов SP-CAP и MLCC может варьироваться в зависимости от дизайна и не обязательно является показателем качества
После этого, 28 сентября, был выпущен патч драйвера Game Ready, который программно ограничивает частоты GPU-ядра RTX 3080 до значений стабильной работы конфигурации с конденсаторами SP-CAP.
Чтобы понять причины такого инженерного «косяка», нужно пояснить, что это за конденсаторы за GPU.
По спецификациям Nvidia, производитель должен размещать за GPU шесть конденсаторов для фильтрации высокочастотных колебаний на шинах напряжения NVVDD и MSVDD. Тут на выбор предлагались одновременно более дешевые танталовые конденсаторы SP-CAP (POSCAP), так и более дорогие, но эффективные для такой задачи, керамические конденсаторы MLCC. Сама Nvidia в своей стоковой конфигурации использует и те, и другие конденсаторы, балансируя между надежностью и стоимостью продукта. Производители более дорогих брендов игрового железа, такие как MSI и ASUS, предпочли керамические MLCC, а вот бюджетные Zotac на все шесть слотов воткнули элементы типа SP-CAP.
Однако патч затрагивает и владельцев карт всех конфигураций и производителей, вне зависимости от типа конденсаторов и вендора. По всей видимости, Nvidia пытается таким образом «замолчать» текущую проблему с неудачным инженерным решением на старте продаж и откладывает решение вопроса с дефектными видеокартами «на потом».
Еще одной причиной возникшей проблемы производители называют то, что между анонсом и стартом продаж прошло слишком мало времени, плюс сама Nvidia предоставила драйвера на свой продукт буквально в последний момент. Таким образом, производители не имели достаточно времени для адекватного тестирования собранных ими видеокарт, что привело к выявлению проблем с конденсаторами SP-CAP уже у пользователей, после начала продаж.
Общее занижение частоты сейчас составляет около 5-7% и пока не сильно отражается на пользовательском опыте: объективно, в ПК-гейминге не так много проектов, которые бы могли заставить RTX 3080 задыхаться. Однако как Nvidia, Zotac и другие производители будут решать проблему с дефектными картами, на элементарной базе которых «сэкономили» — вопрос открытый. Кроме того, Nvidia сейчас ударила сразу по всем владельцам новых RTX 3080, в том числе и от более дорогих производителей, тогда как проблемы наблюдаются только на некоторых моделях.
istepan
Что значит не справляются?
Если сгорели от перегрузки, то это проблема производителя, которую ему же исправлять по гарантии.
CrashLogger
Они не сгорают, просто не фильтруют помехи по питанию. А должны фильтровать. Из-за этого могут происходить сбои в работе GPU.
staticmain
Я так понимаю, что на максимальной частоте они начинают не успевать фильтровать шумы и в итоге включается система коррекции которая влияет на скорость вычислений.
bm13kk
При большой нагрузке оно крашится. Иногда даже крашет винду. То есть сохранение железа ценой потери производительности.
nidalee
Там потери производительности и пары процентов не наберется.
Еще стоит учесть, что обещанный буст у Nvidia — ~1700, все выше — по определению разгон. Лимит сейчас вроде как на уровне 2000, даже не близко к 1700.
p_fox
"частота работы видеоядра карты снизилась с ~2100 МГц до 2000 МГц или даже ниже"
Это уменьшение примерно на 4-5% с пропорциональным уменьшением производительности.
Но, учитывая, что карты и так разгоняются гораздо выше номинальных частот, это не такая уж проблема.
nidalee
iproger
Это базовые частоты. Представьте завтра Интел программно залочит процессоры на base clock без турбобуста с потерей от 10 до 30% производительности. Вы тоже скажите это же разгон, базовые частоты есть же?
nidalee
Нет, базовая частота 3080 — 1,44ГГц. Буст — 1,71. Все выше — заводской разгон.
По аналогии с Intel это как раз все выше 5ГГц.
Спецификации
n0isy
К слову сказать, всякие микрокоды после дырок в процах, снижающие производительность впилили, никого не спросив.
bm13kk
1 Железо остается в порядке в любом случае.
2 Я говорю про производительность когда оператор теряет время на рестарт и восстановление до того состояния, что было до краша.
3 Эти пара процентов уже не кажутся такими несущественными, когда разница между 3080 и 3090 10-15%.
4 Судя по слухам — эти пара процентов могут позволить АМД обогнать 3080. И тогда мы меньше, чем через полгода увидим линейку супер, которая обесценивает текущую 3080.
nidalee
Я, конечно, только за — но это надежда на чудо. Опять.
JohnSmith2
Нет, не сгорели, а не справляются с фильтрацией импульсных помех.
EVolans
Только вот пользователю без разницы причина выхода по большому счету, он скорее всего сменит не zotac на gigabyte, а nvidia на amd.