За последний год продажи планшетов немного выросли. При сравнении продаж за второй квартал 2019 и 2020 года, отгрузка увеличилась на 6 млн девайсов и составила в общей сложности 38,6 млн штук по всему миру. При этом значительную долю рынка получили устройства Samsung — сейчас, по отчетам, они на втором месте с долей в 22% рынка. Больше только у Apple. Компания из Купертино доминирует на рынке планшетов, на ее долю приходится около 60% всех продаж в этом году.
Однако эти цифры показывают только одно — временный всплеск спроса на фоне эпидемии Covid-19 и абсолютный тупик, в который зашли производители. Кажется, что производство планшетов — это просто инертное движение и игра на выдержку между Apple и Samsung. Для первых планшеты важны: у них не так много устройств для потребителей, которые бы можно было продать. Samsung же, кажется, просто создает конкурентную среду, выцарапывая для себя часть рынка у своего извечного соперника на мобильном сегменте.
О стагнации планшетов как концепции очень ярко свидетельствуют статистические данные. Давайте посмотрим на долю ПК, смартфонов и планшетных устройств:
Кликабельно. Статистика рынка за последние 8 лет
Лучший показатель был у планшетов в сентябре 2014 года — 6,8% рынка по сравнению со смартфонами и десктопами (ноутбуками). Сейчас эта цифра составляет 2,62% и продолжает падать.
Именно в сентябре 2014 года Apple показала iPhone 6 и новые iPad air 2 и iPad mini 3. После этой презентации ни Apple, ни другим производителям не удалось повторить этот успех: в 2014 году только Apple продала 68 млн iPad при общих продажах в 239,6 млн девайсов, тогда как сейчас весь рынок планшетов целиком составляет 144 млн устройств. С пика рынка в 2014 году продажи сократились на ~95 млн.
Просто сравните, как росли продажи смартфонов примерно в тот же временной период по данным Alexa. А ведь смартфон как концепция массового устройства является, фактически, ровесником планшетов, если за точку отсчета брать первые iPad.
Статистика продаж смартфонов по всему миру
Что пошло не так?
Как показывает практика, все устройства с функциями ввода-вывода можно условно разделить на две категории.
Первая — универсальная. Под нее подпадают персональные компьютеры и ноутбуки. Достаточная свобода действий для пользователя, производительность, ремонтопригодность, ширина конфигураций, а в случае ноутбуков — еще и мобильность перемещения.
Вторая — узкоспециализированная. Это, например, большие тач-скрины, которые пригодились в банкоматах, бортовые и мобильные навигаторы, пауэрбанки и прочая специфичная электроника, которая выполняет какую-то одну конкретную функцию.
О планшетах мечтали давно, я писал об этом в своем тексте про эволюцию Microsoft. О них мечтали еще со времен оригинального Star Trek. О планшете мечтал Билл Гейтс, а позже эту мечту воплотили в жизнь инженеры Apple. Проблема в том, что задумывался планшет как устройство первой, универсальной категории, точнее, его видели таковым его создатели.
Зачем клавиатура, мышь, если есть большой тачскрин? Зачем сидеть за столом, если можно уютно усесться в кресло с планшетом в руках или вообще лечь в постель? Планшеты продвигались как устройства для работы и отдыха, как волшебная палочка, которая избавит человечество от рабства ноутбуков и персональных компьютеров.
Первым звоночком стали фирменные подключаемые клавиатуры. Годы эксплуатации показали, что набор текста на огромном экране с помощью qwerty-раскладки — еще то себе приключение. И, внезапно, планшет как рабочий инструмент стал болезненно похож на ноутбук:
В этот момент интерес к планшетам, как к универсальным рабочим устройствам, стал угасать. «Хапнув горя» с подключаемыми клавиатурами и несовершенными мобильными платформами, имеющими ряд ограничений, люди выстроились в очередь за легкими ультрабуками и прочими Macbook Air.
В этот момент, как раз примерно в 2014-2015 годах пришло осознание, что планшет — либо дорогая игрушка для просмотра YouTube в постели, либо просто мобильная интерактивная доска, если говорить о профессиональном применении.
После смещения фокуса внимания аудитории в контексте планшетов как развлекательных медиаустройств, свой удар нанесли смартфоны.
Изначальный прицел, конечно же, был на ПК и ноутбуки, но на самом деле сильнее всего пострадали от увеличения диагонали смартфонов именно планшеты.
Давайте вспомним стандарт диагонали для мобильников до 2015 года. Это 4,5-5 дюймов. Сейчас такие устройства физически невозможно найти, если мы говорим о чем-то современном, именитом и производительном, из среднего класса и выше. Сейчас стандартной диагональю экрана является 6-6,3". И, внезапно, это более чем приемлемый размер для просмотра видео в полевых условиях, чтения прессы, книг, ознакомления с лентами социальных сетей и даже простенькой работы с документами в режиме «на коленке». при этом использование «вытянутого» вверх формата позволяет пользователям иметь в распоряжении достаточно большую рабочую область при сохранившемся комфорте ввода с qwerty-клавиатуры двумя руками.
Смартфон стал полноценным универсальным устройством. Он не может заменить ноутбук или ПК по ряду софтверных и аппаратных ограничений, но вести рабочую переписку, мониторинг или ознакомиться с документами — пожалуйста. И планшет тут не нужен.
Также смартфон вытеснил планшеты и из сферы развлечений. YouTube, Tiktok, концепции веб-разработки «mobile first» — все это делает громоздкие, тяжелые и дорогие планшетные устройства просто ненужными.
Выдавленные из широкого обихода ноутбуками и смартфонами планшеты сейчас пытаются закрепиться в «детском» сегменте. Все чаще планшеты приобретаются именно для детей младшего и среднего школьного возраста, как замена интерактивной доске или набору учебников.
Остался жив планшет и в некоторых профессиональных областях, хотя тут его будущее еще сомнительнее на фоне все более легких и мощных ультрабуков. шутка ли, полноценная рабочая станция весом около 1,2 кг или меньше со стандартным экраном в 14", против условного iPad Pro 12,9" 2017 года, который весит без чехла 730 грамм.
Но если вернуться к теме школьников, то тут не все так просто. В плане обучения в противовес планшету сейчас есть более специализированные и при этом более приемлемые устройства. Я говорю конечно же о читалках.
Это буквально рабочий кейс, с которым я лично столкнулся пару недель назад: родители пятиклассников массово покупают своим чадам читалки, чтобы те не таскали за спиной гору тяжелых книг. Какой-то видеоконтент дети потребляют как и взрослые — с экранов рабочих станций или смартфонов, а если у них есть планшет, то скорее всего он был приобретен в лучшем случае несколько лет назад.
В плане интересов, детей вовсе сейчас больше интересуют производительные ноутбуки или даже персональные компьютеры, их не удивить минимизацией или мобильностью, а вот возможность комфортно запустить условный Minecraft — весомый для них аргумент.
Таким образом, планшет все больше и больше превращается в избыточную дорогую игрушку с тачскрином, которая толком ничего не умеет. С развитием смартфонов, читалок и ноутбуков в них все меньше и меньше смысла. Об этом явно говорит рост продаж как ноутбуков, так и смартфонов по всему миру. Падают, и ощутимо — только планшеты и, вероятно, уже через десять лет мы увидим их только в качестве платформы для электронного меню в каком-нибудь баре, но даже там проще поставить небольшой стационарный терминал за каждым столом, чем раз в сутки заряжать этот девайс.
Эпично! Мощнейшие серверы на базе новейших процессоров AMD EPYC для размещения проектов любой сложности, от корпоративных сетей и игровых проектов до лендингов и VPN.
Однако эти цифры показывают только одно — временный всплеск спроса на фоне эпидемии Covid-19 и абсолютный тупик, в который зашли производители. Кажется, что производство планшетов — это просто инертное движение и игра на выдержку между Apple и Samsung. Для первых планшеты важны: у них не так много устройств для потребителей, которые бы можно было продать. Samsung же, кажется, просто создает конкурентную среду, выцарапывая для себя часть рынка у своего извечного соперника на мобильном сегменте.
О стагнации планшетов как концепции очень ярко свидетельствуют статистические данные. Давайте посмотрим на долю ПК, смартфонов и планшетных устройств:
Кликабельно. Статистика рынка за последние 8 лет
Лучший показатель был у планшетов в сентябре 2014 года — 6,8% рынка по сравнению со смартфонами и десктопами (ноутбуками). Сейчас эта цифра составляет 2,62% и продолжает падать.
Именно в сентябре 2014 года Apple показала iPhone 6 и новые iPad air 2 и iPad mini 3. После этой презентации ни Apple, ни другим производителям не удалось повторить этот успех: в 2014 году только Apple продала 68 млн iPad при общих продажах в 239,6 млн девайсов, тогда как сейчас весь рынок планшетов целиком составляет 144 млн устройств. С пика рынка в 2014 году продажи сократились на ~95 млн.
Просто сравните, как росли продажи смартфонов примерно в тот же временной период по данным Alexa. А ведь смартфон как концепция массового устройства является, фактически, ровесником планшетов, если за точку отсчета брать первые iPad.
Статистика продаж смартфонов по всему миру
Что пошло не так?
Первая проблема планшета — мертворожденная концепция
Как показывает практика, все устройства с функциями ввода-вывода можно условно разделить на две категории.
Первая — универсальная. Под нее подпадают персональные компьютеры и ноутбуки. Достаточная свобода действий для пользователя, производительность, ремонтопригодность, ширина конфигураций, а в случае ноутбуков — еще и мобильность перемещения.
Вторая — узкоспециализированная. Это, например, большие тач-скрины, которые пригодились в банкоматах, бортовые и мобильные навигаторы, пауэрбанки и прочая специфичная электроника, которая выполняет какую-то одну конкретную функцию.
О планшетах мечтали давно, я писал об этом в своем тексте про эволюцию Microsoft. О них мечтали еще со времен оригинального Star Trek. О планшете мечтал Билл Гейтс, а позже эту мечту воплотили в жизнь инженеры Apple. Проблема в том, что задумывался планшет как устройство первой, универсальной категории, точнее, его видели таковым его создатели.
Зачем клавиатура, мышь, если есть большой тачскрин? Зачем сидеть за столом, если можно уютно усесться в кресло с планшетом в руках или вообще лечь в постель? Планшеты продвигались как устройства для работы и отдыха, как волшебная палочка, которая избавит человечество от рабства ноутбуков и персональных компьютеров.
Первым звоночком стали фирменные подключаемые клавиатуры. Годы эксплуатации показали, что набор текста на огромном экране с помощью qwerty-раскладки — еще то себе приключение. И, внезапно, планшет как рабочий инструмент стал болезненно похож на ноутбук:
В этот момент интерес к планшетам, как к универсальным рабочим устройствам, стал угасать. «Хапнув горя» с подключаемыми клавиатурами и несовершенными мобильными платформами, имеющими ряд ограничений, люди выстроились в очередь за легкими ультрабуками и прочими Macbook Air.
В этот момент, как раз примерно в 2014-2015 годах пришло осознание, что планшет — либо дорогая игрушка для просмотра YouTube в постели, либо просто мобильная интерактивная доска, если говорить о профессиональном применении.
Вторая проблема планшета — увеличение диагоналей смартфонов
После смещения фокуса внимания аудитории в контексте планшетов как развлекательных медиаустройств, свой удар нанесли смартфоны.
Изначальный прицел, конечно же, был на ПК и ноутбуки, но на самом деле сильнее всего пострадали от увеличения диагонали смартфонов именно планшеты.
Давайте вспомним стандарт диагонали для мобильников до 2015 года. Это 4,5-5 дюймов. Сейчас такие устройства физически невозможно найти, если мы говорим о чем-то современном, именитом и производительном, из среднего класса и выше. Сейчас стандартной диагональю экрана является 6-6,3". И, внезапно, это более чем приемлемый размер для просмотра видео в полевых условиях, чтения прессы, книг, ознакомления с лентами социальных сетей и даже простенькой работы с документами в режиме «на коленке». при этом использование «вытянутого» вверх формата позволяет пользователям иметь в распоряжении достаточно большую рабочую область при сохранившемся комфорте ввода с qwerty-клавиатуры двумя руками.
Смартфон стал полноценным универсальным устройством. Он не может заменить ноутбук или ПК по ряду софтверных и аппаратных ограничений, но вести рабочую переписку, мониторинг или ознакомиться с документами — пожалуйста. И планшет тут не нужен.
Также смартфон вытеснил планшеты и из сферы развлечений. YouTube, Tiktok, концепции веб-разработки «mobile first» — все это делает громоздкие, тяжелые и дорогие планшетные устройства просто ненужными.
Где теперь живут планшеты
Выдавленные из широкого обихода ноутбуками и смартфонами планшеты сейчас пытаются закрепиться в «детском» сегменте. Все чаще планшеты приобретаются именно для детей младшего и среднего школьного возраста, как замена интерактивной доске или набору учебников.
Остался жив планшет и в некоторых профессиональных областях, хотя тут его будущее еще сомнительнее на фоне все более легких и мощных ультрабуков. шутка ли, полноценная рабочая станция весом около 1,2 кг или меньше со стандартным экраном в 14", против условного iPad Pro 12,9" 2017 года, который весит без чехла 730 грамм.
Но если вернуться к теме школьников, то тут не все так просто. В плане обучения в противовес планшету сейчас есть более специализированные и при этом более приемлемые устройства. Я говорю конечно же о читалках.
Это буквально рабочий кейс, с которым я лично столкнулся пару недель назад: родители пятиклассников массово покупают своим чадам читалки, чтобы те не таскали за спиной гору тяжелых книг. Какой-то видеоконтент дети потребляют как и взрослые — с экранов рабочих станций или смартфонов, а если у них есть планшет, то скорее всего он был приобретен в лучшем случае несколько лет назад.
В плане интересов, детей вовсе сейчас больше интересуют производительные ноутбуки или даже персональные компьютеры, их не удивить минимизацией или мобильностью, а вот возможность комфортно запустить условный Minecraft — весомый для них аргумент.
Таким образом, планшет все больше и больше превращается в избыточную дорогую игрушку с тачскрином, которая толком ничего не умеет. С развитием смартфонов, читалок и ноутбуков в них все меньше и меньше смысла. Об этом явно говорит рост продаж как ноутбуков, так и смартфонов по всему миру. Падают, и ощутимо — только планшеты и, вероятно, уже через десять лет мы увидим их только в качестве платформы для электронного меню в каком-нибудь баре, но даже там проще поставить небольшой стационарный терминал за каждым столом, чем раз в сутки заряжать этот девайс.
На правах рекламы
Эпично! Мощнейшие серверы на базе новейших процессоров AMD EPYC для размещения проектов любой сложности, от корпоративных сетей и игровых проектов до лендингов и VPN.