Во время весеннего карантина гул самолетов, гудки автомобилей и низкочастотный фон со стороны дорог исчезли не только из нашей жизни. В Блумберге и BBC рассказали об исследовании поведения птиц в Сан-Франциско (США). Их пение стало заметнее и громче.
Мы решили выяснить, а что, собственно, такой эффект может напоминать. Подобен ли он тому, что происходит в музыкальной индустрии? Что с этого самим музыкантам и нам с вами?
Что происходит
Глобальная самоизоляция оставила отпечаток на акустическом фоне огромного числа загородных локаций и населенных пунктов. Сан-Франциско вместе с пригородом не стали исключением. В апреле ученые обратили внимание, что мост через пролив Золотые Ворота практически опустел, и решили проверить ряд «аудиогипотез», связанных с поведением определенного вида певчих воробьиных птиц, предпочитающих обитать на севере Канады и западе США. Эта тема была им хорошо знакома, плюс — имелись референсные записи для сравнения, полученные в этом месте еще в 2015 году, поэтому результаты исследования получились весьма интересными и убедительными.
Ученые выяснили, что пение птиц не просто стало заметнее для человека [на самом деле уровень громкости практически не изменился], что более важно — увеличилась вариативность содержания таких «композиций». Птицам удавалось спеть больше, чем в шумном окружении а значит — эффективнее обозначать территорию и коммуницировать.
Последняя задача как раз и требует большей вариативности — чтобы застолбить за собой пространство, воробьи увеличивают ее в два раза. Послушайте, как они звучат в разных локациях.
Как влияет шум
Птицы действительно адаптируются к окружающему их звуковому контексту — например, поют на более высоких частотах там, где присутствует постоянный низкочастотный гул. Эту гипотезу подтвердили специалисты, изучившие сигналы больших синиц в Лейдене (Нидерланды).
Но всему есть предел. Ученые подчеркнули, что некоторые виды и вовсе не способны менять поведение в разумные для выживания сроки, поэтому их присутствие угасает рядом с шумными магистралями и аэропортами. Такое положение дел объясняет и тот факт, что «перекрикивание» фона требует дополнительных энергозатрат, что не может не влиять на «содержание», ту самую вариативность пения птиц и их выживание. Эту зависимость показали для берлинских соловьев.
Что нам с этого
Если провести аналогию c тем, что происходит в музыкальной индустрии, можно наблюдать похожую связь. Шум, но на этот раз информационный, окружает аудиторию со всех сторон.
Политика, новости, соцсети, рекламные рассылки и уведомления не позволяют сосредоточиться на работе и как следует отдохнуть. Наш мозг — быстро привыкает к такой «диете», инстинктивно требует все более компактных и простых сигналов на вход. Их количество возрастает, поэтому концентрироваться на чем-либо становится намного сложнее. Так, еще пять лет назад в журнале Time рассказали об исследовании Microsoft, выявившем спад нашей способности удерживать внимание в среднем с 12 до 8 секунд, что уже на секунду «меньше, чем у золотой рыбки». Кстати, журналисты BBC так и не смогли подтвердить это сравнение, но всем ясно, что ситуация с отвлекающими факторами, в частности в режиме дистанционки, действительно существует.
С другой стороны, цифровизация шоу-бизнеса действительно открыла намного больше возможностей для музыкантов — записать, загрузить и выпустить трек сегодня может любой желающий. Но гарантирует ли практические полное отсутствие «трения» реальную возможность зарабатывать? Наша попытка найти ответ на этот вопрос, показала, что скорее нет.
Борьба за внимание слушателей только обострилась и стала обходиться дороже для самих музыкантов. Сегодня им приходится искать уже не студии звукозаписи, а новые способы привлечения инвестиций в продвижение своего творчества. В такой обстановке многие решают действовать прямолинейно — чтобы пробиться через толпу конкурентов и информационную повестку дня и другие отвлекающие аудиторию факторы, музыканты все чаще делают тексты песен проще: снижают вариативность тем и языковых конструкций, а уровень громкости инструментов и эффектов в треках — поднимают повыше. Эту тему на днях обсуждали на Хабре.
Смогут ли адаптироваться и завоевать наше внимание те, кто не готов выбирать столь простые решения? Помогут ли нам отыскать таких музыкантов алгоритмы или только подтолкнут их к окончательному уходу со сцены? Ждет ли их судьба тех видов птиц, которые уже не могут вить гнезда на придорожных столбах и опорах, завешанных surveillance-системами и окруженных гулом автомобилей? Поговорим об этом в комментариях и наших следующих материалах.
P.S. Иногда достаточно просто что-то напевать: что такое humming-эффект.
Что есть в нашем Мире Hi-Fi:
«Умопомрачительный ритм»: как наш мозг меняет состояния сознания
«За и против»: апскейлинг исторических видеороликов — почему он нравится не всем
Что послушать, когда пишешь код — рок-музыка, эмбиент и саундтреки из игр
beerware
Интересное сравнение. Видимо должны быть некие свойства взаимной ортогональности пения птиц и окружающего фона, как и мелодий разных птиц обитающих в одном ареале — между собой.
В конце концов, эволюция должна была решать задачу улучшения отношения сигнал/помеха для каждого вида
drWhy
Видимо, те же cdma, fdma, tdma ну и пространственное разнесение — человечество ведь неоригинально в этом смысле.
Вчера наблюдал любопытную картину — мелкие птицы, вероятно воробьи, всей стаей присели на ЛЭП, причём только на верхний заземляющий кабель или на опоры — либо чуют опасность, либо учёные.
Несколько более крупных птиц последовали за ними, вначале было похоже на охоту. При подлёте крупных птиц воробьи разлетались, освобождая для них место, но экономно так, около метра.